О наступательном и оборонительном союзе 4 страница
17. Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в современном мире / Н. А. Нарочницкая. — Москва : Алгоритм, 2009.
18. Никонова, С. И. Духовная жизнь советского общества в 1965— 1985 гг.: Идеология и культура / С. И. Никонова. — Казань, 2006.
19. Новейшая история России: 1914—2002 : учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. — Москва : Юрайт-Издат, 2004.
20. От оттепели до застоя: Сборник воспоминаний бывших пар- тийных и государственных деятелей. — Москва, 1990.
21. «Пражская весна» и международный кризис 1968 г. — Москва : Международный фонд «Демократия», 2010.
22. Попцов, О. Хроника времен «царя Бориса» / О. Попцов. — Москва, 1995.
23. Рыжков, Н. Перестройка: история предательств / Н. Рыж- ков. — Москва, 1992.
24. Согрин, В. В. Политическая история современной России. 1985—2001. От Горбачева до Путина / В. В. Согрин. — Москва : ИН- ФРА-М ; Весь мир, 2001.
25. Солженицын, А. И. Как нам обустроить Россию? / А. И. Сол- женицын. — Москва, 1990.
26. Стародубровская, И. В. Великие революции: от Кромвеля до Путина / И. В. Стародубровская, В. А. Мау. — Москва, 2001.
27. Фортунатов, В. В. Новейшая история России в лицах. 1917— 2008 / В. В. Фортунатов. — Санкт-Петербург : Питер, 2009.
28. Хлебников, П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России / П. Хлебников. — Москва, 2001.
29. Хлевнюк, О. В. Роковая реформа Н. С. Хрущева: разделение партийного аппарата и его последствия. 1962—1964 гг. / О. В. Хлев- нюк // Российская история. — 2012. — № 4. — С. 164—178.
30. Шевелев, В. Н. Все могло быть иначе: альтернативы в истории России / В. Н. Шевелев. — Ростов-на-Дону, 2009.
31. Шубин, А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР / А. В. Шубин. — Москва, 2008.
32. Чешко, С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ / С. В. Чешко. — 2–е изд. — Москва, 2000.
33. Шикман, А. И. Деятели отечественной истории : библ. сл.-спр. : в 2 кн. / А. И. Шикман. — Москва : АСТ-ЛТД, 1997. — Кн. 2. — С. 178—180.
34. Экономическая повседневность в жизни россиян (1917— 2007 гг.) : учеб. пособие. Вып. 1 / под ред. В. В. Фортунатова. — Санкт-Петербург : Петербургский ун-т путей сообщения, 2008.
35. Уэллс, Г. Д. Всеобщая история мировой цивилизации / Г. Д. Уэллс. — 2-е изд. — Москва : Эксмо, 2007.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Найдите современников:
Л. И. Брежнев | а) А. И. Рыков; б) Р. Никсон; в) Р. Пуанкаре | |
Ю. В. Андропов | а) Э. Людендорф; б) Ф. Миттеран; в) Г. К. Маннергейм | |
К. У. Черненко | а) И.фон Риббентроп; б) Р. Рейган; в) Г. Димитров | |
М. С. Горбачев | а) И. Эренбург; б) М. Тетчер; в) С. П. Королёв |
Задание 2.На основе учебной литературы определите ос- новное содержание экономических реформ 1965 г., выясните причины их противоречивости и незавершенности.
Задание 3.Объясните, что такое военно-стратегический паритет? Когда он был достигнут и в чем проявлялся?
Задание 4.Объясните, что такое «развитой социализм»?
Как его понимали власти и воспринимала общественность?
Задание 5.Сопоставьте различные подходы к реформиро- ванию советской экономики, существовавшие в 1982—1991 гг. Заполните таблицу.
Реформатор, год | Цели | Результаты | |
1982 г. Ю. В. Андропов | |||
1985—1988 гг. М. С. Горбачев |
Окончание таблицы
Реформатор, год | Цели | Результаты | |
1990 г. Н. И. Рыжков | |||
1990 г. Г. Явлинский, С. Шаталин | |||
1991 г. В. С. Павлов |
Задание 6.Прочитайте фрагмент документа, характери- зующий экономическую политику российского правительства по ослаблению государственного регулирования в сфере ценооб- разования, и ответьте на вопросы:
1. Чем обусловлены меры правительства по переходу к ли- берализации цен?
2. Насколько выполнимой оказалась задача возвращения деньгам роли стихийного регулятора цен и производства?
3. Насколько выполнимой оказалась задача разрушения мо- нополии посредников в торговых сетях страны?
4. Какие последствия имело проведение указа в жизнь для основной массы населения страны?
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР № 297
«О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН»
От 3 декабря 1991 года
В соответствии с постановлением Съезда народных депута- тов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:
1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю- щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию про- изводственно технического назначения, товары народного по- требления, работы и услуги. Государственные закупки сельско- хозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
2. Установить со 2 января 1992 г. применение государствен- ных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организаци-
ями, независимо от форм собственности, только на ограничен- ный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням соглас- но приложениям № 1 и 2.
3. Правительству РСФСР:
— определить предельный уровень цен и тарифов на кон- кретные виды продукции производственно-технического назна- чения, основные потребительские товары и услуги, предусмот- ренные в приложениях № 1 и 2 к настоящему Указу, и порядок их регулирования;
— по мере необходимости изменять номенклатуру продук- ции производственно-технического назначения, товаров народ- ного потребления и услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам и тарифам, а также долю продукции, от- пускаемую на свободную реализацию;
— ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;
— осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверен- ными государствами — бывшими союзными республиками пе- реход на расчеты по согласованной межгосударственной номен- клатуре поставок товаров и продукции, как правило, по миро- вым ценам.
4. Министерству экономики и финансов РСФСР разработать положение о порядке применения свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, а также с учетом ан- тимонопольного законодательства порядок применения эконо- мических санкций за нарушение государственной дисциплины цен и довести их до заинтересованных организаций и пред- приятий.
Приводится по: О мерах по либерализации цен : указ Президента РСФСР
№ 297 от 3 дек. 1991 г. (в ред. от 7 окт. 1993 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878.
Задание 7.Объясните, что означало «новое мышление» в международной политике СССР и к каким результатам оно
привело? Покажите разные точки зрения на данную проблему. Аргументируйте собственные взгляды по данному вопросу.
Задание 8.Прочитайте фрагмент работы американского социолога и футуролога Э. Тоффлера и ответьте на вопросы:
1. Какие негативные последствия для человечества создает научно-техническая революция и информационное общество?
2. Что, по мнению автора, характерно для современных культурных и политических изменений в отличие от аналогич- ных изменений в прошлом?
3. Что является более реальной угрозой для современного человека, живущего в эпоху НТП, чем голод и экологическая катастрофа?
4. В чем Э. Тоффлер видит возможности человека для вос- приятия и приспособления к «футуршоку»?
5. Согласны ли вы с аргументами, которые приводит автор в подтверждение своих идей?
ЭЛВИН ТОФФЛЕР
«ФУТУРОШОК»
Технология создает новые возможности. Техническое раз- витие состоит из трех фаз, которые образуют замкнутый цикл. Первая — рождение и первичное осуществление идеи. Вто- рая — практическое выполнение. Третья — распространение в обществе. Процесс полностью завершен, когда распростране- ние новой технологии генерирует новые творческие идеи. Сего- дня становится очевидным, что время между фазами сокращает- ся. Известно, что 90 % ученых, существовавших на Земле, жи- вут в настоящее время, и научные открытия совершаются каж- дый день. Главное отличие наших современников от предков заключается в колоссальном сокращении времени между созда- нием идей и их практическим воплощением. Аполлоний Перг- ский описал конус, но лишь через две тысячи лет это открытие стали использовать в инженерном деле. Понадобилось несколь- ко столетий на то, чтобы открытие Парацельсом эфира для це- лей анестезии стало употребляться в медицине.
Еще в 1836 г. была изобретена машина, которая косила, мо- лотила, вязала снопы и насыпала зерно в мешки. Она отражала
технологию двадцатилетней давности. Тем не менее потребова- лось столетие, чтобы в 1930 г. появился современный комбайн. Первый патент на пишущую машинку выдан в Англии в 1714 г., но только через 150 лет она приобрела коммерческое употреб- ление. Столетие ушло на воплощение в жизнь — массовое про- изводство консервов открытым Николасом Аппертом способом консервирования пищи. Ныне подобное промедление для чело- вечества — непозволительная роскошь. Мы не только творчески продуктивнее наших предков, но материально богаче, техниче- ски более вооружены для того, чтобы существенно сократить период между двумя фазами инновационного цикла. Поскольку сегодня требуется меньше времени, чтобы довести идею до по- требителя, ее распространение в обществе занимает меньше времени.
Согласно расчетам Роберта Б. Янг из Стэнфордского иссле- довательского института, промежуток времени между появле- нием первых электроприборов и пиком их популярности посто- янно сокращается. Для пылесосов, электрических плит и холо- дильников, созданных в США до 1920 г., интервал между вы- пуском и пиком популярности составил 34 года. Для товаров, появившихся на рынке в 1939—1959 гг. (электрические сково- родки, телевизоры и стиральные машины), он равнялся всего 8 годам. Запаздывание сократилось на 76 %. Каждое нововведе- ние изменяет существующие технические приемы и технологии, стимулируя их новые комбинации, возможное количество кото- рых растет в геометрической прогрессии, в то время как число новых машин и технологий — в арифметической. Яркий при- мер — производство компьютеров, новые модели которых по- являются с постоянным ускорением и продуцируют изменение всего технопарка планеты.
Очень важно и то обстоятельство, что совершенствование техники влияет как на техническое, так и на социальное окру- жение человека. Новые изобретения часто выступают источни- ком для новых социальных, философских и интеллектуальных решений. Технологические инновации резко изменяют образ жизни и картину мира людей.
Часы появились вслед за тем, как Ньютон представил мир в виде гигантского часового механизма. Его философские суж-
дения повлияли на интеллектуальное развитие человечества, которое уподобило пространство гигантским часам. После чего возникли идеи о причинно-следственных связях в природе и обществе. Часы изменили нашу концепцию времени: разделе- ние суток на 24 равных промежутка по 60 минут в каждом пре- образили наш образ и стиль жизни. Свое поведение и свои дела мы сверяем с ходом часовой стрелки и назначаем деловые встречи на определенный час. Если технику и технологию счи- тать движущим механизмом цивилизации, то знания можно уподобить топливу для него. По мере приближения к нашим дням этот двигатель требует и пожирает все больше топлива.
В действительности процесс накопления и последующей реализации научных знаний на практике напоминает спираль.
Изобретение письменности, растянувшееся на многие сто- летия, являло собой гигантский скачок вперед. Следующий шаг в увеличении наших знаний был сделан в ХVI веке в связи с изобретением Гуттенбергом книгопечатания. До 1500 г. в Ев- ропе издавалось не более 1 000 книг за год. А это означает, что для создания библиотеки в 100 000 томов потребуется целое столетие. Через 450 лет, т. е. в 1950 г., в Европе ежегодно вы- пускалось 120 000 книг. Объем времени сократился от столетия до десяти месяцев. Уже в 1960 г. этот период сократился до 7,5 месяцев. В середине 60-х годов мировое производство книг превысило 1 000 наименований в день. Но известно, что каждая новая книга — дополнительный источник знаний.
До Гуттенберга было известно всего 11 химических элемен- тов. Двенадцатый, сурьму, он обнаружил самостоятельно. При сохранении таких темпов нынешняя периодическая таблица элементов насчитывала бы не более 30—40 наименований. Вме- сто этого за 450 лет открыто 70 химических элементов, после 1900 г. открытия следовали с периодичностью раз в каждые три года.
Резко увеличился темп научных открытий: количество научных журналов и статей, как и промышленная продукция, удваиваются каждые 50 лет. Выпуск научной и технической ли- тературы в мире вырос до 60 млн страниц в год. О природе че- ловека в последние 2—3 десятилетия мы узнали больше, чем за
всю предшествующую историю. Благодаря своей беспрецедент- ной способности к анализу, быстродействию и удобству в обра- ботке информации, компьютеры стали ныне главной силой ускорения процесса приобретения знаний.
В ускоряющемся мире сокращается время ответа на каждый раздражитель, а их суммарное число резко увеличивается. Сле- довательно, мир усложняется, а человеческая психика испыты- вает все большие нагрузки. Она не успевает привыкнуть к од- ному изменению, как требуется привыкание к другому.
Одновременно с усложнением структуры жизни увеличива- ется количество отведенных нам ролей и число необходимых выборов, что, в свою очередь, влечет за собой потерю ощуще- ния сложности современного мира. Человек теряется перед этой сложностью. Чем больше событий мелькает перед глазами, тем меньше времени отводится на пристальное и спокойное наблю- дение за каждым из них. Отсюда потеря ясности изображения. Предметы движутся быстрее и теряют четкие очертания.
Но чем выше ускорение жизненных перемен и больше этих перемен, тем труднее к ним приспособиться. В усложняющемся мире ситуации все меньше походят друг на друга. Они стано- вятся неповторимыми, уникальными, а следовательно, неожи- данными и сложными для человеческого восприятия. Прежний жизненный опыт все реже приходит на помощь. И это еще один фактор, снижающий способность к адаптации. Повышение ско- рости перемен заставило нас справляться не просто с более быстрым потоком, но и со все большим количеством ситуаций, которые не знакомы нам по личному опыту. С другой стороны, известно, что если окружающие вещи начинают изменяться, то скоро наступят перемены и внутри человека, в его психике.
Чтобы пережить то, что мы называем футурошоком, чело- век должен постоянно развивать свои способности к адаптации. Нужно найти совершенно новые способы зацепиться за убега- ющую действительность, поскольку старые устои общества и человека в нем — религия, национальность, семья и профес- сия — серьезно подорваны пронесшимся вихрем перемен.
Приводится по: Тоффлер Э. Шок будущего. М. : АСТ, 2002. С. 40—42.
Работа с понятиями, хронологией
Дайте определения следующих понятий:
Гражданское общество, демократия, правовое государство, дефолт, инфляция, коммерциализация искусства, рыночные ре- формы, «перестройка», «перестройка и ускорение», «новое по- литическое мышление», «шоковая терапия», «ваучерная прива- тизация», «номенклатурная приватизация», Содружество Неза- висимых Государств.
Назовите даты следующих событий: Отставка Н. С. Хрущева
Избрание Л. И. Брежнева первым секретарем ЦК КПСС Вступление войск стран Варшавского договора в Чехосло-
вакию
Подписание в Хельсинки Заключительного акта Общеевро- пейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Принятие новой Конституции СССР Ввод советских войск в Афганистан
Избрание Ю. В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС Избрание К. У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС Выборы народных депутатов СССР
«Бархатные» революции в странах Восточной Европы Избрание первого Президента СССР
Прекращение деятельности СЭВ и Варшавского Договора Распад СССР
Избрание первого Президента России
Политический кризис: противостояние Президента РФ и Вер- ховного Совета РФ
Принятие Конституции РФ Начало чеченской войны
Выборы в Государственную Думу Прекращение боевых действий в Чечне
Контрольные вопросы
1. К каким позитивным переменам привела реформа 1965 г. в промышленности? Какие проблемы она породила?
2. Чем можно объяснить причины появления диссидентско- го движения?
3.
4. Каковы причины реформирования политической и эко- номической системы в 1985—1991 гг.?
5. Был ли неизбежным распад СССР?
6. В чем заключались истоки «конфликта властей» в 1993 г.? Как завершился конституционный кризис?
7. Как изменилась политическая система РФ?
8. Какова социальная цена реформ 90-х гг.?
9. В чем новизна федеративной политики РФ в 90-е гг.?
10. Как изменилось международное положение СССР после 1991 г.?
Тема 15. Россия и мир в ХХI в.
Вариант 1
Семинар 15
Вопросы для обсуждения
1. Политическая система современной России.
2. Административная реформа 2004 г.
3. Федеральное собрание и политические партии.
4. Региональная политика.
5. Обеспечение гражданского согласия.
Вариант 2
1. Внешняя политика России.
2. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
3. Россия и Евросоюз: проблемы и перспективы сотрудни- чества.
4. Россия и НАТО: проблемы взаимодействия.
Вариант 3
1. Необходимость масштабной технологической модерниза- ции экономики РФ.
2. Вступление России в ВТО: проблемы участия в междуна- родном разделении труда.
3. Формирование структур государственно-частного парт- нерства.
4. Развитие государственных корпораций, федеральных це- левых программ.
5. Реформирование социальной сферы: достижения и про- блемы.
Вариант 4
1. СНГ: современное состояние и перспективы.
2. Национально-государственное строительство.
3. Проблема чеченского урегулирования.
4. Местное самоуправление и формы его организации.
Библиографический список
Основная литература
1. Всемирная история : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марко- вой. — Москва : ЮНИТИ, 2012. — С. 223—227.
2. История России с древнейших времен до наших дней : учеб. : в 2 т. / под ред. А. Н. Сахарова. — Москва : Проспект, 2010. — Т. 2. — С.
3. Путин, В. В. Россия сосредотачивается: Ориентиры / В. В. Пу- тин. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 656—705.
4. Самыгин, П. С. История для бакалавров : учеб. / П. С. Самыгин, И. С. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — С. 513—541.
5. Фортунатов, В. В. История : учеб. пособие / В. В. Фортуна- тов. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — С. 449—462.
Дополнительная литература
1. Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — Санкт-Петербург : Питер, 2013.
2. Абалкин, Л. И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки / Л. И. Абалкин. — 24-е изд., доп. — Москва, 2005.
3. Абдулатипов, Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации / Р. Г. Абдулатипов. — Москва, 2007.
4. Адуков, Р. Х. Проблема паритетности условий вступления сек- торов российской экономики в ВТО / Р. Х. Адуков // «Экономика АПК: проблемы и решения». — Москва : АСТ, Астрель, 2006.
5. Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в российско- польских отношениях / под общ. ред. А. В. Торкунова, А. Д. Ротфель- да ; отв. ред. А. В. Мальгин, М. М. Наринский ; Рос.-пол. группа по сложным вопросам — Москва : Аспект-Пресс, 2010.
6. Бугай, Н. Ф. Чеченская республика: конфронтация, стабиль- ность, мир / Н. Ф. Бугай. — Москва, 2006.
7. Гришаева, Л. Е. Россия и ООН: история и современность / Л. Е. Гришаева. — Москва, 2007.
8. Два президентских срока В. В. Путина. Динамика перемен. — Москва, 2008.
9. Делягин, М. Кризис человечества. Выживет ли Россия в нерус- ской смуте? / М. Делягин. — Москва : АСТ, Астрель, 2010.
10. Делягин, М. Г. Время побеждать. Беседы о главном / М. Г. Де- лягин. — Изд-во: Изборский клуб, Книжный мир, 2014.
11. Дубинин, С. К. Россия против кризиса. Кто победит? / С. К. Ду- бинин. — Москва, 2009.
12. Иванов, В. Путинский федерализм. Централизаторские рефор- мы в России в 2000—2008 гг. / В. Иванов. — Москва, 2008.
13. История России с древнейших времен до начала XXI в. : учеб. пособие / под ред. А. Н. Сахарова. — Москва : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009.
14. Каррер д’Анкосс, Э. Евразийская империя: история Россий- ской империи с 1552 г. до наших дней / Э. Каррер д’Анкосс. — Москва : РОССПЭН, 2010.
15. Кортунов, С. В. Современная внешняя политика России. Стра- тегия избирательной вовлеченности / С. В. Кортунов. — Москва, 2009.
16. Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в современном мире / Н. А. Нарочницкая. — Москва : Алгоритм, 2009.
17. Новейшая история России. 1914—2008. / под ред. М. В. Ходя- кова. — Москва : Юрайт-Издат, 2008.
18. Отечественная история новейшего времени. 1985—2008 гг. / отв. ред. А. Б. Безбородов. — Москва, 2009.
19. Примаков, Е. М. Мир без России. К чему ведет политическая близорукость / Е. М. Примаков. — Москва, 2009.
20. Согрин, В. В. Политическая история современной России. 1985—2001. От Горбачева до Путина / В. В. Согрин. — Москва : ИНФРА-М. ; Весь мир, 2001.
21. Стариков, Н. В. Шерше ля нефть. Почему мы платим дань Америке? / Н. В. Стариков. — Санкт-Петербург : Питер, 2014.
22. Фортунатов, В. В. Новейшая история России в лицах. 1917— 2008 / В. В. Фортунатов. — Санкт-Петербург : Питер, 2009.
23. Экономическая повседневность в жизни россиян (1917— 2007 гг.) : учеб. пособие. Вып. 1 / под ред. В. В. Фортунатова. — Санкт-Петербург : Петербургский ун-т путей сообщения, 2008.
24. Уэллс, Г. Д. Всеобщая история мировой цивилизации / Г. Д. Уэллс. — 2-е изд. — Москва : Эксмо, 2007.
25. Цыганков, А. П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Формирование национального интереса / А. П. Цыганков. — Москва, 2008.
26. Шеин, О. В. Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали / О. В. Шеин. — Москва, 2009.
27. Ясин, Е. Г. Российская экономика: Истоки и панорама рыноч- ных реформ / Е. Г. Ясин. — Москва, 2002.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Найдите современников:
В. В. Путин | а) Дэн Сяопин; б) Си Цзиньпин; в) Ж. Ширак | |
Д. А. Медведев | а) Р. Рейган; б) Елизавета II; в) Г. Коль |
Задание 2.Прочитайте фрагмент Программной статьи Председателя Правительства России В. В. Путина и ответьте на вопросы:
1. Какие важнейшие черты постиндустриального общества выделяет В. В. Путин?
2. Как оценивает В. В. Путин ситуацию в современной России?
3. Какие социальные проблемы были порождены в 90-х гг. ХХ в.?
4. Какие уроки предлагает извлечь В. В. Путин из эпохи 90-х гг. для успешного развития страны в новом тысячелетии?
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ