Древняя океаническая технология 2 страница
В Нан Мадоле не было обнаружено ни одного петроглифа, барельефа или другого памятного знака, не было идолов или ритуальных объектов, которые могли бы дать какое-то представление о его строителях. Ни одна статуя или скульптура не украшала его водные бульвары. Здесь не найдены даже небольшие каменные амулеты, распространенные по всей Микронезии, а также в центральной и западной Полинезии. До сих пор не встретились также никакие инструменты или оружие.
Хотя город лежит в руинах, нетрудно представить, как он выглядел во времена расцвета. Если убрать маскирующую растительность, посетитель увидит грубо обработанные базальтовые массы, контрастирующие с упорядоченной каменной кладкой массивных башен и высоких стен, небольшие прямоугольные здания и искусственные озера, соединенные десятками каналов на общей площади более 11 квадратных миль. Неудивительно, что Нан Мадол называли «тихоокеанской Венецией». Но здесь нет рынков, храмов или складов; нет даже кладбища для захоронения умерших.
Нан Мадол (фотография Сью Нельсон)
Название «Нан Мадол» можно понимать как «место в промежутке», оно обозначает территории, разделенные сетью каналов, перевод названия «Понпей» (остров Понапе до включения в состав Федеральных Штатов Микронезии в 1991 году) — «на алтаре». Его руины не ограничены коралловым рифом напротив гавани Madolenihmw, но есть и на самом Понпее, нескольких прибрежных островках. Посреди уединенного заболоченного луга в горах около местечка Salapwuk была обнаружена прямоугольная каменная конструкция размером 46 х 33 фута с идущей по диагонали внутренней стеной высотой З фута, в каждом из двух образованных «дворов» общей площадью 1520 квадратных футов — две платформы высотой в один фут. Как и в Нан Мадоле, при строительстве использовались грубо обтесанные базальтовые валуны и призматические «бревна». Несколько похожих сооружений — на юго-западном побережье Понпея, одно — на высоте 720 футов на вершине холма, обнесенной двойной стеной. Обе ее части высотой 5 и 7 футов соединены вымощенными дорожками с несколькими платформами в виде террас.
Примерно в четверти мили к юго-западу на Понпее было обнаружено несколько каменных «гробниц» длиной 12,5—14,8 фута, но в них не оказалось человеческих останков, их подлинное назначение остается неясным. Ближе к побережью в Диади есть базальтовая загородка с платформой площадью 1600 квадратных футов. В Алаусо двухъярусная пирамида площадью 340 квадратных футов с центральным очагом стоит неподалеку от моря, возле каменной платформы Кити-Рок площадью 24 квадратных фута, стоящей на четырех базальтовых колоннах. Островок Сокех, отделенный от Понпея мангровыми болотами, пересечен многочисленными каменными тропами, соединяющими платформы.
Тайна этих сооружений усугубляется их географическим положением. Трудно представить себе более удаленное от главных морских путей место, чем Понпей — крошечный кусочек суши среди 4,5 миллиона квадратных миль Тихого океана, раскинувшихся вокруг Микронезии. Торговые маршруты проходят в тысячах миль от него. По замечанию исследователя древних аномалий Уильяма Р. Корлисса, это «128 квадратных миль суши, затерянных в безбрежности океана».
Посреди острова почти овальной формы, размером 12 на 14,5 миль, покрытого мангровыми болотами, но лишенного пляжей, находится «Большая Гора» (Totolom, Tolocome или Nahnalaud) высотой 2595 футов. Остров окружен коралловым рифом и 23 мелкими островками. Ежегодное количество осадков (195–200 дюймов) обеспечивает изобилие папоротников, орхидей, лиан, бугенвиллей и гибискуса в густо залесенных долинах и на склонах гор. Влажность очень высокая, в низинах царит дух гниения и распада. Кроме того, уединенное положение Понпея делает его весьма неподходящим для развития цивилизации. Сам остров ничем не оправдывает строительство такого грандиозного сооружения, как Нан Мадол.
Тем не менее Нан Мадол — прямое свидетельство великолепного городского планирования, совершенной системы мер и весов, разделения труда, безупречных геодезических и строительных навыков его создателей. Все это было необходимо для возведения единственного древнего городского центра в Тихоокеанском регионе. Но что это было за место — город без улиц, окон и произведений искусства? Билл С. Бэллинджер, автор одной из первых популярных книг на эту тему под названием «Затерянный каменный город», заметил: «Нигде на свете нет места, похожего на Нан Мадол. Расположение древнего города, его конструкция и замысел строителей — все это не имеет аналогов».
Колония, столица Понпея, единственный населенный город, расположенный на северной оконечности острова, резко отличается от величественных сооружений, которые можно видеть на другой стороне залива. В отличие от точного строительного плана Нан Мадола, она разрасталась хаотично, без всякого намека на планировку, в наши дни в городе живет примерно 2000 человек, главным образом в одноэтажных домах из шлакоблоков с гофрированными жестяными крышами. Старинные каменные тропы до сих пор пересекают остров, единственная грунтовая дорога длиной около 15 миль часто бывает непроходима, особенно в сезон дождей. Многие островитяне ютятся в травяных или тростниковых хижинах, а не в монументальных каменных сооружениях. «Колонию никак нельзя назвать красивой, — пишет Джорджия Гессе из The San Francisco Examiner. — Это скопище домов из поврежденного дерева с ржавыми крышами, протянувшееся вдоль широкой улицы». На острове практически негде работать, туземцов кормит плодородная вулканическая почва, они разнообразят рацион рыбой и цыплятами.
Населения Каролинских островов ни в какие времена не хватило бы для строительства «тихоокеанской Венеции». По словам Бэллинджера, «дело в том, что на самом острове Понапе и в его окрестностях никогда не было значительных ресурсов рабочей силы. Этот фактор необходимо принимать во внимание при попытке решить загадку строительства Нан Мадола». Гористый островок Понпей большей частью необитаем, и не может прокормить более 30 000 человек. Проект такого масштаба, как Нан Мадол, потребовал бы гораздо большего количества рабочих рук. Джон Макмиллан Браун, ведущий исследователь Новой Зеландии начала XX века, заметил: «Для плавания через риф во время прилива и транспортировки огромных блоков весом от 5 до 20 тонн с последующей доставкой на высоту 60 футов понадобились бы десятки тысяч работников, занятых организованным трудом. Всех их нужно было где-то селить, одевать, кормить. Между тем в радиусе 1500 миль от острова сейчас можно насчитать в общей сложности не более 50 000 человек». Даже при таком количестве строителей на сооружение городского комплекса из четырех-пяти миллионов базальтовых блоков понадобилось бы не менее 20 лет.
Понпеяне сейчас почти не проявляют интереса к археологическому памятнику, вызывающему благоговение у иностранцев. «У местных жителей, — писал журнал Science, — нет легенд, связанных с каменоломнями, строителями, временем строительства и причиной его прекращения». Они избегают этого места, считая его недобрым, опасным; существует поверье о людях, пропавших там после наступления темноты или убитых сверхъестественными силами. Фактически, на посещение Нан Мадола наложено табу еще с конца XIX века. Спустя 100 лет некоторые местные проводники соглашаются водить туда чужестранцев, но только в дневное время. «Современные жители Понапе и их ближайшие предки, — отмечал Бэллинджер, — не проявляли никакого интереса к каменному строительству и не владели даже простейшими трудовыми навыками. Между тем сооружение города требовало значительного инженерного мастерства».
«Мне пришлось использовать всю свою силу убеждения даже для того, чтобы найти двух подростков, которые бы ежедневно перевозили меня на Нан Мадол», — сетовал знаменитый Эрих фон Дэникен, автор теории о древних астронавтах, посетивший Понпей в начале 1970-х годов. В докладе министерства внутренних дел США, где упоминается о громадном объеме работ и сложной организации труда, связанной с добычей, транспортировкой и укладкой 250 миллионов тонн базальта, утверждается, что «неписаная история Понапе свидетельствует о том, что Нан Мадол был сооружен при участии или под управлением людей, не принадлежавших к его островной культуре». Фон Дэникен писал о нынешних туземцах как о «бедных, неизлечимо ленивых, не проявляющих никакого интереса к деловым предложениям». Этнолог Уильям Черчилль, побывавший на Понпее в начале XX века, пришел к выводу, что строительство доисторического города было «совершенно непосильной задачей для теперешних островитян». В его словах звучат отголоски размышлений корабельного хирурга с «Лэмбтона», британского тендера, морского парусного судна, стоявшего на якоре у побережья острова в 1836 году. Доктор Кэмпбелл считал, что Нан Мадол был «плодом труда людей, далеко превосходивших сегодняшнее поколение, чья история погрузилась в многовековую пучину забвения и чье мастерство теперь можно видеть лишь в разбросанных остатках воздвигнутых ими сооружений, поглощенных тропической зеленью над прахом их былой славы, потомкам осталась только сомнительная радость догадок и предположений».
Но в преданиях островитян сохранились некоторые смутные воспоминания. Там говорится о семнадцати мужчинах и женщинах, которые прибыли из отдаленных земель на юге и создали Понпей, набросав огромные валуны над коралловым рифом. Со временем они смешались с местным населением, их стало больше, но жизнь была неупорядоченной. Гораздо позднее близнецы Олосипа и Олосопа прибыли на «огромном каноэ» со своей родины на западе. Миф об этой прародине, известной под многими названиями разным народам Океании, был широко распространен. Когда ее называли Канамвайсо, рассказывали о великом царстве, жители которого, обладавшие огромной властью, давно бороздили просторы Тихого океана. «Падающие звезды» и землетрясения разрушили Канамвайсо, царство погрузилось на дно морское, где его до сих пор населяют духи погибших в катастрофе, которые правят всеми, кто нашел смерть в море.
Олосипа и Олосопа были чародеями, мудрецами, святыми людьми. Оба отличались высоким ростом. Сначала они высадились на северной оконечности Понпея, но она оказалась почему-то неподходящей для их целей. Они трижды пытались закрепиться на восточном побережье (у вершин гор Net, Nankopworemen и U), где местные проводники до сих пор показывают предполагаемые следы этих неудачных заходов.
Каждый раз что-то не удовлетворяло некоему заранее определенному требованию. Наконец, после тщательных поисков, нужным был признан Соунахленг, риф у острова Темвен, где Олосипа и Олосопа построили Нан Мадол с помощью «летающего дракона». После того как дракон прорезал кораллы и проложил каналы, чародеи стали поднимать в воздух огромные базальтовые «бревна» и аккуратно укладывать их на место. Вся работа заняла один день. С тех пор Нан Мадол стал священным городом и административным центром, откуда братья принесли на Понпей государственное управление и общественный порядок. Они правили совместно в течение многих лет, пока Олосипа не умер от старости. Тогда Олосопа стал править единолично и взял титул Сауделеура, «властителя Делеура», как раньше назывался остров. Он женился на местной женщине и положил начало двенадцати поколениям Сауделеуров, которые продолжали мудро и мирно править страной до прибытия предков современных понпеян.
Их возглавлял военный вождь с юга по имени Исокелькель, который убил Саудемвола, последнего из Сауделеуров. Он одержал легкую победу, потому что властителей Делеура никогда не привлекали военные дела. Род Исокелькеля продолжался много столетий до современной эпохи, несмотря на периоды оккупации чужеземными державами, вплоть до того времени, как Понпей стал сначала частью, а потом столицей независимых Федеративных Штатов Микронезии в 1984 году. Сэмюэль Хэдли был последним вождем nahnmwarki, принявшим этот титул в 1986 году.
Кое-что из этой мифической версии о происхождении Нан Мадола стало известно в 1928 году, когда японские археологи обнаружили останки человеческих скелетов в нескольких доисторических стоянках на Понпее. Хотя скелеты были неполными, в плохом состоянии, всего несколько десятков костей сохранилось достаточно, чтобы показать, что речь идет о народе, отличавшемся от местных островитян. Древние предки были гораздо выше, мощно сложены. Находка была подкреплена существующими свидетельствами. Жители Понпея до сих пор пользуются особыми метательными копьями, которые они называют наследием давно прошедшей эпохи Сауделеуров. У полинезийцев и других обитателей Микронезии обычно копья длиной 5–7 футов, на Понпее — 12 футов, что указывает на высоких потомков Олосопы и Олосипы.
Как уже говорилось, братья-чародеи якобы переправили по воздуху каменные блоки для строительства Нан Мадола. Удивительно, но такое же объяснение строительства древних мегалитических сооружений встречается в других частях света, отдаленных от Тихоокеанского региона. Самый знаменитый пример — британский Стоунхендж, где волшебник Мерлин, по преданию, заставил летать пятидесяти тонные глыбы-сарсены, чтобы установить их на место. Если эти рассказы о левитации, разделенные временем и расстоянием, не некая общая людская реакция на необъяснимые факты, они могут сохранять глубокую народную память об утраченной технологии.
Такая гипотеза может показаться неприемлемой консервативным исследователям, но они не в состоянии объяснить, как двадцатипятитонные базальтовые блоки поднимали на 30–50 фугов и укладывали в башни и стены Нан Мадола, или как шестидесяти тонный монолит был установлен на каменной платформе. В наши дни самый мощный кран на Понпее может поднять 35 тонн. Воспроизведение сборки 200 млн тонн базальтовых блоков — не на твердой земле, а на коралловом рифе, в нескольких футах над уровнем океана — сложнейшая задача даже для современных инженеров, пользующихся новейшей строительной техникой.
Рэнделл Финстон, физик из Мичиганского университета, посетил Понпей в конце 1980-х годов вместе с Чайлдресом, который цитирует его в книге «Затерянные города древней Лемурии и Тихого океана»:
«Гравитационное поле, являясь частью Единого поля Эйнштейна, характеризуется некоторыми частотами. Блоки кристаллического базальта всего лишь должны были резонировать на частоте 10–12 Гц, или частоте между короткими радиоволнами и тепловым излучением, чтобы утратить свой вес. Кристаллы, даже базальтовые, идеально подходят для такого резонанса. Если в этом и заключался способ «волшебной» транспортировки камней по воздуху, они должны были разворачиваться вверх и в восточном направлении (как и гласит легенда) из-за вращения Земли. Центробежная сила земного вращательного движения заставляла камни подниматься. В таком случае люди могли летать на базальтовых блоках и помогали укладывать их на место в Нан Мадоле по мере того, как вибрация уменьшалась и камни снова набирали вес».
Согласно Полю Деверо, который подтвердил неопровержимую связь между древними мегалитическими центрами и теллурическими энергиями, «над некоторыми зонами разломов горные породы и минералы подвергаются огромному давлению, что приводит к магнитным и электрическим аномалиям и даже измеримым изменениям уровня гравитации. Сила тяготения, сила магнитного ноля и направление на истинный север — все это подвержено изменениям в некоторых местах па поверхности Земли. К примеру, тип металлической руды в породе определяет ее магнитные свойства, толщина земной коры или высота расположения определенного места влияет на уровень гравитации, который можно измерить. Находясь под тектоническим давлением, зоны разломов тоже могут создавать изменяющиеся энергетические поля».
«Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства», — подчеркивал Артур С. Кларк в последнем из своих Трех Законов.
Ямс и кассава, происходящие из Южной Америки, культивировались на Понпее. По мнению Тура Хейердала, это свидетельствует о культурных связях с цивилизациями Перу и Боливии. Чайлдрес размышляет о фонетическом сходстве между nahnmwarkis острова Понпей и древнеегипетскими номархами. Оба термина означали региональных наместников. Можно провести параллель между Олосипой, первым властителем Нан Мадола, и царем Атлантиды Эласиппом, упомянутым в платоновском диалоге «Критий». Если продолжить это сравнение, атлантические монархи, как и Олосопа с Олосипой, были близнецами, известными в греческом мифе под собирательным именем титанов. Но инкские и доинкские города не имеют ничего общего с Нан Мадолом, попытка переноса градостроительного опыта из древнего Египта или Атлантиды на крошечный островок в западной части Тихого океана будет натяжкой далее для крайних сторонников культурной диффузии. Видимые соответствия между незначительным островом в Микронезии и Южной Америкой, династическим Египтом или Атлантидой скорее позволяют предположить, что все эти места испытали воздействие со стороны некой внешней цивилизации.
Определение временных рамок строительства и заселения Нан Мадола станет большим шагом на пути к открытию культуры и цивилизации его создателей. Предпринималось немало попыткой" датировок, особенно после изобретения радиоуглеродного метода. В 19б() — е годы археологи из Смитсоновского института проанализировали органические останки черепахи из некоего подобия дровяной печи, получился примерно 1285 г. н. э. Дополнительный анализ близлежащего зольного слоя показал, что он старше на 200 лет. Более широкий термолюминесцентный анализ, проведенный Стивеном Эшенсом в 1970-е годы для Института тихоокеанских исследований (Гонолулу), позволил датировать керамические черепки, обнаруженные под слоем искусственной засыпки в Нан Мадоле; оказалось, что их возраст — не менее 2000 лет. Результат тем более удивителен, что современные островитяне не имели представления о керамике. Доктор Кэмпбелл, один из первых европейцев, посетивших Понпей в XIX веке, отмечал, что руины Нан Мадола «имеют более древний вид, чем египетские пирамиды».
Разные датировки, полученные в результате научных анализов, не приносят большой пользы. Их нельзя соотнести со строительством и заселением города; они доказывают лишь, что кто-то ел черепаху в Нан Мадоле в конце ХIII века или разбил керамический горшок во времена Христа. Надежные образцы для радиоуглеродного анализа невозможно получить из-за высокой влажности, которая приводит к ускоренному гниению органических материалов и уничтожает их за очень короткое время. «Часто повторяемый вопрос об истинном возрасте Нан Мадола до сих пор фактически остается без ответа», — пишет Джон У. Брандт в журнале Archaeology.
Более надежным, чем радиоуглеродная датировка, для определения временных параметров Нан Мадола может стать измерение подъема уровня моря. Еще в 1885 году в журнале Science была опубликована статья, где, в частности, говорилось: «Необычная особенность этих островков в том, что стены находятся на глубине одного фута или больше под водой. Когда они были построены, очевидно, стояли над водой и имели связь с главной сушей, но постепенно погрузились в море».
В 1970-е годы, еще до провозглашения независимости на Понпее, остров впервые профессионально обследовал доктор Артур Сакс из Орегонского университета по поручению Управления подопечных территорий США. С удивлением узнав о странных подземных тоннелях, ведущих к подводным пещерам, он распространил свои работы на прибрежные воды. Сакс и ныряльщики из его команды обнаружили линию валунов одинакового размера, идущую перпендикулярно подводному обрыву на глубине примерно 85 футов в гавани Madolenihmw. Она исчезала в песчаном дне на глубине около 10 футов. Когда ученые установили намеренную ориентировку груды валунов между двумя островами — Pienior и Nahkapw. стало ясно: она искусственно создана. Именно здесь, по местному преданию, находились затонувшие руины, известные под названием Kahnihmw Namkhet.
Миф обрел материальные очертания, когда Сакс и его сотрудники обнаружили ряд каменных колонн высотой 17 и 25 футов, находящихся на глубине 10–60 футов. Островитяне рассказали им о втором подводном монументе с огромными воротами, или аркой, в глубоком тоннеле между Nahkapw и Nanmwoluhei. Там были найдены другие колонны, стоявшие или упавшие на дно океана, хотя большие ворота так и не удалось увидеть. В целом вокруг Нан Мадола было описано 12–15 подводных стоячих камней.
Несколько лет спустя ныряльщики, выполнявшие заказ для японского телевидения, запечатлели еще более десяти каменных колонн, расположенных двумя рядами на дне гавани Madolenihmw. Узнав об их открытии, руководство австралийского телевидения отправило свою команду для подводных съемок глубин вокруг острова Nahkapw. Там покрытые коралловыми наростами колонны, ранее осмотренные Саксом, были перемещены на новое место и использованы для съемок документального фильма «Таинственный остров Понапе». После телетрансляции экземпляр картины вручили директорам микронезийского Коммьюнити-колледжа в Колонии.
В 1990-е годы Чайлдрес предпринял решительные поиски подводных руин Kahnihmw Namkhet и затерянных ворот, некогда стоявших между островами Nahkapw и Nanmwoluhei. Ни ему, ни ныряльщикам не удалось найти ни то, ни другое. «Впрочем, мы обнаружили немало признаков существования подводных сооружений к югу от острова, что придает достоверность преданию о затонувшем городе под островом Nahkapw», — сообщил он. На южной стороне острова, к востоку от Нан Мадола, Чайлдрес и его помощники наблюдали неестественно прямые линии остатков каменных стен, густо облепленных кораллами, проходившие через риф, а также несколько каменных колонн, вес каждой из которых они определили приблизительно в 10 тонн. При отливе верхушки некоторых монолитов показывались над водой.
Подводные находки не только свидетельствуют о том, что первоначальный масштаб строительства Нан Мадола был существенно большим и превосходил надземную часть комплекса, но и предоставляют более достоверные сведения об эпохе сооружения монументов, чем противоречивые радиоуглеродные датировки. Затонувшие колонны и сформированные тем или иным образом валуны встречаются в окрестностях Нан Мадола на глубине до 75 футов. Сакс и его коллеги видели как минимум одну каменную конструкцию, практически поглощенную песком на морском дне на глубине 92 фута, что дает максимальную глубину в 100 футов поиска для возможного археологического материала на острове Понпей. Уровень моря не был таким низким со времени окончания последней ледниковой эпохи. Линия валунов между островами Pieniot и Nahkapw, которая теперь находится на глубине 75 футов, могла быть установлена на суше примерно 12 000 лет назад. Хотя на Понпее не обнаружено стоячих колонн, подводные монументы не слишком отличаются от архитектуры Нан Мадола и наводят на мысль, что он был построен на месте более древнего города, погрузившегося в океан. Преемственность строительной техники указывает на существование единого плана.
Очевидно, каналы Нан Мадола были проложены спустя много времени после установки и последующего затопления колонн и валунов: 12 000 лет назад нынешние каналы находились на высоте 100 футов над уровнем моря. То есть они могли функционировать лишь после того, как уровень моря почти достиг своей нынешней высоты, примерно 5000 лет назад. Это приводит к выводу, что Нан Мадол впервые появился примерно за 10 000 лет до н. э. на земле, которая сейчас находится на глубине 100 футов ниже уровня моря. После окончания ледниковой эпохи жители надстраивали свой город по мере повышения уровня моря; нынешний был достигнут примерно за 3000 лет до н. э. Находка археологических сооружений на глубине 95, 75, 20 и 10 футов определяет этапы древнего строительства, поспевавшего за подъемом воды.
Однако все эти соображения можно выбросить в мусорную корзину, если структуры, которые исследователи назвали «каналами», строились для иной цели. До сих пор не обнаружено ни затворов, ни шлюзовых ворот, позволяющих с уверенностью определить их как рукотворные водные маршруты. Они могли иметь совершенно иное предназначение — например, служить садками для священных угрей, которых якобы держали властители из династии Сауделеуров.
Хотя ничто из перечисленного не дает точного представления о дате основания Нан Мадола, самый нижний, древнейший культурный слой указывает на то, что город возводился с учетом подъема воды после окончания последней ледниковой эпохи. Подводная археология Понпея свидетельствует, что, несмотря на тысячелетия постепенного затопления, остров оставался населенным по крайней мере до конца IV тысячелетия до н. э. Мы пока не можем определить, когда он был заброшен. Радиоуглеродные датировки, дающие значения от XI до XV века н. э., ничего не говорят о строителях или древних жителях, и лишь подтверждают, что люди — по всей вероятности, предки современных микронезийцев — время от времени селились среди руин, давно оставленных строителями.
Возраст и комплексное строение Нан Мадола роднит его с другими руинами, расположенными более чем в 1300 милях от него в Тихом океане — затонувшей каменной платформой возле японского острова Йонагуни. Эти два монумента, далеко отстоящие друг от друга, связаны не только загадкой их происхождения. Чайлдрес и члены его команды обнаружили кресты, квадраты, открытые и замкнутые прямоугольники, украшающие валуны, наполовину заросшие рифовыми кораллами на глубине 9 футов около Нан Мадола. Эта важная находка помогла подтвердить искусственное происхождение петроглифов, ведь сходные идеограммы были известны в горной местности на самом острове Понпей. Так была установлена прямая связь между подводными и наземными свидетельствами. По меньшей мере, один крест и несколько квадратов были сфотографированы японскими исследователями при осмотре подводной структуры у побережья Йонагуни. Сходство петроглифов японских и каролинских может стать путеводной нитью к определению их подлинного происхождения.
Во время путешествий Дэвид Чайлдрес отметил сходство между подводными колоннами Нан Мадола и так называемыми колоннами lat'te, которые он лично изучал на острове Гуам, примерно в 450 милях к северу от Понпея. Еще более ясно это сказывалось на острове Косра в 340 милях к юго-востоку. Площадью 42 квадратных мили, самый восточный из Каролинских островов, он чем-то напоминает уменьшенное зеркальное отражение Нан Мадола. Нигде больше такие огромные базальтовые валуны и грубо обтесанные монолиты не сложены в причудливые башни, каменные стены и набережные каналов. Даже расположение построек на Косре напоминает понпейские — большинство из них расположено на искусственном островке Лелу, который смотрит на гавань с востока.
Руины называются Инсару, хотя на Косре есть другие археологические достопримечательности, в частности, Менка на юго-восточной стороне острова, и Ва-лунг на северо-восточной, соединенный пятимильным каналом с Утве на южном берегу. Большинство построек сосредоточено в Инсару, где сорокатонные базальтовые блоки использовались для строительства бастионов, первоначально достигавших высоты 30–60 футов, сходных со строениями Нан Мадола, хотя есть некоторые заслуживающие внимания различия. В 1999 году по заданию департамента по сохранению исторических памятников Косры (KHRPO) доктор Фелисия Бердсли возглавила археологическую экспедицию, которая работала в местечке Сафонфок рядом с Валунгом. Она не ожидала многого от пробных раскопок, если не считать некоторых второстепенных находок в сильно поврежденных культурных слоях XVIII и начала XIX века.
«Однако богатая и целостная археологическая летопись выявила остатки технологического производства, ранее невиданного в Тихоокеанском регионе», — сообщается в докладе KHRPO. Речь шла о большой мастерской для массового производства рыболовных крючков и орудий из коралла тонкой работы. Был также обнаружен простой, можно сказать, элегантный базальтовый нож, первый в своем роде, найденный на Косре, а также необычная ромбовидная бусина с отшлифованными фасками; такая техника не встречается где-либо еще в Микронезии. Область раскопок, не превышавшая 5,5 м2, выявила не более 10 % подземного комплекса, где работали несколько десятков, а возможно, и сотен мастеров, занимавшихся организованным производством промышленных товаров. Это место уникально для Тихого океана и указывает на высокую культуру, некогда процветавшую на острове.
Общее количество «каналов» на Косре (около 90) примерно соответствует Нан Мадолу, те, которые находятся в руинах Инсару, теперь почти сухие. Островок Лелу, на котором был построен город, за долгое время испытал несколько периодов тектонического подъема. Геологическая нестабильность в сочетании с колебаниями уровня моря с последней ледниковой эпохи делает почти невозможной датировку Инсару с какой-либо степенью достоверности. Тем не менее последнее радиоуглеродное тестирование на Косре, проведенное в начале XXI века, показало, что остров был населен как минимум 3000 лет назад.
Доисторические сооружения на острове Лелу отличаются от Нан Мадола лишь меньшими масштабами и двумя пирамидальными курганами из базальтовых валунов, которые местные жители называют «царскими гробницами», хотя там никогда не было останков людей. В остальном заросшие каменные дорожки, прямоугольные строения, причалы и внушительные стены только по размеру уступают своим аналогам на северо-западе. Чайлдрес констатирует очевидное, когда пишет: «Из-за большого сходства между сооружениями Нан Мадола и руинами Инсару на острове Лелу нетрудно прийти к выводу, что в обоих случаях мы видим работу одних и тех же умелых строителей».
Местные предания, которые могли бы сохранить память о строителях, были старательно выкорчеваны миссионерами, обратившими островитян в христианство. Лишь в слабом отголоске утраченного Мифа Творения говорится, что Инсару был построен за одну ночь двумя чародеями, хотя даже этот фрагмент кажется позаимствованным из мифа об Олосопе и Олосипе. Местный вариант отличается лишь добавлением расы «белых великанов», которые переносили камни и укладывали их под надзором хозяев-волшебников. Но даже горечь утраты устной традиции померкла перед варварством начала XX века, когда руины Инсару стали использовать в качестве каменоломни для строительства нового волнореза. Это хищническое опустошение нанесло значительный ущерб древнему городу, лучшими его фотографиями по-прежнему остаются те, которые были сделаны в 1890-х годах. Ныне разграбленные руины — лишь тень былого величия, окончательно сгинувшего более ста лет назад.