Древняя океаническая технология 11 страница

Как гласит древнейшее гавайское устное предание «Кумулипо», царство Му возникло в Хелане, «непрочной земле в центре глубокого синего моря», что хорошо характеризует геологически нестабильную Лемурию. В легенде с Гавайского острова Кауаи говорится, что царь Му противился заключению смешанных браков между его подданными и полинезийцами. Потерпев неудачу, «он собрал мужчин и их перворожденных сыновей и сказал им, что следующей ночью все менехуне должны покинуть остров, чтобы сохранить чистоту своей крови. Мужчинам менехуне не было позволено взять с собой своих гавайских жен и младших детей».

Предание сообщает об увещевании полинезийского морского бога Тангароа, который призывал оберегаемый им народ «сохранять свою кожу белой, как и свои помыслы». Еще в середине XIX века детей со светлыми волосами приносили в жертву Тангароа на Мангаии, самом южном из группы островов Кука. Менехуне не были мифическими существами; так были названы 65 из 2000 жителей долины Вайниха в переписи, проведенной во время правления вождя Каумаули около 1820 г. Они жили отдельно от всех остальных в собственной общине Лаау, «Лесной обители».

Полинезийский полубог Тане упоминается в многочисленных устных преданиях как рыжеволосый человек Маори называли его народ каракако. «белые». Спенс цитирует пожилого маори, вспоминавшего легенды об Иви Атуа, первых обитателях Новой Зеландии: «Некоторые из них были очень похожи на нынешних людей маори, другие напоминали пакета (белых людей), их волосы были рыжего или золотистого оттенка, который мы называем уру-кеу. У кого-то были темные глаза, у кого-то — голубые, как у светлокожих европейцев».

Народ Иви Атуа считался хранителем священных мест. Их значимость подтвердили недавние археологические находки в Новой Зеландии. На Северном острове, к югу от озера Таупо, сохранилась стена Каиманава — ступенчатая пирамида или церемониальная платформа с террасами, какие известны по всей Полинезии, хотя эта относится к числу самых крупных.

Из-за отсутствия материалов, поддающихся датировке, возраст стены Каиманава неясен. Маори, прибывшие в Новую Зеландию 700 лет назад, не были ее строителями, они никогда не воздвигали подобных сооружений. У маори есть собственное предание о людях, живших в Новой Зеландии до их прихода. Предположительно, светлокожие мориори создали орошаемые террасы, укрепления на вершинах холмов и монументальные каменные стены, подобные Каиманава.

На островах Гилберта в Микронезии сохранились легенды о светловолосых людях матанг, которые рассеялись по океану после страшной катастрофы, уничтожившей их цветущую родину в глубокой древности. Генетические следы этого народа иногда встречаются среди туземцев Соломоновых островов, особенно на Малаите, где до сих пор можно встретить людей со светлой кожей. Спенс не преминул добавить, что эти нетипичные островитяне — носители рецессивного гена и «принадлежат к коренным жителям, а не потомкам смешанных браков с европейцами».

Вывод Спенса подкреплен суждением христианского миссионера, который жил на разных островах южных морей в XIX веке. «Повсюду, где мне приходилось бывать, я встречался со светлокожими людьми, они не альбиносы, но имеют довольно светлые волосы и бледную кожу, — отмечал Перси Смит. — У маори эта черта часто передается в семье на протяжении многих поколений. Иногда она появляется как возможное возвращение к первоначальному типу, от которого была унаследована. Туземцы сохранили предание о «народе богов» — пакахакеха, эти люди всегда жили в море и оттого были белыми; потому и назвали белых людей пакеха, когда впервые встретились с ними в XVIII веке».

На языке маори пакахакеха означает «луноподобный» «кожа, похожая на лунный свет». Дэвид Коумен, специализировавшийся на предыстории Новой Зеландии, считал, что редко встречающиеся светловолосые индивидуумы среди туземцев — «остатки невероятно древнего народа, сохранившего черты уру-кеу, светлокожих, в племенах маори». Людей пакахакеха называли великими строителями каменных монументов, подобных стене Каиманава. На островах Косра и Трук их почитали под названием пинари, «первых людей».

По всему Тихому океану и на континентальных побережьях Австралии, Азии и Америки о пропавшей расе европеоидов напоминают останки древних и живые люди, местные предания. К ее представителям принадлежат японские айны, нетипичные индейцы из Британской Колумбии, «человек из Кенвика» и многие другие останки немонголоидов ледниковой эпохи, найденные на территориях от штата Вашингтон до западного побережья Перу. Полинезийцы, микронезийцы, меланезийцы, австралийские аборигены сохранили общие воспоминания о культуре бледнолицых беженцев, спасшихся с затонувшей прародины в глубокой древности. Генетические и культурные свидетельства существования допотопного народа встречаются повсюду. «Таким образом, мы возвращаемся к гипотезе о том, что лемурийцы были расой белых людей, существовавших в глубокой древности в регионе Океании», — заключает Спенс. Хотя райский сад в Книге Бытия представлен в виде притчи авторами Священного Писания, он мифический аналог человеческой прародины в южной части Тихого океана, что подтверждает современная наука.

Спустя поколения после потопа, в эпоху позднего плейстоцена, выжившие и их потомки мигрировали через северо-западный Китай, где их мумифицированные останки до сих пор находят в регионе пустыни Гоби.

В конце концов они поселились в степях Центральной России, но столетия невзгод превратили традиционно мирных лемурийцев в воинственных скотоводов, называвших себя ариями. Из-за ухудшения климатических условий в середине IV тысячелетия до н. э. степи становились все менее пригодными для обитания, началась массовая миграция на Индийский субконтинент, в Малую Азию, на Ближний Восток, в Средиземноморье и континентальную Европу. Эти крупномасштабные переселения привели к созданию древних цивилизаций в долине Инда, Месопотамии, дельте Нила. Пришельцы смешивались с коренным населением, что приводило к формированию самобытных культур. Этот процесс определил главные черты сходства и индивидуальные различия первых городов-государств на заре Древнего мира.

Повсюду сохранились легенды о Райском саде и Древе Жизни. Такое дерево действительно было окружено почтением во времена Лемурии и существует до сих пор. В мифе о заселении острова Пасхи священное дерево было доверено Хоту Матуа, возглавившему колонистов. Он посадил росток дерева торомиро, оно умножалось и процветало с тех пор в течение многих столетий. В 1956 г. последнее дерево, какого не было больше нигде на Земле, было в плачевном состоянии. Тур Хейердал собрал его семена и отправил в Швецию, в ботанический сад Готенбурга. Когда дерево на острове Пасхи зачахло, ростки взошли там под опекой профессора Карла Скоттсберга, ведущего специалиста по флоре Полинезии. Он передал несколько штук датским ботаникам, которые высадили их на острове Пасхи в рамках чилийского проекта по восстановлению лесов.

Сотни деревьев торомиро снова растут на второй родине Хоту Матуа. Их предком вполне может быть Древо Жизни из «Райского сада» Лемурии.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ГАВАЙСКАЯ ПРАРОДИНА

Образцы резьбы по камню подтверждают полинезийские мифы древних людей, переживших утрату исчезнувшего в море континента, который мы называем My.

Мауи Лоа, куратор Гавайского музея этнических искусств в Оаху

Для исследователей прошлого наступает момент, когда история, давно считавшаяся легендой, оказывается правдой. Начало ему было положено в октябре 2004 года после открытия, которое не только резко изменило нынешние представления о происхождении человека, но и вернуло к жизни предания, бытующие среди коренных гавайцев. Четыреста шестьдесят два года назад они рассказали испанскому исследователю Энрике Гаэтано, первому европейцу, посетившему их острова, что они не первые обитатели здешних мест. Им предшествовали менехуне — темнокожие карлики, ростом едва по пояс таким, как мы. Даже по полинезийским меркам они вели первобытный образ жизни, охотились на мелких лесных животных, которых убивали примитивными дубинками. Были скрытные, необщительные. Под натиском иммигрантов им пришлось отступить в горы пуукапеле, «холмы Пеле», где менехуне занимались тайными магическими искусствами.

Вероятно, слово менехуне сродни «чародеям», хуне означает «колдовство». Их также помнили под названием кома'айна которое можно перевести как «дети земли», что указывает на их статус аборигенов на Гавайских островах еще в дополинезийские времена. На островах Содружества, Кука и Туамоту этот древний народ был известен как манахуне и тоже славился своими колдунами. Хотя представители академической науки называли их легендарными существами, в бюллетене № 203 музея Бернеса П. Бишопа сообщается, что «во времена царствования Каумуали, последнего независимого правителя Кауаи, была проведена перепись населения долины Вайниха, в которой 65 из 2000 человек числились как менехуне. Все они жили в общине под названием Лаау в глубине лесной чащи». Эта перепись, проведенная в начале 1820-х годов, запечатлела последние остатки древнего народа на Гавайских островах, где они некогда занимали господствующее положение. Вождь менехуне на острове Оаху по имени Ку-Лео-Нуи, «Ку Громогласный», проводил заупокойные игры с метанием копий и дисков, кулачными боями, борцовскими схватками и состязаниями по бегу после смерти членов правящего рода. Коренные гавайцы хранят в памяти и глубоко чтят имена победителей.

Несмотря на это, археологи и антропологи были единодушны в отношении к этому «маленькому народу» как к сказочным существам, похожим на леприконов из ирландских легенд. Но в 1964 г. ученые обнаружили признаки необычно древнего человеческого поселения в так называемой «Холодной пещере», уходящей на 130 футов в глубь холма на индонезийском острове Флорес, расположенном к востоку от Явы и к северо-западу от Австралии. Тридцать четыре года спустя они нашли в окрестностях пещеры примитивные каменные орудия, и вскоре откопали практически полный человеческий скелет, не похожий ни на что из того, что им приходилось видеть раньше. С сентября 2003 г. началась трудная работа по воссозданию и идентификации костей в лаборатории Джакарты. Восстановленный скелет представлял собой «совершенно новое существо — находку, которая может переписать историю человеческой эволюции. Это будет восьмой подвид в категории Ното», — писал Джозеф Б. Веррен, автор научно-популярных статей для агентства Associated Press.

Homo floresiensis, «человек с острова Флорес», «по всей видимости, наиболее важная находка для истории человечества за время моей жизни», — заявил Бернард Вуд, антрополог из университета им. Джорджа Вашингтона. Ему вторит Крис Стрингер из Лондонского музея естественной истории, который назвал находку «самым причудливым персонажем, включенным в расширенную человеческую семью». Питер Браун из университета Новой Англии, написавший историю открытия на острове Флорес, заявил, что «эволюция карликовых видов впервые была описана для ближайших родственников человека».

Пропорционально сложенная взрослая женщина была ростом около 3 футов, весила не более 55 фунтов, объем ее мозга не дотягивал и до трети современного человеческого, меньше, чем у шимпанзе. Несмотря на скромные размеры, он имел сложное строение, что указывало на довольно высокий уровень разума. «Мозг этого существа, — утверждал Дин Фолк, палеонтолог из университета штата Флорида, — имеет особенности, которые мне никогда не приходилось видеть в мозге других млекопитающих сходного размера». Орудия и другие рукотворные предметы, обнаруженные рядом с женщиной и шестью ее карликовыми спутниками, могли быть изготовлены только хорошо развитыми людьми. Датировки их возраста варьировались от 12 000 до 9500 лет, хотя наиболее хорошо сохранившийся скелет принадлежал женщине, жившей 18 000 лет назад. Названные «хоббитами» (по трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец»), они обитали в настоящем «Средиземье», где водились гигантские черепахи, карликовые слоны размером с пони и гигантские крысы, не уступавшие величиной охотничьим лабрадорам.

Люди с острова Флорес умели не только изготавливать орудия, но и добывать огонь и охотиться группами, что указывает на общинный образ жизни, активные контакты друг с другом. Но, отмечает Веррен, «загадочное сочетание скромных размеров и грубых черт практически не имеет аналогов среди современных людей или наших крупных доисторических сородичей. Нижняя челюсть с большими тупыми зубами похожа на челюсть австралопитека, отдаленного человеческого предка, обитавшего в Африке более 3 млн лет назад. Передние зубы меньше, чем у современного человека, глазницы большие, округлые». В свете этого нового открытия Африка — предполагаемая колыбель человечества — больше не дает «всех ответов на настоятельные вопросы о том, как и от кого мы произошли».

Внезапное исчезновение «хоббитов» 12 000 лет назад — другой вопрос, на который геологи дают правдоподобный ответ. Теперь они знают, что на смену ледниковым эпохам не приходило постепенное потепление, как было принято считать до середины XX века. Последняя ледниковая эпоха завершилась катастрофическими вулканизмами и мощными сейсмическими толчками, которые привели к образованию огромных цунами, уничтоживших множество живых существ, включая гигантских крыс, карликовых слонов и человека с острова Флорес.

Но, может быть, он все-таки не исчез с лица Земли? Г енетический анализ костей, обнаруженных в «Холодной пещере», показал, что Homo floresiensis совершал путешествия за пределы своей индонезийской родины.

Веррен пишет, что даже предшественники Homo erectus «мигрировали с Явы на Флорес и другие острова, вероятно, на бамбуковых плотах около 1 млн лет назад». Генетические следы и предания жителей островов Океании указывают на то, что маленький народ прибыл на Гавайи за 10 000 лет до самого раннего известного заселения островов. Майк Морвуд, член группы археологов, работавших на острове Флорес, заметил, что Homo floresiensis должен был обладать достаточно хорошими мореходными навыками, чтобы преодолеть 15 миль открытой воды, отделяющие Флорес от азиатского материка. Такую переправу, по его мнению, могли совершить только разумные люди, умевшие строить лодки. Могли ли эти индонезийские «хоббиты» уплыть еще дальше, перемещаясь с острова на остров вплоть до Гавайских, где полинезийцы впоследствии знали их как народ менехуне?

В таком случае, либо гавайцы сохраняли устные предания в течение 12 000 лет (что само по себе поразительно), либо последние представители Homo floresiensis жили на островах менее 200 лет назад, о чем свидетельствует перепись населения, проведенная в начале XIX века. Так или иначе, существование вида до сих пор не знакомого науке было уже известно по преданиям народов, не обладающих письменностью.

Научное подтверждение старинных легенд может быть таким же откровением, как доказательство правоты психических видений. В одном из «снов о прошлой жизни», который видела актриса Ширли М а клейм во время паломничества в Испании, она узнала, что столица Лемурии называлась Раму и была расположена на Гавайских островах. Женщина не была знакома с трудами полковника Джеймса Черчварда, но то, что ей привиделось, очень напоминало описание им политического центра древней прародины, сохраненное его биографом Хансом Стефаном Сантессоном: «Когда этот иерарх был избран царем-императором, он принял титул Ра (Солнца), который стал символом власти. К нему, по свидетельству Черчварда, было добавлено название земли (My), полный династический титул звучал как Ра Му». В гавайском мифе первенцем богини Солнца Ра'И был My Ре, предок первых жителей островов. Простая перестановка от My Ре к Pa My и солнечные ассоциации обоих вариантов имени указывают на четкую связь между ними. Когда человек пришел в долину реки Раму, говорится в меланезийском предании, богиня в образе старухи дала ему кокосовый орех, который превратился в прекрасную женщину. После того как она стала его женой, все холостяки получили такие же волшебные кокосовые орехи и люди смогли заселить Новую Гвинею. В названии «Раму» фигурирует не только название тихоокеанской прародины, но и имя солнечного бога, которого там почитали превыше всех остальных.

Сочетание «воспоминаний о прошлой жизни» Ширли Маклейн с исследованиями Говарда и туземными преданиями указывает на то, что столица Лемурии отождествлялась с ее правителем и называлась по его имени. Это приобретает еще большее значение, когда мы узнаем, что Гавайские острова богаты свидетельствами существования погибших цивилизаций. По словам Лейнани Мелвилл, историка этих мест, «разумеется, было много споров о существовании сказочной страны My. Просвещенные гавайцы обычно воспринимали ее как факт, белые пришельцы обычно считали мифом. С другой стороны, западные люди считали выдумкой многие вещи, естественные для туземцев».

Согласно гавайской устной традиции, задолго до прибытия первых полинезийцев во II или III веке н. э. острова были заселены двумя очень разными народами: низкорослыми менехуне и му, само название которого в полинезийских мифах подтверждает существование затерянной прародины. Со временем, когда оба эти народа пришли в упадок, названия менехуне и му стали взаимозаменяемыми, синонимами древних обитателей Гавайских островов. Путаница возникает в некоторых туземных преданиях, где му нечетко представлены как одно из «племен» менехуне.

Людей менехуне-му помнили как великих корабелов и навигаторов, которые приплывали флотами из Хела-ни — страны, расположенной далеко на востоке, называемой «ненадежной землей посреди глубокого синего моря». Катастрофа, запечатленная в Мифе Творения, занимала центральное место в гавайских религиозных церемониях, сопровождаемых богатыми подношениями богам в их святилищах, чтобы предотвратить повторение Потопа, уничтожившего страну Хелани. «В тихоокеанских вариантах этой истории, — отмечал Оппен-геймер, — один брат предстает в облике темнокожего охотника-собирателя, другой — бледнокожего рыболова, пришедшего с моря».

Второй брат появляется в нескольких других гавайских преданиях, в частности, Ку-Му-Хенуа. Люди его народа — белокожие, светловолосые строители циклопических хеиау (храмов), локо-на (рыбных прудов) и «канав», единственных видов земляных работ, известных полинезийцам. Но реальное предназначение мегалитических проектов, приписываемых менехуне, наподобие руин на острове Пасхи или Понпее, так и не получило удовлетворительного объяснения. По словам знаменитого британского атлантолога Эджертона Сайкса, «мы до сих пор не знаем точной ритуальной функции рыбных прудов».

В любом случае, люди Му достигли вершин в искусстве архитектуры и славились владением духовной силой, известной как мана, которую они получали от своего бога Ха-Му-Ка. Здесь тоже подразумеваются силы иных миров, которыми пользовались в Нан Мадоле и Рапа Нуи, чтобы перемещать многотонные базальтовые блоки и огромные моаи. Автор книги «В поисках Лемурии» Марк Р. Уильяме посетил каменный храм на высоком утесе над бухтой Ваймеа на северном берегу острова Кауаи. «По местному преданию, Пу'уо Махука Хейау был построен за одну ночь людьми менехуне, которым помогала могущественная мана для воздвижения этой массивной каменной платформы с низкими стенами, площадь которой превышает футбольное поле». Другой общественный проект, приписываемый выходцам из Му, — рыбный пруд Алекоко длиной 900 футов на острове Кауаи. Менехуне были «замечательными каменщиками, антропологи сходятся в том, что гавайцы не умели так искусно резать камень и подгонять отдельные блоки», — подчеркивал автор «Путевых заметок» Джим Роджерс.

Позже Уильяме изучил так называемую «Канаву Менехуне». В наше время ее превратили в оросительный канал, но «некогда она возвышалась более чем на 20 футов и была сложена из тщательно подогнанных каменных плит, напоминая дороги древних римлян. Сейчас на нее не обращают внимания, особено вблизи висячего моста через реку Ваймеа. Но канава достаточно хорошо сохранилась, я пришел к выводу, что техника строительства действительно отличается от грубых свай из лавы, которые я видел повсюду на островах. Эти камни были тщательно вырезаны, обработаны наподобие сложных фрагментов составной головоломки, чтобы выдержать самые жестокие катаклизмы». Стиль строительства, который подметил Уильяме, напоминает монументальные каменные сооружения острова Пасхи и Тиауанако.

Когда речь идет об очень древней цивилизации, память о которой сохранилась у множества туземных народов по всему Тихому океану, неудивительно, что затонувшее царство, из которого пришли менехуне, имеет немало названий. Это не что иное, как разные этнические варианты, обозначающие общее место происхождения для полинезийцев, микронезийцев и меланезийцев — Хива, Хайвики, Кахики, Мутухеи и т. д. Одно из нескольких названий на Гавайях, увековечивающих воспоминания о погибшей цивилизации, — Хонуму, «Священная Му».

«Люди Му знали свою прародину под несколькими именами. Havai'i (ныне произносится Гавайи) было одним из них. Из поколения в поколение передавались знания о немногих, кому удалось пережить катастрофу, рассеявшую их древний дом. Эти люди сохранились в преданиях. Так продолжалось сотни, тысячи лет до тех пор, пока английский мореплаватель капитан Кук не открыл далеких потомков народа Му в джунглях на Гавайских островах», — отмечает Лейнани Мелвилл.

Самое древнее и важное гавайское устное предание — Куму-Липо. Известный историк, специалист по Гавайям Бернес Бишоп в своем авторитетном переводе указывает на его чрезвычайную древность: «Язык часто архаичный и содержит много слов, вовсе не известных современным гавайцам». Эта «Песнь Творения» была разделена на многочисленные куплеты, в первом из которых четко говорится о лемурийском происхождении тихоокеанской цивилизации, — рассказывают мифологи Марта Н. Имель и Дороти Майерс Имель, из источника под названием Ку-Му. Ра'и-ра'и, Богиня солнечного света, «спустилась с небес на землю и стала матерью Му, первых людей». Самые древние из них — ку-му-хенуа пользовались силой маны для строительства величественных храмов из огромных камней. Среди их потомков — Ка Му Лева, Ка Му Лани, Лоло Му, Хеку Му, Нана Муа, Халеку My, Ку My леа, My Леле-Алии, Ко Му Коа — имена, символизирующие их древнюю прародину.

Через Ку-Му-хенуа родословную всех великих вождей и высших жрецов возводили к верховному богу Те Ту Му Нуи — «великому строителю», «верховному учителю», который сотворил мир. За бездну поколений вожди и жрецы создали многое, чем пользуется человечество, и некоторые духовные искусства, ныне утраченные. Му-Эу изобрела ткацкий станок, Муму-Ханго показал, как делать лодки и крыши из тростника тотора. На земле Кахики был золотой век процветания и благоденствия, но продлился он недолго. «Эра переворота» ознаменовалась появлением знаменитой богини вулканов: «Из Кахики пришла женщина, Пеле. Узрите извержение на Кахики! Ты подобна вспышке молнии, о Пеле! Ты явила свою мощь, о Пеле! Глаза Пеле горят, небеса дрожат, земля сотрясается вплоть до священных мест. Земля содрогается, небеса закрываются. Море бушует, накатывает на пляжи, поднимается к заселенным местам и постепенно затопляет сушу».

«Эра переворота» завершилась «потопом, вызвавшим крушение всех вождей», которые «толпами бежали с исчезающего острова на плечах моана лиха [океан]. Так в далеком прошлом завершилась династия первых вождей. Умерли течения, исходящие из Пупа Земли. То была великая волна-воин. Многие исчезли и рассеялись в ночи. Бурлящий океан покрыл горы и поглотил жизнь, поднимавшуюся все выше и выше над затопленными домами. О, ревущее море, бурлящее море, кипящее море, оно окружило нас. О великий прибой Кахики! Так закончился мир Хайвики».

С тех пор запад, откуда пришли кахики, назывался хе-ала-нуи-о-ка-маке, «Великая дорога мертвых». Сама исчезнувшая прародина была снова переименована в Ка-хики-хо-нуакеле, «Божественная родина, исчезнувшая в глубоком синем море». Несмотря на катастрофу, многие выжили. Одним из них был Ну У, который с женой Лилиное, тремя сыновьями и их женами уплыл на царском корабле, благополучно доставившем их на Гавайи. Эти истории появились не в результате контактов с христианскими миссионерами в XIX веке, подтверждено опытом Уильяма Эллиса, который лично участвовал в обращении коренных гавайцев в христианство:

«После краткого рассказа о Великом Потопе, — вспоминал он, — я постарался объяснить им преимущества истинной веры и последствия греховности и неверия на примере спасения Ноя и гибели остального человечества. После завершения службы несколько человек попросили меня остаться, чтобы ответить на некоторые вопросы о потопе Ноя и так далее. По их словам, они знают от своих отцов, что вся Земля некогда была затоплена морем, за исключением небольшого пика на вершине Мауна-Кеа, где два человека спаслись от катастрофы, унесшей жизни всех их собратьев. Но они раньше никогда не слышали о ковчеге иди о Ное и привыкли называть Потоп каи-а-Кахинарии (море Кахинарии)».

В этих и других туземных сказаниях о потопе есть множество подробностей, связанных с существованием и крахом древней прародины. «Совершенно очевидно, что истоки этих мифов следует искать в лемурийской традиции, во время расселения полинезийцев по островам Океании эпоха сейсмических потрясений давно миновала», — считает Льюис Спенс, — интересно, что гавайцы рассказывают о «смертоносном течении, вышедшем из Пупа Земли», пользуясь тем же обозначением, под которым первоначально был известен остров Пасхи. В предыдущей главе говорилось, что название Те-пито-те-хенуа означало линию пересечения или эпицентр двух разломов в геологически нестабильной зоне на юго-востоке Тихоокеанского плато. Лемурийцы знали о потенциальной опасности и пытались смягчить ее наихудшие последствия, воздвигнув базальтовые статуи как составные части теллурического стабилизатора, который рассеивал энергию сейсмических толчков. Но гавайцы говорят про цунами, «волну-воина», которая пришла со стороны острова Пасхи и затопила Кахике.

Другая линия связи с Рапа Нуи прослеживается в старинном названии Му на Гавайях: Ка-хоупо-о-Кане, «Пуп Кане». Кане был богом света, напоминающим Те-пито-те-кура, «Пуп света», самый драгоценный рукотворный предмет острова Пасхи, привезенный лично Хоту Матуа со своей затонувшей родины (Мара Ренга). Маори на западе Тихого океана рассказывали о своем предке Тане,

древняя океаническая технология 11 страница - student2.ru

Деревянные статуи тики охраняют гавайское побережье от повторения Великого Потопа, захлестнувшего полинезийскую Прародину который принес «Пену-в-Океане» и «Белый Морской Туман» в Новую Зеландию из земли Хива до ее исчезновения.

Предания о Великом Потопе и пришельцах с погибшего континента, строивших поразительные монументальные сооружения за столетия до прихода полинезийцев, оспаривают археологи. Они утверждают, что нет ни одного доказательства заселения Гавайских островов ранее чем 1800 лет назад. Между тем разрозненные находки, появившиеся начиная с середины XIX века, указывают на гораздо более глубокую древность, чем результаты радиоуглеродного анализа. Во время строительства первых колодцев на Гонолулу в 1822 г. шахта прошла через 8—10 футов поверхностных суглинков и вулканического песка. Дальше рабочие столкнулись с твердым слоем коралловой породы, где нашли человеческий череп и несколько костей. При очистке дна гавани Гонолулу в 1858 г. среди ила и черного вулканического песка был обнаружен наконечник копья и обработанный камень. В следующем году рабочие нашли человеческий череп в глубоком подпочвенном слое вулканической грязи. Косвенные обстоятельства позволяют датировать эти находки более чем тысячелетием до появления полинезийцев на Оаху во II или III веке н. э.

Жители древних поселений на Гавайских островах знали основы навигации, предположительно унаследованные от жителей Му. Они строили огромные катамараны, на которых предпринимали первые трансокеанские плавания, ориентируясь по звездным картам. Одну из древних мореходных техник раскрыл в 1891 г. УД Алек-сандеру, профессор антропологии, который говорил на нескольких гавайских диалектах, старейшина Кауаи: «Когда прибываешь на Пико-о-вакеа [экватор], теряешь из виду Хоку-паа [Полярная звезда], и тогда твоим проводником становится созвездие Хуму».

«Созвездие Хуму» было известно доктору Александе-ру под названием Южного Креста. В ночном небе оно образует Т-образную конфигурацию, которая, согласно Джеймсу Черчварду, была национальной эмблемой Му «Тау — это изображение Южного Креста. Он был выбран в качестве символа возрождения потому, что приносил долгожданный дождь при появлении на небосводе над Му под определенным углом к горизонту. После дождя побеги оживали, повсюду расцветали цветы, начинали созревать плоды. Это время радости и изобилия отмечалось как праздник возрождения жизни».

Одно из самых убедительных доказательств существования затонувшей прародины обнаружил Марк Уильяме в музее Бернес П. Бишоп в Гонолулу — учреждении, пользующемся высокой репутацией в области полинезийской археологии. Он узнал, что в подземном этаже музея в архивном помещении якобы хранится карта мира, составленная по велению последнего гавайского монарха в конце XIX века. Предполагалось, что в ней есть упоминания о Му. После долгих поисков в пыльных архивах старинный документ нашли и разложили перед Уильямсом. «Это было большое, красочное изображение земной поверхности, — вспоминает он. — Земли были обозначены как «поднимающиеся» или «опускающиеся», между Фиджи и Мадагаскаром находился огромный континент под названием Лемурия! Эта карта с подписью «король Катакала» была датирована 1886 годом». Браун, Черчвард и Спенс, которые в течение 40 лет писали популярные книги о погибшем континенте, судя по их сочинениям, не подозревали о существовании этой карты и не упоминали о ней.

Наши рекомендации