Золота доба Єврейської держави.

Завоевание Ханаана

История, описанная в книге Иисуса Навина, встречает ряд трудностей при ее сопоставлением с данными археологических исследований. Проблема заключается в том, что археологи не находят подтверждений массовых разрушений в Палестине, описанных в книге Иисуса Навина в конце Позднего Бронзового века. Так, например, К.Кеньон, проводившая раскопки в Иерихоне, пришла к выводу, что стены Иерихона рухнули за тысячу лет до описываемых событий, а само поселение было необитаемым вплоть до 9-го века. То же касается и многих других мест, упомянутых в Библии. Данная проблема ставит серьезные вопросы перед интерпретаторами Библии. Три подхода к изучению истории Израиля оформились в XX веке.

1. Максималистская позиция

Вся история Израиля, описанная в корпусе книг от Бытия до 4 Царств является в целом исторически достоверной

2. Минималистская позиция

Библейские повествования являются произведением, написанным в более поздний период (Персидский или даже Эллинистический) и не представляет никакого интереса для изучения истории.

3. Средняя позиция

Сторонники данной позиции пытаются найти компромисс между первыми двумя. Они утверждают, что повествование исторического корпуса Ветхого Завета содержат историческую информацию, но данную информацию необходимо критически анализировать.

Несколько реконструирующих теорий были предложены для того, чтобы примирить данные археологии с библейскими данными.

Теория завоевания

Данная теория доверяет более данным Библии, нежели сведениям археологии. Основным ее защитником был в свое время У.Ф.Олбрайт. Согласно данной теории концом цивилизации Ханаана конца Бронзового периода послужило военное вторжение израильтян. Олбрайт датировал данное вторжение 13-м веком до Р. Хр. (соответственно, Исход произошел во время правления Мернептаха). В пользу данной датировки может служить тот факт, что некоторые города (Лахиш, Хацор) были разрушены в этот период. Однако, как отметил Дэвер, только в 2-х городах из 19, идентифицированных с библейскими городами на данный момент, были обнаружены следы разрушений.[1] Данный факт заставил ученых искать другое объяснение и другую модель появления израильтян в Ханаане.

Теория мирной миграции (The Peaceful Infiltration Model)

Согласно этой теории, израильтяне появились в Ханаане в результате миграций кочевых семитских племен и поселения их на территории Палестины. В последствии данные племена ассимилировались с местным населением. Пришествие гиксосов могло быть одним из таких волн миграции семитских племен. Эту модель предложил Альбрехт Альт (1883 - 1956), нем. библеист и историк Палестины. Данная гипотеза более коррелирует с археологической информацией.

Революционная модель

Предложенная Дж. Менденхоллом и Н. Готтвальдом, данная гипотеза пытается объяснить появление израильтян в Ханаане, предположив, что в Палестине в 13-м веке произошло нечто подобное современным революциям, когда сельское население данного региона подняло восстание против развитых урбанистических цивилизаций. В результате, многие города были разрушены и новый период начался в истории региона.

Все эти теории, хотя и объясняют некоторые моменты, но все же имеют свои слабые места, и ни одна из них не дает ответа на все вопросы.

Золота доба Єврейської держави.

Согласно заявлениям многих критически настроенных богословов, царь Давид «не более историческая личность чем король Артур». Такие историки как Thomas Thompson and Niels Peter Lemche of the University of Copenhagen and Philip Davies of the University of Sheffield, называемые евангеликалами «библейскими минималистами», утверждают, что истории о Давиде и Соломоне а также об объединенной монархии являются не чем иным, как искусной идеологической выдумкой, порожденной в священнических кругах в период после плена или же даже в эллинистическую эпоху.

На самом деле точка зрения минималистов имеет под собой некоторые основания. Так некоторые утверждают, что библейское описание так называемого Золотого Века является во многом идеализированным. Более того, нет никаких упоминаний об этом Золотом Веке ни в одном из известных нам египетских или месопотамских текстах. Также, нет никаких археололгических подтверждений ни одному из известных строительных проектов, предпринятых Соломоном. Нет никаких археологических подтверждений существования построенного ним Храма или же дворца. И хотя, некоторые другие конструкции, обнаруженные в других местах и ассоциируются с этим периодом, многие ученые сомневаются в их датировке.

С другой стороны, сильные аргументы были приведены защитниками историчности данного периода. Многие ученые утверждают, что например, следов построек Соломона не сохранилось так как они были полностью уничтожены во время перестроек Иерусалима, устроенных Иродом. Отсутсвии упоминаний об этом периоде в хрониках других народов может быть объяснено тем, что в этот период (c. I005-c. 930 BCE) многие державы переживали упадок, и вообще сохранилось очень мало письменного материала той эпохи.

Находка, которая навсегда изменила ход данных дебатов была сделана летом 1993 года при раскопках Тель-Дана на севере Израиля. Была найдена часть надписи, где упоминался «дом Давида». Это была часть черного базальтового монумента, который был повторно использован в более позднем слое. Не было никаких сомнений, что данная надпись повествует о походе сирийского царя Азаила на Израиль около 835 BCE. Самая важная часть данной надписи написанной на арамейском гласит:

«Я убил Иорама, сына Ахава, царя Израиля и убил Охозию, сына Иорама, царя из дома Давидова. И я превратил их города в руины, а их землю опустошил».

Данная надпись красноречиво свидетельствует, что личность Давида не является выдумкой более поздних поколений.

­

­Ассирийский период

Историю Ассирии подразделяют на три периода:

  • Староассирийский (c.2000–c.1800 B.C.E.)
  • Среднеассирийский (с.1400–c.1050 B.C.E.)
  • Новоассирийский (c.934–c.605 B.C.E.)

Нас больше всего интересует последний период.

До начала 9 века Ассирия переживала упадок. Первый царь, который начал завоевательные походы и значительно расширил империю был Ашшурназирпал II (883–859 BCЕ). Он захватил северные племена, покорил Хеттеев, Арам (на территории современной Сирии) и продвинулся в Малую Азию, дойдя до Средиземного Моря.

Сын Ашшурназирпала, Салманассар III (858–823 BCЕ), правил 34 года из которых 31 год он вел войны. Каждый год он совершал военные походы и захватил Вавилон, Урарту, и многие другие города. Одним из его стратегических планов было захватить Сирию, но ему это не удалось. Он совершил 5 походов на этот регион, но полностью подчинить себе страну так и не смог. Кампания 853 BCЕ для нас наиболее интересна. В данном случае Салманассар столкнулся с объединенной армией палестинских государств, в состав которой входила также пехота и конница израильского царя Ахава. После этого сражения Салманассар воздвиг так называемый Куркский обелиск, монумент, повествующий о его победе. В надписи на этом монументе упоминается Ахав. Хотя Салманассар хвастается о своей победе, на самом деле, все было не так просто. Скорее всего, победы он не одержал, так как еще три раза ходил с не очень успешными походами на этот регион.

В 841 BCЕ он опять ходил в поход против сирийского царя Азаила, осадил Дамаск, требовал дань, но города так и не взял. После этого похода он воздвигнул так называемый Черный обелиск, в котором также упоминается израильский царь Ииуй, которого он обложил данью. Эти две даты позволяют синхронизовать историю Ассирии с иудейской историей.

После смерти Салманассара начался период упадка Ассирии. До 745 г. до Р. Хр. государством управляли очень слабые цари. В это время многие вассальные государства перестали платить дань, а на севере возвысилось государство Урарту. В этот период Израильское Царство переживает эпоху своего расцвета. Наибольшего процветания оно достигло во время правления царя Иеровоама ІІ (793-753 BC). В этот период в Израиле жили пророки Осия, Амос, и Иона. Поход пророка Ионы как раз совпадает по времени с периодом упадка Ассирии. Другие пророки всячески осуждали израильское общество за дух материализма и безразличия по отношению к нуджам неимущих (Амос), а также за идолопоклонство (Осия).

Однако в 745 г. В.С.Е. к власти в Ассирии пришел Тиглатпаласар ІІІ, который провел ряд существенных реформ в стране. В первую очередь он провел административную реформу: крупные области, которые раньше управлялись наместниками, он разделил на более мелкие и при этом на должность областеначальников он ставил преимущественно евнухов. Тем самым он свел к минимуму риск возникновения новой династии. Другую важную реформу он провел в армии. До него армия в Ассирии была нерегулярной. Она состояла в основном из крестьян, подкрепленная небольшими регулярными отрядами. Соответственно, свои военные походы бывшие до Тиглатпалассара правители совершали во время свободное от ведения сельско-хозяйственных работ. Данное устройсво не давало возможности создать сильную милитарную державу и ослабляло государство экономически. Тиглатпалассар создал профессиональную армию, которая теперь могла вести военные кампании круглый год. Тиглатпалассар также был первым, кто учредил «инженерные» войска. Кроме армии, ведущей военные действия, были специальные подразделения, прокладывающие мосты, переправы, строящие осадные валы, и т.д. Данная армия могла не только совершать набеги, грабить и требовать дань, но и присоединять к империи большие территории.

Изменилась и политика Ассирии по отношению к завоеванным народам. Если раньше большая часть побежденного населения просто уничтожалась, то теперь началась вести политика переселения народов. Население покоренной страны теперь переселялось в другую провинцию. Это делалось с целью уменьшения количества восстаний. Переселенные люди не станут воевать за независимость, находясь в другой стране.

В это время (после смерти Иеровоама ІІ) в Израиле сменяется много царей, которые правят лишь недолгое время. Библия повествует, что во время правления царя Менаима пришел ассирийский царь Фул [Тиглатпалассар] (4 Цар 15:19-20), которому Менаим уплатил дань в замен на политическую поддержку. Эта информация вполне согласуется с найденными надписями Тиглатпалассара, где упоминается Менаим из Самарии, платящий дань Ассирии.

В это же время назревает конфликт между Сирией и Ассирией. Сирийский царь Рецин упоминается в ассирийских анналах как платящий дань Ассирии с 738 г. до н.э. Очевидно, это был ход, сделанный для того, чтобы выиграть время. Рецин, видя мощь Ассирии, пытается создать мощную анти-ассирийскую коалицию. Для этого он пытается заручиться поддержкой своих южных соседей – Израиля и Иуды. Израильский царь Факей (4 Цар 15:27) стал в ряды коалиции, но иудейский царь Ахаз последовал совету пророка Исайи и отказался присоединиться к коалиции. В ответ, израильское войско при поддержке Сирии осадило Иерусалим (4 Цар 16:1-18; 2 Пар 28:1-25; Ис 7:1-17) для того чтобы сместить Ахаза и поставить другого царя, однако данная кампания оказалась неудачной. Согласно 4 Цар 16:8 Ахаз призвал на помощь Ассирию, заплатив дань. Данный ход событий, скорее всего, привел к быстрой развязке. Тиглатпалассар пришел в Сирию, осадил Дамаск (733-731 гг. до н.э.), взял его и казнил Рецина. Некоторые области Израильского царства также были опустошены, и часть населения было уведено в плен в Ассирию (4 Цар 15:29).

После смерти Тиглатпалассара в 727 году на ассирийский трон взошел Салманассар V (727-722). В это время царем в Израиле был Осия (4 Цар 17:1). В начале Осия был верным вассалом Ассирии, но потом, понадеявшись на помощь из Египта (возможно от фараона Осоркона ІV, Сигор в русской Библии, в евр. тексте просто Со[2]) он восстал против Салманассара, что повлекло за собой новый поход против Израиля. Возможно, это восстание было предпринято в составе более широкой анти-ассирийской коалиции с Тиром во главе.[3] Салманассар осадил Самарию, и в 722 году до н.э. Самария пала.[4] Практически все население Самарии было уведено в плен, откуда они уже никогда не вернулись.

Следующее столкновение Ассирии и уже Иуды произошло в 701 году. За это время царь Езекия провел религиозные реформы. Кроме того, он усилил свою армию и обеспечил Иерусалим питьевой водой.

В 701 году, после окончания войн на востоке страны, Сеннахериб двинулся на запад. В своих надписях Сеннахериб хвастается, что во время этой кампании он захватил 46 укрепленных городов и увел в плен 200150 человек. Однако, события связанные с осадой Иерусалима, достаточно неясные. Дело в том, что в Библии есть три разные повествования о данном событии. Согласно 4 Цар 18:13-16, Езекия сдался и заплатил Сеннахерибу большой выкуп. Данный рассказ подтверждается ассирийскими записями. Другая версия событий содержится в 4 Цар 18:17-19а, 36-37 (Ис 36:2-37:9а, 37-38). В этом рассказе говорится, что Сеннахериб услышал слухи о приближающемся Египетской армии (под руководством фараона Тихарки) и вернулся домой, где он был и убит своими сыновьями. Третья версия содержится в 4 Цар 19:9б-35 (Ис 37:9б-36). Здесь говорится, что ангел уничтожил 185000 ассирийцев за одну ночь.

Ученые объясняют данное разногласие тем, что скорее всего был не один, а два похода против Иуды. Первый поход произошел в 701 г. и закончился тем, что Езекия сдался 4 Цар 18:13-16, а второй поход произошел в 688 году, когда Сеннахериб вынужден был срочно покинуть осаждаемый город.

Ашшурбанипал был последним могущественным царем Ассирии. Но уже даже в последние годы его правления заметен был упадок, а после его смерти империя начала терять свое былое могущество очень быстрыми темпами. Она была вовлечена в войны на севере и была не в состоянии удерживать в своих руках остальные части империи.

Самым первым стал независимым Вавилон. В середине 620-х гг. Набопалассар захватил власть в Вавилоне и добился независимости от Ассирии. На юге Египет, который долгое время был союзником Ассирии, теперь начинает самостоятельную игру. Во время правления Псамметиха І (664-610) Египет все в большей мере начинает контролировать Палестину.

В это время в Иуде правит Иосия, царь, который описан как наиболее праведный царя среди всех его предшественников. Он проводит масштабные религиозные реформы, отменяет культовые практики, введенные Манассией, централизует богослужение в Иерусалиме и уничтожает все капища и святилища, находящиеся вне Иерусалима. Его реформы простирались даже до территории Северного царства, так как он разрушил жертвенники в Вефиле и Самарии (4 Цар 23:15-20). Внебиблейские свидетельства говорят о том, что влияние Иуды распространилось на территории, которые раньше принадлежали Северному Царству. Так, еврейская надпись была найдена в Месад Хашавияху, маленькая крепость на берегу Средиземного моря; в это же время в Мегиддо было возведено мощное укрепление; на юге также были возведены крепости в таких городах, как Арад, Кадес-Варни и Хасева. Однако, нет убедительных доказательств, что данные укрепления были произведены именно иудеями. В это время начинает усиливаться Египет, и вполне возможно, что это произошло под прямым влиянием Египта. Хотя нет никаких указаний на то, что Иосия платил дань Египту, тот факт, что сразу после смерти Иосии, Египет начинает устанавливать царей над Иудой, свидетельствует о его интересах в этой области. Скорее всего, 4 Цар 23:8 правдиво описывает границы Иудейского царства времен Иосии: от Гевы (немного севернее Вефиля) до Вирсавии на юге.

В 614 году мидийцы захватили город Ассур и вступили в союз с Вавилоном против Ассирии. В 612 году эта новая коалиция захватила столицу Ассирии, Ниневию, при этом действующий ассирийский царь, был убит. Новый царь, Ашшур-убалит ІІ (612-609) с остатками своего войска отошел на запад в Харран. В 610 году Набопалассар выступает в поход против Харрана. К нему присоединяются мидяне и в конце 609 г. город оказывается в руках вавилонян и мидян.

В июне 609 г. до н. э. на помощь ассирийцам пришел египетский фараон Нехао ІІ. Соединившись с Ашшур-убаллитом, Нехо перешёл Евфрат и атаковал Харран. Тяжёлые бои велись всё лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев и удержал город. Когда Набопаласар пришел на помощь своему гарнизону в сентябре 609 г., состоялась решающая битва в которой египтяне потерпели поражение и вынуждены были снять осаду с Харрана. Таким образом, с 609 г. ассирийская держава полностью прекращает свое существование.

На пути в Харран фараон Нехао встречает Иосию, который вышел против него (4 Цар 23:29). В битве, которая произошла при Мегиддо, Иосия погибает.

Вавилонский период (605-539)

Период 610-605 гг. был отмечен борьбой между двумя соперничающими силами: Вавилоном и Египтом, что отразилось на политической ситуации в Иудее. После смерти Иосии, согласно Библии, народ земли воцарил Иоахаза, сына Иосии (Саллума), (4 Цар 23:30). Иоахаз правил только три месяца. Возвращаясь из неудачного похода в Сирию Нехао ІІ смещает Иоахаза и забирает его в Египет, где он и умирает. На место Иоахаза был поставлен Елиаким, переименованный в Иоакима, другой сын Иосии (4 Цар 23:31-34). Иоаким проводит про-египетскую политику (4 Цар 23:35), преследует пророков и священников, служащих Богу (Иер 26).

В 605 г. до н.э. в политическом противостоянии между Египтом и Вавилоном верх одерживает Вавилон. В этом году произошла битва при Кархемише (Иер 46:2) и после поражения Египетской армии вавилоняне начинают полностью контролировать всю Палестину до границ Египта. Вскоре после победы у Кархемиша Навуходоносор, наследный принц Вавилона покоряет Иуду в 605 г. до н.э. Во время этого похода Даниил и его друзья были взяты в плен. Иоаким был вынужден присягнуть на верность Навуходоносору и в течение 3 лет оставался верным Вавилону, однако около 600 г. он восстал против Вавилона, что привело к новой военной кампании, организованной Вавилоном в 598 г. Во время осады Иерусалима царь Иоаким погиб, а на его место был поставлен его сын, Иехония (4 Цар 24:6–16), который правил всего три месяца. Когда город был взят в марте 597 г., Иехония в качестве пленника был уведен в Вавилон вместе с тысячами других иудеев (4 Цар 24:12–16). В это время в плен попадает Иезекииль. Вместо Иехонии Навуходоносор воцаряет другого сына Иосии, Седекию (4 Цар 24:17–25:21), который был последним царем Иуды. Седекия оказывается нерешительным царем. Будучи подстрекаем иудейскими князьями, он восстает против Вавилона, отказывается платить дань в надежде, что Египет окажет ему помощь. В результате этого Навуходоносор в третий раз организовывает кампанию против Иерусалима и в 586 году город был полностью разрушен (4 Цар 25:2–3; Иер 39:2; 52:5–7).

Персидский период (539-331)

В 539 году Кир одержал победу над вавилонской армией при Описе и вскоре захватил Вавилон, став правителем самой большой империи в мире. Согласно Библии, как только Кир пришел к власти, он сразу же издал декрет (2 Пар 36:23; Ездр 1:2-4), где он провозглашал, что нет другого Бога кроме Яхве, Бога Израилева и повелевал всем иудеям вернуться домой. В 1879 г. был найден так называемый «Цилиндр Кира», документ, в котором Кир повелевает восстановить культ местных богов в Вавилоне.

33 . . . and the gods of the land of Sumer and Akkad,

34 whom Nabonidus had brought to Babylon to the anger of the lord

of the gods, at the command of Marduk, the great lord,

I resettled unharmed in their chambers, a dwelling place to rejoice their hearts.

Данный декрет вызывает противоречие среди ученых: одни видят в нем подтверждение библейского повествования, другие же опровержение. Хорошо известно, что Персидская империя вела совершенно другую политику по отношению к покоренным народам, чем Вавилонская или Ассирийская. Для персов было важно, чтобы вассалы чувствовали себя комфортно в огромной империи, они считали, что счастливый вассал будет более преданным, чем запуганный. В полне вероятно, что указ Кира, о котором говорится в цилиндре относился не только к Вавилону, но и ко всем народам. Возможно, что Кир дал указание перевести данный указ на все языки империи, и то, что мы находим в Библии является еврейской версией этого указа.

Наши рекомендации