Концентрация внимания на стационарных, стабильных периодах.
Роль события в структурировании исторического времени
Периодизация применяется для организации и упорядочивания исторических знаний. Античные исследователи использовали принцип периодизации и брали для периодизации любые значимые позиции. Эпоха Нового времени - отношение к этапам изменилось, выделялись события эпохальные и фундаментальные, которые определяли целый век, целую эпоху. Такие эпохальные события - источник множества последующих событий. Эпоха считалась завершенной, исчерпанной.
Структура как предмет исторического исследования
Историки и сейчас обращаются к анализу исторических событий.
-история-описание событий.
-анализ истории при игнорировании исторических собтий, фокусирование внимания на социальных целостностях.
Категория индивидуализм-коллективизм. Индивидуалистическая ориентация, характерная для современного общества. Акцент на индивидуализм способствует технологическим интонациям, содействует росту производительности труда.
Аскрипция-приписка, достижение. Участники социального взаимодействия оценивают др людей либо по их поступкам, либо по их статусным свойствам, которые им приписываются с рождения.
Аскриптивная ориентация характерна для традиц общества. В соответствии с этой аскриптивной ориентацией об индивиде судят и идут по отношению к нему, ориентируясь на предписанные ему качества, свойства (пол, престиж, расовая/племенная/клановая/сословная принадлежность)
Мотивационная модель, ориентированная на достижения. Требует принимать во внимание реальное поведение и успехи индивида как представителя опред профессии, гражданина, налогоплательщика.
В современных обществах человек скорее ценится статусом, которого ему удалось достичь собственным талантом. Принимая его на работу, человек интересуется технич классификацией и прошлым трудовым стажем индивида.
14/10
Новации
Исторически возникла как следствие отказа от демаркации историч периодов по событиям и рост внимание к другому процессу. Идентификация периодов, поиск хронологич границ этого периода, отделяющих его от других периодов.
Одним из 1 переход периодов, привлекших внимание историков-переход от средних веков к новому времени.
К сер 19в началось обсуждение проблемы переходного этапа, который пролегал между периодом средневековья и п-м новог времени
Жюль Мишле написал многотомную историю Франции. (1833-1867гг-история). Жюль Мишле выделил в кач-ве переход этапа между средневековьем и новой историей эпоху ренессанса. В историч работах разрывы обычно концептуализируются как динамические переходные этапы, на протяжении которых происходит разрушение прежних структур и формирование структур будущего периода. Зачастую такие переходные периоды именуются кризисами. Считается, что Бродель завершил концептуализацию данного подхода. Это произошло в работе "Средиземноморье и средиземном мир в эп Филиппа 2" (1949).
У нас данная работа вышла в 3 книгах 2002-2004гг. В этой работе Бродель утверждает, что история предстает перед нами как ряд кризисов, переходных периодов, интервалов, между которыми существуют какие-то площадки, эпохи, равновесия.
Новация-осознание необходимости диференцированного подхода к истоич реальности. По мере активизации струутурного подхода, по мере все более частного применения разрывно-стационарной модели периодизации начали множится различные модели историч процесса, которые делили историю на периоды по разным структурам (по эконмическим, соц, полит, культ, ментальным, по стилям в искусстве).
Бродель попытался ввести момент упорядоченности в этот процесс. Он предложил целостную схему, подразделяющую истрич реальность на 3 уровня. Эти уровни различались по скорости происходящих в них историч изменений, те вместо равномерно текущего календарного времени, размеченного малыми и большими событиями Бродель разработал концепцию взаимодействия 3 различных временных протяженностей, каждый из которых соответствует опред уровню историч реальности. В данной работе идет речь о долгом 16 веке. (2/2 16-1/2 17вв). Данная концепция окончательно формулируется Броделем в статье "История и общественные науки". Выделяются 3 уровня:
1)в самых нижних слоях общественного бытия господствуют постоянство, стабильные структуры. Основные элементы данного уровня: человек, пространство, способы мышления. (взаимод ч-ка и природы и ментальные структуры). Время на данном уровне протекает настолько медленно, что кажется почти неподвижеым. Изменение взаимоотношений человек-общество-природа изменяются столетиями. Бродель называет ментальность долговременной или долгодействующей тюрьмой. По отношению к этому уровню Бродель использует понятие "Длительная временная протяженность".
На этом уровне предметом исследования становятся пейзажи. На этом уровне ход истории почти незаметен, перемены предельно медленны и ускользают от человеческого взора. Это история постоянных повторений, история без времени, история квази-структур. По мнению Броделя, это гл уровень историч реальности
Средний уровень-уровень эк-ки (соц, демографич, экономические структуры). Они изменяются медленно, но ощутимо быстрее, чем на 1 уровне. Здесь время измеряется 10-летиями. На протяжении долгого 16 века эти структуры трансформировались несколько раз. Их интервал-десятилетие.
Третий уровень-самый высокий-верхний слой истории-история событий. Здесь ритмы определяются не отрезками времени, а хронологическими данными. Это событийная история. Этот уровень возвращает нас к традиц-му пониманию истории, те к истории по мерке индивид человека. Событийная история рисует одни только поверхностные потрясения. 3 уровень Бродель образно называет эпидермой истории. Это история быстрых, внезапных, нервных колебаний. Третий уровень Бродель называл опасным в видом истории. Он считал, что фокусировка внимания на полит истории может вводить в заблуждение историка-исследователя, отвлекать его от подлинных историч событий. Сам Бродель полагал, что главное в истории происходит на нижнем и среднем уровне. Структуры для историка "ансамбли" историч явлений.
Было несколько попыток развития броделевских идей:
концентрация внимания на стационарных, стабильных периодах.