Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная кон­центрация внимания. Выражается это, во-первых, высо­кой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возмож­ностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к вы­бранной цели. Отсюда такая отличительная черта ода­ренного ребенка, как склонность к сложным и сравни­тельно долговременным заданиям.

Данное качество трудно оценить иначе как положи­тельное, но именно оно часто становится причиной труд­ностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть учителей ориенти­руется на условно «нормального», обычного ученика, который, как известно всем, и педагогам в первую оче­редь, имеет в этом смысле весьма скромные возможно­сти. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно «низ­ким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания.

Практически прямо противоположные качества де­монстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок ча­сто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь,


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

причем заниматься своим делом он способен длитель­ное время, может возвращаться к нему в течение не­скольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее единство моти­вации, непосредственно связанной с содержанием дея­тельности, и творческих умений ребенка в сферах, где реализуются его творческие способности (интеллекту­альной, художественной и др.).

Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с явлением, откры­тым известным русским ученым Ухтомским. Он в ходе собственных научных изысканий пришел к выводу, что одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги активно­сти и очаги торможения. Этот очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клет­ки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил на­звание доминанты. Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают от стрем­ления достичь главной цели, но напротив, даже усилива­ют это стремление. Вокруг активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.

Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для ка­тегории одаренных детей, обязательно отмечают фено­менальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с про­тивопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыс­лителя.

Действительно, человек может хранить в своей па­мяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании «эрудита» или «ученого». Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.

Is'



часть I. Психология детской одаренности

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития




Синтез способностей к запоминанию и качеств, отт< меченных выше, порождает часто замечаемое у одарен­ных детей стремление к классификации, систематиза­ции информации, опыта, идей. На практике это неред-v ко выражено в склонности к коллекционированию.

Способность к оценке

Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специа­листами. Способность к оценке — производная крити­ческого мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Известный психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ре­бенка в самом себе, в своих способностях, в своих реше­ниях, определяя этим его самостоятельность, неконформ­ность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в де­нежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором монетного двора.

Наши рекомендации