Анимация и персонажные спецэффекты
Аниматоры обеспечивают движение героев и, подобно актёрам озвучания, они задумываются о мотивации каждого из них в каждой сцене, прежде чем приступать к прорисовке. В "Как приручить дракона" Беззубик был самым сложным персонажем для анимации, учитывая его важность в фильме и отсутствие вербального общения. Например, аниматорам пришлось продумывать: "Как бы вело себя дикое животное, оказавшись в неволе?" для работы над сценами, где Иккинг впервые приближается к травмированному Беззубику. "На данный момент истории мы знали, что необходимо создать дракона, как существо, не личность, так что, дабы получить какое-то представление, мы вызвали специалиста по поведению животных. Она (специалист) пояснила нам, что зверь попытается немедленно убежать, но для драматической интриги мы решили, что Беззубик более благородно смирится со своей участью, просто подставит шею, чтобы быть убитым, это вызовет сострадание как у Иккинга, так и у зрителей," - вспоминает глава отдела Анимации персонажей Саймон Отто.
"Анимационная команда также потратила огромное количество времени и внимания, чтобы верно сделать эпизод "Запретная дружба", так как они знали, что эти сцены, где Иккинг и Беззубик начинают узнавать друг друга - сердце фильма, и если они совершат ошибку, то потеряют зрителя к концу истории". Команда прорабатывала раскадровки и делала ключевые позы для всего эпизода, прежде чем назначала конкретные кадры аниматорам; она также тестировала дизайн Беззубика, чтобы увидеть, как он совершает те или иные изобретательные движения, например, сидение вертикально на своём хвосте.
Одел по Персонажным спецэффектам несёт ответственность за то, чтобы все анимированные персонажи выглядели так, какими они должны быть в итоге, и то, что все детали помещены в сцену. Для поддержания очень динамичной анимации в фильме, команде пришлось состязаться со множеством "полётных" эпизодов, в которых люди и драконы двигаются со скоростью более ста миль в час. Выходя за стандартные рамки создания естественного движения волос и одежды, она должна была правдоподобно изобразить сильный ветер на лице персонажа, когда волосы и одежда развеваются, и реквизит вроде шпаргалки Иккинга бьётся от ветренных порывов. "Сделать подобное хорошо - это вызов самому себе. Специалисты по персонажным спецэффектам должны добиться лишь по-настоящему реалистичного ветра, приводя волосы персонажа в необходимый вид. Когда всё сделано правильно, видна огромная разница в ощущении скорости в сценах с полётом," - объясняет специалист по персонажным спецэффектам Грэг Ринг.
Освещение
Освещение должно привести видение режиссёра к финальному виду фильма, установив верную светотень на каждый элемент в каждом кадре. Режиссёры Крис Сандерс и Дин ДеБлуа хотели бросить северное сияние на их декорации, в то время как драма истории разворачивается в изощрённом стиле (решили добавить северное сияние в наиболее драматичный момент истории). Привлечение кинооператора Роджера Дикинса, работавшем над "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" и "Таинственным лесом" вдохновило производство. Его советы помогли лучше понять образы, кинематографическое освещение - плюс сильное использование контраста, "дополняющего настроение истории и наполняющего фильм визуальной красотой," - описывает художник-постановщик Кейт Алтиери. Чтобы зритель лучше представил то, каким эффектным может быть освещение - в некоторых сценах единственным источником света является лишь пара маленьких свечей. Это смелый выбор в CG, где трудно не показать каждую мелочь, на дизайн, построение и текстурирование которой было потрачено время. "Есть баланс между натурализмом и добавлением в него некоторого творчества или драматического эффекта," - говорит Дикинс, цель которого была в том, чтобы осветить всю форму (без традиционного использования контражура), что помогает показывать чёткие, легко считываемые эмоции персонажей.
Стиль Дикенса в освещении не включает в себя изображение каждой детали в кадре, что даёт зрителю возможность додумать свою собственную историю о том, что происходит в сцене. Этот мыслительный процесс делает его более заинтересованным в фильме посредством необходимости активно думать и чувствовать происходящее на протяжении всей истории, подсознательно погружает его в глубокую вовлечённость наравне с персонажами. "Этот фильм аналогичен живописи импрессионистов," - говорит Кейт Алтиери.
Монтаж
Команда монтажа имеет уникальную возможность наблюдать фильм на всех этапах производства, потому что почти каждый производственный отдел направляет свои кадры в монтажную, где завершается работа над ними.
Перспектива является, пожалуй, наиболее важным элементом, рассматриваемым монтажёрами. Когда при монтаже склеиваются эпизоды, где Иккинг и Беззубик знакомятся друг с другом в пещере, команда очень внимательна к точке зрения каждого персонажа в каждом кадре, к тому, какую эмоцию должен испытывать каждый из них, и почему он почувствует именно это. Эти размышления определяют, стоит ли делать средний план с двумя персонажами одновременно, показывать их в профиль или каждый раз давать крупный план. "Всё это о желании перейти от очень робких отношений к действительно радостным и забавным," - вспоминает монтажёр Даррен Холмс.
У монтажёров также была возможность работать в более кинематографическом стиле. Когда Иккинг и Беззубик сражались с Красной Смертью, производство исходило из того факта, что они снимали этот эпизод вживую в режиме растянутого времени, который потом монтировался так, как если бы это был фильм, а не мультфильм. "У нас было чувство, что мы знали, что подразумевается раскадровкой, когда мы моделировали основу для анимации и добавляли черновые эффекты, свет и облака в один большой Maya-файл," - объясняет глава лэйаута Джил Циммерман. Далее визуализация наполнялась различными интересными перемещениями камеры в кадре в попытке заснять это кинематически. Холмс продолжает: "Затем всё это отправилось в монтажную, чтобы мы добились органичного соединения, которое дало бы режиссёрам возможность "собрать" фильм, вместо попыток сделать всё покадрово на более ранних стадиях производства, что тоже является нормой". После утверждения режиссёрами монтажа, эпизод вернулся в отдел лэйаута, а затем пошёл дальше, как и все прочие кадры фильма.