Природа исторического времени
Общество как развивающая система
в мировоззренческих поисках человечества можно выделить три основные модели социальной эволюции — линейную, циклическую и вероятностную. Примером линейной модели может служить христианское представление об истории как движении. Циклическая модель имеет несколько основных вариантов — маятникообразное движение, движение по кругу. Классическая модель строилась на след.постулатах.
постулат рациональности: в мире господствует разумное начало
постулат активизма: помимо разума человек обладает способностью к активной духовной деятельностью.
В основе формирующихся новых взглядов на природу, общество и человека лежит экологическая философия. приходит идея гармонии общества и природы. Новая модель социального Универсума должна, по-видимому, включать в себя: а) новое понимание природы как среды освоения и обитания человечества, находящегося в гармонии с ближним и дальним космосом.
Общество и личность
различаются три понятия: индивид, индивидуальность, личность. Индивид — это единичный представитель той или иной социальной общности людей. индивидуальностью принято понимать человеческое существо во всем богатстве его неповторимых черт, особенностей. Во все времена истории отдельный человек всегда являл собой продукт социальных отношений. Способ жизнедеятельности, в который вовлечен данный индивид, историческое время, в которое он живет, социальная группа, к которой он относится, тип и уровень культуры, которую он освоил,— все это определяет мир человека.Личность есть продукт и проявление процесса социализации индивида. Человек не рождается личностью, в течение своей жизни он должен пройти долгий и сложный путь освоения «социальности» и культуры. Социально значимые качества личности отличают одного представителя социума от другого. Важными характеристиками личности в обществе являются ее социальные роли и социальные маски. Человек — существо многомерное. Можно выделить три фундаментальных измерения его бытия: а) природно-биологическое, б) социальное, в) духовно-практическое. сущность человека — это ансамбль всех общественных отношений
субъективизм. Личность оценивает себя, свою жизнь «изнутри» своего «Я». функционализм . статус личности и ценность человеческой жизни завоевывается человеком благодаря его продуктивной деятельности. персонализма. - ценность жизни не завоевывается человеком, она — дар. Люди созданы по образу и подобию Божьему. Ценность личности не может быть отчуждена, ибо это дар Бога. Поэтому ценность и достоинство личности не могут быть утеряны, ведь они имеют не субъективную, а объективную основу.
Природа исторического времени
Проблема исторического времени в ее бытийном (онтологическом была впервые осмыслена частично в работах Ф. Ницше и более полно в «философии жизни». Именно представители этой школы поставили своей целью изучение а сущности исторического бытия. сознание людей всегда многослойно: что-то в нем определяется «духом времени», господствующей в данный момент идеологией, классовой позицией, жизненными интересами. Сходство жизненных ситуаций несмотря на разделяющие людей тысячелетия, порождает сходство размышлений и переживаний, аналогичность рефлексии. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в историческом времени.
Природа времени проявляется в том, что оно, протекая через интервал настоящего, уходит, превращаясь в новое качество — в прошлое. исторического времени, то для своего отображения оно нуждается в особых единицах измерения, согласующихся с его собственным ритмом. Мифологический подход к понятию сакрального времени уступает место идее историчности. Иными словами, чувство подлинности настоящего порождает потребность искать подлинное, а не мифическое, в прошлом. Средневековье открывает еще одно измерение исторического времени — будущее. В эпоху Возрождения в новоевропейской культуре происходит очередной сдвиг в восприятии времени. Перед нами тип историзма, в котором пересматривается смысл отдельных модусов времени и механизм их взаимного сцепления. Наступивший XIX век — это время расцвета исторической науки. «Исторический подход» становится чуть ли не доминирующим во многих научных дисциплинах. С мировоззренческой точки зрения исключительно важным является вопрос о значении прошлого для настоящего. благодаря интеллекту человек оказывается способным осваивать время, превращая его из физического или биологического в человеческое. Ни одно существо, кроме человека, не открыто к протеканию времени, не вступает с ним в особые отношения. Свободное освоение времени — удивительный дар человека. Сущность этого дара — возможность по своему желанию вместить в свою жизнь исторический опыт тысячелетий.
Исходные понятия Аксеологии
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. , которая получила название аксиология. С первых минут своего появления на свет человек испытывает разнообразные потребности — в воздухе, пище. Наряду с нуждами, которые способствуют биологическому или психологическому развитию, возникают привычки, склонности. Мир человеческих нужд и желаний связан с потребительской деятельностью. Через деятельность человек сам порождает и формирует свои потребности и благодаря продуктам деятельности удовлетворяет их. Деятельность есть фундаментальная сторона сущности человека. Благо, которое предстает перед человеком или обществом через призму оценки, есть ценность. Аксиология определяет ценность как значение объекта . Субъектные ценности — это нормативная форма ориентации человека в социальной и природной среде, , для многих людей субъектные ценности являются стержнем их жизни, фундаментом личности, Если же человек жертвует своей жизнью ради предметных ценностей, то это скорее вызывает удивление