Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->сформулировать позицию автора высказывания;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->автор анализирует
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->характеризует
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->рассуждает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->отмечает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->доказывает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->сравнивает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->сопоставляет
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->противопоставляет
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->называет
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->описывает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->разбирает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->подчёркивает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->ссылается на...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->останавливается на ...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->раскрывает содержание
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->отмечает важность
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->формулирует
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->касается
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->утверждает
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->считает, что ...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->действительно
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->на самом деле
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->не могу не согласиться с автором высказывания
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->я полностью согласен с ...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->вынужден согласиться с ...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->я разделяю точку зрения автора высказывания
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->я поддерживаю мнение автора
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->бесспорно мнение автора о том, что ...
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
<!--[if !vml]--><!--[endif]-->
<!--[if !vml]--><!--[endif]-->
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->примеров должно быть 2;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->примеры должны быть из указанного текста;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...