Поклонный крест в иван ручье
Неистребимо стремление души человека к Богу,
как не мешай, не отваживай его.
7 июля 2003 года, на Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна у храмового места в урочище Иван Ручий по наитию верующих был установлен Православный Крест. Малое объявление в Кушеле и добрая весть в Заберезье и Пантелейково собрали до тридцати человек-патриотов своей малой Родины. Пришли убеленные сединами и цветущая молодежь. Вспомнили прошедшее, посетовали на сегодняшнее. Кто-то посетил сельский погост.
В преддверии праздника уроженец края Владимир произвел малую росчисть на месте руинированного храма. Загодя был заготовлен металлический Крест, который в деталях привезли издалека. К сожалению, официальные согласования произвести сегодня сложно. Поэтому, событие свершилось без участия властей светских и духовных.
По собрании жителей Крест забутили храмовым и иным камнем. Каждый принес по камню. Забутовку пролили раствором со Святой водой источника Иван Ручий. К подножию поставили свечи и цветы. Укрепили приличествующую надпись, а ввечеру довезли на Крест малую иконку Пророка Иоанна. Многие выразили радость, что отныне, посещая близких на погосте, они будут иметь возможность поклониться Кресту на Святом месте. Это, воистину, нужно русскому человеку, истосковавшемуся в безверии.
Молитва была проста и безыскусна. Верующая Анна в чистоте порыва пела песнь, в которой были слова о Боге. Подобное пение повсеместно ушло. В заключение инициатор и иже с ним выслушали слова человеческой благодарности. Добро находит отклик в душе человечьей и не бывает забыто. Теперь уже эта дорожка к этому храму стала протоптана. Место с Крестом явно обозначено и его можно посетить тем же свадебным поездом.
Руины церкви 1909 года представляют из себя прямоугольник валунного фундамента размером 20 х 6 метров. Алтарь и входные крыльцы были граненые. На север и юг, к алтарю, читаются боковые крыльцы. Тут же пара-тройка могил, о коих ведает Господь. Сказывали, что где-то и священник сего храма похоронен - у стен. Но утвердительных слов услышано не было. В былые годы намоленное место было чисто от дерев, и церковь была видна из села. Она представляла из себя деревянное строение, крытое тесом, который красился по мере надобности. На колокольне имелся набор колоколов, благостный звон которых создавал неповторимую музыку, слышимую в селе. Храм и т.н. «Гора любви» представляли естественную доминанту округи, притягивая взор проезжающего. Тут проходили радостные ярмарки, тут отпевали усопших. В купели Иван Ручья крестили младенцев. Над ней существовал малый сруб на столбах и с крышей. Энтузиасты и прочие намывали в Купели разных монет, вплоть до золотых. Но это было давно. Выше и напротив Купели существовал осыпавшийся теперь грот. В нем и буренок могли напоить. - Теперь умываются свадьбы. Тут тоже детишки до червонца денег собирали. - Раньше женились много.
В деревне Бор слышен иной рассказ, что Богородица некогда, прежде чем наступить на камень в Долгой реке, вышла из Ручейского Грота и прошла Гаянщинской дорогой на Лосеву. Там еще источник чтимый был с крестом и рушниками, ходил крестный ход. А теперь эта дорога заросла, и дачники открещиваются от вопросов интересующихся.
До времен атеизма погосты Иван Ручий, Рудно, Зажупанье, Новоселье и Старополье по соседству и близости замыкались на Доложск, переименованный безбожниками в Заручье. Там находилась местночтимая икона Успения Божией Матери, которую на храмовый день Выскатки - Рождество Богородицы - носили в означенную Выскатку (8-9 сентября старого стиля), где в это время зачиналась ярмарка. 10 числа икона прибывала в Рую, к часовне Святого Великомученика Георгия и с нею обходили деревню. 11 числа ход возвращался в Доложск. По пути хода не миновали Кушелу, где производился положенный молебен. В свою очередь, верующие с Кушельских озер на Успение шли ходом к Доложской Пещере, равно верующие Рудно и иных мест и погостов. Доложск, с его комплексом 3-х храмов, был безусловной Святыней нашего края, которую изжили неруси-отщепенцы. Не случайно, в селе проводили четыре крупнейшие ярмарки уезда. На выручку доложцы отстроили замечательный дом причта, двухэтажную школу-и больничный комплекс. - Деньги в этом селе были, и не малые.
Когда из Сланцев поступил приказ взорвать Пещерскую церковь на кирпичи (в них была великая нужда), в алтаре храма нашлась закладная пластина с тринадцатью именами окрестных храмоздателей. Это были наши люди - инициативная часть раскрепощенного крестьянства. Вольным хлебопашцам, да еще уходившим в Питер (Бог знает куда), управлять было невозможно. Да он и хлеба «на халяву» не даст. Для централизации и удобства новоявленной власти сколотили колхозы, иногда со смешными названиями (Красный Швейник, Якорь и т. д.). Туда и загнали земледельцев, и тут же все любившие землю разлюбили ее. Стар и млад бросился в город. За уклонение от колхоза судили, грабили, сселяли и сажали. Агитировали с помощью нагана. Вся истина социализма зиждилась на угрозе применения этого немудреного оружия. - Воистину, гениальное изобретение гениальных пользователей.
Сегодня деревня латает дыры. Знаменитая (в летописях) Кушела закопала колодцы (строили водопровод). За хлебом бегают на большак (как и вся округа). Дачники чешут затылки: «Опять дом обокрали». Питерские бомжи шутят: «Сажайте-сажайте, - нам будет что кушать, и вам». — Это ли порядок в селе? А ведь некогда отец старейшего «дачника» Кушелы Гуслин рассчитывался со строителями своего дома золотыми монетами, которыми выдавалась зарплата на Путиловском заводе. — Мужик жил в столице, являясь кадровым рабочим, а семья жила в селе, приростам в числе. И не было разводов — была человеческая совесть, осиянная светом Православия. Церковный брак крепок. До революции уезд и десяти разводов в год не насчитывал, хотя многие жили дома только по полугоду.
Короткий век храма прервался (по сведениям епархии) в 1944 году. В поле, что к Кушеле, велись боевые действия. Два танка со стороны села обстреливали строение. До этого, в саму йойну, приезжал священник Псковской духовной миссии. Он и окормлял округу. Имени его никто не помнит.
По возобновлении служб со всей окрестности понесли храмовые иконы. Силами паствы храм был восстановлен. В некие годы (то ли после извода последнего батюшки, около 1937 года, то ли после войны) в церкви поставили льномялку. — Такова доброта народу, даже в малом. В храме Сижно (аналогично) поставили агрегат по формованию торфяных горшков - под рассаду. (1950-е годы). Он и чадил соляркой, и тарахтел, и трясся. Комсомолки таскали воду с пруда, орудовали лопатами и разглядывали памятники у церкви. Хоронить у нее боялись, - а вдруг снесут и закатают асфальтом? Комсомолки Заручья и Новоселья ходили в церкви на танцы - танго среди крестов. - Странная фантазия заинтересованных. - Где-то они теперь?
Поставление Креста при храмовом месте в Иван Ручье сегодня в ряду иных Православных дел, больших и малых. Большой Крест (и только) в Ольгином Кресте. Очень скромный крест (сам видел) при источнике в д.Пугвично. Начали консервацию и работы на храме Зажупанье. Реставрируют часовню Иордань в Пенино. В Ложголово возводится почти из небытия часовня на месте явления иконы Св. Георгия Великомученика. Размерами она - с маленький храм. До разора и утварь в ней была на загляденье. Так или иначе, работают в Доложске и Старополье. К сожалению, все упирается в средства. В то же время маленькая Татария за десятилетие возвела тысячу новых мечетей! - Вот бы у кого поучиться строить, поучиться думать о Душе. Ведь поклоняемся не человеку, но Богу.
В.И. Будько.
Феномен Кярово
Наброски к истории Свято-Покровского храма графов Коновницыных
◙ Кярово расположено в пустынном сегодня месте бывшего Гдовского уезда. От старинной усадьбы Коновницыных почти ничего не осталось кроме погоста и храма. А ведь некогда здесь кипела жизнь. Обитатели «отчего Кярова», многочисленное и дружное семейство генерала Коновницына, некогда называли его «веселое Кярово». Не вдаваясь подробно в процессы запустения усадебных и иных мест, коснемся здесь истории храма, которая фрагментарно известна по разрозненным источникам, особая роль среди которых принадлежит Историко-статистическим сведениям о Санкт-Петербургской епархии. Статья о храме села Кярово в этом издании написана храмовым священником отцом Михаилом Виноградовым. Десятый том означенных сведений вышел в 1885 году. Этот источник доступен всем, ибо имеется в достатке и во многих библиотеках.
◙ Надо признать, и это уже сделано государством, особую роль храма в сонме многочисленных в прошлом церквей Гдовщины и не только ее. Значение кяровского храма в историко-политическом смысле огромно. К сожалению, это сознается не всеми.
◙ Храм является родовым храмом графов Коновницыных, внесших весомую лепту в перипетии российской истории. О Коновницыных написаны книги, главы книг и десятки статей. Одновременно в истории отдельных семей Коновницыных и рода в целом имеются исследовательские лакуны. Будем надеяться, что со временем они восполнятся исследователями и власть осознает мысль, что региональные исторические изыскания надо финансировать.
◙ Пример Петра Петровича Коновницына, генерала, грудью вставшего на защиту Отечества, не должен быть оставлен потомками. В тяжелую годину борьбы с врагом рода человеческого он и его братья по оружию показывали бескорыстный пример мужества, недоступный иным деятелям от политики.
◙ Чрезвычайно прочувствованные строки о нашем Отечестве оставил нам писатель-соотечественник из села Выскатки, Ефим Андреев: «Любезное отечество! Дорого ты нам стоишь! Каждый почти шаг в тебе облит кровью наших предков! Любезные прародители наши! Вы умели стоять за свою свободу и за благочестие; вы дорогое оставили нам наследие – наше благосостояние! – Мы были бы неблагодарны, если б не захотели почтить памяти вашей хоть одним чувством нашей признательности!» (1863).
◙ Все сказанное с полной мерой можно отнести к светлой памяти Петра Петровича Коновницына, всей мощью своего военно-административного таланта служившего трону. В то же время это был добрый христианин, любящий муж и добродетельный глава семейства. Роль генерала Коновницына в полной мере еще не осознана потомками и будет вызвана на авансцену будущего в случае поворота государственной машины в сторону благоволения к России
◙ После войны 1812 года Император Александр I говаривал: «Славы для России довольно: больше не нужно; ошибется, кто больше пожелает. Но когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря. От этого устаю».
◙ Кярово в книге памяти нашей мало отличается от Михайловского. И Кярово, и Михайловское надо прочувствовать. Кярово еще ждет своего подвижника, ждет своего Гейченко.
◙ Сегодня мы часто умиляемся заграничной чепухе. – Своего не хранили, - рушили.
◙ Черная рука направляла вандалов. Черный глаз иноверца слепили колокола России и сребропозлащенные образа.
◙ Революция – это не масонские свобода-равенство-братство под пятиконечной звездой, это, прежде всего, коммерческо-банковская операция всемирных ростовщиков Уолл-Стрита, в итоге которой трофеем стала Россия.
◙ Еще в начале ХХ века почти все имущество тысяч усадеб и церквей ушло на запад в виде антиквариата и золотых слитков. - Как это пошло.
◙ Параллельно революции существовала спланированная акция по вывозу всего и вся, что представляло в России коммерческий интерес.
◙ Дьявольская акция. Простой подсчет количества усадеб в соседних уездах дает ошеломляющие цифры - около 250 усадеб только в Ямбургском и Лужском уездах (недавно вышли первые исследования по ним)! Вполне возможно, что хотя бы десятая часть из них имела ценную мебель, посуду, одежду, картины, книги и т.п. вещи.
◙ Акция по уничтожению и разграблению усадеб производилась силами распропагандированных крестьян задолго до революции 1917 года, в ходе незавершенной революции 1905-1906 годов. Здесь уместно привести сноску на страницах известного труда священника Сергея Александровича Нилуса «Близ есть при дверех»: «Русские помещики общим хором жалуются, что дворянская культура в России исчезает, и местами с поразительной быстротой. Можете проехать десять, двадцать, тридцать верст и не встретить ни одной, даже захудалой дворянской усадьбы, или встретите лес брошенных, проданных, сданных в аренду кулакам.
Если взять старинные карты и межевые планы, то вы удивитесь, до какой степени много было еще 60-70 лет назад дворянских гнезд. На планах повсюду еще значатся черные квадратики с надписью «господский дом», но в действительности их давно уже и нет господских домов, а с ними отошло в предание и старое господство культурного класса.
Ко мне довольно часто заезжают провинциалы, бывающие в Петербурге, помещики и общественные деятели. Если им верить — а почему бы отказать им в доверии? — пугачевщина 1905-1906 годов не прекратилась вовсе. Она затихла, она приняла другие менее шумные формы, но продолжает свое разрушительное дело. Крестьяне не ходят, правда, как прежде, целыми толпами и с караванами конных подвод, чтобы грабить помещичьи усадьбы и жечь их. Но поджоги идут все-таки непрерывно — то дом подожгут, то гумно, то сарай, то амбар, то скирды и одонья хлеба. Продолжаются самые возмутительные, самые нелепые потравы. Становится невозможным завести огород или плодовый сад, ибо и овощи, и фрукты непременно будут расхищены еще в завязи. Мало сказать расхищены — растения, иногда очень дорогие, выписанные из дальних стран, вырывают с корнем, ломают, рубят. Даже простые декоративные растения беспощадно истребляются: Племенной скот увечится, иногда самым безжалостным образом. Сельскохозяйственные машины портятся и пр. и пр. Чувствуется не отчаяние нищеты, не жадность разбойника, а какое-то сладострастие вандалов, уничтожающих культуру только потому, что она культура. Деревенские старики, родившиеся «при господах», еще хранят оттенок уважения и к чужой собственности, к чужому культурному труду, но хулиганствующая молодежь впадает явно в тот опасный психоз, который побуждал варваров разрушать всякую цивилизацию. Ничуть не помогают самые добрые, самые великодушные отношения к крестьянам со стороны помещика. На барина-благодетеля чаще всего смотрят как на дурака, простотой которого пользоваться будто бы сам Бог велел. Жестокие, первобытные нравы вытесняют не только культурных людей из русской деревни, но и тех крестьян, которые еще не потеряли образ человеческий. Громадный отлив рабочих сил в отхожие промыслы, в переселение, в эмиграцию объясняется главным образом тем, что одичалой деревне трудно становится сохранить нынче результаты своего труда, свое спокойствие и саму жизнь».
◙ На северной Псковщине почти в первозданном виде сохранилось редчайшее теперь деревянное здание усадьбы Лог, которому 200 лет. Надо бы Логу уделять должное внимание, но в то же время не топтать ненужных дорожек праздному обывателю. В Кярово усадьбы нет, но и оно изредка является объектом экскурсионного показа. Здесь не только храм-памятник и родовая усыпальница Коновницыных с прилегающим некрополем. Тут, прежде всего, дом молитвы, нуждающийся по сути своей в Православно-патриотическом прославлении.
◙ Весь мир болеет историей, ибо она интересна туристу. Не чужд ее и паломник. Возможно, что именно «исторический флер Коновницыных» остановил руку варвара-разрушителя церквей - атеиста.
◙ Перипетии заговора 14 декабря и все, что предшествовало ему, дореволюционные авторы описывали следующим образом: «… война 1812 г. отразилась совершенно иным образом на движении русской общественной мысли, вызвав необыкновенный подъем духа». «…начались заграничные походы, познакомившие русских с европейскими порядками и подготовившие их к новым политическим взглядам. По возвращении в отечество они увидели насильственное введение военных поселений, подвиги Магницкого и Рунича по народному просвещению, полный расцвет крепостного права. Бедствия, тяготевшие над русским народом, нашли отклик в сердцах людей, еще всецело охваченных патриотическим воодушевлением. Один из декабристов выразил в следующих словах тогдашнее настроение передовых деятелей русского общества: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого Бога»
◙ Между тем, «Пестель предполагал осуществить при содействии возмущения войск смерть Императора Александра». Членами Южного общества «истребление всей царской семьи (было) признано необходимым для успешного исхода всего предприятия». Одновременно лично Пестелем велись переговоры с представителем польского «Патриотического союза», князем Яблоновским».
◙ После войны 1812 года тайные общества и масонские ложи опутали сетью всю Европу (Россия не явилась исключением). «В августе 1822 года (в Санкт-Петербурге) последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали; вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам». Сыновья Петра Петровича, поддавшись влиянию враждебных антирусских сил, приняли участие в известном заговоре декабристов. К счастью, Коновницына-отца уже не было в живых. – Он не узнал своего позора.
◙ До сих пор в Кярово после 1825 года бытует нелицеприятная легенда, касающася Петра и паркового памятника ему. Этот монумент грубой тески имеет внушительные размеры. В навершии его ваза, символизирующая погасший светильник жизни.
◙ Монумент возле храма – наследник греко-римской традиции. Эллины и римляне имели обычай ставить памятники погибшим на чужбине, особенно воинам и морякам. Аналогичная традиция была известна на севере Европы - во времена викингов (т.н. рунные камни с пространными текстами).
◙ В память убиенного большевиками Священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского, уже в наши дни был поставлен символический крест на братском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
◙ Кяровский монумент был поставлен Анной Ивановной в память о безвременно умершем на чужбине сыне-декабристе. Он является редчайшим образчиком садово-паркового искусства. Петр умер от холеры на Кавказе. В мнении народном, что бы ни говорили иные писатели, он был государственным преступником – смутьяном и бунтарем. Матери же он был любимым сыном. По свидетельствам розыска - самым юным участником выступления, воспринявшим происходящее через призму романтики. – «Бунташный юнец». – В этом весь трагизм ситуации.
◙ Бунташную болтовню историки советского времени приписывали даже супруге генерала, Анне Ивановне! - - Нам представляется, что это была всего лишь мать, не сведущая в поступках детей («С кем они там в столице и Пажеском корпусе общаются?»). По сути - помещица, владелица земель, угодий, крепостных и существенных долгов. Ей ли было размышлять о мифических свободах и демократиях, тем более, о конституции, слова-то этого в глубинке России тогда и не слыхали.
◙ Муж ее служил не за страх, а за совесть. Государь-Император Александр I сына Коновницыных Алексея, родившегося в отсутствие генерала-воителя, самолично крестил, став Великодержавным крестным и вписав его в особую книгу. - Это ли не свидетельство необыкновенной душевной близости Императора Александра I и Петра Петровича Коновницына!
◙ Анна Ивановна в свое время была награждена как супруга героя войны 1812 г. знаком особой доблести – орденом Святой Екатерины. На нем было написано: «За любовь и Отечество. Трудами сравнивается с супругом».