Рабочая программа дисциплины (модуля)
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЯ исторических знаний
В древнем мире и средние века
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Направление подготовки 030100 «История» Бакалавриат
Профиль подготовки история
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Казань, 2015
Составитель – проф. Г.П. Мягков
Цели освоения дисциплины.Курс «История исторических знаний в древнем мире и средние века» входит в число университетских спецдисциплин по специальности «История».
Цель курса предусматривает создание целостного представления у студента о развитии исторической мысли и историографии на протяжении античной и средневековой эпох, от истоков исторического сознания античности до позднесредневекового времени. Основное внимание уделено классикам историографического жанра античности (Геродоту, Фукидиду, Полибию, Саллюстию, Титу Ливию, Тациту и др.) и средневековья (от Григория Турского до историков эпохи Возрождения), чьи произведения в полной мере демонстрируют специфические черты и разнообразные направления античного и средневекового историописания.
Ядро курса составляет историческое знание о ключевых проблемах античности и средневековья, а также сведения об особенностях формирования конкретных исследовательских подходов, направлений, понятийного аппарата, методических приемов. Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь знания об основных общественно-политических процессах, хронологии и периодизации изучаемых эпох, специфике исторических источников этого периода.
Содержание курса предполагает подробное изучение историографии – трудов антиковедов и медиевистов.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Материал курса тесно взаимосвязан с содержанием общих курсов «История древнего мира», «История средних веков». Для успешного овладения дисциплиной студент обязан знать предмет на уровне и в объеме программ предметов Всеобщей истории (всех ее разделов: Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени), изученных в вузе, а также курсов вспомогательных исторических дисциплин, иметь навыки работы с литературой, источниками информации, уметь работать с ПК и Интернетом.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
знать и понимать:
– важнейшие достижения исторической мысли; вклад выдающихся историков, мыслителей в выработку научных представлений о прошлом, в создание науки истории;
– закономерности развития исторического знания, особенности их функционирования на различных этапах развития общества, в условиях различных цивилизаций;
– роль истории как науки в культурно-историческом развитии, в судьбах стран и народов;
– природу исторической науки, критерии научности, механизмы развития науки;
– методы анализа исторических произведений, посредством которых выявляются их когнитивные и социокультурный аспекты;
– основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие исторической науки.
– основные историографические понятия и термины.
Уметь:
– давать периодизацию развития исторической науки, пояснить закономерности и особенности ее развития в конкретных исторических условиях;
– выявлять и определять ключевых тенденций общественного развития, влиявших на развитие историознания;
– проводить историографические исследования;
– анализировать и определять основные виды историографических текстов;
– сопоставлять различные концепции и обосновывать свое мнение по дискуссионным проблемам историографии;
– готовить реферативные обзоры, обобщать полученные знания в виде рефератов, научных текстов.
Владеть:
– методологическими основами, понятийным и категориальным аппаратом историографического анализа, приемами самостоятельного анализа источников и литературы по курсу;
– навыками определения взаимосвязи историографии с философскими, религиозными, политическими идеями, основными мировоззренческими системами изучаемых эпох;
– навыками, приемами и методами устного и письменного воспроизведения научной информации о предмете изучения (в виде сообщения, доклада, рецензии, реферата, выполненных в соответствии с имеющимися требованиями);
– навыками получения информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.