История россии в играх на песке

Это игра-размышление. Перед детьми ставится вопрос, например, где и как строились русские города. После чего, ему предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой - пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице? Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он привел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете рассказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков. После этого, можно начинать строить в песочнице город: “С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?” Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: “Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торговля и войны)?”

Здесь Вы можете поделиться с ребенком своими знаниями о том, как зародилось сельское хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр.

Сейчас мы с вами поиграем в неё, чтобы понять принцип подобных игр.

“Сегодня, милые друзья,

Начнется новая игра!

Про города и про леса,

Озера, реки, небеса,

Про то, как в давние века

Сложили люди города.

Возьми-ка карту побыстрей,

Смотри - как много рек на ней,

А по реке - все точки...

Да, Так отмечают города.

Вот Волга - главная река,

(воспитатели ищут реку)

На ней - большие города.

Меня вдруг память подвела...

Давай прочтем их имена.

(ищут города и посреди ящика прокладывают реку)для детей можно проговаривать вместе или по первым слогам

А вот еще одна загадка,

Спрошу сейчас я для порядка:

Уж с давних лет всегда-везде

Селились люди на реке.

А почему же их всегда

Тянула так к себе вода?

Какой секрет, или беда –

На реках строить города?

(ответы игроков)

Ну вот и выбран верный путь!

Я помогу тебе чуть-чуть:

Вода нужна и для питья,

Для стирки грязного белья,

Вода нужна коров поить,

А летом - огурцы полить,

Как по дороге, по реке

Легко поехать налегке -

В другие города и села,

Куда иного нет пути:

Через леса к ним не пройти!

Река еще, в конце концов,

Хранит людей и от врагов:

Враг не прискачет по воде,

Утонет он в большой реке.

А при пожаре, без воды

“И ни туды, и ни сюды”!

Поэтому, дружок, всегда

Селились люди - где вода.

* * *

Есть у реки высокий берег,

Сухой и солнечный всегда,

Другой же - низкий, плоский берег,

Там иногда стоит вода.

(создаются два берега)

И вот вопрос тебе, дружок:

Где будешь ставить городок?

Каким твой берег должен быть?

Тебе же в городе том жить!

(ответы игроков)

Ты верно думаешь, дружок,

Высокий лучше бережок.

На низком избы и поля

Затопит по весне вода.

Ну, ладно, место мы избрали,

А вот с чего же начинали

Строительство тут городка

В далекие от нас века?

Покоя все тогда не знали:

Враги нежданно нападали,

И грабили все города,

Чего же строить-то за зря?!

И вот вам всем вопрос-догадка:

Что ставят вкруг всей стройплощадки

Здесь, в твоем городе родном,

Когда хотят построить дом?

(ответы)

Ну молодцы, что догадались!

Хотя чуть-чуть посомневались!

Конечно, нечего хитрить,

Сначала - все огородить!

Ну, хорошо! Огородили,

Песка побольше навозили...

А что намерены потом

Построить в городе своем?

Сначала - свой, наверно, дом,

Дворец для детских игр - потом,

Конечно, школу.

Мюзик-холл, Бассейн, Каменный Собор...

Но это лишь мои догадки,

Ты должен строить без подсказки..

(ответы и строительство)

Чем люди раньше занимались,

Что делали, над чем старались?

Ведь раньше не было заводов,

Котельных, фабрик, пароходов,

Так как же люди раньше жили?

Еду себе как находили?

Вокруг: луга, поля и лес,

Глухой, бескрайний - до небес.

Чем им заняться? Что добыть?

Как без зарплаты им прожить?

(ответы)

Коль приглядеться, всюду есть,

Что человеку можно съесть:

Грибы и ягоды, малина,

Щавель и дикий лук, рябина.

Все люди в пишу собирали,

Потом - охотникам меняли,

На птицу или на зверей,

А рыбакам — на окуней.

В полях копались до зарницы:

Овес сажали, рожь, пшеницу,

Вот главная из их проблем –

Себе добыть, да на обмен.

(вокруг сажают леса, поля и зверей заселяют-каких?)

Теперь же, если не устали,

Придем к тому, с чего начали:

Река всех кормит и хранит,

Твой город счастья здесь стоит!

А что еще дает река?

Еще в чем людям помогла?

Река сливается с другими,

И маленькими и большими,

Проходят реки много стран,

Выходят даже в океан!

Как это свойство наших рек

Полезным сделал человек?

* * *

Торговля? Верно ты сказал!

Ведь каждый город торговал.

По рекам, из покон веков,

С товаром лодки шли купцов.

Война же если возникала,

По рекам быстро приплывала,

Под стены наших городов,

Армада кораблей врагов.

Но, чем напрасно воевать,

Гораздо лучше - отдыхать!

И с ветерком да налегке

Поплавать по большой реке.

Когда ты вырастешь большим,

Возьмешь себе ты отпуск долгий,

Купив билет на пароход,

И ... “вниз по матушке, по Волге”...

На этом мы сейчас кончаем,

А завтра снова поиграем!

Вот таким образом может строится познавательная игра. Естественно что она не обязательно должна быть в стихах – смысл в том, что дети, создавая и чувствуя понимают и запоминают гораздо лучше преподносимый материал.

ЗаключениеНадеюсь, вы увидели, что песок дает нам еще один способ развития ребенка, как познавательного так и личностного, т.к, повторяясь еще раз, взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.

Наши рекомендации