История россии в играх на песке
Это игра-размышление. Перед детьми ставится вопрос, например, где и как строились русские города. После чего, ему предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой - пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице? Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он привел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете рассказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков. После этого, можно начинать строить в песочнице город: “С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?” Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: “Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торговля и войны)?”
Здесь Вы можете поделиться с ребенком своими знаниями о том, как зародилось сельское хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр.
Сейчас мы с вами поиграем в неё, чтобы понять принцип подобных игр.
“Сегодня, милые друзья,
Начнется новая игра!
Про города и про леса,
Озера, реки, небеса,
Про то, как в давние века
Сложили люди города.
Возьми-ка карту побыстрей,
Смотри - как много рек на ней,
А по реке - все точки...
Да, Так отмечают города.
Вот Волга - главная река,
(воспитатели ищут реку)
На ней - большие города.
Меня вдруг память подвела...
Давай прочтем их имена.
(ищут города и посреди ящика прокладывают реку)для детей можно проговаривать вместе или по первым слогам
А вот еще одна загадка,
Спрошу сейчас я для порядка:
Уж с давних лет всегда-везде
Селились люди на реке.
А почему же их всегда
Тянула так к себе вода?
Какой секрет, или беда –
На реках строить города?
(ответы игроков)
Ну вот и выбран верный путь!
Я помогу тебе чуть-чуть:
Вода нужна и для питья,
Для стирки грязного белья,
Вода нужна коров поить,
А летом - огурцы полить,
Как по дороге, по реке
Легко поехать налегке -
В другие города и села,
Куда иного нет пути:
Через леса к ним не пройти!
Река еще, в конце концов,
Хранит людей и от врагов:
Враг не прискачет по воде,
Утонет он в большой реке.
А при пожаре, без воды
“И ни туды, и ни сюды”!
Поэтому, дружок, всегда
Селились люди - где вода.
* * *
Есть у реки высокий берег,
Сухой и солнечный всегда,
Другой же - низкий, плоский берег,
Там иногда стоит вода.
(создаются два берега)
И вот вопрос тебе, дружок:
Где будешь ставить городок?
Каким твой берег должен быть?
Тебе же в городе том жить!
(ответы игроков)
Ты верно думаешь, дружок,
Высокий лучше бережок.
На низком избы и поля
Затопит по весне вода.
Ну, ладно, место мы избрали,
А вот с чего же начинали
Строительство тут городка
В далекие от нас века?
Покоя все тогда не знали:
Враги нежданно нападали,
И грабили все города,
Чего же строить-то за зря?!
И вот вам всем вопрос-догадка:
Что ставят вкруг всей стройплощадки
Здесь, в твоем городе родном,
Когда хотят построить дом?
(ответы)
Ну молодцы, что догадались!
Хотя чуть-чуть посомневались!
Конечно, нечего хитрить,
Сначала - все огородить!
Ну, хорошо! Огородили,
Песка побольше навозили...
А что намерены потом
Построить в городе своем?
Сначала - свой, наверно, дом,
Дворец для детских игр - потом,
Конечно, школу.
Мюзик-холл, Бассейн, Каменный Собор...
Но это лишь мои догадки,
Ты должен строить без подсказки..
(ответы и строительство)
Чем люди раньше занимались,
Что делали, над чем старались?
Ведь раньше не было заводов,
Котельных, фабрик, пароходов,
Так как же люди раньше жили?
Еду себе как находили?
Вокруг: луга, поля и лес,
Глухой, бескрайний - до небес.
Чем им заняться? Что добыть?
Как без зарплаты им прожить?
(ответы)
Коль приглядеться, всюду есть,
Что человеку можно съесть:
Грибы и ягоды, малина,
Щавель и дикий лук, рябина.
Все люди в пишу собирали,
Потом - охотникам меняли,
На птицу или на зверей,
А рыбакам — на окуней.
В полях копались до зарницы:
Овес сажали, рожь, пшеницу,
Вот главная из их проблем –
Себе добыть, да на обмен.
(вокруг сажают леса, поля и зверей заселяют-каких?)
Теперь же, если не устали,
Придем к тому, с чего начали:
Река всех кормит и хранит,
Твой город счастья здесь стоит!
А что еще дает река?
Еще в чем людям помогла?
Река сливается с другими,
И маленькими и большими,
Проходят реки много стран,
Выходят даже в океан!
Как это свойство наших рек
Полезным сделал человек?
* * *
Торговля? Верно ты сказал!
Ведь каждый город торговал.
По рекам, из покон веков,
С товаром лодки шли купцов.
Война же если возникала,
По рекам быстро приплывала,
Под стены наших городов,
Армада кораблей врагов.
Но, чем напрасно воевать,
Гораздо лучше - отдыхать!
И с ветерком да налегке
Поплавать по большой реке.
Когда ты вырастешь большим,
Возьмешь себе ты отпуск долгий,
Купив билет на пароход,
И ... “вниз по матушке, по Волге”...
На этом мы сейчас кончаем,
А завтра снова поиграем!
Вот таким образом может строится познавательная игра. Естественно что она не обязательно должна быть в стихах – смысл в том, что дети, создавая и чувствуя понимают и запоминают гораздо лучше преподносимый материал.
ЗаключениеНадеюсь, вы увидели, что песок дает нам еще один способ развития ребенка, как познавательного так и личностного, т.к, повторяясь еще раз, взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.