Разработка скоростной метлы
До начала XIX века в квиддитч играли на мётлах самого разного качества. Эти мётлы являлись большим шагом вперёд по сравнению со своими средневековыми предшественницами. Заклинание подрессоривающей подушки, изобретённое в 1820 г. Эллиотом Сметвиком, совершенствовалось много лет и позволило сделать мётлы намного более удобными в использовании, чем когда-либо раньше (см рис. 6).
Тем не менее мётлы XIX века обычно не могли развивать высокую скорость, и ими часто было очень сложно управлять на большой высоте.
Обычно мётлы делали вручную немногочисленные мастера-метельщики. И хотя эти мётлы восхитительны с точки зрения дизайна и являются произведениями искусства, их ходовые качества редко соответствовали их прекрасному внешнему виду. Примером этого является метла «Дубруч-79», названная так потому, что её первая модель была создана в 1879 г. Изготовленный мастером-метельщиком Элиасом Гримстоном из Портсмута «Дубруч» представляет собой красивую метлу с очень тонкой дубовой ручкой. Он сконструирован для длительных полётов и может использоваться даже при сильном ветре. «Дубруч» и сегодня является довольно ценной моделью, но попытки использовать его для игры в квиддитч никогда не были успешными. Будучи слишком неуклюжим для резких поворотов на большой скорости, «Дубруч» никогда не пользовался большой популярностью среди тех, кто ценит маневренность больше, чем безопасность полёта.
Однако его всегда будут помнить как метлу, на которой Джокунда Сайкс в 1935 г. участвовал в первых в мире Атлантических гонках на мётлах (до этого времени волшебники предпочитали путешествовать на такие дистанции не на мётлах, а на кораблях). Дело в том, что заклинания телепортации начинают терять надежность при полётах на очень большие расстояния, и только очень опытные волшебники могут использовать их при межконтинентальных полётах.
Метла «Луноскрёб», созданная Глэдис Бузби в 1901 г., явилась большим шагом вперёд в конструировании мётел. И некоторое время мётлы с ясеневой ручкой пользовались большим спросом для игр в квиддитч. Основным преимуществом «Луноскрёба» над другими метлами была его способность подниматься на большие высоты, чем это удавалось раньше (и сохранять управляемость на этих высотах). Глэдис Бузби не могла производить «Луноскрёб» в тех количествах, которые требовались игрокам в квиддитч.
Появление «Серебряной Стрелы» было встречено с большой радостью. Она была предшественницей скоростной метлы и развивала намного большую скорость, чем «Луноскрёб» или «Дубруч» (до 70 миль в час при попутном ветре). Но так же, как и предыдущие мётлы, «Серебряную Стрелу» делал только один волшебник (Леонард Джевкинс), и спрос на неё намного превышал предложение.
Прорыв произошёл в 1926 г., когда братья Боб, Бил и Барнаби Оллертон основали компанию «Чистюля». Их первая модель «Чистюля-1» была выпущена в огромном количестве, чего прежде никогда не случалось. Эта метла позиционировалась как скоростная метла, специально сконструированная для спортивных состязаний. «Чистюля» действительно стала прорывом в метлостроении. Она могла срезать углы при поворотах так, как ни одна метла раньше. И в течение года все квиддитчные команды в стране пересели на «Чистюли».
Братья Оллертон недолго оставались вне конкуренции на рынке скоростных мётел. В 1929 г. была создана вторая компания по выпуску скоростных мётел. Её основали Рэндольф Кейтч и Василий Хортон, бывшие игроки команды «Соколы Сеннена». Первой метлой торговой фирмы «Комета» была метла «Комета-140», где число 140 обозначало количество моделей, которое Кейтч и Хортон испытали, прежде чем запустили эту метлу в производство. Хортон и Кейтч запатентовали заклинание торможения, которое позволило игрокам в квиддитч меньше промахиваться мимо цели и улетать в положение вне игры. И в результате «Комета» стала любимой метлой для многих британских и ирландских команд.
В то время как конкуренция между «Чистюлей» и «Кометой» усиливалась (были выпущены улучшенные модели «Чистюля-2» и «Чистюля-3» в 1934 и 1937 гг. соответственно и «Комета-180» в 1938 г.), в Европе возникали другие производители мётел.
Метла «Порох» была выпущена на рынок в 1940 г. Её создала компания Эллерби и Спадмо, размещавшаяся в Чёрном Лесу. «Порох» — очень упругая метла, хотя он никогда не мог достичь тех скоростей, которые обеспечивали «Чистюля» и «Комета».
В 1952 г. Эллерби и Спадмо создали новую модель — «Быстрица». Хотя «Быстрица» и была более скоростной метлой, нежели «Порох», она тем не менее имела тенденцию терять мощность при подъёме и никогда не использовалась профессиональными квиддитчными командами.
В 1995 г. компания «Универсальные мётлы» выпустила метлу «Метеор». В то время это была самая дешёвая скоростная метла. К сожалению, после первоначального взрыва популярности этой метлы выяснилось, что в процессе долгой эксплуатации у неё ухудшаются скоростные и высотные характеристики. В результате компания «Универсальные мётлы» в 1978 г. прекратила свою деятельность.
В 1967 г. мир скоростных мётел был взбудоражен информацией об образовании компании «Скоростные мётлы Нимбус». Никто раньше не видел ничего похожего на метлу «Нимбус-100». Эта метла могла достигать скорости до 100 миль в час и умела поворачивать на 360 градусов в любой точке пространства. Она соединяла надежность старого «Дубруча-79» с простотой управления лучшей модели «Чистюль». «Нимбус» немедленно стал основной метлой, используемой профессиональными квиддитчными командами Европы, а следующие модели (1001, 1500 и 1700) позволяют компании «Скоростные мётлы Нимбус» лидировать в списке лучших производителей мётел.
Метла «Ост-Хворер-90» была создана в 1990 г. Флитом и Баркером для того, чтобы стать лидером на рынке и потеснить «Нимбус». Однако, хотя она была тщательно отделана и имела ряд новых приспособлений, таких как встроенный свисток предупреждений и самовыпрямляющиеся прутья, вскоре было обнаружено, что «Ост-Хворер» деформируется при высоких скоростях. Благодаря этому она заработала репутацию метлы, на которой летают не те, кто хорошо летает, а те, кто имеет много Галеонов.
Глава десятая
Квиддитч сегодня
Квиддитч продолжает волновать и возбуждать множество болельщиков во всем мире. Сегодня каждый, приобретающий билет на матч, становится свидетелем напряжённой борьбы талантливых игроков (конечно, если Снитч не пойман в течении первых пяти минут, в каковом случае мы все чувствуем себя немного обманутыми). Лучшим подтверждением этого являются различные приёмы, изобретённые за долгую историю квиддитча колдунами и ведьмами, стремившимися усовершенствовать своё мастерство и саму игру. Некоторые из этих приемов указаны ниже.
Атакующая позиция «Ястребиная голова» . Нападающие образуют группу в форме стрелы и таким порядком летят к воротам. В высшей степени устрашает соперников и очень эффективна для устранения других игроков.
Вибрация Вулонгонга . Усовершенствованный австралийской командой «Воины Вулонгонга», этот приём является зигзагообразным движением, выполняемым на большой скорости для устранения Нападающих противника.
Двойная восьмёрка . Способ защиты ворот, как правило, применяемый при выполнении штрафного, при котором Защитник с высокой скоростью облетает вокруг трёх обручей ворот, чтобы преградить путь Кваффлу.
Захват ленивца . Положение вниз головой на метле, при котором игрок держится за неё руками и ногами, дабы уклониться от Бладжера.
Зеркальная защита . Оба Отбивающих бьют по Бладжеру одновременно, тем самым увеличивая силу атаки Бладжера.
Морская звезда и метла . Способ обороны Защитника. Защитник держит метлу горизонтально, обхватывая её одной рукой и одной ногой. Все конечности при этом должны быть вытянуты (см. рис. 7).
Пытаться выполнить морскую звезду без метлы абсолютно бесполезно.
Обратный отлёт . Приём, при котором Отбивающий бьёт по Бладжеру битой с тыльной стороны руки, направляя его за себя. Точное выполнение приема сопряжено с трудностями. Тем не менее приём очень полезен для сбивания с толку соперника.
Передача через плечо . Нападающий бросает Кваффл через плечо другому игроку. Точность попадания является проблематичной.
Перехват Пламптона . Кажущееся случайным движение Ловца, при котором Снитч влетает в его рукав. Приём назван в честь Родерика Пламптона, Ловца «Торнадо Татшилла», применившего его при рекордно быстрой поимке Снитча в 1921 году. Несмотря на заявления некоторых критиков о случайности этого результата, Пламптон до своей смерти продолжал утверждать, что действие было спланировано.
Плоскогубцы Паркина . Названа по имени первых игроков «Вигтаунских Воителей», которым приписывается изобретение этого приёма. Двое Нападающих окружают Нападающего противника, а третий летит на него головой вперёд.
Трансильванский Таран . Этот маневр, впервые применённый на Кубке мира в 1473 году, имитирует нанесение удара кулаком в нос. Приём не является запрещенным до тех пор, пока не произошло касание. Справиться с этой задачей сложно, так как обе стороны находятся на летящих мётлах.
Финт Вронского . Ловец устремляется к земле, делая вид, что увидел Снитч далеко внизу, и выходит из пике непосредственно перед ударом о поле. Цель приёма — заставить Ловца другой команды повторить эти действия и разбиться. Назван в честь польского ловца Йозефа Вронского.
Хитрость Хорьковой . Нападающий с Кваффлом летит вверх, заставляя Нападающих противника поверить, что он или она собирается атаковать ворота, но вместо этого бросает мяч другому Нападающему, находящемуся внизу. Ключевым при выполнении приёма является согласованность действий Нападающих. Назван в честь русской Нападающей Харитоновой-Хорьковой.
Послесловие
Нет сомнения, что Квиддитч сильно изменился с тех пор, когда Герти Кеддл впервые увидела «этих балбесов» на болоте Квирдитч. Возможно, если бы она жила в наше время, она тоже восхищалась бы поэзией и энергетикой квиддитча. Ещё долго эта игра будет продолжать развиваться, и ещё долго будущие поколения волшебников и волшебниц будут наслаждаться этим самым великолепным на свете спортом.
[1]Право постоянного ношения палочек было установлено Международной Федерацией Волшебников в 1692 году, когда гонения на колдунов достигли апогея и многие собирались скрыться.