Функции и признаки экскурсии
7.03
Функции:
1. Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей, а так же различных теорий и гипотез. Реализуя функцию пропаганды, экскурсия должна иметь чёткую направленность и выполнять принципы наглядности, научности, идейности и связи с жизнью
2. Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний, но экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительную часть информации на экскурсии подтверждают показом объекта, которые подбираются в соответствии с тематикой экскурсии
3. Функция организации культурного досуга. Экскурсия относится к группе занятий, которые определяются термином учеба и самообразование. Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Она занимает важное место в ряду форм получения знаний без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга в таких экскурсионных учреждениях и музеях, где перешли от эпизодических мероприятий к цикловым
4. Функция расширения культурного кругозора. Экскурсия способствует расширению кругозора человека в различных областях. Она конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций
5. Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на экскурсии некоторые участники как правило в дальнейшем проявляют интерес, читают специализированную литературу по данной теме, посещают музеи и другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом самообразования
6. Функция удовлетворения эстетических потребностей. Кроме получения знаний, экскурсанты во время экскурсии получают и моральное удовлетворение. Поэтому одной из целей становится придание экскурсии формы отдыха с привитием духовных ценностей
Экскурсия это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы, в которую могут быть включены такие тематически встроенные и методически оправданные части, как:
ü Фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хронико-документальный фильм целиком
ü Выступление участников или очевидцев событий, ветеранов войны в экскурсиях на военно-патриотические темы
ü Встреча с руководителями промышленных и иных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими, на экскурсиях на производственные темы
ü Прослушивание музыкальных произведений в экскурсиях, посвященных жизни и творчеству музыкальных деятелей
ü Прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы
14.03
Признаки
ОБЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
Общие признаки экскурсии:
Ø Протяженность по времени проведения от одного академического часа до одних суток
Ø Наличие экскурсантов(делятся на групповые и индивидуальные)
Ø Наличие экскурсовода(специалиста, проводящего экскурсию)
Ø Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
Ø Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту
Ø Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы
Ø Активная деятельность участников: наблюдение, изучение, исследование объектов
Специфические признаки экскурсии:
ü У автобусных экскурсий – обязательный выход из автобуса для осмотра памятников
ü У музейных экскурсий – знакомство с материалами, расположенными в экспозиции на стендах и в витринах
ü У производственных экскурсий – демонстрация действующих объектов в естественных условиях(станков, агрегатов, механизмов)
Классификация экскурсий
Классификация – распределение предметов, явлений, понятий по классам, разрядам, отделам, в зависимости от их общих признаков
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например в клубах, школах, домах отдыха), так и частью комплекса туристских услуг(в тур фирмах). В настоящее время сформирована следующая классификация экскурсий по группам, которые имеют присущие группе компоненты, специфику и особенности:
Ø По содержанию: обзорные(многоплановые) и тематические
-Обзорная экскурсия как правило многотемная с использованием исторического и современного материала, строится на показе самых различных объектов(памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и с/х предприятий). Материал излагается крупным планом, что дает общее представление о городе, крае, области, республике и государстве в целом.
Хронологические рамки обзорной экскурсии это время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
-Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, в основу может быть положено одно или несколько событий, связанных одной темой
Тематические экскурсии подразделяются на:
-исторические (историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи)
-производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные)
-искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелем искусства и культуры и в картинные галереи, музеи, выставочные залы и мастерские художников)
-литературные (литературно-биографичекие, историко-литературные, литературно-художественные(экскурсия по местам описанным в произведении))
-архитектурно-градостроительные (экскурсии с показом архитектурных построек конкретного города, экскурсии связанные с памятниками архитектуры определенного исторического периода, экскурсии дающие представление о творчестве одного архитектора, экскурсии знакомящие с планировкой и застройкой городов, экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам)
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Поэтому включать их в ту или иную группу можно по основной составляющей экскурсии.
Ø По составу и количеству участников: индивидуальные(1-5/7человек) и групповые, экскурсии для местного населения, для приезжих туристов, для взрослых, для школьников(младшие школьники, школьники среднего звена, старшеклассники), для детей
Ø По месту проведения: городские, загородные, музейные, производственные, комплексные
Ø По способу передвижения: пешеходные, транспортные(состоят из 2 частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути между объектами)
Ø По продолжительности: от одного академического часа до суток, краткосрочные туры от 1-го до 4-ех дней(маршрут выходного дня, в них как правило предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности)
Ø По форме проведения:
-экскурсия-массовка(участники передвигаются по маршруту одновременно на нескольких автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут в себя включать массовые театрализованные представления, фольклорные праздники, фестивали),
-экскурсия-прогулка(совмещает в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, в реке), экскурсия-лекция(рассказ преобладает над показом),
-экскурсии -концерт (посвящается музыкальной темы, с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса),
-экскурсия –спектакль (форма литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений, художественной литературы с элементами театрализации),
-экскурсия-консультация (дает наглядные ответы на вопросы консультанта, служит одним из видов повышения квалификации),
-экскурсия-демонстрация(наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами, какими-либо другими событиями),
-экскурсия-урок(представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения),
-показательная экскурсия(форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему),
-пробная экскурсия(представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсии, форму проверки знаний у студентов экскурсионной специальности, а так же работающих экскурсоводов при подготовке ими новой темы),
-рекламная экскурсия(служит средством привлечения экскурсантов, туристско-экскурсионных организаций или инвесторов)
Тематика и содержание экскурсии.
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего, по теме. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего либо. Это понятие содержит указания:
1. К какому именно кругу явлений посвящается данное произведение
2. К чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей)
3. Что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении
Цель связанна с понятиями цель и идея.
Идея – это замысел экскурсии, ее главная мысль.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема в экскурсии – это предмет показа и рассказа.
Темой экскурсии определяется – как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.
Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Каждая тема представляет собой совокупность целевого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.
Композицией экскурсии называют – расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Ведущая подтема – это композиционный центр экскурсий, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии.
Название экскурсии – это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.