Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | |||
Номера семестров: | |||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинарские занятия (СЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) | |||
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | Зачет с оценкой |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.2.1Очная форма обучения:
№ п/п | Раздел/ тема | Всего час. | Виды учебной работы (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
Лек. | Сем./пр | Лаб. | ||||
ВВЕДЕНИЕ | ||||||
1) Старославянский язык – первый письменный литературный язык всех славян. Происхождение старославянского языка. Место старославянского языка среди других языков. | ||||||
2) Славянские азбуки. | ||||||
ФОНЕТИКА | ||||||
3) Фонетическая система старосла-вянского языка. Транскрибирова-ние и чтение старославянских текстов. | ||||||
ИСТОРИЯ ПРАСЛАВЯНСКОЙ ФОНЕТИКИ | ||||||
4) Фонетическая система прасла-вянского языка в начальный период его существования. Фонетические процессы протославянского периода. | 0,5 | |||||
5) Фонетические процессы раннего периода праславянского языка. | 0,5 | |||||
6) Фонетические процессы позднего периода праславянского языка. | ||||||
МОРФОЛОГИЯ | ||||||
7) Лексико-грамматические разряды слов (части речи). Основные грамматические категории имени существительного. Типы склонения существительных. | ||||||
8)Местоимения. | ||||||
9) Имя прилагательное. | ||||||
10)Слова, обозначающие числа | ||||||
11) Основные грамматические категории глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы. | 0,5 | 0,5 | ||||
12) Образование форм настоящего времени, спряжение | 0,5 | 0,5 | ||||
13) Образование форм будущего времени, спряжение. | 0,5 | 0,5 | ||||
14) Система форм прошедшего времени. Образование форм, спряжение. Аорист, виды аориста. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект. | 0,5 | 1,5 | ||||
15) Повелительное и сослагательное наклонения. | 0,5 | |||||
16)Инфинитив и супин. Причастия как именные формы глагола. | 0,5 | |||||
17) Наречия. | ||||||
18) Служебные слова. | ||||||
ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ | ||||||
19) Лексика и словообразование. | ||||||
СИНТАКСИС | ||||||
20) Основные особенности синтаксиса. Повторение | ||||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Старославянский язык – первый письменный литературный язык всех славян. Происхождение старославянского языка. Место старославянского языка среди других языков.
Основные понятия: индоевропейский праязык (праиндоевропейский язык), балто-славянский праязык, праславянский язык, старославянский язык, древнерусский язык, церковнославянский язык.
Содержание темы
Традиционное название курса, фактическая двухпредметность (старославянский язык и история праславянской фонетики).
Понятие о старославянском языке как первом письменно-литературном языке славян. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о его диалектной основе.
Современные славянские языки. Три группы славянских языков: восточно-славянские, западно-славянские и южно-славянские. Место славянских языков среди языков мира. Понятие об индоевропейской семье языков, о праиндоевропейском языке-основе и праславянском языке как источнике всех славянских языков. Родственные связи славянских языков внутри индоевропейской семьи, их близость к балтийским языкам; проблема генетической связи и развития славянских и балтийских языков.
Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод как главный.
Значение дисциплины как первой в ряду учебных дисциплин исторического цикла. Лингвистическое, историко-культурное значение изучения старославянского языка.
Происхождение старославянского языка. Общественно-политические условия появления славянской письменности в середине IX в. Жизнь и культурно-просветительская деятельность славянских первоучителей – Константина Философа и Мефодия.