Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий
№№ | Раздел дисциплины | Неделя | Лекции | Практические |
1. 1 | Лекция 1. Античная историческая мысль и историография: предыстория и начало европейской исторической традиции. | 1-6 | ||
2. 3 | Лекция 2. Историческая мысль западноевропейского средневековья. | 6–11 | ||
3. 5 | Тема 3. Характерные черты и жанры средневековой историографии. Историография эпохи Возрождения | 11–18 |
Образовательные технологии
Технология курса ориентирована на усвоение студентами специфики историографических процессов, содержания базовых категорий и понятий профессии историка. Студент обязан: – прослушать курс лекций; – присутствовать и систематически работать на семинарах; – применять полученные знания в процессе подготовки докладов и рефератов, выполнения самостоятельных и контрольных работ.
Содержание дисциплины
Тема 1. Вводная лекция.
Понятие "историография". Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Предмет, цели и принципы историографического анализа. Проблематика курса. Периодизация истории историографии. Понятия школ и направлений в истории историографии.
Тема 2. Предыстория и начало европейской исторической традиции.Проблема возникновения ранних форм исторических знаний. Социокультурные и интеллектуальные предпосылки формирования исторической мысли в Древней Греции. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Гомер. Гесиод. Старшие и младшие логографы. Греческая историография классической эпохи. Геродот. Оценка творчества Геродота в последующей античной традиции. Фукидид. Психологизация истории. Аристотель и его концепция истории. Эллинистическая историография. Полибий и первая "всеобщая история". Синтез прагматической и парадигматической истории.
Тема 3. Историческая мысль Древнего Рима.Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Старшие и младшие анналисты. Исторические работы Саллюстия: традиция и новации. Историческая мысль императорского Рима. Творчество Тита Ливия. Зачатки исторической критики. Тацита. Его труды. Источниковая база. История и мораль: дидактическая функция истории. Формирование биографического жанра. Историческая мысль позднего Рима. Распространение христианства и трансформация античной культуры. Исторические судьбы античной культуры в V-VII вв. "Последние римляне" - наследники античной интеллектуальной традиции.
Тема 4. Историческая мысль западноевропейского средневековья. Формирование христианской традиции историописания.Формирование христианской традиции историописания. Возникновение церковной историографии. Евсевий Кесарийский. Философия истории Августина Аврелия. Принцип провиденционализма. Учение о предопределении. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: эволюция концепции и жанровых особенностей. Историография "Каролингского возрождения". Ранняя византийская историография.
Тема 5. Характерные черты и жанры средневековой историографии.Основания христианской историографии: теология истории. Представления о времени и периодизация истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика. Хронисты позднего средневековья. Исторические мемуары. Региональные модели средневековой историографии.
Тема 6. Историография эпохи Возрождения.Причины формирования нового образа истории в европейской культуре. Основные черты раннегуманистической историографии в Италии. Новая периодизация исторического процесса. Основные школы. Эрудитская школа: открытие первоисточников. Риторическая школа. Политическая школа: предмет истории - борьба политических партий за власть. Особенности гуманистической историографии во Франции, Англии, Германии.
Семинарские занятия
Задачи практических занятий: закрепление студентами теоретических знаний, полученных на лекциях, овладение ими навыками работы с историографическими источниками и монографической литературой, приемами исторической критики и обучение студентов основным приемам исследовательской работы над конкретной историографической темой. Работая над текстами, вынесенным в качестве источников на семинарские занятия, студенты приобщаются к изучению историософских, теоретико-методологических и конкретно-исторических представлений их авторов. Особенно важным предстает опыт определения вклада изучаемых историков в развитие научного знания, места и роли их в определении основных линий развития исторической науки.
В ходе семинарских занятий предполагается активная работа над источниками с применением следующих методов: биографического, позволяющего выявить определенные события в жизни ученого, повлиявшие на его исторические взгляды; типологического, позволяющего реконструировать общие для того или иного этапа исторической мысли черты; метода логической реконструкции исторической концепции и др.
В ходе семинарских занятия диалектично должны сочетаться два вида работы: первый, построенный на анализе историографического источника, и второй, опирающийся на работу с докладами, подготовленными студентами по наиболее важным темам курса. Подготовка к практическим занятиям первого вида основана на самостоятельной работе по изучению рекомендованных источников и литературы. Список рекомендуемой литературы по желанию студента может быть расширен, особенно за счет ресурсов Интернета. Это постоянно обновляемые сайты различных научных организаций и обществ, электронные учебники и т.д. Однако необходим строгий критический отбор используемых электронных ресурсов, т.к. некоторые из них недостаточно научны.
Практические занятия второго вида – это подготовка, обсуждение и рецензирование докладов. Студенты, прослушавшие доклад, участвуют в его обсуждении, а также выступают с подготовленными рецензиями (назначаются преподавателем).
Работа на семинаре оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
По всем темам практических занятий студенты должны получить зачетные оценки, которые для практических занятий первого типа состоят из конспекта источника, устного или письменного ответа на вопросы занятия, презентаций изучаемых вопросов. Для практического занятия второго типа зачетной оценкой являются оценка за доклад (для выступающего) и оценка за рецензию (для слушателей).