Комментируем основную проблему текста.
Приложение 2
Материалы для занятия по теме «Комментируем проблему текста»
Текст №1
Опять на те же грабли?
1Впервые я услышал о существовании наук неосязаемых в городе Зеленограде, признанном центре наук, так сказать, осязаемых. 2То было время бурной полемики физиков и лириков, и физики весьма логично и не без удовольствия доказывали практическую бессмысленность наук, которые Россия некогда считала фундаментальными: истории и литературы. 3 Их, мол, можно толковать, как угодно. 4И утверждалось, что подобные вольности никому не нужны в эпоху наук точных, которые истолковывать по-своему невозможно.
5Однако Россия несколько веков весьма высоко оценивала обе «неосязаемые» науки. 6Настолько, что преподавание их в гимназиях было основополагающим, в реальных училищах они занимали достойное место, и даже городские девятиклассные школы уделяли им заметное время.7 Да и сельское четырехклассное приходское образование знакомило детей с церковной историей, которая позволяла им хотя бы помнить, что были у каждого из нас безвестные предки, трудами которых собиралась сегодняшняя мощь Отечества. 8Уж не говорю о литературе, которая легла в основание всей русской культуры. 9Почему же Россия тратила бездну сил и средств ради подготовки специалистов «наук неосязаемых»?10 Не потому ли, что она готовила не только узких специалистов, но и широко мыслящих интеллигентов?
11Большевики обязаны были воспользоваться их знаниями и высоким уровнем культуры – однако поступили противоположно. 12Они начали с увольнений, травли и арестов, обвинив интеллигенцию во всех смертных грехах. 13Только ли потому, что русскую интеллигенцию беспокоил полуграмотный экстремизм Советской власти?
14Позволю себе усомниться в этом. 15«Гражданка» исчерпала все ресурсы – государственные, городские, сельские. 16А в армии числилось 5 миллионов штыков – а сколько обозников, хозяйственников, не считая чинов огромного количества штабов всех категорий. 17Что с ними делать? 18Демобилизовать? 19Но стоят заводы, фабрики, даже железная дорога. 20Мужик в деревне очень даже к месту, но куда девать огромное количество командиров, восемь лет поднимавших в атаку этих мужиков? 21Руководить производством? 22Но они умеют только воевать. 23На краткие курсы и – вперед, строить светлое царство социализма!
24Вот для кого Советская власть расчищала место в управленческих аппаратах. 25И что мы получили в результате деятельности лихих рубак?
26Результаты разорения родной страны общеизвестны. 27Приведу лишь один пример.
28Россия в массе своей была страной вегетарианской. 29Ей всегда не хватало мяса, но его с успехом заменяла рыба. 30Ее было чрезвычайно много во всех реках, озерах и прилегающих морях. 31Именно волжская вобла не дала нам помереть от голода как в гражданскую, так и после нее. 32Одним из самых дешевых продуктов была сельдь. 33Старшее поколение помнит мурманскую сельдь и балтийскую салаку, беломорскую, керченскую, дунайскую и азовскую селедку, каспийский залом, волжскую черноспинку, вкуснейшую ряпушку, обитавшую в Переяславском озере.
34Всех их начисто извели узкие специалисты, пришедшие на смену умевшим стратегически мыслить русским интеллигентам. 35Началась новая эпоха ускоренного строительства плотин, дамб, каналов, спешных докладов наверх в надежде получить премию или орден. 36В лихорадочной суете прорыли Беломорско-Балтийский канал, годный лишь для сплава леса, который и стали рубить в карельских лесах. 37Буксиры не справлялись с бешеной гонкой, лес шел сплавом, бревна устилали дно, уничтожая нерестилища рыб.
38Это было время громких, но бессмысленных заклинаний. 39Одним из них стал клич «Москва – порт пяти морей!» 40Лопатами заключенных прорыли каналы, навалили дамбы, построили шлюзовую систему. 41Москва стала портом «пяти морей»? 42Помилуйте, она оказалась окруженной пространством вялотекущей воды, что привело к изменению климата и затратам на прокладку водопроводов от последних источников чистой воды.
43Потом настала очередь «Большой Волги». 44Звучали речи об открытии очередной плотины к очередному празднику, но красивейшая река России превратилась в цепь стоялых водохранилищ. 45Затоплены заливные луга, погибли красные боры, а волжская вода, которую веками пили, черпая прямо из реки, для питья уже непригодна. 46Исчезла стерлядь, ушли на дно десятки сел и деревень.
47В Переяславском озере водилась сиговая сельдь со времен прохождения ледника. 48Вода была чистейшей, что и погубило и озеро, и рыбу. 49Какому-то специалисту удалось растолковать партначальникам, что лучшего места для производства цветной кинопленки не найти. 50Где нынче тот специалист, где переяславская ряпушка?
51Еще пример – Байкал с его уникальной водой. 52Бумажные чиновники определили, что удобней места для бумажного комбината и не сыщешь. 53Уже наступили времена гласности, но никакая гласность помочь не смогла – комбинат был построен, и теперь Комиссия по спасению Байкала выискивает деньги, как бы его спасти.
54Глобальные планы подобного рода возникают в России и теперь. 55Специалистов у нас хватает, но уровень их культуры чрезвычайно низок, они не способны к многостороннему анализу.
56Нет, не зря Россия так усиленно внедряла историю и литературу в подрастающие души. 57Многовариантность этих наук приучала к поиску наиболее подходящего решения, что характерно для интеллигентного мышления, и это приносило свои плоды.58 Увы, сегодня в очередной раз началась атака на гуманитарное образование в средней школе. 59Вновь предлагают ужать и схематизировать изучение истории и литературы, чтобы освободить место для точных наук. 60Те же грабли лежат у нас под ногами. 61Неужели опять наступим?
62Спору нет, специалисты очень нужны. 63Но сегодняшней России куда нужней интеллигенция. 64Нужны люди, широко мыслящие, способные видеть судьбу страны на годы и десятилетия вперед. 65Государства, не заботящиеся о своей интеллигенции, кончают плохо: они попросту сваливаются в средневековье.
Б. Васильев
Текст №2
1Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?
2А не забудем, что насилие живет не одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью.3 Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. 4Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
5Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. 6Но едва оно укрепиться, утвердится – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием.7 Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только участия во лжи.
8И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! 9Пусть это приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня. 10Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! 11Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! – зримо, неопровержимо для всех! 12Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства. 13А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.
14Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. 15Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!
16В русском языке излюблены пословицы о правде. 17Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:
18ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.
19Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.
А.Солженицын
Комментируем основную проблему текста.
Начиная комментировать проблему, можно указать:
- к какой категории относится избранная автором проблема
- насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)
- что делает ее злободневной
- традиционна эта проблема или нова
- если традиционна, то, какие точки зрения есть по ее поводу
- если нова, то, что стало причиной ее появления, жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы
- почему из множества проблем он выбрал именно эту
- как удалось автору привлечь внимание автора к данной проблеме
- как характеризует автора выбор проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т. д.)