Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви 23 страница
Закоренелый клятвопреступник смирился, но ненадолго. Вскоре он опять начал междоусобие [18], потерял свой Галичский наследственный удел и бежал в Новгород. Потом еще раз пытался, но напрасно, возвратить удел свой, после чего снова нашел убежище в Новгороде и там, отлученный от Церкви, умер отравленный ядом [19].
Еще прежде смерти непримиримого врага своего великий князь Василий Темный, едва успев утвердиться на своем престоле, начал помышлять о поставлении митрополита. Из Константинополя ожидать было нечего: в Москве уже слышали, что в Царьграде свирепствует разделение между верными Православию и принявшими соединение с Римом. Основываясь на правилах церковных и примерах прежнего времени [20], Собор пастырей русских 5 декабря 1448 года возвел Иону на престол митрополита Киевского и всея Руси.
Новый первосвятитель прежде всего озаботился соединением епархий юго-запада под одно управление, что было особенно нужно ввиду опасности со стороны латинства. Он принял участие в мирных сношениях великого князя с королем Казимиром [21] и утвердил своим благословением договор их. Король, со своей стороны, изъявил согласие на подчинение святителю Ионе православных епархий Литовского княжества и звал самого Иону в Литву для личного свидания. Вначале 1451 года митрополит отправился в Литву. Король сдержал свое слово и выдал святителю грамоту на управление Киевскою митрополиею. При таком положении своем святой Иона немедленно вытребовал к себе Волынского епископа Даниила, посвященного Исидором, заставил его отречься от согласия с Римскою Церковью и дать клятву на верность православию, после чего отпустил его на епархию. Он также назначил наместников своих в города, непосредственно зависевшие от киевской митрополии: Киев, Вильну, Новогрудок и Гродно), - с правами выдавать одобрительные грамоты ищущим духовного сана, надзирать за соблюдением церковных постановлений, судить виновных и управлять церковными имениями.
Кроме попечений о поддержании православия в западном краю Руси, святому Ионе, уже одаренному благодатию прозорливости и чудес, предстояло много забот и скорби внутри Московского государства. Едва успел он возвратиться в Москву из Литвы, как разнеслись слухи о нашествии на Россию Мазовши, сына Седиахмета, хана Ногайского. Великий князь выехал из Москвы, вверив ее охранение святому Ионе и боярам. Неприятель (22 июля 1451 года) зажег посады московские. Пастырь, готовый положить душу свою за стадо, подкреплял заключавшихся вместе с ним в Кремле духовными пособиями. Под зноем страшного пожара, в облаках дыма, несшегося на Кремль, он совершал крестные ходы по стенам его. Стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря Антоний, по прозванию Кловыня, уважаемый святителем за строгость жизни, едва успел сказать, что Господь за молитвы святительские спасет город, как пал, пронзенный стрелою [22]. Вечером того же дня осажденные сделали вылазку и бились с татарами ночью. На другой день неприятеля уже не было под стенами Московскими: он бежал, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным. Святой Иона сам почтил погребением богоугодного инока и в память милости Божией поставил церковь на своем дворе в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которое празднуется Церковью 2 июля [23]. После другого нашествия ногайских татар, которые приходили, "похваляясь, на Русь", как говорит летописец, и были прогнаны юным сыном великого князя Иоанном, святитель устроил в Успенском соборе придел в "похвалу Божией Матери" [24].
Содействуя благоденствию Русской земли своими молитвами, престарелый митрополит, как попечитель отечества, разделял с великим князем важнейшие государственные заботы, постепенно приготовлявшие самодержавие государей Московских. Своим благословением он утверждал все договоры Василия с удельными князьями, старался удерживать последних в зависимости от великого князя и в согласии с ним. Когда жители Вятки, возмущенные Шемякою, долго не покорялись великому князю, святой Иона отправил к ним игумена со своим посланием к воеводам и прочим начальникам земским, в котором укорял их за своевольство и грабительство и увещевал принести великому князю раскаяние в своих винах; в то же время духовенству вменялось в обязанность строже наблюдать за поведением своих духовных детей. Видим отсюда, как усердно власть Духовная помогала распоряжениям власти гражданской.
Святитель Божий старался насаждать в пастве своей истинное благочестие и искоренять дурные привычки то увещаниями и распоряжениями пастырскими, то с помощью гражданской власти. Вот что писал великий князь своим сельским волостелям: "Отец мой, митрополит Иона, говорил мне, что ваши люди ездят незваные в митрополичьи села и на праздники, пиры и братчины, и на этих пирах бывают убийства, воровство и другие худые дела. И я, великий князь, дал митрополиту грамоту, чтобы в его села не ездили незваные на праздники, пиры и братчины" [25]. В Вышгороде, волости Верейского князя Михаила, десятильник и дворяне святителя избиты были до полусмерти. Святитель потребовал от князя, дабы горожане немедленно подвергнуты были наказанию. "Спроси старых бояр своих, - писал святитель князю, - бывало ли такое неуважение к Церкви Божией и к святителям при твоих прародителях и родителях? Тебе известно, что великий князь Витовт, как и теперешний король и все их княжата и паны, - все нашей веры; но спроси, как они оберегают Церковь и какую воздают ей честь! А эти люди, будучи православными христианами, поносят и бесчестят Церковь Божию и нас... Молю тебя, чтобы ты, как православный властитель, защитил от горожан Церковь Божию и меня, своего отца и пастыря, дабы вперед не было ничего подобного" [26].
Жители Смоленска скорбели о том, что древняя чудотворная икона Богородицы Одигитрии оставалась в Москве. Епископ их Мисаил прибыл в Москву с усердною просьбою возвратить святыню в Смоленск. Святой Иона, желая, чтобы древняя святыня питала и поддерживала древнее благочестие в смолянах, убедил великого князя отпустить к ним чудотворную икону [27].
В 1453 году Константинополь пал под ударами поклонников Магомета. Несчастные греки искали себе убежища на Западе, имея там уже довольно своих соотечественников, то переменою вероисповедания, то своею образованностью снискавших себе покровительство папы и государей. Были выходцы из порабощенной империи и у нас: Россия отверзла свои сокровища для облегчения их участи и для выкупа страдавших в плену [28]. Страдания Церкви Греческой были неизобразимы. Дивный защитник веры от латинства и ислама святой Патриарх Геннадий (в миру Георгий Схоларий) просил святителя Иону о помощи бедствующим христианам Востока. Отправляя ответ с послом великого князя, святитель Московский извинялся в скудости посылаемых пособий и писал, что дорожит союзом с православною Церковью Цареградскою [29]. Может быть, благодаря этим сношениям даровано было Русской Церкви право избирать и поставлять себе первосвятителей, не сносясь с Константинопольским престолом, и митрополия Русская поставлена была выше всех прочих, первою после престола Патриархов Иерусалимских [30].
Отношения Московского первосвятителя к воссоединенным епархиям не изменялись, пока Рим не возобновил своих притязаний на западную половину Русской митрополии. В 1458 году Григорий, ученик отступника Исидора, был поставлен в Риме митрополитом Русской земли. Великий князь лишь только услышал об этом, написал к королю Казимиру, чтобы тот не принимал к себе новопоставленного митрополита, который ни за что не будет принят в Москве. Епископы северо-восточной Руси на Соборе определили: не иметь никаких сношений с самозванцем Григорием и признавать законным митрополитом только того, кто посвящен у гроба чудотворца Петра. Святой Иона, удрученный старостию и болезнью, не мог сам отправиться в Литву, но вместо себя послал с письмами к литовским православным епископам, князьям, панам и народу двух игуменов из знатнейших монастырей своей митрополии: Троицко-Сергиева - Вассиана, знаменитого красноречием, и Кирилловского - Кассиана. Князья успокоили митрополита своей твердостью в православии; епископы литовские также обещали быть верными, но, к скорби святого Ионы, некоторые из них вошли в сношение с Григорием. Лжемитрополит привез с собою в Литву грозную буллу папы Пия II. Папа, посылая к королю Григория, повелевал "поймать и сковать нечестивого отступника Иону" [31]. Но Господь посрамляет гордость человеческую! Папа называет святого Иону нечестивым отступником, а Господь тогда уже прославил его даром предвидений и чудотворений [32]. Внушая всем твердо стоять в Православии, святой Иона писал: "Если бы кому пришлось и умереть за свое исповедание, верую Христу, моему Владыке, причтен будет пострадавший к лику мучеников" [33].
Так подвизался святитель Божий, уже близкий к блаженной кончине! По совету великого князя и с согласия епископов он сам назначил себе преемником старшего из архиепископов по служению, а может быть и по летам, Феодосия Ростовского. Это было сделано с тем намерением, чтобы Церковь Русская в таких затруднительных обстоятельствах, не оставалась без архипастыря.
О близости кончины святой Иона извещен был свыше. Тогда же для засвидетельствования святости его пред людьми открыто было о том же ключарю Успенского собора священнику Иакову. В одну из ночей сторож Успенского собора приметил необыкновенное освещение в запертом храме и услышал пение. Видя это, ключарь немедленно отпер церковь, вошел в нее, нашел свечи горящими, но никого не увидел; только услышал голос: "Пойди, скажи рабу Моему митрополиту Ионе, что по его молитве о посещении его тела, ради спасения души Я попустил быть знамению на ноге его с болезнью. Он же, устроив потребное о себе и о порученной ему пастве, с благодарением переселится из жизни временной в вечную, где всем веселящимся жилище". Смущенный пресвитер не посмел явиться к своему митрополиту с такою вестию, но наутро сам святитель призвал его, обличил за ослушание божественному повелению и предсказал ему за это скорую смерть жены его, тогда здоровой. Болезнь открылась в ноге святителя, но, преодолевая болезнь, святитель Иона не отлучался от Церкви, с радостию приготовляясь к блаженному исходу. Он скончался в глубокой старости 31 марта 1461 года, во вторник на страстной неделе. Мощи его преданы земле в северо-западном углу Успенского собора.
Память святого митрополита Ионы осталась священною для Церкви Русской. Не прошло и года после блаженной его кончины, как духовный друг его святой Иона, владыка Новгородский, поручил сербскому иноку Пахомию, жившему тогда в России, составить канон в честь святого Ионы-митрополита. Спустя 11 лет, при построении вновь Успенского собора мощи его обретены нетленными, причем многие больные получили исцеление. А в 1547 году на соборе Московском было установлено повсеместное празднование памяти великого святителя [34].
После святого Ионы сохранилось много его посланий [35]. Одни из них относятся к охранению гражданского покоя России и порядка внутреннего церковного управления; другие - к защите Православия от насилий папизма; третьи утешают скорбящих или вразумляют нарушителей закона.
Святой Иона писал к вятскому духовенству: "Молю вас, священники Господни, осмотритесь всячески и содрогнитесь. Смотрите, в какие уста входит бессмертное Тело и честная Кровь Христа - Спасителя нашего и Владыки. Если с устами нечистыми и гнусными дерзаете приступать или допускать кого-либо к бессмертным и животворящим Тайнам, вы, как трава, прикасаетесь к огню".
Святитель писал к детям, не повинующимся своей матери [36]: "Жаловалась мне на вас мать ваша, а моя дочь, княгиня, что вы по нерадению ли своему, или по научению диавола, или по своей молодости не только не почитаете ее, но еще и обижаете во всем. Муж ее, князь, дал ей отдельное владение, чем ей прожить, пока угодно Богу, а потом по смерти учинить помощь душе своей; вам отец ваш дал особые части, а вы отняли у своей матери данное ей. Это дело богопротивное, дети: вы строите себе погибель во времени и вечности. Ужели не помните вы Господа, Который говорит: "Иже злословит отца или матерь, смертию да умрет"? И апостол сказал: "Чада, послушайте родителей своих, - это благоугодно Богу". И в другом месте Писание говорит: "Яко раб послужи родившим тя: что бо воздаем противу даяния их?" В Книге Притчей писано: "Чтяй отца и матерь долги дни сотворит и очистит свои грехи; благословение бо отчее утверждает домы, клятва же матерняя искореняет и основание..." Пишу вам кротко, чтобы вы пришли в чувство, испросили бы прощение у матери и возвратили бы ей почтение по Божию повелению, слушались бы ее во всем, а не обижали; пусть она заведует своим, а вы - своим по благословению отцовскому. Отпишите к нам, когда вы примиритесь со своею матерью, и я, по святительскому долгу и по вашему чистому покаянию, буду молить за вас Бога. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать, то, делать нечего, сам боясь Бога, по святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкою, и за другими многими лицами, и вместе с ними возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священных лиц неблагословение".
Москва утвердилась и окрепла под покровом деятельности и молитв трех дивных святителей. Великий в смирении святитель Петр перенес престол митрополии в малый и убогий город святого князя Даниила: пророческим словом он возвестил будущее величие Москвы. Великий в вере святитель Алексий упрочил великокняжеское достоинство в роде Иоанна Калиты, поддержав малолетнего внука его и возвысив Москву над прочими удельными городами. Великий в законе и правде святитель Иона возвратил престол законному великому князю, смирил междоусобие, был крепкою опорой несчастного слепца в делах государственных и неусыпным стражем Православия в делах церковных.
Первоначальное образование под надзором строгих иноков Симоновского монастыря имело влияние на всю жизнь святителя. Сам неуклонно держась правил церковных и закона христианского в исполнении своих обязанностей, он требовал и от других строгого исполнения своего долга [37]. И неоднократно в суде его над нарушителями сего долга изрекался грозный приговор суда Божия. Малолетняя дочь великого князя Василия Анна была при смерти. Молитвы святителя, к которому принесли ее почти бездыханною, возвратили болящей здоровье и силы. Между боярами нашелся один, который говорил, что княжна выздоровела сама собою. Святитель, призвав его, сказал: "Страшна хула на Святого Духа. Поверь, сын мой, здоровье возвращено больной Самим Господом по вере родителей благочестивых". В ответ на эти слова неверующий начал кощунствовать. "Да заградятся хульные твои уста, - изрек святитель, - и да умрешь ты вместо княжны, бывшей при смерти". Боярин внезапно пал мертвым к ногам святителя. Другой вольнодумец, боярин Василий Кутуз, страдал зубною болезнию. Святой Иона подозвал его к себе по окончании литургии, дал ему наставление и сильно ударил по лицу. Пришедши в себя от сильной боли, Василий почувствовал, что зубная болезнь совершенно миновала, и раскаялся в своем неверии. Ключник святого Ионы, Пимен, обличенный в том, что отказал бедной вдове в малой мере меда для ее подкрепления в немощи, в тот же день по предсказанию святителя лишился жизни. Другой слуга святителя, которому поручено было раздаяние милостыни бедным, отказавший в подаянии также нищей вдове, за жестокосердие и обман пред святым Ионою, по его обличению, немедленно впал в болезнь и вскоре умер [38]. Достойно замечания то, что в двух последних случаях кара постигла виновных за недостаток любви.
Вскоре после святителя Ионы скончался и великий князь Василий Темный на 47 году жизни: страдания и скорби преждевременно изнурили в нем телесные силы. Он утвердил великое княжение за старшим сыном своим Иоанном, который с юных лет был соправителем отца, лишенного зрения; но отделил небольшие уделы и меньшим сыновьям, клятвенно обязав их слушаться матери не только в делах семейных, но и в государственных. Он приготовил многое для успеха своего преемника: присвоил себе большую часть уделов, принадлежавших потомкам Донского, властвовал в Суздале и Рязани [39], покорил Вятку и ослабил вольность новгородскую. Хотя Василий не умел повелевать, как повелевали отец и дядя его, но оставил сыну государство более сильное и более обширное: рука Божия явно влекла Москву к величию, благословив доброе начинание Калиты и Донского.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] В начале 1433 года епископ Иона уже действовал как "нареченный на святейшую митрополию русскую" (Акты Исторические. I, № 37).
[2] "Сказание о блаженных отцах" преподобного Иосифа Волоколамского.
[3] Два старших сына Юрия отличались свирепством и жестокостью. Так, они сами зарезали боярина Морозова. Василий Косой, имея себе товарищем в бегстве какого-то князя Романа, велел отрубить ему руку и ногу. Но и великий князь также запятнал себя злодейством: захватив в плен двоюродного брата своего Василия Косого, он велел ослепить его.
[4] Младший сын Юрия, Димитрий, прозванный Красным, был кроток и набожен. Он скончался в молодости, изумив современников необыкновенными обстоятельствами кончины. За несколько дней до смерти он лишился слуха, вкуса и сна; хотел причаститься Святых Тайн и долго не мог - кровь лила у него из носу. Ему заткнули ноздри, чтобы дать причастие. Когда приобщился он Святых Тайн, то совсем успокоился и заснул. Но в поздний вечер увидели, что он умирает; прочитали отходную, и все думали, что князь скончался; его одели как мертвого. В полночь мнимый мертвец скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь церковные песни. Пред утренею духовник принес Святые Дары. Князь, взглянув, сказал: "Радуйся, утробо божественного Воплощения!" - и причастился. Целых три дня князь пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не слыхал ничего, наконец умер. Тело его перенесено в Москву и погребено в Архангельском соборе. В рукописных святцах имя Димитрия Красного поставлено в числе святых.
[5] По-видимому, Герасим был поставлен не для одной Литвы: ему приписывали титул митрополита Киевского и всея Руси, а впоследствии даже Московского и всея Руси. Впрочем, не видно, чтобы он принимал участие в управлении северо-восточными епархиями, хотя посвятил архиепископа в Новгород (История Русской Церкви преосвященного Макария, IV, прим. 111).
[6] Сначала Герасим пользовался благосклонностию князя Свидригайла. Известно, что оба они вместе замышляли принять участие в начинавшемся тогда деле о соединении Церквей. Но вскоре Свидригайло прогневался на Герасима, заколол его и сжег на костре в июле 1435 года.
[7] На Базельском Соборе, в акте, который надлежало доставить в Царьград, Исидор позволил назвать Греческую веру "старою ересью" (Silvestr. Syropuli vera historia unionis non verae. Hagae. 1660, pag. 27, 29 & 45).
[8] При выезде из пределов Русской земли Исидор показал свою привязанность к латинству: в Юрьеве-Ливонском (Дерпте) он пошел вместе с немцами в их костел, а не в Православную церковь.
[9] По свидетельству Сиропула и священника Симеона Суздальского (в описании путешествия Исидора во Флоренции), папа несколько раз присылал грекам золото и серебро. Аврамий, епископ Суздальский, сопровождавший Исидора, на целую неделю был посажен им в темницу и потом насилием вынужден к подписи.
[10] В изложении действий Флорентийского собора мы руководствовались сочинением, изданным от Московской Духовной Академии: История Флорентийского собора, и Историею Русской Церкви преосвященного Макария. Т. V, стр. 340-367.
[11] Симеон почему-то замедлил и не поспешил в обитель Сергиеву. Между тем возвратился Исидор и заключил его в оковы как непокорного. По изгнании Исидора Симеон освобожден из оков и отдан игумену Троицкой лавры Зиновию. Таким образом, по предсказанию преподобного Сергия, он поневоле привезен в обитель его, где со слезами рассказывал братии свои приключения (Некоторые черты из жития преподобного Сергия Радонежского после смерти, стр. 35-37).
[12] Грамота, данная Исидору Киевским князем Александром Владимировичем, помещена в Актах Исторических. Т. I, № 259. Впрочем, летописец свидетельствует, что Исидор был изгнан из Киева (Полное Собрание летописей. Т. II, стр. 355).
[13] На этом Соборе были святители: Ефрем Ростовский, Иона Рязанский, Варлаам Коломенский, Иов Саранский, Герасим Пермский, Аврамий Суздальский (возвратившийся из Флоренции) и множество архимандритов, игуменов, священников и иноков.
[14] Литовская церковная уния, соч. М. Кояловича. Т. 1, стр. 15 и след.
[15] Русские Святые под 31 марта, стр. 143.
[16] Трифона, игумена Кирилловского, и преподобного Мартиниана, игумена Ферапонтовского. Они объявили Василию, что клятва, данная им в Угличе, незаконна, как действие неволи и страха. Первый из них был после архиепископом в Ростове, а последний - игуменом Троицкой Сергиевой обители.
[17] Это послание писано 29 декабря 1477 года и помещено в Актах Исторических. Т. 1, № 11. Подпись Рязанского владыки Ионы занимает здесь третье место; ему, по всей вероятности, принадлежат укоризны за осквернение епитрахилей святительских.
[18] В этом междоусобии достопамятна ожесточенная битва под Угличем как последнее кровопролитное действие княжеских междоусобий.
[19] Шемяка умер от "лютого зелья", которым отравил его близкий к нему человек, Иван Котов (Львовская летопись, II, 348). Место могилы несчастного и преступного князя, погребенного новгородцами, несмотря на отлучение от Церкви, в Юрьевском монастыре, совершенно забыто потомством.
[20] По первому правилу апостольскому и по 4-му правилу первого Вселенского Собора епископы каждой области имеют право избрать и посвятить старшего епископа. На основании этих правил были посвящены в Киеве русскими епископами митрополиты: Иларион при великом князе Ярославе и Климент при великом князе Изяславе.
[21] Король польский Казимир, избранный из великих князей Литовских, держал сторону Собора Базельского и не признавал унии, установленной папою Евгением. Он охотно подчинил святителю Ионе православные епархии западной Руси, но мятежные папы не допустили возвратить под власть того же святителя епархии, которые принадлежали собственно Польше, а именно: Галичскую, Холмскую и Перемышльскую.
[22] Похвальное слово святому митрополиту Ионе в Макариевской Четьи-Минее, 21 марта, л. 953, об.
[23] Эта церковь стоит против западных врат Успенского собора. С построением ее положено основание новому дому первосвятителей Русских, которые прежде того жили у Боровицких ворот при храме Предтечи Господня Иоанна.
[24] Придел похвалы Богородицы устроен в юго-восточной главе Успенского собора. В нем с XVI века до конца XVII происходило избрание и наречение первосвятителей русских.
[25] Акты Исторические, I, № 50.
[26] Там же, № 261
[27] Чудотворная икона Богородицы Одигитрии - древнейший предмет благоговения Смоленска и всей православной Руси - представляет с лицевой стороны Божию Матерь с Ее Божественным Сыном; правая рука Ее приподнята у груди с раскрытою дланью, левая поддерживает Младенца Иисуса. На оборотной стороне иконы изображено Распятие и стоящие при кресте: Божия Матерь и Иоанн Богослов. Величина иконы 1 аршин в длину и 14 вершков в ширину. Церковные предания относят этот образ к первым векам христианства; Никифор Каллист в своей истории (кн. VI, гл. 13) говорит, что евангелист Лука, прежде составления книги Деяний, написал образ Пресвятой Богородицы, носящей Младенца Предвечного на руках, потом написал еще две такие же иконы и принес показать их Матери Господа, угодны ли они Ей. Богоматерь, увидавши свой образ, произнесла: "Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами". Из сих трех икон первая (именно та, на которой есть Распятие с другой стороны) была писана по просьбе Антиохийского правителя Феофила и послана ему в дар. Впоследствии, по словам святого Димитрия Ростовского, она была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где была поставлена в храме Влахернском и прозвана Одигитриею. Император Константин в 1046 году выдал дочь свою Анну за князя Всеволода, одного из сыновей Ярослава I, и, благословив ее сею иконою Одигитрии, отправил в Русскую землю. Здесь чудотворная икона находилась сначала в Чернигове, где княжил Всеволод; потом Владимир Мономах, получив икону в благословение от матери своей княгини Анны, принес ее в дар новоустроенному им соборному храму в Смоленске. Последний князь Смоленский Юрий при завоевании Смоленска Витовтом привез икону в Москву, где она оставалась с лишком 50 лет. Теперь эта древняя святыня пребывает в Смоленске, в Успенском кафедральном соборе (Истор. описание Смоленской епархии, стр. 246-249).
[28] На другой год после падения Константинополя был в Пскове какой-то Цареградский митрополит Игнатий; получив здесь щедрую милостыню, он отправился с тем же в Новгород. Около того же времени святой Иона сделал воззвание ко всем князьям, епископам и всему православному христианству о вспомоществовании греку Димитрию на искупление его семейства, приглашая и всех своих детей духовных подать ему милостыню, кому что Бог положит на сердце, во спасение души своей (Акты Исторические, I, № 264).
[29] Акты Исторические, I, № 263.
[30] Дополнение к Актам Историческим, II, № 76.
[31] Софийский Временник, II, 40-42. Истор. Карамзина, V, прим. 311.
[32] Преподобный Иосиф Волоколамский, почти современник святого Ионы, пишет об этом времени в одном из своих писем: "И тогда был на Москве митрополит Иона Киевский и всея Руси, иже бяше чудотворец".
[33] Акты Исторические, I, № 134 и 119.
[34] Память святого Ионы празднуется марта 31 - в день преставления, мая 27 - в день обретения мощей, июня 15 - вместе с памятью святителей Петра и Алексия. Мощи его почивают открыто на том же месте Успенского собора, где покоились они в могиле. К массивной серебряной раке великого святителя, так же как и к серебряным лампаде и подсвечнику пред гробницею его, не коснулись святотатственные полчища Наполеона I, ограбившие в 1812 году московские соборы.
[35] Большая часть посланий святого Ионы напечатана в Актах Археографической Экспедиции, Актах Исторических и Дополнениях к ним.
[36] Сыновьям умершего Киевского князя Александра Владимировича (Акты Исторические, I, № 45).
[37] Так, в 1455 году он судил на Соборе архиепископа Ростовского Феодосия за неправильное разрешение монахам на рыбу, а мирянам на мясо в навечерие Богоявления, которое случилось тогда в воскресный день. Только по ходатайству великой княгини Софии Феодосии не лишился архипастырского сана. Епископа Полоцкого Симеона святой Иона строго обличил, когда тот позволил себе в посланиях к своему митрополиту назвать себя его братом. Несмотря на уважение к преподобному Пафнутию, игумену Боровскому, святитель заключил его в темницу и оковы за неисполнение в обители его какой-то заповеди митрополичьей (в мартовской книге Четьи-Миней, Митрополита Макария, л. 954, об.).
[38] В мартовской книге Четьи-Миней, Митрополита Макария, л. 952-956.
[39] Рязанский князь Иоанн Федорович пред смертью своей поручил малолетних детей своих великому князю. Василий взял их на воспитание в Москву и послал своих наместников для управления Рязанским княжеством.
ГЛАВА II
Угодники Божии, современные святому митрополиту Ионе, святители: Евфимий и Иона Новгородские; Герасим, Питирим и Иона Пермские. - Преподобные Паисий Галичский; Дионисий, Амфилохий, Макарий и Тарасий Глушицкие, Филипп Рабангский и Григорий Пельшемский; Макарий Желтоводский и Унженский; Александр Куштский, Евфимий и Харитон Сянжемские; Иосаф Спасокаменский, Варлаам Шенкурский или Важский; Савва Вишерский и Евфрем Перекомский; Пафнутий Боровский. - Юродивые: Максим Московский, Исидор Ростовский и Михаил Клопский.
При архипастырстве святого митрополита Ионы просияли в нашем отечестве святостью жизни многие богоугодные мужи. Различными путями достигали они одной цели - Царствия Небесного в блаженной вечности. Одни из них сияли ярким светом на престолах святительских, другие укрывались от мира в пустынных обителях, но и там примером жизни своей учили мир благочестию; третьи трудились в тяжком подвиге юродства для Христа.
На Софийской кафедре сияли благочестием и святостью, один после другого, двое святителей-чудотворцев: Евфимий и Иона.
Родители святого Евфимия, священник Михей и благочестивая жена его Анна, долго жили в супружестве, но не имели чад; наконец по усердной молитве их Господь даровал им сына, которого они назвали при крещении Иоанном и посвятили на служение Господу и Пречистой Его Матери. Весьма рано научился грамоте блаженный отрок и почувствовал влечение к пустынному безмолвию: 15 лет он уже удалился в непроходимое место, называемое Вяжищи, где жило тогда несколько иноков под настоятельством Пимена, который с радостью принял юношу Иоанна и немедленно постриг его под именем Евфимия. Вскоре юный инок столько прославился послушанием, смирением и всеми добродетелями, что блаженный архиепископ Симеон [1] взял его к себе в архиерейский дом и назначил казначеем над церковными имениями. По кончине святителя Симеона Евфимий удалился на безмолвие в Хутынскую обитель, откуда по неотступной просьбе братии Лисицкого Богородицкого монастыря поступил к ним на игуменство.
Когда умер преемник святителя Симеона, народное вече великого Новгорода вместе с духовенством, запечатав по обычаю, жребии с именами избираемых положили на престол святой Софии; по воле Господней выпал жребий блаженного Евфимия. С радостью устремился народ на Лисичью гору, чтобы возвести благоговейного игумена на владычные сени палат Софийских [2]. Но по причине смятений в Москве между великим князем Василием и дядей его Юрием нареченный владыка не успел принять посвящения от святителя Фотия. Только спустя три года после избрания, 26 мая 1434 года, он посвящен был в Смоленске митрополитом Герасимом. Новый святитель трудился неусыпно в управлении паствой; не упуская ежедневного иноческого правила, он исполнял ночью то, чего не успевал исполнять днем, а во все дневное время был доступен каждому, имевшему до него нужду. Тайная милостыня его была известна единому Богу; но все ежедневно видели, как он был милостив ко всем странным и убогим, подражая страннолюбию Авраама, так что никто не отходил от него скорбным. И не на один Новгород простиралась его щедрость: милостыни святого Евфимия достигали Царьграда, до Святой горы и до самого Иерусалима. Пост и воздержание его были беспримерны: во всю первую неделю святой четыредесятницы он вовсе не вкушал пищи, а в прочие недели Великого Поста вкушал понемногу через день. То же правило соблюдал он и в прочие посты, разрешая пищу только по праздникам.