Для факультета международной журналистики

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»

ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Автор:

кандидат исторических наук доцент Гребенюк А.В.

Ответственный редактор:

доктор исторических наук профессор Уколова В.И.

М О С К В А - 2010

Одним из основных методов самостоятельной работы студентов являются семинарские занятия, которые предполагают подготовку всех вопросов, предлагаемых в плане занятия, и развернуть их обсуждение в самом семинаре. Кроме того, студенты могут самостоятельно выделить интересующую их проблему и подготовить сообщение или доклад, основанные на изучении исторических источников и научных публикаций. Главное при этом - не пересказ их содержания, а их творческое осмысление.

Учебное пособие состоит из группы заданий - вопросов, исторических источников, обязательной, дополнительной литературы и учебных пособий Первостепенное значение имеет знакомство с оригинальными документами, официальными материалами, высказываниями и воспоминаниями непосредственных участников изучаемых событий. Они помещены в разделе источники. Полезно сделать выписки из них, чтобы выделить наиболее существенные моменты и точки зрения, могущие помочь в оценке рассматриваемой эпохи.

Умение конспектировать вырабатывается не сразу, но нельзя забывать, что основой исторического познания являются конкретные факты, которые в свою очередь черпаются из современных событиям источников. Такие конспекты очень помогут студенту при подготовке к зачету или экзамену по отечественной истории.

В списке обязательной литературы указаны книги и статьи, в которых излагаются наиболее оригинальные и хорошо документированные трактовки исторических фактов. Подходы их авторов подчас существенно различаются, так как факты освещены с разных индивидуальных точек зрения, что позволяет представить данное явление как бы стереоскопически и постараться выработать собственное мнение. Сегодня студент может сам выбрать то исследование, которое, по его мнению, отвечает творческому решению поставленной задачи, пусть даже оно не совпадает с точкой зрения преподавателя.

Дополнительная литература дает возможность углубить представления, полученные при ознакомлении с обязательной литературой. Это служит серьезным подспорьем для объективного освещения проблемы с учетом различных мнений, что является важнейшим условием обучения навыкам самостоятельной работы с научной, публицистической и периодической печатью.

Готовясь к семинарскому занятию, студент не должен пренебрегать справочной литературой: энциклопедиями, энциклопедическими и тематическими словарями, справочниками, многотомными историческими изданиями: «Всемирная история», «Советская историческая энциклопедия», «Латинская Америка», репринтное издание дореволюционного энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона и «Encyclopedia Brittanica». Хотя иные методологические и идеологические оценки и устарели с современной точки зрения, в них представлен богатейший фактический и статистический материал, который не всегда встретишь даже в специальных монографиях и статьях.

В последнее время издаются новые энциклопедические издания в серии «Энциклопедия для детей». Они богато иллюстрированы и блестяще структурированы, и адресованы отнюдь не только школьникам. Статьи для этих справочников написаны известными учеными, которые при этом опирались на опыт своей многолетней научной исследовательской работы. Многие выводы представляются полностью оригинальными, и ими можно пользоваться без опасности впасть в заблуждение. Кроме них в настоящее время вышли в свет энциклопедии по истории военного искусства и военно-морского флота. Они помогут студенту при написании рефератов, докладов и информационно-аналитических справок по специальным проблемам.

По всем без исключения предлагаемым для изучения темам предлагается богатая литература различной мировоззренческой ориентации и направленности, чтобы студент смог оценить события всесторонне, не впадая в крайности. Семинарские занятия призваны научить и умению отстаивать свою точку зрения, и полемизировать с оппонентами, и получать полезную информацию даже из тех сообщений и докладов, выводы которых не разделяет.

В настоящее время появилось много учебников по истории человечества, как отечественных, так и зарубежных авторов, книги которых переведены на русский язык. Представляется, что студент сам должен решить, какой из них предпочтительнее для получения общих представлений об изучаемой дисциплине. Некоторые из них указаны в списке литературы, но только в том случае, когда там высказывается своеобразная авторская концепция. В этом отношении интересна учебная книга «Всемирная история», вышедшая под редакцией профессора Г. Б. Поляк.

Однако мировой опыт изучения гуманитарных дисциплин убедительно доказывает, что никакое учебное пособие не дает необходимых фундаментальных знаний. Любой учебник является холстом, на котором каждый художник наносит свой неповторимый рисунок. Поэтому ограничиваться только его параграфами в современную эпоху интенсивного обмена информацией недостаточно. Профессиональным международником можно стать лишь при условии кропотливой самостоятельной работы с документами и научными трудами.

В настоящее время благодаря информационной революции возможности ознакомления с любой книгой, в том числе с раритетами, через интернет стало обычным явлением. Электронные библиотеки в этом отношении открывают перед заинтересованным студентом практически неограниченные возможности. Поэтому в списке литературы в новом тысячелетии указываются издания, которые раньше были недоступными для широкой аудитории, или наименование сайтов.

Итогом изучения истории мировой цивилизации должна стать выработка у студента самостоятельного представления об исторической судьбе человечества, его традициях и предпосылках развития настоящего и будущего современного миропорядка.

ТЕМА 1.

Наши рекомендации