Кто из российских ученых 18 в. выделял следующие задачи источниковедческого анализа: низшая критика (критика слов), историческое толкование, высшая критика (критика дел)?
Билет № 1
промежуточной аттестации
Задание 1
1. Выдающийся русский учёный, разработавший в начале ХХ века концепцию гуманитарного познания, которая является теоретической основой современного источниковедения:
А. А.С. Лаппо-Данилевский Б. А.А. Шахматов
В. К.Н. Бестужев-Рюмин Г. И.Н. Данилевский
2. Предмет источниковедения часто определяют как:
А. источники в прошлом Б. прошлое в источниках
В. внутренняя критика источника Г. внешняя критика источника
3. Кому принадлежит авторство «Трактата о подложности Константинова дара» - замечательного примера разоблачения подложного характера документа:
А. Ф. Бьондо Б. Л. Валла В. Н. Макиавелли Г. Ж. Мабильону
4. Какая парадигма истории первой дала исторической науке целостную, теоретически разработанную методологию научного исследования:
А. Рационалистическая Б. Позитивистская
В. Романтическая Г. Классово-формационная
5. К достойным исследования историческим фактам позитивисты относили:
А. Типические и коллективные события, массовые движения и общественные явления
Б. Индивидуальные, неповторимые, уникальные события
В. Исключительно внутренний мир человека прошлого
Г. Динамику гендерных отношений
6. Ученые Э. Бернгейм, Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос работали в русле:
А. Романтизма Б. Позитивизма В. Марксизма Г. Неокантианства
7. В основу своего учения об источнике и источниковедческой методике А.С. Лаппо-Данилевский положил идеи философской школы:
А. Феноменологии Б. Марксизма В. Эмпириокритицизма Г. Агностицизма
8. Что характерно для представителей «баденской школы» неокантианства:
А. признание общих закономерностей для гуманитарных и естественных наук
Б. подчеркивание отличия гуманитарных наук от наук естественных
В. утверждение общности законов, но отличия методов познания в гуманитарных и естественных науках
Г. отказ от философских построений
9. Представителями «баденской школы» неокантианства являются:
А. В. Виндельбанд и Г. Риккерт Б. Л. Фон Ранке и Ф.К. Савиньи
В. Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобос Г. Ж. Мабильон и Б. Монфокон
10. Основание и развитие т.н. «скептической школы» связано с именем:
А. В.О. Ключевского Б. М.Т. Каченовского В. Н.М. Карамзина Г. С.М. Соловьёва
11. Отношение к историческому источнику как сохранившемуся свидетельству, которому надо было «вернуть жизнь», чтобы читатели прочувствовали минувшие события, характерно для:
А. позитивизма Б. рационализма В. романтизма Г. марксизма
12. Какой историк в пространных примечаниях к своей работе «История государства Российского» поместил извлечения из документов, которые долгое время играли роль своеобразного архива для исследователей:
А. В.Н. Татищев Б. Н.М. Карамзин В. В.О. Ключевский Г. С.Ф. Платонов
13. Какой учёный изложил своё источниковедческое учение в работе «Методология истории» (1910-1913 гг.), рассмотрев в ней практически все западноевропейские и российские издания по проблемам исторического метода:
А. С.Б. Веселовский Б. К.Н. Бестужев-Рюмин В. А.С. Лаппо-Данилевский Г. Б.А. Рыбаков
14. Положение о самостоятельном значении источниковедения первыми
в 1940-е годы выдвинули историки:
А. М.Н. Тихомиров и С.А. Никитин Б. О.М. Медушевская и И.Н. Данилевский
В. А.С. Лаппо-Данилевский и К.Н. Бестужев-Рюмин Г. Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков
15. Историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования исторических источников:
А. источниковедение Б. историография В. историческая эвристика Г. палеография
16. «Публицистические бури» в СССР начались:
А. в начале 1970-х гг. Б. в конце 1970- начале 80-х гг. В. в конце 1980 – начале 90-х гг.
17. В источниковедении выделяются три главные разновидности документов личного происхождения: личные дневники, воспоминания и …
А. делопроизводственная документация
Б. частная переписка
В. персональные данные
18. Древнейший датированный памятник духовной литературы, написанный в середине 11 в. для новгородского посадника:
а. Мстиславово Евангелие
б. Остромирово Евангелие
в. Юрьевское Евангелие
19. Путевые записки средневековых русских путешественников (паломников), повествующие о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран:
а. «Путешествия»
б. «Странствия»
в. «Хождения»
20. Первая точно датированная русская печатная книга называется:
а. «Апостол» б. «Букварь» в. «Азбука»
Задание 2
Собеседование по теме ККР.
Билет рассмотрен и утвержден на заседании кафедры истории государства и права
«___» ______ 20___ г. Протокол №___
Заведующий кафедрой _______________ Е.И. Самарцева
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Институт права и управления. Кафедра истории государства и права
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Для направления бакалаврской подготовки 48.03.01 «Теология».
Профиль подготовки: Классическая конфессиональная литература и авторы. ЗаЗаочная форма обучения
Билет № 2
промежуточной аттестации
Задание 1
1. Отдельные приемы критического анализа источников были известны еще античным историкам:
А. Демокриту, Фалесу Б. Лукиану, Тациту В. Платону, Аристотелю Г. Эсхилу, Софоклу
2. Рационалистическая методология исторического познания главной движущей силой истории признает:
А. Чувства Б. Разум В. Интуицию Г. Дух народа
3. О необходимости научной критики исторических источников первым в российской исторической науке в начале 18 в. заявил:
А. Н.М. Карамзин Б. В.Н. Татищев В. В.О. Ключевский Г. М.Т. Каченовский
4. Для какой парадигмы истории в большей степени характерны идеи целостно-органического развития общества, учёта человеческой природы, духа, нравов и обычаев народа:
А. Рационалистической Б. Романтической В. Позитивистской Г. Модернистской
Для какого периода характерны следующие представления: текст источника передает прошлое без искажений. Главная задача источниковедческой критики – доказать подлинность источника путем анализа внешних особенностей текста.
А. 18 - начало 19 вв. Б. Середина 19 в. В. Начало 20 в. Г. 2-ая половина 20 в.
Кто из российских ученых 18 в. выделял следующие задачи источниковедческого анализа: низшая критика (критика слов), историческое толкование, высшая критика (критика дел)?
А. А. Шлёцер
Б. В.Н. Татищев
В. М.М. Щербатов
Г. М.В. Ломоносов
7. Позитивистский период в развитии теории и методологии источниковедения относится к периоду:
А. 2-ая половина 18 – начало 19 вв.
Б. 1-ая половина 19 в.
В. 2-ая половина 19 – начало 20 вв.
Г. 2-ая половина 20 в.
8. К российским ученым, работавшим в русле позитивистской методологии, относят:
А. К.Д. Кавелина, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского
Б. В.Н. Татищева, А. Шлецера, Г. Миллера
В. Н.М. Карамзина, М.Т. Каченовского, Т.Н. Грановского
Г. Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, О.М. Медушевскую