Немецкоязычные писатели в противостоянии политическому варварству.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX-XXI В.В.
И ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по курсу:
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ
Для студентов 4 курса филологического факультета
Составитель: доцент, канд. филологических наук
Т.М. Кривина
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………………...
ОСНОВНОЙ СПИСОК ТЕКСТОВ (ЧАСТИ 1 и 2)…………………………...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ………………………………….
УЧЕБНИКИ. ХРЕСТОМАТИИ. СТАТЬИ. МОНОГРАФИИ…………………
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА…………………………………………...
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ЧАСТИ 1 и 2)………………………..
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ………………………………………………………
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ: ЛЕКЦИИ (к самостоятельной работе студентов)
1. ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО………………………………………………………
2. «ТЕАТР АБСУРДА»……………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первая половина ХХ века
I часть
Своеобразие художественного метода зарубежной литературы первой половины ХХ века.
Модернизм в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов: теория и литературная практика модернизма. Основные направления модернистской поэзии: имажизм, футуризм, сюрреализм, кубизм и др. Творческие искания Т.С. Элиота и Аполлинера Модернистская проза Пруста («В поисках утраченного времени»), Джойса (от «Портрета художника в юности» к «Улиссу»), Кафки («Процесс», «Превращение» и др.).Модернистская драма и творчество Л. Пиранделло.
Своеобразие реализма первой половины ХХ века и его взаимодействие с традициями XIX века и с модернистскими тенденциями в творчестве Голсуорси, Шоу, Г. и Т. Манна, Роллана, Стейнбека, Хемингуэя и др.
Первая мировая война в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов и проблемы «потерянного поколения».
Роман Барбюса «Огонь». Место прозы Гашека в литературе о первой мировой войне войне.
Произведения писателей «потерянного поколения»: романы Олдингтона, Ремарка и др.
Творческий путь Хемингуэя.Тема «потерянного поколения» в прозе писателя и преодоление писателем настроений «потерянности»; проблемы личности в произведениях Хемингуэя. Новеллистика писателя, роман «Прощай, оружие», повесть «Старик и море».
. «Американская мечта» и творчество ведущих американских писателей первой половины ХХ века.
Фицджеральд о проблемах личности в «век джаза»; новеллистика писателя, романы «Великий Гэтсби», «Ночь нежна». Человек и общество в романах Драйзера; роман «Американская трагедия». Творчество Фолкнера: социально-философское содержание и художественное своеобразие его прозы; роман «Шум и ярость», трилогия о Сноупсах. Творческий путь Стейнбека: социально-философская проблематика произведений, место христианских мотивов в его творчестве; романы «К востоку от Эдема» и «Зима тревоги нашей», повесть «О мышах и людях». Драматургия О’Нила, Т. Уильямса, А. Миллера: проблематика и художественное своеобразие; драмы О’Нила «Страсти под вязами», «Долгое путешествие дня в ночь» и др., Т. Уильямса - «Стелянный зверинец», «Орфей спускается в ад» и др, А. Миллера – «Цена» и др.
Английские писатели первой половины ХХ века о «доме, где разбиваются сердца».
Социально-философская проблематика пьес Шоу 10-х –20-х годов; «Дом, где разбиваются сердца», «Святая Иоанна». Голсуорси и его трилогии о Форсайтах: эволюция взглядов Голсуорси на форсайтизм, эстетическая и этическая позиция писателя. Концепция «естественного человека» в творчестве Лоренса; романы Лоуренса («Любовник леди Чэттерлей» и др.), новеллистика писателя. Интеллектуальная английская элита в прозе Во, Хаксли, Моэма. Романы Во -«Разрушение и упадок», «Горсть праха», Хаксли – «Шутовской хоровод», «Контрапункт», Моэма – «Луна и грош», «Театр». Традиции Уэллса и английская антиутопия. Социально-философское содержание антиутопий Хаксли и Оруэлла («Дивный новый мир», «1984»).
II часть
«Бытие и небытие» и проблемы личности во французской литературе первой половине ХХ века.
Творческий путь Роллана: тема творческой личности в прозе Роллана, эволюция взглядов писателя на роль интеллигенции в обществе – от «Жана-Кристофа» к «Очарованной душе». Место христианских мотивов в романах Мориака; «Тереза Дескейру», «Клубок змей» и др. Неопросветительский взгляд Сент-Экзюпери на человека и общество; «Планета людей», «Маленький принц». Экзистенциализм во французской литературе и творчество Сартра; драматургия Сартра – от «Мух» к «Альтонским затворникам». Творческий путь Камю: период «абсурда» («Миф о Сизифе», «Посторонний») и период «бунта» («Бунтующий человек», «Чума»). Французская драма первой половины ХХ века. Творчество Ануя: проблематика и художественное своеобразие основных драматургических циклов; «Эвридика», «Антигона», «Жаворонок». Кризис личности в «театре абсурда»: творчество Ионеско и Беккета.
Немецкоязычные писатели в противостоянии политическому варварству.
Творческий путь Г. Манна: пророческие мотивы прозы Г. Манна («Учитель Гнус», «Верноподданный»). Иносказательный смысл исторической дилогии о Генрихе IV. Место публицистики в творческом наследии писателя.
Творческий путь Т. Манна: нравственно-философское содержание и художественное своеобразие его романов - от «Будденброков» к «Доктору Фаустусу». Новеллистика Т. Манна; место новеллы «Марио и волшебник» в антифашистской немецкой литературе. Тема творческой личности в прозе писателя. Эссе Т. Манна о литературе. Творчество швейцарского писателя Гессе: проблемы личности в прозе Гессе, писатель о судьбе культуры; «Степной волк», «Игра в бисер». Просветительское содержание публицистики Гессе. Новеллистика и художественные биографии австрийского писателя Ст. Цвейга в контексте эпохи. Место драматургии Гауптмана в рассматриваемом периоде («Перед заходом солнца»). Творческий путь Фейхтвангера: романы об историческом прошлом и о современности; от «Безобразной герцогини» к «Гойе», «Успех», «Братья Лаутензак» и др. «Эпический театр» Брехта: теория и художественная практика. Личность и общество в драмах Брехта, социально-нравственное содержание произведений; «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Жизнь Галилея» и др. Тема «двух Германий» в творчестве Зегерс («Седьмой крест») и Бехера (поэзия периода эмиграции).
Своеобразие художественного метода зарубежной литературы второй половины ХХ – начала ХХI века.
Соотношение реалистических и модернистских тенденций в литературе рассматриваемого периода. Постмодернизм: теория и художественная практика (творческие искания Эко, Барнса, Стоппарда, Павича, Кортасара и др.).
«География» послевоенной зарубежной литературы.
Основные закономерности развития литератур таких европейских стран, как Франция, Великобритания, Италия Западная Германия и др., а также литературы США. Новые тенденции в литературах социалистических европейских стран. Проблемно-художественное своеобразие латиноамериканской литературы (аргентинской, бразильской, колумбийской и др.). Особенности развития литератур Востока, в частности, японской литературы. Проблемы межнациональной интеграции в художественной литературе второй половины ХХ века.
Основные темы и проблемы послевоенной зарубежной литературы:
Вторая мировая война в творчестве зарубежных писателей.Литература «сопротивления» во Франции (Арагон, Поль Элюар, Сартр, Мерль и др.). Антифашистская литература Польши, Югославии, ГДР и других европейских стран, получивших новый социальный статус после второй мировой войны. Английские писатели о фашизме, войне и политике Великобритании в годы войны (Олдридж, Во и др.). Писатели СШАо войне, фашизме и судьбе «потерянного поколения» новой волны (Джонс, Стайрон, Воннегут и др.). «Урок немецкого»: тема фашизма и войны в творчестве западногерманских писателей. Поколение «вернувшихся» и новеллистикаБорхерта. Место прозыКёппенав антифашистской литературе; «Смерть в Риме» и др.«Непреодоленное прошлое» и «непреодоленное настоящее» в творчестве Бёлля; «Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна» и др.З. Ленц и его роман «Урок немецкого». Социально-философское содержание прозыГрасса; «Жестяной барабан», «Кошка и мышь» и др.
Человек и цивилизация в послевоенной зарубежной литературе.Критика современной цивилизации и неоруссоистские мотивы в творчестве Леклезио(«Пустыня» и др.), Розендорфера («Письма в древний Китай»),Маркеса («Сто лет одиночества»), антиутопистов, в частности,Бредбери (451˚ по Фаренгейту») и др.
Человек и современная цивилизация, человек и природа, жизнь и смерть, проблемы добра и зла, смысла жизни в творчестве Голдинга(«Повелитель мух»), Толкиена («Властелин колец»), Мерля («Мадрапур»),Ковелера («Запредельная жизнь»), Коэльо («Алхимик» и др.), и многих других авторов.
Проблемы нравственного выбора, самоидентификации личности и ее творческих исканийв произведениях Фаулза («Маг», «Женщина французского лейтенанта» и др.), Каррера («Усы»), Кортасара («Выигрыши», «Игра в классики»), Эко («Остров накануне» и др.), Кундеры («Невыносимая легкость бытия», «Бессмертие»), Лема («Солярис»), Стоппарда («Аркадия»), Г. Грина («Ценой потери» и др), Фриша («Homo Faber» и др.), Кизи («Над кукушкиным гнездом»), Кобо Абэ («Женщина в песках» и др.), М. Хураками (К югу от границы, на запад от солнца), Вежинова («Барьер») и др.
Человек и политика в творчестве Олдриджа, Грина, Стиля, Кундеры, Вивега, Гари, Стайрона и др.
Человек в социуме ХХ и начала ХХI века: болезни последних десятилетий (наркомания, СПИД и др.), поколение «рассерженных» и «химическое поколение», социально-нравственные проблемы современности в творчестве «рассерженных молодых людей» (Осборна, Дилени и др.), создателей «рабочего романа» (Силлитоу, Грюна и др.), а также современных авторов - Гибера, Уэлша, Коупленда, Бегбедера и др. Тема терроризма в современном романе (Делилло и др.)
Мужчина и женщина, отцы и дети, любовь и семья в произведениях Базена («Семья Резо», «Анатомия развода»), Кюртиса («Молодожены»), Саган («Немного солнца в холодной воде» и др.), Дюрас («Любовник»), Мердок («Дикая роза», «Море, море» и др.), Муакса («Праздники любви»), Олби («Кто боится Вирджинии Вулф»), Сэлинджера («Над пропастью во ржи»), Хилл («Я в замке король»), Вивега («Летописцы отцовской любви»), Фукса («Мужчина на всю жизнь»), Баррико («Шелк») и многих других авторов. Проблемы альтернативных отношений в современной зарубежной литературе (Рио, Каннингем и др.).
Зарубежная литература XX-XXI веков в контексте истории мировой культуры.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.*
*Выходные данные учебников, учебных пособий, филологических трудов вы найдете в соответствующих списках (основном и дополнительном).
1. Творческий путь Луиджи Пиранделло. Эстетическая концепция, проза и драматургия Пиранделло.**
2. Творчество Анри Барбюса. Место романа «Огонь» в литературе о первой мировой войне.
3. Поэзия Федерико Гарсиа Лорки. Основные мотивы лирики поэта.
4. Поэзия Луи Арагона и Поля Элюара в контексте литературы французского литературного Сопротивления.
5. Творчество двух-трех поэтов XX-XXI веков (по выбору студента – см. списки авторов далее).
6. Театр «абсурда». Творчество Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета.**
**Кроме учебников и филологических работ по теме см. также распечатку лекции Т. М. Кривиной (в каб. № 418).
Часть первая