Требования, предъявляемые к контрольной работе.
Предметно-цикловая комиссия (ПЦК) общественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Методические указания
по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «Литература»
Для студентов заочного отделения на базе основного (общего) образования
Составитель: Попова С.И.
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общественных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол №__от «___»______2012г.
Председатель ПЦК_________Г.И.Зорина
Сыктывкар 2012
Методические указания по выполнению домашней контрольной работы
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе основной общеобразовательной школы, предусмотрено изучение курса «Литература». Этот курс обязателен при подготовке будущих специалистов.
Основные задачи курса призваны обеспечить:
- приобщение студентов к богатствам отечественной художественной литературы;
- развитие у них способности эстетического восприятия явлений литературы;
- воспитание эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции студентов;
- воспитание речевой культуры.
Курс рассчитан на 351 часов, из них большая часть отводится на самостоятельную работу. В работе даются методические указания по дисциплине «Литература» для студентов заочной форм обучения всех специальностей. Представлены вопросы для самостоятельного изучения тем курса, изложены требования к содержанию и оформлению контрольных работ, указаны сроки их выполнения. Указаны сорок тем для написания контрольных работ. Для успешного выполнения заданий по каждой теме предлагается список рекомендуемой литературы.
Требования, предъявляемые к контрольной работе.
Контрольная работа – это не что иное, как своеобразный письменный экзамен. Она должна состоять из ответов на целый ряд вопросов или решения ряда задач. Контрольные работы выполняются в форме реферата. К ним предъявляются следующие требования, а именно: наличие титульного листа и оглавления, разбивка текста согласно плану, наличие ранжированного в алфавитном порядке библиографического списка.
В контрольной работе необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, верхнее – 15 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Объем контрольной работы может быть от 10 до 13 страниц, включая титульный лист, оглавление и библиографический список. В зависимости от объема работы можно использовать междустрочный интервал 1,5 или 2 . Шрифт – 14. Нумерация страниц – сверху по центру.
Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так, чтобы была видна логика решения проблемы. Необходимо исключить грубые грамматические ошибки. Текст должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение всегда в самом тексте начинаются с новой страницы.
Выполненная работа предоставляется в учебную часть колледжа в установленные графиком сроки. Работа получает оценку «зачтено» или «незачтено». Для рецензии преподавателя оставляют два чистых листа.
Студент, получивший оценку «зачтено», знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя (если они имеются) дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний.
Незачтенная контрольная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержанием рекомендаций по устранению ошибок для повторного выполнения. Работа выполняется студентом вновь и сдается вместе с незачтенной работой на проверку.
При возникновении проблем при выполнении работы следует обратиться за консультацией к преподавателю.
Написание контрольной работы – процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. Выбор темы.
2. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования.
3. Оформление контрольной работы.
Выбор темы работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр шифра студента.
В таблице по горизонтали Б размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых последняя цифра шифра студента.
По вертикали А также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых предпоследняя цифра шифра студента.
Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами тем контрольной работы.
Будьте внимательны при выборе варианта.
Варианты контрольной работы
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | ||||||||||
Разработка плана позволяет студенту четко организовать свою работу. Рабочий план составляется в произвольной форме. Основные разделы плана:
1. отбор необходимой литературы;
2. конспектирование информационных материалов;
3. работа по главам, параграфам;
4. написание текста контрольной работы;
5. оформление контрольной работы в соответствии с требованиями.
После титульного листа следует оглавление.
Практически всегда академический текст должен состоять из Введения, Основной части и Заключения.
Введение
Особенно тщательным образом регламентирована форма Введения к работе. Практически всегда требуется отражение в нем определение цели, актуальности работы.
Основная часть
За Введением следует основная часть, в которой излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; рассматривается конкретный текстовый материал. Необходимо, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.
Если тема контрольной работы требует раскрыть образ главного героя произведения, то необходимо обратиться к плану характеристики героя литературного произведения:
- Определите место героя среди других персонажей.
- Степень участия и его роль в конфликте.
- Наличие прототипов и автобиографических черт.
- Анализ имени.
- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
- Речевая характеристика.
- Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
- Оценка литературного персонажа его современниками.
- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения.
- Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Заключение
В Заключении делается общий и самый важный вывод по всей контрольной работе.
Библиографический список
Библиографический список должен содержать не менее 4 – 5 источников и расположен в алфавитном порядке по фамилии первого автора или названия произведения.
Темы контрольных работ (2 семестр)
1. Обзор литературы конца ΧΧ века - начала ΧΧΙ века. Развитие новых жанров и направлений.
3. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы в рассказе
И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".
4. Тема любви в рассказе И.Бунина «Солнечный удар».
6. Роль места действия и пейзажа в повести А.Куприна «Олеся»
7. Образ главной героини в повести А.Куприна «Олеся».
8. Сила и трагизм истинной любви в произведениях А.Куприна (повесть «Олеся», «Гранатовый браслет»).
9. Своеобразие лирики А.Ахматовой (на примере двух – трех произведений).
10.Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой.
11.Творчество М.Цветаевой. Основные темы лирики.
12.Ранние романтические произведения М. Горького ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). В чем их художественное своеобразие?
13. Что является основным мотивом пьесы М. Горького "На дне". В чем смысл названия пьесы?
14. Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне».
15. Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне».
16. Тема России в творчестве А.Блока
17. Революция глазами А. Блока в поэме "Двенадцать".
18. Тема города в поэзии А.Блока (стихотворения «Фабрика», «Незнакомка» и др.)
19. Тема Родины в творчестве С.Есенина.
20. Любовная лирика С.Есенина.
21.Сатира В. Маяковского ("Гимн судье", «Гимн взятке» "Нате").
5. Творчество М.Зощенко. Обличение человеческих пороков в рассказах «Нервные люди», «Аристократка», «Баня», «История болезни».
22. Творчество Б.Пастернака. Философичность лирики (на примере двух – трех произведений).
23. Литература 30-40-х годов (обзор). Социалистический реализм как новый художественный метод. Творчество О.Мандельштама, И.Бабеля.
23. Литература 50-80-х годов (обзор). Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
24. Поэзия 60-х годов (обзор). Поиски нового поэтического языка, формы, жанра. Творчество Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы.
25. Сатира в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце".
26. Фантастическое и реальное в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» или повести «Собачье сердце».
27. Композиция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
28. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
29. Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
30. Основные идеи повести М.Булгакова «Собачье сердце».
31. Тема Великой Отечественной войны в лирике А.Твардовского.
32. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере одного из произведений А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор").
33. Главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов как представитель казачества.
34. Гражданская война в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
35. Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
36. Тема русской деревни, трагичность ее сложной судьбы (по повести В. Распутина "Прощание с Матерой").
37. Проблема человека и природы в повести Виктора Астафьева "Царь-рыба".
38. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Микроскоп».
39. Современная авторская песня. Творчество А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы (на примере творчества одного из поэтов).
40. Тема Родины в лирике Н.Рубцова, Расула Гамзатова.
41. Кто из персонажей М.Горького…
а) «…Разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», пылавшее «факелом великой любви к людям», и «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?
б) … Когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, «встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу»?
в) … Так играл на скрипке, что «проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно…»?
42. Кто из персонажей пьесы «На дне»…
а) …Заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?
б) … Мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?
в) … Верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить?
43. Творчество А.И.Куприна. О ком эти строки?
а) «Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряхлый подбородок, почти соприкасающийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы».
б) «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже, привыкнув к нему, его описать».
в) «… Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
44. К какому рассказу И.А.Бунин взял сперва эпиграф из Апокалипсиса:
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», но в последнем издании снял его?
45. Вставьте слова, пропущенные в названиях стихотворений, поэм и сборников Анны Ахматовой: «Голос…», «Песня о …», «Царскосельская …», «Белый …», «У самого …», «Белая …», «После …», «Anno …», «Из книги …», «Лотова …», «Подвал …».
46. Перечислите произведения М.Цветаевой, написанные на античные сюжеты.
47. По свидетельству С.Толстой-Есениной, стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано под влиянием строк из классической русской книги и, в частности, слов «О, моя юность! О, моя свежесть!». Что это за книга и кто ее автор?
48. Какие названия носил в ранних редакциях роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
49. По мотивам каких произведений М.Шолохова созданы советские кинофильмы?
50. Какое стихотворение В.Маяковский читал в 1918 году революционным матросам, отправляющимся на фронт?
Список литературы для обязательного прочтения
1. И.Бунин. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар».
2. А.Куприн. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет».
3. М.Горький. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».
4. Поэты-символисты. В.Брюсов. Стихотворения: «»Сонет в форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»; К.Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящее солнце», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»; А.Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».
5. А.Ахматова. Стихотворения: «Молюсь оконному лучу», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Родная земля», «Мне голос был», поэма «Реквием».
6. М.Цветаева. Стихотворения: «Полюбил богатый бедную», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины» и др.
7. А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», поэма «Двенадцать».
8. В.Маяковский. Стихотворения: «Нате», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно…», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!».
9. С.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» и др.
10. О.Мандельштам. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,
« За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
11. И.Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль».
12. М.Зощенко. Рассказы «Нервные люди», «Аристократка», «Баня», «История болезни».
13. М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита».
14.М.Шолохов. Роман «Тихий Дон».
15. А.Толстой. Роман «Петр Первый».
16. А.Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».
17. Б.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Зимняя ночь», «Гамлет».
18. А.Солженицын. Повести: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
19. В.Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Микроскоп».
20. В.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой».
21. В.Астафьев Рассказ «Царь-рыба».
22. Н.Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» и др.
23. Р.Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…» и др.
Литература
Основные источники:
Аганесов В.В. и др. Русская литература ХХ в (ч.1,2). 11 кл.- М., 2005.
Русская литература ХIХ в. Учебник-практикум (ч.1,2,3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.Лысого. – М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч.1,2). 11 кл./ Под ред. В.П.Журавлева.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учебн. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:
История русской литературы ХIХв., / Под ред. В.Н.Аношкина, Л.Д.Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М.,2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.,2000. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХв. – М., 2001.
Русская литература ХХв. / Под ред. Ионина Г.Н. – М.,2001
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ-ХХ века. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы ХIХ-Ххвека. – М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХв. – М., 2001.
Интернет-ресурсы
1. litera.ru
2. metodkabihet/eu >PO/PO menu Litera.html
3. openclass.ru>node/233770
4. prosv.ru
5. Филолгический портал Philology.ru