Особенности социальных наук
НАУКА
Наука – это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе и человеке.
Научное знание – это систематизированное знание в к.-л. отрасли науки.
Главная задача науки – производство а) новых знаний и б) методов их добывания и оценки.
Функции науки:
1) Познавательная (теоретическая);
2) Практически-действенная (применение результатов научной деятельности на практике).
В соответствии со своими функциями науки делятся на:
Фундаментальные;
2) Прикладные.
По предмету исследования науки подразделяются на:
1) Естественные;
2) Гуманитарные.
Движущей силой современного развития общества признается Научно-технический прогресс.
НТП – это взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
Характерные черты современной науки:
1) Универсальность– наука стремиться получить исчерпывающее знание о природе, обществе и человеке.
2) Безграничность – научная мысль не знает преград ни во времени, ни пространстве.
3) Сочетание дифференциации и интеграции научных дисциплин.
4) Сближение научной деятельности с потребностями общества. Стимулирование обществом научных поисков.
Основы научной этики:
1) Точность в проведении исследования;
2) Доказательность полученных результатов;
3) Следование научной честности и объективности, невзирая на свои личные предубеждения (насколько это возможно в социальных исследованиях?);
4) Избегать использования непроверенных данных и неадекватных методов исследования.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Научное познание (в отличие от обыденного) носит целенаправленный характер.
Принципы научного исследования:
1) Использование специальных методов научного исследования;
2) Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях;
3) Предоставление полученных результатов на суд критики.
Уровни научного знания:
1) Эмпирический(получение данных экспериментальным путем, а также путем наблюдения. Установление связи между полученными фактами позволяют выводить эмпирические законы).
2) Теоретический(он имеет дело с идеальными объектами (их невозможно наблюдать), а также со связями, которыми охвачен широкий класс объектов)
На теоретическом уровне достигается высокая степень обобщения получаемых данных, что позволяет формулировать законы.
Сформулированные законы совместно с типологиями, классификациями служат основаниями для построения научных теорий.
При построении и обосновании научных теорий пользуются законами логики.
Познавательное значение теорий заключается в том, что с их помощью возможно объяснение протекающих процессов и явлений, а также возможность прогнозирования их развития в будущем.
Методы научного познания:
Общенаучные;
Узкоспециальные.
К общенаучным методам относятся: наблюдение, измерение, описание, анализ и синтез, методы индукции (восхождение от частного к общему) и дедукции (нисхождение от общего к частному).
К специальным методам относятся: эксперимент, при котором объект изучения подвергается специальному воздействию в определенных условиях.
Для теоретического уровня познание характерно выдвижение гипотез, построение моделей (как материальных, так и виртуальных, к числу которых принадлежат и сами гипотезы).
Модель представляет собой аналог реальности, способный заменить изучаемый объект. Сейчас широко используется математическое моделирование.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
В конце XIX в. Сложилось 2 основных подхода к социальным наукам:
1) Натуралистические представления об обществе (они восходят к О. Конту и Э. Дюркгейму).
При данном подходе нормы права, морали, способы ведения дел и т.д. воспринимаются как социальные факты и к ним можно относиться как к вещам в естественных науках.
На рубеже XIX и XX вв. в социологию проникают математические методы (т.к. отдельная личность заменяется безличной цифрой, что характерно для массового общества эпохи капитализма).
2) Гуманистический подход (У. Дильтей – немецкий филолог, Г. Риккерт).
В гуманитарных науках ученый понимает других людей через сопереживание. Гуманитарные науки являются понимающими, тогда как естественные – объясняющими (Дильтей).
Цель гуманитарного исследования – понять индивидуальное, неповторимое, что и становится объектом культуры;
Цель естественнонаучного исследования – понять общие закономерности объектов природы (которые не обладают уникальностью) (Риккерт).
Объективность наук об обществе
Проблема в том, что гуманитарий не может исключить себя из общественных процессов. Обладая своими убеждениями, интересами и т.д. он не может быть до конца «объективным».
Для социальных наук характерен плюрализм мнений, который обусловлен различными социальными интересами («партийностью») исследователей.
Объективность, т.о,. рождается в сопоставлении различных точек зрения.
Принципы социального познания
Способность исследователя культуры погрузиться в объект исследования и попытаться прочувствовать и пережить то, что и изучаемые им люди – «участвующее наблюдение». (Естествоиспытатель, наоборот, стремиться полностью исключить свое воздействие на объект изучения).
Специальные методы исследования
1) Генетический метод (рассматривать явление в его развитии от зарождения до завершения);
2) Историко-сравнительный (рассматривать явление в историческом и культурном контексте).
Следует различать: исторический факт, факт источника и факт науки.
1) Исторический факт – это произошедшее в реальности событие.
2) Факт источника – это отражение в историческом источнике исторического факта.
3) Факт науки – это понимание сущности произошедшего исторического события, которое подвергается интерпретации (толкованию) со стороны исследователя.
В социальных исследованиях в качестве научных понятий используются идеальные типы, которые описывают типичные, повторяющиеся характеристики объекта исследования («рабочий», «буржуа», «художник», «ребенок» и т.д.).
Идеальный тип не может являться характеристикой отдельного человека, он создается индуктивным путем (путем анализа множества людей).
Различие между социальными науками и гуманитарным знанием
Социальные науки изучают предмет при помощи идеальных типов и стремятся выявить устойчивое и повторяющееся в действиях людей, в обществе и культуре.
Гуманитарное знание обращено к духовному миру конкретного человека. Его интересует уникальное и неповторимое.