А судьба для меня – за коня!

Влияние фольклора находим также в стихотворении А.С. Пушкина « Песнь о Вещем Олеге». Мы помним, что у коня есть также функция проводника на тот свет. Именно этот мотив нашел отражение в пушкинском произведении. «Вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», предрекает князю смерть т коня:

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего.

Князь не случайно называет своего коня товарищем, верным другом, верным слугой: конь много раз спасал ему жизнь во время сражений. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти. Однако обмануть судьбу невозможно, и страшному пророчеству суждено сбыться:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, рассказанная А.С. Пушкиным в форме старинной песни, несет в себе отголоски верований древних славян.

Сказочный мотив является основным в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Во время войны кавалеристы оставили в деревне раненого коня, которого вылечил маленький мельник Панкрат. Этого коня обидел мальчик Филька. Он с куском хлеба, посыпанным солью, вышел за калитку. Но когда конь потянулся к хлебу, мальчик наотмашь ударил коня по губам и далеко закинул хлеб в снег. « На вас не напасешься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега», - закричал Филька. И после этого окрика налетела метель на деревню, затрещал мороз, замерзли колодцы, остановилась мельница, потому что река замерзла до самого дна. Воды нет, а мука у всех вышла, и бабка, плача, сказала, что ждет их неминучая смерть. «Знать и нынче, как сто лет назад, завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело», - говорила внуку старуха, много повидавшая на своем веку. Итак, обидеть коня, как и любое другое существо, значит нарушить гармонию, принести в мир зло, за которое природа будет мстить человеку. Этот грех Филька искупит своими делами, а потом и слезами перед всей деревней.

Трогательный образ лошади создал В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»:

Лошадь на крупгрохнулась, и сразуза зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — — Упала лошадь! —

Автор осуждает равнодушных зевак, смеющихся над упавшей лошадью. В его душе происходит переворот, когда он видит слезы, катящиеся из глаз животного. Поэт видит в этой лошади себя самого, окруженного равнодушными, недалекими людьми. Так рождаются знаменитые строки, обращенные к лошади:

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка, все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Поэт призывает людей сострадать, сопереживать, сочувствовать тем, кто находится рядом. Именно равнодушие, неумение и нежелание понять и пожалеть осуждает он в своем стихотворении.

Итак, уже беглый ( и далеко не полный) обзор показывает, что в русской литературе конь изображен с разных сторон: это и верный боевой товарищ, друг и помощник человека, сопровождающий его даже после смерти, это и олицетворение самой природы, противящейся злу, и просто одинокое живое существо, нуждающееся в понимании и сочувствии человека.


Заключение

Судьба слово конь в современном русском языке отражает жизнь общества. Кони практически не используются в хозяйственной деятельности человека, и сегодня многие дети видят это животное только на картинках. Видимо, именно этим объясняется изменение толкования значения данного слова в современных словарях: указание на использование лошади в деятельности человека сменилось информацией о месте этого животного и биологической классификации. Этот процесс отразился также в системе русского языка: сократилось количество слов с корнем -конь-, составляющих активный лексический запас современного человека. Многие слова, связанные с использованием коня в деятельности человека, стали историзмами: конка, коногон, одноконка и др. Ушли в прошлое поверья и обряды, связанные с конем.

В то же время конь остается одним из важнейших символов русской культуры: кони сопровождают христианских святых, былинных и сказочных героев (Конек – Горбунок, Сивка - Бурка и др.), в русской художественной литературе конь остается одним из ярких образов, отражающих особенности русской культуры.

Таким образом, несмотря на то, что в реальности кони давно уступили место технике, образ коня по-прежнему остается привлекательным и часто используется в различных видах искусства и рекламе.

Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка и литературы, как сообщение для тематического классного часа, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия.

В заключение хочется сказать, что история любого слова – удивительная и неповторимая, за каждым словом скрываются тайны лингвистики. Данный проект убеждает в этом и вызывает интерес к слову «конь» как к носителю русской культуры.

Наши рекомендации