Изменения в политике английского правительства по отношению к пиратству в I половине XVII в.
В целом, Яков I запретил выдачу каперских патентов, однако сменивший его на троне Карл I (1625–1649) возобновил эту практику и даже предоставил Компании острова Провидения право выдавать такие бумаги в неограниченном количестве. Графу Уорвику, ее основателю, принадлежала целая флотилия каперских судов, промышлявших у берегов Африки и Америки. Капитаны Компании острова Провидения имели право сбывать награбленное не только в Англии, но и в колониях — в Новой Англии, на островах Тортуга и Провидения, отчисляя в пользу компании пятую часть выручки. При этом губернатор получал адмиральскую пошлину, капитан — вице-адмиральскую. С началом англо-испанской войны 1625–1630 годов король разрешил Адмиралтейству выдавать специальные грамоты купцам и судовладельцам, материально пострадавшим от испанцев и жаждавших с ними поквитаться.
Легенды о богатой добыче Дрейка и Кавендиша не давали покоя Карлу I, и для пополнения казны он направлял в Индийский океан корабли с корсарскими патентами. Его действия ставили под постоянную угрозу жизнь и имущество англичан в Сурате и других факториях.
В 1630 году, во время Тридцатилетней войны, он послал в Красное море военный корабль «Морской конек» под командованием Квейла, который должен был захватывать корабли и грузы стран, не состоящих в союзе с Англией. В числе прочей добычи капитана было индийское судно с Малабарского побережья, и факторам Ост-Индской компании пришлось оплатить стоимость захваченных грузов. Англичане из Сурата направили в Лондон жалобу на действия Квейла, но ответа не получили[12].
В апреле 1635 постельничий короля Эндимион Портер, в тайне от лондонского совета Ост-Индской компании, снарядил вместе с торговцами Бонеллом и Кайнстоном еще два корабля для захвата грузов стран, не состоящих в союзе с Англией . Один из них потонул у Коморских островов, зато второй ограбил два индийских корабля, принадлежавших Великому Моголу. На одном из них находилось много товаров и денег, которые и были захвачены, несмотря на наличие у капитана пропуска английской Ост-Индской компании.
Английские торговцы, напуганные перспективой тюремного заключения, срочно отправили за пиратами компанейский корабль «Лебедь»[13]. И, хотя пираты выкинули белый флаг, однако они с награбленным не расстались и продали товары в Лондоне с большой прибылью. Ост-Индская компания обратилась к королю с жалобой, уверяя, что урон, понесенный компанией, наносит вред интересам Англии, а так же обратилась в Адмиралтейский суд. Особым королевским указом дело было прекращено.
Обрадованный успехом, Портер основал ассоциацию по торговле в Ост-Индии, то есть нарушил монополию Ост-Индской компании. Король внес десять тысяч фунтов стерлингов в его начинание, и четыре корабля отправились в Индийский океан. Через несколько недель они ограбили два индийских судна, команды и пассажиры которых подверглись пыткам. Представители Ост-Индской компании в Сурате вновь оказались в тюрьме, где провели два месяца и были отпущены только после уплаты в казну ста семидесяти рупий.
Лишь начало гражданской войны в Англии и свержение Карла положили конец королевскому пиратству.
Окончание Тридцатилетней войны развязало руки и голландцам. Но фактическое первенство Нидерландов на море было у Англии как кость в горле. В 1651 году лорд-генерал Оливер Кромвель издал Навигационный акт, согласно которому товары из Азии, Африки и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежали британским подданным и экипаж которых состоял, по крайней мере, на три четверти из британцев; европейские же товары могли поставляться на британских судах, а также кораблях страны-производителя или того государства, в гаванях которого они впервые были погружены в корабельный трюм. Ввоз соленой рыбы в Англию и ее колонии разрешался только в том случае, если она выловлена британскими моряками[14].
Наконец, право каботажного плавания предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон больно ударил по интересам Голландии, и она в том же году объявила войну Англии. Вскоре действие Навигационного акта было приостановлено из-за очередной войны с Испанией, но уже в 1660 году, при Карле II, он был возобновлен с существенными дополнениями, касавшимися главным образом торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; товары же из метрополии можно было перевозить только на британских судах.
Воюя с Голландией, Англия была вынуждена отбиваться от набегов корсаров с испанскими патентами. В 1656 году в портах города Сан-Себастьян было 56 кораблей, на которых сражались баскские корсары, наносившие большой урон английским судоходству и торговле. А за период с 1622 по 1697 год только в Сан-Себастьяне было выдано 260 каперских свидетельств, в том числе иностранцам — французским баскам, бретонцам и ирландцам[15].
Тем не менее, в 1654 году Оливер Кромвель провозгласил великий поход на Санто-Доминго. Почти восемь тысяч человек на тридцати восьми судах отправились на покорение испанских владений в Карибском море. Сначала англичане высадили десант на Санто-Доминго. Но армия, состоявшая в основном из бродяг, пиратов и преступников, была плохо вооружена и неорганизованна. Взять город штурмом не удалось, однако Уильям Пенн (отец основателя североамериканского штата Пенсильвания) и генерал Роберт Венейблз не хотели возвращаться к Кромвелю с пустыми руками. Было решено захватить хоть какую-нибудь испанскую колонию. Незащищенной оказалась только Ямайка. На рассвете 10 мая 1655 года английский флот вошел в Кингстонскую гавань. Горстка испанцев попыталась оказать сопротивление, но быстро отступила. Испанский губернатор Ямайки отправил парламентеров, чтобы договориться о размере выкупа, но англичане заявили, что твердо намерены сделать остров колонией Британской империи. Пенн и Венейблз дали испанцам неделю на то, чтобы они убрались с острова. Те отослали женщин, детей и рабов в безопасное место, а сами ушли в партизаны, предварительно уничтожив все поля, засеянные пшеницей и рожью. Англичане страдали от отсутствия пищи, переловили и съели всех диких животных, вплоть до ящериц, и в итоге к январю 1656 года от восьмитысячной армии осталось всего две с половиной тысячи человек. Пенн и Венейблз были вынуждены покинуть остров. Кромвель пришел в ярость и решил послать на Ямайку подкрепление во главе с генералом Робертом Седгвиком, Было объявлено, что любой мужчина старше двенадцати лет, который примет участие в этом походе, получит 30 акров земли на Ямайке в пожизненное пользование[16].
Вновь прибывшие стремились к легкому заработку, а он был возможен только в одном месте — Порт-Ройале. В середине XVII века английская колония Ямайка была со всех сторон окружена испанскими и португальскими владениями. Отношения между этими странами в то время были весьма натянутыми. Хорошо защищенная гавань Порт-Ройала являлась ключом к сейфу, в котором хранились испанские сокровища Нового Света, так как город был расположен вблизи главного маршрута испанских серебряных караванов, плывших из Панамы в Европу. Пираты не питали теплых чувств к испанцам и с удовольствием становились каперами английской короны. Король Карл II раздавал каперские свидетельства направо и налево. В Порт-Ройал стекались головорезы, преступники и аферисты со всего света. Этот город сделался заодно и центром контрабандной торговли, так как из-за испанской монополии на торговлю с американскими колониями цены на европейские товары (вино, оливковое масло, одежду и прочие вещи, которые запрещалось производить на местах) выросли до заоблачных высот, при этом сама Испания была неспособна в полном объеме обеспечить ими свои владения. Сотни и тысячи тонн самых различных грузов стекались в Порт-Ройал, где шла бойкая торговля европейскими товарами. Здесь также стали сбывать награбленное пираты с Тортуги, а затем и всего Карибского моря. Пираты, притесняемые французами, с удовольствием получали каперские свидетельства от англичан. Каперы использовали Порт-Ройал как базу, откуда они отправлялись на захват испанских и голландских судов.
4 июня 1664 года в Порт-Ройал прибыл новый губернатор Ямайки Томас Модифорд[17]. Он принялся энергично искоренять пьянство и каперство: прежнее попустительство властей привело к тому что решения о нападениях на испанские колонии принимались не в губернаторских резиденциях, а в портовых тавернах. По требованию короля Карла II Модифорд ввел наказание за пиратскую деятельность, однако вскоре понял, что этот путь ошибочен. Пираты действительно покинули Порт-Ройал — но лишь для того, чтобы направиться к французским «конкурентам» на Тортугу, что нанесло торговле на Ямайке жесточайший удар.
В итоге губернатор был вынужден отменить преследования пиратов, и жизнь в Порт-Ройале вернулась в привычное русло. Этот шаг был встречен с большим одобрением почти всеми жителями, опасавшимися, что их город, как и другие, будет подвергаться разграблению и насилию. В Порт-Ройале собирались самые знаменитые в то время пираты — Льюис Скотт, Джон Дэвис, Эдвард Мансвельт (Мансфилд). Но самым знаменитым был, несомненно, Генри Морган. В 1671 году он разграбил Панаму[18]. Поскольку нападение произошло через несколько дней после заключения мирного договора между Англией и Испанией, пирата задержали и доставили под конвоем в Англию. Но уже в 1673 году королю понадобился опыт «морского волка» для ведения войны с Голландией,[11] и Его Величество отпустил Моргана на все четыре стороны. Более того, Морган был назначен генерал-губернатором Ямайки, и ситуация на острове стала стремительно меняться. Многочисленные плантации требовали всё больше дешевой рабочей силы, а притоку рабов на Ямайку мешали местные пираты. Морган, сам бывший пират, развернул активную борьбу с морскими разбойниками: война с Испанией была позади, и Англии больше не требовались флибустьеры. Однако далеко не все пираты пожелали переквалифицироваться в фермеров, основная масса продолжала гоняться за удачей в открытом море.