Составление рассказа по картинкам на с. 29.
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 17.
Тема: Звук [и], буквы И, и (с. 28, 29)
Цели:
- знакомить с буквами И, И, обозначающими гласный звук [и] ;
- развивать фонематический слух детей; расширять их словарный запас;
- воспитывать трудолюбие.
Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, картинки с изображением учеников «Лесной школы»: кит, гуси; касса букв, лента букв, веер гласных: ёжик, ель, иголка.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Подготовка и организация рабочего места.
II. Повторение.
1. Игра «Обозначь звук».
Называю звуки (гласные, твердые согласные, мягкие согласные); дети сигналят соответствующими фишками.
2. Чтение изученных букв а, А; о, О, расположенных на наборном полотне.Повторяется правило об употреблении большой буквы.
3. Игра «А или о?».
Произношу (парами) слова, отличающиеся звуками [а], [о]:
ах — ох гром — грамм
сом — сам бок — бак
так — ток там — том
дом — дам палки — полки
стол — стал краны — кроны
Дети сигналят буквами а и о.
III. Изучение новой темы
Лексическая работа
Перед выделением гласного звука [и] из слова иглы рассматриваются различные значения этого слова.
Использую стихи:
Иголка и нитка —
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки! Диво! Е. Благинина
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели. С. Маршак
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. К. Чуковский
2. Выделение гласного звука [и]
Слого-звуковой анализ слова иглы (и-глы).
Характеристика выделенного звука [и]: это гласный звук, на схеме он обозначен красным цветом. Особенность произнесения звука [и] — рот открыт не широко.
3. Упражнение «Учимся слышать и произносить звук [и]
Предлагаю отобрать слова со звуком [и] из имен людей (Ира, Иван, Игорь, Инна, Инга, Дима, Зина, Максим, Денис); из названий инструментов (иголка, напильник, клещи, щипцы); цветов (ирис, лилия, василек, колокольчик, георгин); деревьев (ива, липа, осина, рябина, вишня, слива) и др.
4. Знакомство с буквами И, и.
Ученики находят буквы И, на желтом фоне; объясняют, почему их две; устанавливают, что они похожи между собой; рассматривают занимательную букву. Читаю четверостишие:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
В индивидуальных кассах дети ставят букву и рядом с буквами а, о.
5. «Печатание» строчной и прописной букв и в воздухе.
Физкультминутка: игра «Иголка, нитка и узелок».
6. Упражнение в чтении «живых» букв (с. 28).
Отмечается, что буквы А и О горды, ведь они большие, главные. С них начинаются имена Анна, Андрей, Ольга, Олег. Буквы а и о — обычные, строчные. Маленький рост не позволяет им стоять в начале предложения. С них, маленьких букв, не начинается ни одно имя. Наверное, поэтому им грустно.
Составление рассказа по картинкам на с. 29.
8. «Чтение» текста по предложениям (с. 28).
Предварительно дается задание: расшифровать слова (с опорой на схемы и гласные буквы). Уточняется количество слов в каждом из трех предложений. Обращается внимание на знаки препинания. После этого вызванный ученик «читает» весь текст:
Ира вышивает.
Мама шьет платье.
А Дима (Тима, Миша) ?
Дети хором отвечают на поставленный вопрос: «Дима пришивает пуговицы».
9. Выборочное «чтение»:
Прочитайте предложение про маму, первое предложение, вопросительное предложение. В ходе «чтения» все ученики следят — ведут пальчиком по схеме.
Рекомендую прочитать в «Стране Букварии» (с. 62 текст, требующий ответа на вопрос заголовка «Что легче сделать?».
Пришить пуговицу самому или попросить об этом маму? ...Починить сломанную игрушку или выбросить ее?
Физкультминутка: игра «Отгадай, что мы делаем».
Один из учеников выходит из класса. Ребята договариваются, какую работу они будут выполнять (колоть дрова, месить тесто, стирать и полоскать белье, утюжить, шить, вязать на спицах, подметать пол, чистить обувь и т. п.). Ученик возвращается в класс и старается отгадать, какие действия имитируют дети.
10. Беседа с детьми о радости труда, о выработке привычки трудиться с детства.
Работа над пословицей
«Рукам работа — душе праздник».
IV. Обобщение.
1. Игра «Буква — командир».
.
Илью испугал индюк.
Инна ищет иголку.
Иван интересуется историей.
2. Подбор слогов-слияний к схеме —ни, си, ти, ли, ри и т. д.
3.Игра «Лесная школа»
Подбор слов к схемам КИТ, ГУСИ в игре «Лесная школа» с опорой на букву и (в схеме ГУСИ буква и приставлена ко второму слогу):