Составление рассказа по картинкам на с. 29.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 17.

Тема: Звук [и], буквы И, и (с. 28, 29)

Цели:

  • знакомить с буквами И, И, обозначающими гласный звук [и] ;
  • развивать фонематический слух детей; расширять их словарный запас;
  • воспитывать трудолюбие.

Оборудование:учебное пособие, звуковые схемы, сказочный домик, картинки с изображением учеников «Лесной школы»: кит, гуси; касса букв, лента букв, веер гласных: ёжик, ель, иголка.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие ребят)

Подготовка и организация рабочего места.

II. Повторение.

1. Игра «Обозначь звук».

Называю звуки (гласные, твердые согласные, мягкие согласные); дети сигналят соответствующими фишками.

2. Чтение изученных букв а, А; о, О, расположенных на наборном полотне.Повторяется правило об употреблении большой буквы.

3. Игра «А или о?».

Произношу (парами) слова, от­личающиеся звуками [а], [о]:

ах — ох гром — грамм

сом — сам бок — бак

так — ток там — том

дом — дам палки — полки

стол — стал краны — кроны

Дети сигналят буквами а и о.

III. Изучение новой темы

Лексическая работа

Перед выделением гласного звука [и] из слова иглы рас­сматриваются различные значения этого слова.

Использую стихи:

Иголка и нитка —

Большие дружки.

Смотри, получились

Какие стежки! Диво! Е. Благинина

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели. С. Маршак

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. К. Чуковский

2. Выделение гласного звука [и]

Слого-звуковой анализ слова иглы (и-глы).

Характеристика выделенного звука [и]: это гласный звук, на схеме он обозначен красным цветом. Особенность произнесения звука [и] — рот открыт не широко.

3. Упражнение «Учимся слышать и произносить звук [и]

Предлагаю отобрать слова со звуком [и] из имен людей (Ира, Иван, Игорь, Инна, Инга, Дима, Зина, Мак­сим, Денис); из названий инструментов (иголка, напильник, клещи, щипцы); цветов (ирис, лилия, василек, колокольчик, георгин); деревьев (ива, липа, осина, рябина, вишня, слива) и др.

4. Знакомство с буквами И, и.

Ученики находят буквы И, на желтом фоне; объясняют, почему их две; устанавливают, что они похожи между собой; рассматривают занимательную букву. Читаю четверостишие:

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В. Степанов

В индивидуальных кассах дети ставят букву и рядом с бук­вами а, о.

5. «Печатание» строчной и прописной букв и в воздухе.

Физкультминутка: игра «Иголка, нитка и узелок».

6. Упражнение в чтении «живых» букв (с. 28).

Отмечается, что буквы А и О горды, ведь они большие, главные. С них на­чинаются имена Анна, Андрей, Ольга, Олег. Буквы а и о — обычные, строчные. Маленький рост не позволяет им стоять в начале предложения. С них, маленьких букв, не начинается ни одно имя. Наверное, поэтому им грустно.

Составление рассказа по картинкам на с. 29.

8. «Чтение» текста по предложениям (с. 28).

Предваритель­но дается задание: расшифровать слова (с опорой на схемы и гласные буквы). Уточняется количество слов в каждом из трех предложений. Обращается внимание на знаки препина­ния. После этого вызванный ученик «читает» весь текст:

Ира вышивает.

Мама шьет платье.

А Дима (Тима, Миша) ?

Дети хором отвечают на поставленный вопрос: «Дима пришивает пуговицы».

9. Выборочное «чтение»:

Прочитайте предложе­ние про маму, первое предложение, вопросительное предло­жение. В ходе «чтения» все ученики следят — ведут пальчи­ком по схеме.

Рекомендую прочитать в «Стране Букварии» (с. 62 текст, требующий ответа на вопрос заголовка «Что легче сделать?».

Пришить пуговицу самому или попросить об этом маму? ...Починить сломанную игрушку или выбросить ее?

Физкультминутка: игра «Отгадай, что мы делаем».

Один из учеников выходит из класса. Ребята договаривают­ся, какую работу они будут выполнять (колоть дрова, месить тесто, стирать и полоскать белье, утюжить, шить, вязать на спицах, подметать пол, чистить обувь и т. п.). Ученик возвращается в класс и старается отгадать, какие действия имитируют дети.

10. Беседа с детьми о радости труда, о выработке привычки трудиться с детства.

Работа над пословицей

«Рукам работа — душе праздник».

IV. Обобщение.

1. Игра «Буква — командир».

.

Илью испугал индюк.

Инна ищет иголку.

Иван интересуется историей.

2. Подбор слогов-слияний к схеме —ни, си, ти, ли, ри и т. д.

3.Игра «Лесная школа»

Подбор слов к схемам КИТ, ГУСИ в игре «Лесная шко­ла» с опорой на букву и (в схеме ГУСИ буква и приставлена ко второму слогу):

Наши рекомендации