Количественный анализ и его место в исторических исследованиях. § 1. Методы научного исследования
МЕСТО КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
§ 1. Методы научного исследования. Их виды и содержание
Количественный анализ и его место в исторических исследованиях
Всякое научное познание, в том числе и историческое, имеет свой объект и предмет. Объектом исторического познания является вся многообразная совокупность проявлений общественной жизни с древнейших времен до современности. Однако на каждом этапе развития науки подвергаются изучению лишь определенные стороны или явления общественной жизни. Они и составляют предмет познания. При конкретно-историческом изучении явлений и процессов прошлого историк ставит определенную исследовательскую задачу, т. е. стремится раскрыть те или иные черты и свойства, присущие этим явлениям и процессам, выявить закономерности и особенности их функционирования, показать их связь с другими явлениями и процессами и их место и роль в общественном развитии и т. д.
Для проведения исследования и решения поставленной задачи историк, как и ученый в любой другой области науки, должен, во-первых, опираться на определенные представления, т.е. исходить из совокупности посылок и идей, которые позволяют раскрыть сущность исследуемых явлений и процессов. Совокупность этих посылок и идей составляет теорию научного познания или методологию.
Во-вторых, для проведения любого исследования ученый должен опираться на определенные принципы, пути и способы познания явлений общественной жизни. Эти принципы, пути и способы, а также разработанные на их основе правила и процедуры исследования и его техника и образуют в совокупности соответствующий метод исследования. Иначе говоря, метод представляет собой в широком смысле тот арсенал принципов и средств, с помощью которого ученый получает необходимую информацию об изучаемых явлениях, обрабатывает и анализирует ее. Объяснение полученных в результате этого данных на основе соответствующих теоретических положений и дает в конечном счете новые научные знания об этих явлениях Совокупность методов научного, в том числе и исторического, познания весьма разнообразна, и они имеют ряд уровней. Это методы общефилософские, общенаучные, специально-научные и конкретно-, или проблемно-научные.
Философские методы научного познания раскрывают общие принципы научного познания и тенденции его развития.
Общенаучными являются методы, которые применяются во многих науках. К числу таких методов относятся, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, описательный и количественный анализ и др. Они отличаются от философских методов, которые служат для них основой, тем, что охватывают процесс познания не в целом, а лишь его отдельные аспекты и тенденции. Так, анализ и синтез раскрывают принципы исследования конкретных данных; индукция и дедукция показывают основные пути познания сущности явлений; описательные и количественные методы связаны со способами выражения информации об исследуемых объектах.
К специально-научным методам относятся такие, которые используются отдельными науками. Например, историко-сравнительный метод, хотя и применяется в ряде наук, но присущ прежде всего исторической науке. Историческими по своей сути являются синхронный и диахронный методы изучения явлений общественной жизни. При первом из них — синхронном — совокупность явлений и объектов рассматривается как определенная вариация в одном и том же временном срезе. При диахронном подходе явления рассматриваются в их историческом изменении и движении.
Каждая наука обладает определенной совокупностью именно ей присущих методов научного исследования. Эти методы базируются на определенных философских и общенаучных методах.
Конкретно-научныеили проблемно-научныеметоды рассчитаны на изучение тех или иных отдельных сторон или черт действительности, которая является объектом соответствующей науки.
Всякий метод познания включает в себя следующие три компонента. Во-первых,это основные принципы и пути, способы и приемы познания, которые являются теорией метода, или, как говорят иначе, его методологией. Во-вторых,для практической реализации этих принципов и способов необходима разработка соответствующих правил и процедур. Их совокупность составляет методикуданного метода. В-третьих,для проведения любого исследования требуются определенные орудия и инструменты в широком их понимании. Они образуют техникунаучного исследования. Поэтому метод исследования представляет собой органическое сочетание методологии, методики и техники. Ведущим из этих компонентов является методология.