Правописание one после шипящих. 9 страница
средневековья. 4. Переломным моментом в Северной
войне была Полтавская битва. 5. Первое мая —
день весны и труда. 6. Девятого мая отмечается День
Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
7. 12 июня россияне празднуют День независимости.
179. Объясните употребление прописных букв в названиях-
государственных, правительственных учреждений
и организаций России, а также важнейших международных
организаций.
1. Одно и то же лицо не может одновременно являться
членом Совета Федерации и депутатом Государственной
Думы. 2. Конституционный Суд РФ рас-
111
сматривает запросы Президента РФ, Совета Федерации,
Правительства РФ, Государственной Думы,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ и др. 3. Приняты новые члены в Организацию
Объединенных Наций (ООН).
180. Объясните употребление прописных букв в названиях
центральных учреждений.
1. Совещание состоялось в Комитете Российской
Федерации по печати. 2. Пресс-конференцию открыл
президент Российской академии наук.
181. Объясните употребление прописных букв в названиях
местных учреждений, учебных заведений, учреждений
культуры.
1. Гастроли певца пройдут в Калужской областной
филармонии. 2. Начались приемные экзамены в Московский
педагогический университет. 3. Состоялась
экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею.
4. Пьесы А. Н. Островского постоянно значатся
в репертуаре Государственного академического Малого
театра.
182. Объясните употребление прописных букв в наименованиях
высших государственных должностей, почетных
званий, в названиях орденов и знаков отличия.
1. Опубликован указ Президента Российской Федерации.
2. Делегацию принял Председатель Государственной
Думы Федерального Собрания. 3. Назначен
Председатель Правительства Российской Федерации.
4. Мужественный воин был удостоен почетного звания
Героя Российской Федерации с вручением ему
медали ≪Золотая Звезда≫. 5. Через много лет фронтовику
вручили орден Славы 1-й степени.
183. Объясните употребление прописных букв в условных
названиях предприятий, органов печати, литературных
произведений.
112
1. Широкую распродажу кондитерских изделий
провели московские фабрики ≪Рот-Фронт≫, ≪Ударница
≫, ≪Большевик≫, ≪Крекер≫, ≪Красный Октябрь≫.
2. Статья известного правозащитника была опубликована
в газете ≪Известия≫. 3. Автором пьесы ≪Власть
тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть≫ является
Л. Н. Толстой.
Д л я с п р а в о к . Пишутся с прописной буквы:
1) собственные имена лиц: имена, отчества, фамилии,
прозвища (Владимир Красное Солнце), псевдонимы
(Демьян Бедный), образованные от индивидуальных
названий лиц имена прилагательные, имеющие значение
притяжательности (Далее словарь, Петина тетрадь),
прилагательные в составе названий, имеющих
значение ≪памяти такого-то≫ (Виноградовские чтения);
2) в географических и административных названиях
— слова, обозначающие индивидуальное наименование
(река Волга, Онежское озеро); в астрономических
названиях — все слова, кроме родовых наименований и
названий по буквам греческого алфавита (Млечный
Путь, созвездие Скорпиона, бета Весов); в официальных
названиях государств, как правило, все слова (Эстонская
Республика);
3) в названиях исторических эпох, событий, праздников,
знаменательных дат — индивидуальные наименования
(Древний Рим, Семилетняя война, Первое мая —
1 Мая);
4) в названиях высших государственных, правительственных,
профсоюзных учреждений и организаций
страны — все слова, кроме служебных; то же в важнейших
международных организациях (Верховный Суд
Российской Федерации, Правительство РФ, Всемирный
Совет Мира);
5) в названиях центральных учреждений — первое
слово и входящие в состав названия собственные имена
(Центральный банк Российской Федерации);
6) в названиях учреждений местного значения, высших
учебных заведений и т. п. — первое слово (Департамент
муниципального жилья, Московский педагогический
университет, Высшее театральное училище
им. Щепкина);
7) в наименованиях высших государственных должностей,
почетных званий — все слова; в названиях орде-
113
нов и знаков отличия — все слова, кроме родового обозначения
(слов орден, медаль, степень);
8) в условных названиях предприятий, фирм, органов
печати, литературных произведений и т. д., заключаемых
в кавычки, — первое слово.
184. Раскройте скобки; заключенные в них строчные
буквы замените, где нужно, прописными.
I. 1. Может собственных (п)латонов и быстрых разумом
(н)евтонов (р)оссийская земля рождать (Лом.).
2. Дикий (б)арин (так его прозвали; настоящее же его
имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием
по всей округе (Т.). 3. Приход Ермолая, Владимира
и человека со странным именем (с)учок прервал
мои размышления (Т.). 4. Через неделю целое стадо
ужей приползло к (л)ашиному дому (Л. Т.). 5. Мое
детство прошло в далекой глуши (г/)ральских гор
(М.-С). 6. Млечный (я)уть вырисовывается так ясно,
как будто его перед праздником помыли и потерли
снегом (Ч.). 7. Проснувшись, (к)аштанка начинала
ходить по комнатам и обнюхивать углы (Ч.). 8. Его
знобила лихорадка, подхваченная еще в (/с)рымском
походе (А. Н. Т.).
II. 1. А в (с)тарой (р)уссе пышные канавы, и в садиках
подгнившие беседки (Ахм.). 2. И снова дух смятен
и потревожен истомной скукой (^)арского (с)ела
(Ахм.). 3. Жил в (г)аличе тогда несчастный князь, за
красоту был назван (д)имитрий (к)расный (Балъм.).
4. Меркнут знаки (з)одиака над просторами полей
(Заб.). 5. Ярко светит над миром усталым (с)емиз-
вездье (б")ольшого (к)овша (Заб.). 6. О (п)ушкинской
напомнила (т)атьяне мне эта встреча (Сев.). 7. С
(к)аменного (лг)оста видно на снегу черную толпу,
против (т)айницкой (б)ашни (Шм.). 8. Завтра —
(п)реображение, а после завтра меня повезут куда-то
к (х)раму (х)риста (с)пасителя, в огромный розовый
дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в
(г)имназию (Шм.). 9. Получен приказ (е)тавки: незамедлительно
перейти в контрнаступление силами
(в)оронежского, (ц)ентрального, (е)тепного, (б)рян-
114
ского, левым крылом (з)ападного и правым крылом
(ю)го-(з)ападного (ф)ронтов (Г. Жуков).
185. Выберите из слов, заключенных в скобки, слова,
подходящие для каждого из приведенных попарно предложений,
и поставьте в нужной форме вместо точек.
1. В дни каникул для школьников была организована
елка в Большом Кремлевском . . . . — Соревнования
проводились во ... спорта, (дворец, Дворец) 2. Ряд
метеорологических станций создан на Крайнем . . . . —
Стрелка компаса указывает на .... (север, Север)
3. Екатерина... сумела понять коренные задачи
внешней русской политики. — Десятки стран участвовали
во... мировой войне, (второй, Второй)
4. Фильм из жизни животных снят в одном из ... заповедников.
— Многие проводят отпуск на ... побережье
Черного моря, (кавказский, Кавказский)
5. При ярком свете ... можно было спокойно читать
книгу. — В газетах были воспроизведены фотоснимки
обратной стороны . . . . (луна, Луна) 6. Туристы
осматривали развалины ... Рима. — История ... Рима
изучается как часть общего курса... истории, (древний,
Древний) 7. Часть путешествия мы проделали
по ... железной дороге. — В план экспедиции входило
изучение ... растительности, (южноуральский, Южноуральский)
186. Составьте к тексту план. Объясните употребление
прописных букв. Сформулируйте правило, в соответствии
с которым выделенные слова написаны со строчной
буквы.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
Московский Кремль — величайший памятник истории
нашей Родины, гениальное творение русской
национальной архитектуры и искусства.
На территории нашей страны сохранилось немало
древних кремлей. В их числе такие замечательные
памятники, как Псковский, Новгородский, Нижегородский,
Коломенский, Астраханский, Смоленский
115
кремли и многие другие. Но Московский Кремль по
единству, законченности своего ансамбля занимает
особое место.
История Московского Кремля уходит далеко в глубину
веков. Первое летописное упоминание о Москве
относится к 1147 г., когда Суздальский князь Юрий
Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву Новго-
род-Северского князя Святослава Ольговича.
В 1156г., когда Москва уже представляла собой
значительное поселение, по велению Юрия Долгорукого
на высоком Боровицком холме, на берегу Москвы-
реки и устья реки Неглинной были построены первые
деревянные стены.
В 1238 г., как говорит Тверская летопись, хан Батый
занял Москву, а Кремль со всеми постройками
сжег дотла.
Умелая политика великого князя Ивана Калиты
способствовала укреплению Московского княжества.
С 1326 по 1340 г. велась перестройка Московского
Кремля: были построены каменные церкви, Архангельский
и Успенский соборы, новые княжеские хоромы,
крепкие дубовые стены. Внук Ивана Калиты,
Димитрий Донской, в 1367 г. приступает к сооружению
белокаменных стен и башен Кремля. В этот период
в Кремле строятся каменные церкви, Чудов монастырь
и новые княжеские хоромы. За Москвой укрепляется
название белокаменной.
Затем на месте белокаменных укреплений возводятся
из кирпича новые могучие стены и башни. Сооружаются
величественные Успенский и Благовещенский
соборы, Грановитая палата, закладывается
княжеская усыпальница — Архангельский собор.
Строительные работы продолжались при сыне великого
Московского князя Ивана III — великом князе
Василии Ивановиче, вплоть до 1516 г. В центре Кремля
была возведена дозорная сигнальная башня, известная
под названием колокольня Ивана Великого.
Свой современный вид она приобрела при Борисе Годунове
в 1600 г.
116
В XVII в. возводятся каменные дворцовые постройки
— Терема. Сооружаются Патриаршие палаты и небольшой
собор ≪Двенадцать апостолов≫.
По указанию Петра Великого в 1701 г. на месте
сгоревших Житных дворов закладывается огромное
здание Арсенала.
1812 г. — незабываемый год в истории Москвы и
всего Русского государства. В сентябре войска Наполеона
вошли в Москву и заняли Кремль, но вскоре
французская армия была вынуждена бежать из города.
Наполеон приказал взорвать Кремль. Только благодаря
мужеству москвичей французам не удалось
осуществить до конца свой замысел. Взрывами были
разрушены Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская
башни, звонница колокольни Ивана Великого.
Большие повреждения получили Никольская башня
и Арсенал, незначительные — Боровицкая и Угловая
Арсенальная башни. Остальные здания были спасены
от уничтожения.
После изгнания наполеоновских войск из России
кремлевские сооружения были восстановлены. А в
1821 г. на месте реки Неглинной, заключенной в каменную
трубу, был разбит сад, получивший название
Александровского.
(По А. М. Андрееву)
1. Найдите в тексте сложные слова, укажите, как они
образованы.
2. Выделите предложения с однородными членами.
3. Последнее предложение текста разберите по членам.
Повторительные упражнения
по орфографии.
187. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните
написания.
1. Вдруг дверь скрипнула, легкий ш..рох платья и
шагов послышался за мной (Л.). 2. Природа была мне
117
не злою мач..хою, но доброй, нежной матерью (Бел.).
3. Он ловко и проворно отстегнул клапан к..буры, выхватил
из нее револьвер (Гарш.). 4. В зубах ц..гарка,
примят картуз (Бл.). 5. Зазывали народ ц..рюльники,
щелкали ножницами (А. Н. Т.). 6. Пастухов разрывал
пальцами дужку к..лача (Фед.). 7. Под ногами по
каменному ж..лобу бежит нагретая солнцем вода
(СМ.). 8. Между водорослями по песчаному дну перебегают
юркие п..скари (С.-М.). 9. Ты шляпу шелковую
надень: ты в ней особенно красива (Сев.). 10. Откинув
со лба ш..велюру, он хмуро сидит у окна (Заб.).
188. Вставьте пропущенные буквы (ц или ы).
Без..мянная речка, без..нвентарное хозяйство,
без..нициативный работник, без..скусственный рассказ,
без..сходная нужда, пред..дущее изложение,
пред..стория человечества, пед..нститут, пред..юнь-
ские события, небез..звестный автор, раз..грать дебют,
под..скать помещение.
Для справок. После приставок, оканчивающихся
на согласную, вместо и пишется ы в соответствии
с произношением, например: играть — сыграть, разыграть,
искать — подыскать.
Данное правило не распространяется на сложносокращенные
слова, например: мединститут, спортинвентарь.
189. Перепишите, вставляя вместо точек, где нужно,
пропущенные буквы.
1. Владимир Сергеич отвечал ей компл..ментом (Т.).
2. В бурном ак..мпан..менте слышались переливы
волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете..ден-
ты на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень
поучительные преце..денты в крепостной практике
(С.-Щ.). 5. Патрон Самгина особенно пристрастен
был к п..симистической лирике Голенищева-Кутузова
(М. Г.). 6. Военные корабли, кончив летнюю к..мпа-
нию, стянулись на зимовку в гавань (Н.-Пр.). 7. Время
от времени возникали в нашей среде какие-нибудь
118
неприятности и инци..денты (Телеш.). 8. В вест..бюле
стояли ак..уратно обшитые метал..ическими полосами
деревянные ящики (Булг.). 9. Все это люди,
раскиданные по пер..ф..рии (Леон.). 10. О, хаос и неразбериха,
трусливые компромис..ы, болтовня и непонимание
(О. В.). 11. А за ст..лажом Потапов грушевой
э..сенцией приклеивал к портсгару розовую защелку
(Солж.). 12. Ясно и безап..л..яционно (Некр.). 13. Он
оставался по-прежнему любимцем любой к..мпании
(О. В.).
190. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где
нужно, пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Нет ничего приятнее для путника в жаркий
июльский полдень, как погрузить разгоряч..ное лицо
в прохладную струю шаловливой деревенской
реч..нки или напиться студе..ной воды из ключа,
бьющего в (не) глубоком ущел.... .
Поднялись вы рано, еще на рас.вете, побродили в
березн..ке, ельнике и в гуще осиновых рощ.., (на) ходу
высматривая ягоды, грибные шляпки и заполняя
ими об..емистую свою к..рзину.
Вскоре к..рзина ваша (до) верху наполняется добычей.
Вы (не) терпеливо шагаете узкой меж..й вдоль
овся..ного поля по направлению к спасительной реке.
Вот она блещет (в) дали серебря..ой полосой и
манит своей прохладой. ≪Какое блаженство искупаться!
— думаете вы. — (Пол) жизни готов отдать за речную
свежесть≫.
Вокруг бе..предельная суш.. . Все дыш..т раскаленным
зноем. На небе н.. облачка. (Ни) где н.. единого
звука. (Не) слышно кузнечиков, (не) видно зарянок
— гостий здешних мест. Лиш.. изредк.. в отдалении
протянет овсянка одну из своих грустных песен..,
и снова тиш.. .
Бе..шумно струится в ни..ких берегах кристальная
влага, беззвучно приглашающая усталого путника
освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине.
Разве тут сдержиш..ся? Пряч..те куда-нибудь
119
к..рзину, киньте в траву платье и прямо с берега
брос.тесь (б) низ в прозрачную глубь. Как бич..,
хлес.нет жгучая струя, и через мгновение поплывете
вы размашистыми саж..нками к песча..ной отмели,
где любо будет вам поваляться на горячем песке.
1. Объясните написание о и е под ударением после шипящих.
2. Найдите случаи употребления ь в глагольных формах.
3. Разберите по составу слова беспредельная, высматривая,
спасительная.
191. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки. Озаглавьте текст.
На севере Уральских гор, в (не) приступной глуши,
прячется маленькая деревенька Тычки. В ней живут
старый охотник Емеля и Гришутка, его шестилетний
внуч..к.
Мальчик тяжело болен и уже второй месяц лежит
на деревя..ой лавке под теплой олен..ей шкурой. Дед
видит, как та..т внук, но не знает, как помочь Гришутке.
Старому, сгорбле..ому деду пора бы на теплую
печь, да заменить его (не) кем. Отец Гришутки умер
три года назад, а мать заели волки. Сыноч..к спасся
каким-то чудом: мать закрыла его от волков своим телом.
В один из сентябр..ских дней дед отправился на
охоту. Тропинка, по которой шел старик, взб..ралась
на гору лома..ой линией и вела в (не) расчище..ый
лес.
Охотник скоро напал на след оленя с теленком.
Олень, почуявший опасность, прил..гал все усилия,
чтобы отвести охотника от спрятавшегося олененка.
Когда усталый и измуче..ый охотник присел отдохнуть,
на поляну вышел пр..хорошенький олененок,
еще плохо державшийся на своих тоненьких ножках.
Еще одно мгновение — и глупенький олененок повалился
бы (на) земь с жалобным предсмертным кри-
120
ком. Но в этот миг старый охотник вспомнил, с какой
опасностью для себя олень-мать защищала свое дитя,
припомнил, как мать Гришутки спасла сына от волков
ценой своей жизни. Словно что-то оборвалось в
груди охотника. Он опустил ружье и свис.нул.
Счастливое животное скрылось с быстротой молнии.
1. Укажите состав слов предсмертный, спрятавшийся.
2. Найдите в тексте имена существительные и прилагательные
с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное
значение.
3. Разберите по членам последнее предложение текста.
192. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные
буквы. Объясните написания.
Москва. Двадцатые годы. Тверская.
Разговорившись, мы подошли к памятнику Пушкину
и уселись на бронз..вые цепи, низко окружавшие
памятник, который в то время еще стоял на своем
закон..ом месте, в голове Тверского бульвара,
лицом к необыкновен..о изящному Страс.ному монастырю
(нежно) сирен..вого цвета, который удивительно
подходил к его маленьким золотым луковкам.
До сих пор болезнен..о ощущаю отсутствие Пушкина
на Тверском бульваре, (не) восполнимую пустоту
того места, где он стоял.
(Не) даром же Маяковский написал, обращаясь к
Александру Сергеевичу: ≪На Тверском бульваре
очень к вам привыкли≫.
Привыкли, добавлю я, так (же) и к старинным
(много) руким ф..нарям, среди которых фигура Пушкина
со скл..нен..ой курчавой головой, в плаще с гармоникой
прямых складок так красиво р..совалась на
фоне Страс..ого монастыря. Теперь его снесли: в пустоте
остался отсвет его (бледно) сирен..вой окраски.
Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину.
Один — призрачный. Он стоит на своем старом,
закон..ом месте, но его видят только старые москвичи.
Для других он (не) зрим. В (не) заполнимой пусто-
121
те начала Тверского бульвара они видят подлин..ого
Пушкина, окруж..ного ф..нарями и бронз..вой
цепью.
Память разруша..тся, как старый город. А в провалах
памяти остаются лиш.. призраки ныне уже (не)
существующих упразднен..ых улиц, переулков, тупичков,
множества стареньких, давно (не) ремонтировавшихся
церквуш..к (не) описуемо прекрасной (древне)
русской арх..тектуры. (Не) зримая (все) влас.ная
рука переставляла памятники, как шахматные фигуры,
а иные и (во) все ..брасывала с доски.
(По В. П. Катаеву)
1. Составьте предложения со словами также, так же.
2. Объясните написание сложных слов.
3. Выделите суффиксы в глагольных формах разговорившись,
невосполнимая, разрушаются, сбрасывала.
193. Озаглавьте текст. Перепишите, раскрывая скобки
и вставляя пропущенные буквы. Объясните употребление
прописных букв.
Троица Рублева — не икона. (Не) (по) тому, что она
(не) вызывает молитв..ного настроения, но (по) тому,
что она далека от церковного (бого) служения...
Его три ангела — не икона, они родстве..ы Моне
Лизе Леонардо и Венере Боттичелли; на эти произведения
можно молит..ся, но свободной, (не) церковной
молитвой.
(Не) лежит ли тень печали на Венере Боттичелли?
Или улыбка на лице Моны Лизы? (От) чего печаль?
(От) чего улыбка? Мы (не) знаем. Мы, пр..вычные
читать на лицах наших ближних, стоим перед этой
печалью, перед этой улыбкой растер..ные, (не)
понимающие. Мы смущ..ны и взволнов..ны кроткой
печалью, которой, (не) известно и (не) пост..жимо
как, ове..ны скл..не..ные главы рублевских ангелов.
(От) куда их печаль? (От) куда эта кроткая грусть?
Надо быть великим художником, что (бы) одним течением
линий наполнить вашу душу (не) избывной печалью
или радостью, надо обл..дать мощью гения, что
122
{бы) взволновать вас (не) страданием и слезами, но одним
лиш., тихим пр..кл.,нением главы.
Ангелы Рублева (не) укладываются в повествование:
им нет места н.. в Евангелии {ново) заветном, н..
в {старо) заветном Писании. В картине каждое малейшее
пространство ове..но творческим духом, (не)
ожида..ным и убедит..льным, как сам образ трех ангелов.
{Не) большие протал..нки под воскрылиями
светятся вдруг {нежно) голубым отрывом облака.
Как? {По) чему? {От) куда эта скромнейшая голуб..
зна? Ангелы Рублева лиш..ны драгоце..ых камней
и метал..ов византийц..в, но обогащ..ны, может
быть, более великолепным цветовым сиянием. Он
..бросил с их плеч тяж..лые облачения и облек их в
(не) весомую ткань, сотка..ую из цветовых лучей.
Первыми из {само) бытных достижений {древне)
русского искус.тва были изыскан..ость и совершенство
ритма, и Рублев достиг в нем (не) передаваемого
и {не) повторяемого ≪своего≫ совершенства. Ритм линий,
которыми он описал крылья, головы и тела своих
ангелов, это целая божеств..ная поэма.
Безусловно, богатство цвета составляет достояние
{древне) русской живописи, которым она одар..на в
значительно большей степени, чем искус..тво ра..него
итальянского Возрождения. Силой цвета русская живопись
пр..взошла свой исход — Византию. Сам цвет
изменялся сравнительно (не) сильно, но {за) то сильно
разнились цветовые лады. В Троице Рублев уже {не)
соглашается пользоват..ся готовым цветом, приго-
товл..ным по древнему и всеми усво..ному рецепту, а
стремится создать его {само) бытно. Он (не) мог {бы)
обм..кнуть свою кисть в горшоч..к какого {либо) из
своих товарищей, так как, положив краску на поверхность
ико..ной доски, (не) почу..ствовал {бы)
удовлетворения, (не) счел {бы) ее своей. {Розово) лиловая
одежда левого ангела Троицы окраш..на (не) готовым,
{за) ранее уже определе..ым цветом, но созда..а
в момент самой живописной работы; {то) же можно
сказать и про {оливково) зеленоватую одежду ангела
на другом конце стола.
123
Рублев жил в то время, когда духовное ра..крепощение,
выраж..ное (в) последстви.. так ярко и определе..
о, уже начинало овлад..вать сознанием лучших
людей. Вот (от) куда особен..ости Троицы, вот (по)
чему молитва, читаемая перед ней, свободна и (глубоко)
(не) обыкнове..а, вот что дало нам право указать
на то, что Троица Рублева — (не) икона, (не) пособие
для (бого) служения, но произведение (само) довлеющее.
(По Н. М. Щекотову)
1. Объясните написание н и нн в кратких и полных формах
причастий и прилагательных.
2. Запомните правописание предлога впоследствии.
3. Какова роль вопросительных предложений в этом
тексте?
194. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные
буквы. Объясните написания наречий.
Бест..четное число раз они переходили речку с берега
на берег, поднимаясь (на) встречу ей по распадку,
то прыгая по камням, то переб...раясь по упавшим
(по)перек лесинам, то (в) брод. Тропа на белых, как
высуш..ных, камнях терялась, (не) оставалось (ни)
какой (мало) мальской пр..меты, но Митяй словно бы
вид...л ее (по) верху и точно выходил на ее продолжение.
Они шли то по крутому откосу, где больше сил
тратилось, (что) бы, уп..раясь, не скатит..ся (в) низ,
чем передвигат..ся (в) перед, то по такому узкому
пр..жиму рядом со скалой, на котором не только разминуться