Правописание one после шипящих. 17 страница

— однородными членами.

1. Реставрированн.. музей и картинная галерея открыты

для посетителей. 2. Проводился конкурс на

решение шахматн.. этюда и задачи. 3. Языков., краткость

и точность — вот на чем основывается мастерство

писателя. 4. Наш.. наука и культура нуждаются

в государственной поддержке. 5. Загоревш.. и окреп-

ш.., брат и сестра вернулись из деревни. 6. Пушист..

верба и черемуха встретили нас на краю деревни.

7. Экспонаты были размещены в больш.. зале и галерее.

8. Мать с гордостью говорила об успехах сво.. сына

и дочери. 9. Показались выходящ.. из ворот дед

с бабушкой. 10. Остановились все, вместе с ними и

шедш.. позади мать с ребенком.

Для справок. Определение, относящееся к существительным

— однородным членам, ставится в форме

единственного числа, если по смыслу ясно, что оно

связано не только с ближайшим определяемым существительным,

но и с последующими, например: Дикий

гусь и утка прилетели первыми (Т.). Если же такой ясности

нет, то определение ставится в форме множественного

числа, например: Зеленели молодые рожь и пшеница

(Ч.).

349. Раскройте скобки, поставьте определяемое существительное

в нужном падеже и числе.

1. Город был открыт для ветров с северной и восточной

(сторона). 2. Высокий темп был характерен и

для первой и для второй (половина) игры. 3. Шансы

на победу есть у той и другой (команда). 4. Широкий

шрам на его лбу проходил как раз посередине между

правым и левым (глаз). 5. Он был отличником в девятом

и десятом (класс). 6. Проект достаточно подготов-

227

лен с технической и организационной (сторона).

7. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский

(автозавод). 8. Большой научный материал

дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).

9. Лето мы провели в Рязанской и Тульской (область).

10. Ученик записывает в тетрадь глаголы I и

II (спряжение).

Для справок. Существительное, имеющее при

себе два или несколько определений, указывающих на

разновидности предметов, ставится во множественном

числе, например: Он прошелся на гумно, скотный и

конный дворы (Л. Т.).

Но если перечисляемые разновидности предметов

внутренне связаны или сочетание имеет терминологический

характер, то определяемое существительное ставится

в единственном числе, например: в правой и левой

руке, существительные мужского и женского рода,

глаголы несовершенного и совершенного вида, местоимения

первого и второго лица.

350. Выясните стилистические особенности предложений

с однородными членами: а) не связанными союзами

(бессоюзие) и б) связанными повторяющимися союзами

(многосоюзие). В каких случаях речь ускоряется, в каких

— замедляется? Как в том и другом случае достигается

усиление выразительности речи?

1. Швед, русский — колет, рубит, режет... (П.).

2. И волны теснятся, и мчатся назад, и снова приходят,

и о берег бьют... (Л.).

3. В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви...

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А. С. Пушкин)

228

Предложения с обособленными

второстепенными членами.

§ 52. Обособленные определения.

351. Объясните постановку знаков препинания в приводимых

ниже предложениях. Обратите внимание на интонацию

при обособлении.

1. И навестим поля пустые, леса, недавно столь

густые, и берег, милый для меня (П.). 2. Четверть часа

спустя оба экипажа остановились перед крыльцом

нового деревянного дома, выкрашенного серою краской

и покрытого железною красною крышей (Г.).

3. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись

скрипучие арбы, наполненные черным виноградом

(Л. Т.). 4. Луна взошла сильно багровая и хмурая (Ч.).

5. Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного

дыма (Пауст.). 6. Мать, не уснувшая ночью ни

на минуту, вскочила с постели, сунула огонь в самовар,

приготовленный с вечера (М. Г.). 7. Около бесколесного

желтого вагона второго класса, вросшего в

землю и превращенного в постоянное человеческое

жилье, мужик колол дрова (Наб.).

Для справок. Обособляются распространенные

определения, выраженные причастием или прилагательным

с зависимыми от них словами и стоящие после

определяемого существительного, например: Тополи,

покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом

(Ч.).

Не обособляются распространенные определения,

стоящие перед определяемым существительным и не

имеющие добавочного обстоятельственного значения,

например: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом

избушки (Григ.).

Не обособляются также распространенные определения,

если по смыслу они связаны не только с подлежащим,

но и со сказуемым, входя в состав последнего, например:

Листва из-под ног выходит плотно слежалая,

серая (Пришв.). Обычно это бывает при глаголах движения

и состояния, выступающих в роли связки.

229

352. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Укажите обособленные определения в тексте.

Среди великих изобретений былых времен окончательно

выделивших род людской из приниженного

состояния наибольшую роль сыграла письменность.

Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом

самосознании открывшей прямой путь к

появлению книгопечатного станка. Именно по книгам

как по ступенькам поднимался человек на свою

нынешнюю высоту.

Книга это кристаллический плотно упакованный в

страницы наш многовековой опыт делающий бессмертным

род людской на Земле. Только благодаря

книге накопленные знания обретают могущество лавины

способной с тысячелетнего разгона преодолеть

любое препятствие на столбовой дороге человеческого

прогресса. Словом нет ничего дороже книги для мыслящего

человека.

Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий

друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки

раз повторять недоступную сразу мысль.

Старшее поколение оставляет своей юной смене

единственное наиболее полное завещание книгу. Любите

книгу храните ее выше всякого другого достояния.

(По Л. М. Леонову)

1. Разберите по составу слова бескорыстный, бессмертный,

накопленный, приниженный.

2. Найдите в тексте сложные слова.

3. Озаглавьте текст.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

353. Объясните постановку знаков препинания.

1. Молодой казак, стройный и красивый, налил

мне стакан простого вина (П.). 2. Под этой толстой серой

шинелью билось сердце страстное и благородное

(Л.). 3. Сперва он хотел вином заглушить в себе нестерпимую

боль обиды, тоску досады, бешеной и бес-

230

сильной (Г.). 4. Молодому человеку, влюбленному,

невозможно не проболтаться (Т.). 5. От всей этой стены

людей, молчаливой и неподвижной, на рабочих

веяло холодом (М. Г.). 6. Ганин, взволнованный и

одинокий, пошел домой (Наб.). 7. Он глядел через поля

на одну из тех лесных опушек, далекую, зубчатую,

черную, что бывают только в России (Наб.}.

Для с п р а в о к . Часто обособляются два и больше

одиночных определения, стоящих после определяемого

существительного, например: Настала ночь, лунная,

ясная (Т.), Обособление обязательно, если определяемому

существительному предшествует еще одно определение,

например: Меня давит эта жизнь, нищая, скучная

(М. Г.).

Обособляется одиночное определение, стоящее после

определяемого существительного, если оно имеет добавочное

обстоятельственное значение, например: Люди

же, изумленные, стали как камни (М. Г.) —ср.: ≪будучи

изумлены≫.

354. Объясните постановку знаков препинания.

1. Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют

(П.). 2. Поводья выпали у меня из рук, и, никем не

управляемая, моя лошадка побежала рысью в конюшню

(Акс). 3. Стрелы, пущенные в него, упали,

жалкие, обратно на землю (М. Г.). 4. Мягкие губы лошади

торопливо подбирают брошенное наземь сено

(Сераф.). 5. Даша ждала всего, но только не этой покорно

склоненной головы (А. Н. Т.). 6. Залитые солнцем,

стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы

(Шол.). 7. За столом рылся в книгах приехавший недавно

из станицы счетовод (Шол.). 8. Павел устроился

на приспособленном под сиденье чурбане и закурил

(Расп.).

Для справок. Определение, стоящее перед

определяемым существительным, обособляется, если

имеет добавочное обстоятельственное значение, например:

Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой

(Тв.) — ср.: ≪будучи оглушен≫.

231

Определение обособляется, если оно оторвано от

определяемого существительного другими членами

предложения, например: Разбитый сном, добрался

Григорий до конюшни (Шол.).

355. Объясните постановку знаков препинания.

1. Незримый, ты мне был уж мил (П.). 2. При виде

его, живого и невредимого, радость родителей была

неописанна (Гонч.). 3. Он выходит из задних комнат

уже окончательно расстроенный (Гонч.). 4. Меня,

мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти

без памяти (Акс). 5. Трудами ночи изнурен, я лег в

тени (Л.). 6. По природе стыдливая и робкая, она досадовала

на свою застенчивость (Т.). 7. Беспечный и

веселый, он совсем упал духом (Григ.). 8. В седьмом

часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие

укрепленные ворота крепости (Л. Т.). 9. Он,

утомленный борьбой, обессиленный позором, лежал

молча, оборванный, крепко связанный по рукам и ногам

полотенцем (М. Г.). 10. До шалаша мы добежали

промокшие насквозь (Пауст.).

Для с п р а в о к . Обособляется определение, относящееся

к личному местоимению, например: Пораженный

страхом, я иду за матушкой в спальню (П.). Не

обособляются в этих случаях определения, по смыслу

связанные не только с подлежащим, но и со сказуемым

(см. упр. 351).

356. Объясните постановку знаков препинания.

1. Дубровский, с расстроенным состоянием, принужден

был выйти в отставку (П.). 2. В комнату вошел

пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой

под мышкой (Гонч.). 3. Широкое каменное крыльцо,

грубой работы, вело к высокому порталу (Гонч.).

4. Некоторые крестьяне, постарше, поздоровались с

отцом и со мною (Акс). 5. Сила, сильнее его воли,

сбросила его оттуда (Т.). 6. Две стеариновые свечки, в

дорожных серебряных шандалах, горели перед ним

(Т.). 7. Проживал у нас некоторое время в остроге

232

орел, из породы степных небольших орлов (Дост.).

8. Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными

руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой

и кроткими глазами (А. Н. Т.).

Для справок. Обособляются несогласованные

определения, выраженные косвенными падежами существительных

(чаще с предлогами) или сравнительной

степенью прилагательных, если подчеркивается выражаемое

ими значение, например: Дед, в бабушкиной кацавейке,

в старом картузе без козырька, щурится,

чему-то улыбается (М. Г.); Сила, сильнее его воли,

сбросила его оттуда (Т.).

357. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Вспомните правила обособления распространенных

определений в зависимости от места, занимаемого ими

по отношению к определяемому существительному

(см. упр. 351).

1. Науки чуждые музыке были постылы мне (П.).

2. У крыльца стояло несколько повозок запряженных

гуськом (Акс). 3. Стройный тонкий стан и широкие

плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное

переносить все трудности кочевой жизни (Л.).

4. Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть

держался на узеньких плечах мальчика (Т.). 5. На

солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки

(Григ.). 6. Даже березы и рябины стояли сонные в

окружавшей их знойной истоме (М.-С). 7. Это была

улыбка необыкновенно добрая широкая, как у разбуженного

ребенка (Ч.). 8. Шепот ветвей раздавался отчетливо

и близко ничем не отдаленный и не прикрытый

(Кор.). 9. Стихи стоят свинцово тяжело готовые и

к смерти и к бессмертной славе (Маяк.). 10. И мгновенно

где-то за лесом стоящие зенитки начинают обстреливать

вражеский самолет (Вс. Ив.). 11. Дорога

вилась по влажным косогорам густо заросшим дубняком

и кленом еще хранившими багряную листву

(Фад.). 12. Многие деревья стояли уже обнаженные и

черные, как поздней осенью (Пауст.).

233

358. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.

Вспомните условия обособления определений, стоящих

перед определяемым существительным (см.

упр. 354).

1. Сопровождаемый офицером комендант вошел в

дом (П.). 2. Привлеченные светом бабочки прилетели

и кружились около фонарей (Акс). 3. Окаймлен летучей

пеной днем и ночью дышит мол (Бл.). 4. Веселый

и жизнерадостный Радик был вообще любимцем

(Фад.). 5. Кузьма пошел на кухню сел перед не топленной

со вчерашнего дня печкой и, опустив голову,

сидел так долго-долго (Расп.). 6. Несколько раз таинственный

и одинокий появлялся мятежный броненосец

≪Потемкин≫ на горизонте в виду бессарабских берегов

(Кат.). 7. Это подожженный снарядом горел

дом (Бакл.). 8. Прижатый страхом Леонтьев лежал не

шевелясь (Бакл.). 9. К концу января овеянные первой

оттепелью хорошо пахнут вишневые сады (Шол.).

10. Раненный отброшенный взрывом Беличенко видел,

как три танка гнали к реке бойцов, стреляя по

ним (Бакл.).

359. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Вспомните правила обособления нераспространенных

определений (см. упр. 353).

1. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой

(П.). 2. Сидит на камне между ними лезгинец

дряхлый и седой (Л.). 3. На крик его явился смотритель

заспанный (Т.). 4. Обвитое виноградником место

было похоже на крытую уютную беседку темную и

прохладную (Л. Т.). 5. И минут через пять лил уже

сильный дождь обложной (Ч.). 6. Две барышни взволнованные

подбегают к ней (Ч.). 7. Над Ветлугой спустились

сумерки синие теплые тихие (Кор.). 8. Другой

берег плоский и песчаный густо и нестройно покрыт

тесной кучей хижин (М. Г.). 9. Потом пришла весна

яркая солнечная (М. Г.). 10. Клокочет голос меди трудовой

в осенний полдень сумрачный и мглистый

(Багр.). 11. В бузине сырой и гулкой соловей ударил

234

дудкой (Багр.). 12. Небо раскрылось в вышине прозрачно-

льдистое и голубое (Фад.). 13. Майор Ройтман

худенький с перехватом в талии, оправляя неловко

сидящую на нем портупею и цепляясь за ковровые дорожки,

поспел из Акустической лаборатории (Солж.).

360. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Вспомните правила обособления определений, относящихся

к личным местоимениям (см. упр. 355).

1. У него сонного медленно выплыли из-под ресниц

и стали неподвижно две теплые слезы (Гонч.).

2. Изнуренные грязные мокрые мы достигли, наконец,

берега (Г.). 3. Убаюканный сладкими надеждами

он крепко спал (Ч.). 4. Я прихожу к вечеру усталый и

голодный (М. Г.). 5. Они бросились за ним очарованные

(М. Г.). 6. Невидимые они [бомбардировщики]

покружились над садами в ночном небе (Бакл)

361. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Вспомните условия обособления несогласованных определений

(см. упр. 356).

1. Шабашкин с картузом на голове стоял подбочась

ж гордо взирал около себя (П.). 2. Саша Бережнова в

шелковом платье в чепце на затылке и в шали сидела

на диване (Гонч.). 3. Один из присутствующих постарше

других с испуганным и сердитым лицом вдруг

продвинулся вперед (Л. Т.). 4. Какая-то полная женщина

с засученными рукавами и с поднятым фартуком

стояла среди двора (Ч.). 5. Сегодня она в новом

голубом капоте была особенно молода и внушительно

красива (М. Г.). 6. Служитель тоже в белом принял из

рук Григория шинель (Шол.).

362. Обособленные определения сделайте необособленными.

Измените пунктуацию.

Образец: Люди, появившиеся в этих местах, приехали

недавно. — Появившиеся в этих местах люди

приехали недавно.

235

1. Стихи молодого поэта, изданные впервые, понравились

читателям. 2. Группа туристов, вышедшая

рано утром, в полдень остановилась для отдыха.

3. Синим шатром распростерлось над нами безоблачное

небо, похожее на море в минуты затишья.

4. Беседка в саду, обвитая диким виноградом, была

любимым местом детских игр. 5. Машина, нагруженная

строительным материалом, остановилась у ворот

завода. 6. Солнце, еще не жаркое, не раскаленное,

показалось над горизонтом. 7. Листы бумаги, исписанные

мелким почерком, были аккуратно разложены

на письменном столе. 8. Сосны, недавно

срубленные, источали приятный смолистый запах.

9. Успокоилась, заснула земля, встревоженная грозой

в ночное время. 10. Экскурсия, организованная

для старшеклассников, принесла им большую пользу.

363. Необособленные определения сделайте обособленными.

Измените пунктуацию.

Образец: Кругом лежали укрытые снегом поля. —

Кругом лежали поля, укрытые снегом.

1. До самой весны безмолвствует скованная льдом

река. 2. Около дома находился разросшийся густой

сиренью палисадник. 3. Облачная и туманная мартовская

ночь окутала землю. 4. Назначенная на завтра

поездка за город переносится на следующую неделю.

5. Обсаженная серебристыми тополями плотина замыкала

пруд. 6. Завешанная тяжелой портьерой

дверь приглушала шедшие из коридора звуки.

7. Школьная библиотека пополнилась изданными за

последний год новинками художественной литературы.

8. В наступившей после грозы тишине слышен

был стук падавших с веток деревьев капель. 9. Стоявшие

на пристани люди с нетерпением дожидались

прибытия парохода. 10. Мы шли по еще влажной от

утренней росы траве.

236

364. Вставьте в нужное место заключенные в скобки

определения, делая их то обособленными, то необособленными.

Образец: Рвы постепенно уклонялись вправо и исчезали

в лесу (тянувшиеся вдоль дороги). — 1. Рвы.

тянувшиеся вдоль дороги, постепенно уклонялись

вправо и исчезали в лесу. 2. Тянувшиеся вдоль дороги

рвы постепенно уклонялись вправо и исчезали в лесу.

1. На выставке демонстрировались новые картины

молодых художников (недавно открывшейся в Москве).

2. В саду грустно стояли обнаженные деревья (покрытые

инеем). 3. Солнце затопляло всю рощу сильным,

хотя и не ярким светом (недавно вставшее).

4. По дороге тянулись машины с зерном нового урожая

(ведущей к элеватору). 5. Произведения этого

писателя скоро появятся в свет (давно не издававшиеся).

6. Туман пронизывал до мозга костей (превратившийся

в сырую мглу). 7. Радостное чувство охватило

молодую девушку (непонятное ей самой). 8. Буря

разбушевалась с новой силой (затихшая ненадолго).

9. Морозный воздух бил в лица детей (острый и чистый)

(разгоряченные бегом). 10. Жители деревни не

скоро оправились от чувства страха (пережитого ими

во время наводнения).

365. Вставьте в нужное место заключенные в скобки

обособленные определения, согласуй их с существительными,

к которым их по смыслу следует отнести.

1. Трудно было различить дорогу при свете звезд

(чуть брезжущий, слабо льющийся с высоты).

2. Воздух был пропитан испарениями земли и насыщен

острым запахом моря (незадолго до вечера обильно

смоченный дождем). 3. Мы заинтересовались зданием

(строящийся на набережной реки и предназначенный

для Дворца спорта). 4. Прозрачный ключ

бьет из расселины берега (превратившийся в небольшой

овраг). 5. В небе, взмахивая крыльями, появился

ястреб (побледневший с первыми проблесками зари).

6. К дому можно было подойти дорожкой (расчищен-

237

ный в траве и посыпанный песком). 7. Черными

пятнами выделялись вороны на снегу (медленно тающий

под лучами мартовского солнца). 8. Всадник

ловко сидел на гнедом коне (легко ступавший по

твердой дороге). 9. Смущенное лицо мальчика вызывало

сочувствие (раскаявшийся в своем поступке).

10. Заговорили о старом товарище (где-то задержавшийся

в длительной экспедиции).

366. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Выделите обособленные определения, укажите их стилистическую

роль.

ПАРК СЕЛА ТРИГОРСКОГО.

В тенистых аллеях Тригорского парка воображение

легко рисует любимую героиню Пушкина Татьяну выросшую

среди лесов и полей преданную им душой.

У обрыва над Соротью на небольшой площадке под

сенью старых могучих лип и дубов стоит простая белая

скамья. Сами обитатели Тригорского называли ее

≪скамья Онегина≫ и с нею связывали сцену объяснения

Онегина с Татьяной в саду у Лариных.

В глубине парка раскинулась большая прямоугольная

площадка окруженная старыми липами.

Это парковый зал где веселилась и танцевала тригор-

ская молодежь. Собиралась молодежь и под сенью

старой ели. ≪Ель-шатер≫ один из парковых ≪сюрпризов

≫, она красовалась более двух веков. Стройный

ствол ее уходил высоко в небо. Ровным треугольником

все расширяясь книзу опускались до земли могучие

ветки.

Особенно любили в Тригорском многовековой ветвистый

дуб гордо возвышавшийся на насыпной горке.

Три пруда поросшие камышом и водяными лилиями

украшают Тригорский парк.

(По А. М. Гордину)

1. Найдите в тексте односоставное предложение, укажите

его тип.

2. Подберите синонимы к словам большой и могучий.

Образуйте с ними словосочетания.

238

3. Выделите суффикс в прилагательных ветвистый и

тенистый. Укажите их значение. Подберите примеры

других прилагательных с тем же суффиксом.

367. Замените распространенные определения (причастные

обороты) придаточными определительными предложениями.

Укажите способы замены.

1. Экзамены, начавшиеся в первых числах месяца,

продлятся до его конца. 2. Сознание опасности, грозившей

сыну, придало матери новые силы.

3. Подруга моей сестры, работающая в сельской школе,

участвует в конференции. 4. Машины задержались

на большом мосту, тянувшемся через широкую

реку. 5. Многочисленные факты, накопленные наукой,

подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой

ученым. 6. Часть картин, предназначенных для

выставки, уже получена. 7. Часть картин, отобранная

для продажи, скоро поступит в магазин. 8. Иллюстрации

к рассказам, присланные на конкурс, исполнены

мастерски. 9. Мы очутились на небольшой лесной поляне,

заросшей травой и окруженной высокими соснами.

10. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее

о весне.

Для справок. Замена причастного оборота придаточным

определительным нецелесообразна: а) если

при этом образуется скопление придаточных предложений

с союзным словом который, например: Фильм, недавно

вышедший на экраны, посвящен молодежи, стремящейся

принять активное участие в новом движении

(можно заменить придаточным определительным

один из причастных оборотов, но стилистически неудачной

будет замена обоих оборотов); б) если при замене союзное

слово который может быть отнесено не только к

тому существительному, с которым согласовано причастие,

но и к другому существительному, в результате чего

возникнет неясность или искажение смысла, например:

Встреча с артистом театра, приехавшим на гастроли

в наш город (при замене получится двузначность:

≪Встреча с артистом театра, который приехал на гастроли

в наш город≫ — артист или театр?).

239

368. Замените, где это возможно, придаточные определительные

предложения распространенными определениями,

выраженными причастными оборотами.

1. Книги, которые вы уже прочитали, верните в

библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся

город, который был окутан серым дымом. 3. Известный

путешественник, который прославился своими

открытиями, которыми заинтересовались многие,

прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через

которую мы проходили, показалась нам знакомой.

5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные

в нескольких журналах и которые вышли также

Наши рекомендации