Св. Иоанн Готский и его ученики.
Итак, какими качествами должен был обладать преподобный епископ, чтобы выполнять свою пастырскую роль? Кому могут поверить, за кем пойдут молодые сердца, еще не покрывшиеся коростой лжи, лицемерия и страха?
Уже говорилось, что автор Жития, между прочим, один из учеников св. Иоанна Готского, сообщает нам, - преподобный был наделен «дарами веры и действия». Но, учитывая роль св. Иоанна Готского в восстановлении иконопочитания, в частности то, что общение с преподобным епископом Готским убедило патриарха Константинопольского Павла покинуть патриаршую кафедру, о чем последний сам заявил, можно говорить о даре убеждения, которым обладал св. Иоанн.
О лидерских качествах преподобного лучше всего скажет не только его Житие, но и легенды, дошедшие до наших дней – «Случилось это в то блаженное время, когда жил между нами святой епископ и его босые ступни освящали горные тропинки, соединяющие одно селение с другим, когда священнослужитель собственноручно окроплял хижины местных жителей святой водой и вносил в них священные дары. Тогда же одна из злых женщин, которую епископ не раз обвиняя в безнравственности и злых поступках, решила навсегда избавиться от него» (из легенды «Плачущий камень»).
О наличии юмора у св. Иоанна говорит такое чудо - «Два человека ссорились между собой из-за вина, находившегося в бочке, и не захотели примириться несмотря на посредничество преподобного; когда они ушли, то нашли вино сгустившимся в бочке, так что они вырезывали его как сыр и выбросили вон».
А вот что говорит об отношении с учениками св. Иоанна Готского его Житие, написанное одним из его учеников – «Так Лонгин, ученик его, возвращаясь из святого града Иерусалима, захвачен был Сарацинами и, уже вознесенный на крест, призвал на помощь преподобного; и тогда явился ему воочию святой отец, и тотчас протонатарий эмира, дав пятьсот милиарисий, снял его (со креста) и освободил. И еще раз он был захвачен другими и снова обратился к преподобному, молясь об освобождении: и внезапно спали узы с ног его, и он был спасен. Когда же ученики его (то есть, Иоанна) находились в темнице, в которой они были содержимы Хазарами после бегства его в Романию, и когда они были взяты и представлены хагану, и были приговорены им к казни, то по молитве святого все они освобождены были невредимыми, так как хаган сказал: «Они не имеют вины». В тот самый час, когда они предстали пред хаганом, в Амастриде преподобный, совершив утренний канон и воздев руки, молился вне церкви до третьего часу; при этом видели, что он висел в воздухе на один локоть от земли. И когда приближенные спросили его, ради чего он продолжил молитву, то он отвечал: «В этот час, сын мой, наши братья предстали хагану, а благий и милосердный Бог освободил их от смерти».
Один монах по имени Василий, ученик преподобного, был смущаем искушением оставить его и удалиться, но не решался обнаружить помысл свой и таким образом получить свободу. Святой обличил его следующим образом: Святой находился в торжище Курасаитах и покоился в церкви, внутри которой было весьма много гробниц. По ночам он вставал и молился, при этом разговаривая с ними (то есть, мертвыми), как с живыми: один из учеников преподобного слышал, как мертвые отвечали своим голосом и собеседовали преподобному. И вот опять в другую ночь сказал к лежащим там мертвецам: «Что же, братья мои, вы лежите и не говорите? Вот Василий, ученик мой мертв, а говорит». Василий, который не спал, услышал это и понял, что его намерения были открыты богоносному отцу. Пав к его ногам, он возвестил все, что было у него на сердце, и испросил в этом прощения».
То есть преподобный воспитывал своих подопечных прежде всего личным примером, Но не только, еще и неустанной о них заботой.
Как относились ученики преподобного епископа к своему учителю? Об этом может нам поведать молитва св. Иоанну Готскому, вышедшая из среды его учеников: «…отче святый и боговдохновенный, православные веры светлый вестник и хранитель божественных и святых догматов, вспомни о нас недостойных и грешных. Хотя в деле божественной и пламенной ревности мы много отстали от твоего благочестия, но твоим заступлением подкрепи нас, чтобы мы избавились от губительного сообщества святосжигателей и нечистых еретиков и достигли вместе с тобой вечной жизни» (выделено мной. С.М.).
С.Н. Мацкевич. Краевед.