Место дисциплины в структуре ООП вуза
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Физический факультет
Кафедра прикладной и медицинской физики
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
______________Т.Ю. Стукен
«____»______________2012 г.
Рабочая программа дисциплины
«История науки и техники»
цикл естественнонаучный
(дисциплина по выбору)
предназначена для студентов всех специальностей и направлений,
обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского
г. Омск – 2012 г.
Программа дисциплины «История науки и техники»
Разработана:
доцент кафедры прикладной и медицинской физики,
кандидат физико-математических наук, доцент ____________А.В. Матвеев
Программа рассмотрена на заседании кафедры прикладной и медицинской физики (протокол №_8_ от «_21_» __марта______ 2012 г.)
Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВПО 3 поколения) по специальностям и направлениям, реализуемым в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского:
Декан физического факультета _____________ М.Г. Потуданская
Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины:формирование представления о познавательной деятельности человека и научно-технических концепциях, начиная с древнейших времён до настоящего времени (для студентов всех специальностей и направлений).
Основные задачи дисциплины:
1. Структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества.
2. Показать роль и место науки и техники в процессе познания.
3. Показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей в деле построения гармоничного здорового демократического общества ХХI века.
Место дисциплины в структуре ООП вуза
Дисциплина изучается студентами 1-5 курсов всех специальностей и направлений по выбору. Она логически и методически связана с другими дисциплинами всех циклов ООП: концепции современного естествознания, физика, химия, история, философия, культурология, социология, биотехнология и др.
Учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки поставленном в Московском университете в 1903 г. В.И.Вернадским. Дисциплина строится с учетом особенностей кризиса современной науки связанным, прежде всего, с исчерпанным потенциалом дисциплинарной культуры научного и учебного знания и изменения места и роли науки и техники в социокультурном развитии накануне ХХI века. Ориентация курса более социальная, чем когнитивная история науки и техники. Наука при этом понимается достаточно расширительно, включая помимо естествознания и гуманитарное знание (в достаточно обобщенной форме). Большое внимание уделяется рассмотрению исторически и культурно обусловленной подвижной границы между рациональным и иррациональным знанием. В науке (рациональном знании) преимущественное внимание уделяется процессуальной стороне, в противовес результативной. Эта же особенность характера и для учебного процесса истории науки и техники. Техника не рассматривается как нечто несовместимое с наукой. Скорее техника здесь одна из форм рационального познания и не может быть сведена к некоей вторичности по отношению к науке.
Концептуально-методологическая особенность курса и его программы вытекает из факта, что “История науки и техники” это уникальная комплексная дисциплина, позволяющая естественным образом устранять противоречия в понимании различий между естествознанием и техникой с одной стороны, естественнонаучным и техническим знанием и знанием гуманитарным - с другой. Принадлежа “обеим культурам”, “история науки и техники” является формой единой культуры человечества. В этом своем качестве она одинаково важна как для гуманитарного, так и для естественнонаучного и технического образования. В учебном процессе специфика курса требует представления знания различных видов в самых разнообразных формах. При этом изменяется понятие самой природы знания: оно выступает не только и не столько в форме общественного результата, сколько в форме бесконечного становления и развития единой системы знаний.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
· пути развития как отдельных научно-технических направлений, так и в целом науки и техники;
· области научной и технической мысли; важнейшие события, достижения человечества;
· выдающихся персоналий мировой истории и их вклад в развитие цивилизации;
· методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем.
уметь:
· проводить критическую оценку различных теорий, гипотез и т.д. базируясь на принципах теории строения и развития больших сложных систем;
· воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей науки и техники.
владеть:
· навыками суждения и ведения дискуссий по проблемам науки и техники;
· навыками поиска, сбора, систематизации и использования научно-технической информации в своей профессиональной деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции выпускников университета | Средства и технологии оценивания |
ОК-1 | ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме. | Знает: § Элементы системы базовых общечеловеческих ценностей; § Основные направления осмысления отношений человека и мира § Основные научные категории, используемые для описания и объяснения реальности; § основы логики и теории аргументации; § содержание представлений о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального. Умеет: − Определять жанрово-стилистические особенности текстов, продуцируемых представителями тех или иных сообществ; − проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; − корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; − определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни; − определять конкурентность и взаимодополняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим проблемам; − логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения. Владеет: − приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; − способами выявления наиболее значимых аспектов решаемых проблем; − навыками работы с различными видами текстов; − навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; − опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; Пороговый уровень: Знает и основные дискурсивные практики социально-гуманитарного знания, основы логики и теории аргументации, общие проблемы гуманитарного знания в области общечеловеческих ценностей. Умеетприменять полученные знания при решении актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения. Умеет и владееткультурой мышления, навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, способами выявления наиболее значимых проблем, постановке цели и выбору методов ее достижения. | Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Зачёт |
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции выпускников университета | Средства и технологии оценивания |
ОК-5 | Обладает осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию. | Знает: − содержание понятия «ценность» в сфере гуманитарного знания; − исторический аспект гуманистической традиции; − сущность понятия «экологическая культура»; − перечень качеств личности, необходимых для ценностного отношения к окружающей природе, обществу и культурному наследию; Умеет: − руководствоваться в своей практической деятельности принципами толерантности, ответственности диалога и сотрудничества; − провести самооценку ценностных ориентиров и качеств личности, необходимых для ответственного отношения к окружающей природе ,обществу и культурному наследию; − применять гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации; − принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию; Владеет: − навыками применения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; − приёмами организации по соблюдению правил и норм поведения в природной среде. Пороговый уровень: − осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; − знает, понимает и умеет решать профессиональные задачи в области производственной деятельности с учётом общекультурного компонента; − обладает личностными качествами необходимыми для ответственного отношения к окружающей природе, обществу и культурному наследию. | Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Зачёт |
Код компе-тенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технология оценивания |
ОК-15 | Способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности | Знает · об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания; · сущность методологии науки; · о естественнонаучных методах познания; · о ньютоновской и эволюционной парадигмах; · о концепциях пространства и времени; · о принципах симметрии и законах сохранения; · о концептуальной и континуальной традициях в описании природы; · о динамических и статистических закономерностях в естествознании; · о самоорганизации в живой и неживой природе; · об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; · о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; · о принципах биологической эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; · об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; · о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; · о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; · об актуальных проблемах биоэтики и ее роли в защите прав человека; · о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; · о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры; · основные черты естественнонаучной картины мира как одного из важнейших элементов современной культуры; · роль естествознания в решении социальных проблем современности и сохранения жизни на Земле; · сущность и значение экологических проблем, о взаимосвязи окружающей среды и здоровье человека; Умеет · отличать официальную науку от лженауки; · использовать фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы и тенденций развития общества; · применять основы естественнонаучной методологии в теории и на практике; · сочетать естественнонаучное мировоззрение с гуманитарным; · объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов; · критически оценивать информацию на основе научного подхода; Владеет · представлением о сущности естественнонаучной картины мира; · методологическими принципами, выработанными в рамках естествознания; методами научного мышления; · основами генетического, системного, синергетического и других подходов; · методами оценки достоверности результатов и точности измерений; · способностью к восприятию, обобщению и анализу информации; навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию; · навыками ведения дискуссий по проблемам естествознания, медицины и смежных дисциплин. Пороговый уровень: · Знает понятийно-категориальный аппарат и методологию естествознания; основные этапы развития и особенности современного естествознания; концепции пространства и времени; принципы симметрии и законы сохранения; об иерархии структурных уровней организации материи; о самоорганизации в живой и неживой природе; о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами; о специфике живого, воспроизводства и развития живых систем, о взаимодействии организма и среды, принципах эволюции; о месте человека в эволюции Земли и космоса, ноосфере и парадигме коэволюции. · Умеет отличать науку от лженауки; определять специфику той или иной научной дисциплины, ее влияние на развитие общества и отдельных его компонентов; выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты естествознания. · Владеет навыками ведения дискуссий по проблемам естествознания; методикой и техникой изучения естественнонаучных данных; навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию, научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта экологических проблем и исследований в своей профессиональной деятельности. | Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад Зачёт |
Код компетенции | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета | Средства и технологии оценивания |
ПК – 8 (7) | способность проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов | Знает:
| Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад |
Умеет:
| Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад | ||
Владеет:
| Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад | ||
Пороговый уровень: Владеет умением формировать на основе приобретенной информации существующего положения в социальной, научной и этической сфере с позиции принятых норм Умеет соблюдать экологические принципы охраны природы и рационального природопользования при решении профессиональных задач. | Зачёт |
Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачётные единицы, 64 часа.
Раздел дисциплины, содержание | Объем часов (по видам работы) | |||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторные занятия | Другие виды занятий | Курсовая работа (проект) | Реферат, сообщения и доклады, работа с литературой | ||||
1. Введение | ||||||||||
2. Неолитическая революция | ||||||||||
3. Становление древних цивилизаций | ||||||||||
4. Научные представления древних цивилизаций | ||||||||||
5. Наука и техника в античном мире | ||||||||||
6. Византия и Восток в период Раннего Средневековья | ||||||||||
7. Европа в период Раннего Средневековья | ||||||||||
8. Европейское Возрождение | ||||||||||
9. Рождение современной науки | ||||||||||
10. Техника мануфактурного периода | ||||||||||
11. Промышленная революция | ||||||||||
12. Развитие науки в XIII-XIX веках | ||||||||||
13.Технические достижения конца XiX – начала XX веков | ||||||||||
14. Наука в конце XiX – начале XX веков | ||||||||||
15. Наука и техника между двумя войнами. Роль техники во Второй мировой войне | ||||||||||
16. Научно-техническая революция второй половины XX века | ||||||||||
Написание реферата, подготовка сообщений и докладов, работа с научно-технической литературой | ||||||||||
Всего часов по дисциплине |
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Содержание дисциплины
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
1. Историография истории науки и техники.
История знания в древности и средневековье. История науки в Эпоху Просвещения. Идея прогресса Разума в трудах А. В. Тюрго и Ж. А. Кондорсе. Возникновение позитивизма. Научные идеи как основа общественного прогресса. Неокантианская концепция истории науки. Современный неопозитивизм и структурализм. Концепция ноосферы В. Н. Вернадского.
2. Роль науки и техники в истории человечества.
Определяющая роль техники во взаимоотношениях человека и природы. Связь уровня технического развития с размерами экологической ниши и численностью населения. Роль освоения новых орудий труда в процессе антропогенеза. Техника – основной компонент материальной культуры. Техника и технология как определяющие факторы образа жизни. Специфика научной деятельности. Роль государства в развитии науки.
3. Технологические революции.
Фундаментальные открытия. Диффузионизм и теория культурных кругов Ф. Гребнера. Функциональная школа Б. Малиновского. Неолитическая революция и ее последствия.