Место дисциплины в структуре ООП вуза

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Физический факультет

Кафедра прикладной и медицинской физики

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________Т.Ю. Стукен

«____»______________2012 г.

Рабочая программа дисциплины

«История науки и техники»

цикл естественнонаучный

(дисциплина по выбору)

предназначена для студентов всех специальностей и направлений,

обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского

г. Омск – 2012 г.

Программа дисциплины «История науки и техники»

Разработана:

доцент кафедры прикладной и медицинской физики,

кандидат физико-математических наук, доцент ____________А.В. Матвеев

Программа рассмотрена на заседании кафедры прикладной и медицинской физики (протокол №_8_ от «_21_» __марта______ 2012 г.)

Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВПО 3 поколения) по специальностям и направлениям, реализуемым в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского:

Декан физического факультета _____________ М.Г. Потуданская

Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины:формирование представления о познавательной деятельности человека и научно-технических концепциях, начиная с древнейших времён до настоящего времени (для студентов всех специальностей и направлений).

Основные задачи дисциплины:

1. Структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества.

2. Показать роль и место науки и техники в процессе познания.

3. Показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей в деле построения гармоничного здорового демократического общества ХХI века.

Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина изучается студентами 1-5 курсов всех специальностей и направлений по выбору. Она логически и методически связана с другими дисциплинами всех циклов ООП: концепции современного естествознания, физика, химия, история, философия, культурология, социология, биотехнология и др.

Учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки поставленном в Московском университете в 1903 г. В.И.Вернадским. Дисциплина строится с учетом особенностей кризиса современной науки связанным, прежде всего, с исчерпанным потенциалом дисциплинарной культуры научного и учебного знания и изменения места и роли науки и техники в социокультурном развитии накануне ХХI века. Ориентация курса более социальная, чем когнитивная история науки и техники. Наука при этом понимается достаточно расширительно, включая помимо естествознания и гуманитарное знание (в достаточно обобщенной форме). Большое внимание уделяется рассмотрению исторически и культурно обусловленной подвижной границы между рациональным и иррациональным знанием. В науке (рациональном знании) преимущественное внимание уделяется процессуальной стороне, в противовес результативной. Эта же особенность характера и для учебного процесса истории науки и техники. Техника не рассматривается как нечто несовместимое с наукой. Скорее техника здесь одна из форм рационального познания и не может быть сведена к некоей вторичности по отношению к науке.

Концептуально-методологическая особенность курса и его программы вытекает из факта, что “История науки и техники” это уникальная комплексная дисциплина, позволяющая естественным образом устранять противоречия в понимании различий между естествознанием и техникой с одной стороны, естественнонаучным и техническим знанием и знанием гуманитарным - с другой. Принадлежа “обеим культурам”, “история науки и техники” является формой единой культуры человечества. В этом своем качестве она одинаково важна как для гуманитарного, так и для естественнонаучного и технического образования. В учебном процессе специфика курса требует представления знания различных видов в самых разнообразных формах. При этом изменяется понятие самой природы знания: оно выступает не только и не столько в форме общественного результата, сколько в форме бесконечного становления и развития единой системы знаний.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

· пути развития как отдельных научно-технических направлений, так и в целом науки и техники;

· области научной и технической мысли; важнейшие события, достижения человечества;

· выдающихся персоналий мировой истории и их вклад в развитие цивилизации;

· методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем.

уметь:

· проводить критическую оценку различных теорий, гипотез и т.д. базируясь на принципах теории строения и развития больших сложных систем;

· воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей науки и техники.

владеть:

· навыками суждения и ведения дискуссий по проблемам науки и техники;

· навыками поиска, сбора, систематизации и использования научно-технической информации в своей профессиональной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Код компетенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции выпускников университета Средства и технологии оценивания
ОК-1 ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме. Знает: § Элементы системы базовых общечеловеческих ценностей; § Основные направления осмысления отношений человека и мира § Основные научные категории, используемые для описания и объяснения реальности; § основы логики и теории аргументации; § содержание представлений о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального. Умеет: − Определять жанрово-стилистические особенности текстов, продуцируемых представителями тех или иных сообществ; − проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; − корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; − определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни; − определять конкурентность и взаимодо­полняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим проблемам; − логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения. Владеет: − приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; − способами выявления наиболее значимых аспектов решаемых проблем; − навыками работы с различными видами текстов; − навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; − опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; Пороговый уровень: Знает и основные дискурсивные практики социально-гуманитарного знания, основы логики и теории аргументации, общие проблемы гуманитарного знания в области общечеловеческих ценностей. Умеетприменять полученные знания при решении актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения. Умеет и владееткультурой мышления, навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, способами выявления наиболее значимых проблем, постановке цели и выбору методов ее достижения.   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад     Зачёт
Код компетенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции выпускников университета Средства и технологии оценивания
ОК-5 Обладает осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию.   Знает: − содержание понятия «ценность» в сфере гуманитарного знания; − исторический аспект гуманистической традиции; − сущность понятия «экологическая культура»; − перечень качеств личности, необходимых для ценностного отношения к окружающей природе, обществу и культурному наследию; Умеет: − руководствоваться в своей практической деятельности принципами толерантности, ответственности диалога и сотрудничества; − провести самооценку ценностных ориентиров и качеств личности, необходимых для ответственного отношения к окружающей природе ,обществу и культурному наследию; − применять гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации; − принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию; Владеет: − навыками применения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; − приёмами организации по соблюдению правил и норм поведения в природной среде. Пороговый уровень: − осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; − знает, понимает и умеет решать профессиональные задачи в области производственной деятельности с учётом общекультурного компонента; − обладает личностными качествами необходимыми для ответственного отношения к окружающей природе, обществу и культурному наследию. Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Зачёт  
Код компе-тенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета Средства и технология оценивания
ОК-15   Способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности Знает · об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания; · сущность методологии науки; · о естественнонаучных методах познания; · о ньютоновской и эволюционной парадигмах; · о концепциях пространства и времени; · о принципах симметрии и законах сохранения; · о концептуальной и континуальной традициях в описании природы; · о динамических и статистических закономерностях в естествознании; · о самоорганизации в живой и неживой природе; · об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; · о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; · о принципах биологической эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; · об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; · о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; · о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; · об актуальных проблемах биоэтики и ее роли в защите прав человека; · о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; · о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры; · основные черты естественнонаучной картины мира как одного из важнейших элементов современной культуры; · роль естествознания в решении социальных проблем современности и сохранения жизни на Земле; · сущность и значение экологических проблем, о взаимосвязи окружающей среды и здоровье человека; Умеет · отличать официальную науку от лженауки; · использовать фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы и тенденций развития общества; · применять основы естественнонаучной методологии в теории и на практике; · сочетать естественнонаучное мировоззрение с гуманитарным; · объяснять взаимосвязь природных и социальных процессов; · критически оценивать информацию на основе научного подхода; Владеет · представлением о сущности естественнонаучной картины мира; · методологическими принципами, выработанными в рамках естествознания; методами научного мышления; · основами генетического, системного, синергетического и других подходов; · методами оценки достоверности результатов и точности измерений; · способностью к восприятию, обобщению и анализу информации; навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию; · навыками ведения дискуссий по проблемам естествознания, медицины и смежных дисциплин. Пороговый уровень: · Знает понятийно-категориальный аппарат и методологию естествознания; основные этапы развития и особенности современного естествознания; концепции пространства и времени; принципы симметрии и законы сохранения; об иерархии структурных уровней организации материи; о самоорганизации в живой и неживой природе; о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами; о специфике живого, воспроизводства и развития живых систем, о взаимодействии организма и среды, принципах эволюции; о месте человека в эволюции Земли и космоса, ноосфере и парадигме коэволюции. · Умеет отличать науку от лженауки; определять специфику той или иной научной дисциплины, ее влияние на развитие общества и отдельных его компонентов; выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты естествознания. · Владеет навыками ведения дискуссий по проблемам естествознания; методикой и техникой изучения естественнонаучных данных; навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию, научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта экологических проблем и исследований в своей профессиональной деятельности.     Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад     Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад   Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад     Зачёт
Код компетенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета Средства и технологии оценивания
ПК – 8 (7) способность проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов Знает:
  • основные положения и методы социальных наук
  • основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества
  • способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней.
  • Методы обработки информации
· основы химии, экологии и здоровья человека; · структуру экосистем и биосферы;
  • взаимодействие человека и среды.
  • Нормативно правовую базу
  Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад
Умеет:
  • выделять социально значимые проблемы и процессы
  • описывать социально значимые научные проблемы и процессы, используя соответствующую информацию
  • профессиональную деятельность в аспекте рационального природопользования;
  • соблюдать экологические принципы охраны природы и рационального природопользования при решении профессиональных задач.
  Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад
Владеет:
  • современными информационными технологиями
  • навыками сбора и обработки информации
Реферат, устный или письменный опрос, собеседование, сообщение, доклад
Пороговый уровень: Владеет умением формировать на основе приобретенной информации существующего положения в социальной, научной и этической сфере с позиции принятых норм Умеет соблюдать экологические принципы охраны природы и рационального природопользования при решении профессиональных задач.   Зачёт

Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачётные единицы, 64 часа.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия Семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) Реферат, сообщения и доклады,   работа с литературой
1. Введение                
2. Неолитическая революция                
3. Становление древних цивилизаций                
4. Научные представления древних цивилизаций                
5. Наука и техника в античном мире                
6. Византия и Восток в период Раннего Средневековья                
7. Европа в период Раннего Средневековья                
8. Европейское Возрождение                
9. Рождение современной науки                
10. Техника мануфактурного периода                
11. Промышленная революция                
12. Развитие науки в XIII-XIX веках                
13.Технические достижения конца XiX – начала XX веков                
14. Наука в конце XiX – начале XX веков                
15. Наука и техника между двумя войнами. Роль техники во Второй мировой войне                
16. Научно-техническая революция второй половины XX века                
Написание реферата, подготовка сообщений и докладов, работа с научно-технической литературой            
Всего часов по дисциплине            

Форма промежуточного контроля: зачёт.

Содержание дисциплины

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ

1. Историография истории науки и техники.

История знания в древности и средневековье. История науки в Эпоху Просвещения. Идея прогресса Разума в трудах А. В. Тюрго и Ж. А. Кондорсе. Возникновение позитивизма. Научные идеи как основа общественного прогресса. Неокантианская концепция истории науки. Современный неопозитивизм и структурализм. Концепция ноосферы В. Н. Вернадского.

2. Роль науки и техники в истории человечества.

Определяющая роль техники во взаимоотношениях человека и природы. Связь уровня технического развития с размерами экологической ниши и численностью населения. Роль освоения новых орудий труда в процессе антропогенеза. Техника – основной компонент материальной культуры. Техника и технология как определяющие факторы образа жизни. Специфика научной деятельности. Роль государства в развитии науки.

3. Технологические революции.

Фундаментальные открытия. Диффузионизм и теория культурных кругов Ф. Гребнера. Функциональная школа Б. Малиновского. Неолитическая революция и ее последствия.

Наши рекомендации