Б1 Глава 2. Наука гражданского права (иивилистика) и е е изучение 14 страница
ции», выдвинутых законодателем или самими участниками гражданских правоотношений151; «было бы вообще неправильно делать какие-либо теоретические обобщения... на основании крайне разнообразной и не всегда последовательной терминологии законодательных актов»152. Увы, об
этих заветах титанов отечественной науки гражданского права сегодня мало кто помнит, в то время как именно им и должен следовать всякий
цивилист прямо с университетской скамьи.
Предметом университетского изучения должны стать, в первую очередь, гражданско-правовые категории и методы (приемы) оперирования с ними (Общая часть гражданского права); лишь после можно приступить к изучению отдельных гражданско-правовых институтов (Особенной части), ио безотносительно к содержанию современного ему законодательства, а в том виде, в котором они сконструированы юридической наукой. Вопрос о том, насколько таковые отразились в современном учащемуся гражданском законодательстве, но идее должен носить либо сугубо иллюстративный характер, либо изучаться в рамках дисциплин специализации. Изучение же законодательства не должно сводиться к одному только его прочтению и комментированию (усвоению букваль-
11с стоит, однако, относиться к этим вопросам легкомысленно: «технический» не значит «простой».
Агарков М. М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Право и жизнь. 1922. № 2. С. 38. См. также перепечатку этой статьи в «Вестнике гражданского права» (2008. №4. С. 153).
Венедиктов Л. В. Государственная социалистическая собственность. М. — Л., 1948. С. 334.
126 § 4. Методы университетского изучения гражданского права (п. 50— 56)
ного смысла) — учащийся должен понимать те причины, которые привели к узаконению института в том или другом виде, знать о тех целях, которые преследовались принятием соответствующих норм, и тех, что реально достигаются в ходе их практического использования, а также видеть те тенденции, которые обусловливают ближайшие законодательные изменения, ибо практикующему юристу важно не просто своевременно отслеживать таковые, но максимально возможно предвидеть их.
Обширность современного законодательного материала и частота про
исходящих в нем пертурбации лишают всякого смысла попытки запоминания его содержания; всякая ценность такого знания начисто утрачивается одновременно с изменением нормативного акта, регламентирующего соответствующие общественные отношения. Между прочим, не случайно, что именно информационное обеспечение юридической деятельности — проблематика, имеющая мало общего с самой этой деятельностью, — стала первой и остается единственной областью деятельности юриста, на службу которой поставлены современные компьютерные технологии. Решение же собственно юридических вопросов — вопросов применения той самой информации, которую современный юрист черпает нс столько из официальных «бумажных» публикаций, сколько из электронных баз данных типа «Консультанта» или «Гаранта», — продолжает оставаться и, вероятно, навсегда останется уделом человека как единственно возможного носителя юридического мышления', о решении юридических проблем нечего и говорить. Усвоение навыка юридического мышления (юридического метода153 154) и составляет главную задачу университетского обучения праву.
Студент может считать себя сколько-нибудь знающим гражданское право, если он обладает навыком выработки цивилистического знания — суждений о тех юридических формах, в которые облекаются регулируемые гражданским правом общественные отношения.
51. Формы университетского обучения праву (общий обзор).
Успешное усвоение учащимся материала гражданско-правовой науки обеспечивается несколькими различными формами обучения, центральными (обязательными) из которых являются: 1) лекции по общим курсам гражданско-правовых дисциплин15,1 и дисциплинам специализации155; 2) семинарские и практические занятия; 3) самостоятель-
153 Напоминаем, что его основы описаны в и. 31 настоящего Учебника.
154 'Го есть (если ориентироваться на состав дисциплины научной специализации) — по собственно гражданскому, жилищному и семейному праву; если же смотреть по существу, то придется признать, что вопросы права гражданского обычно составляют еще и существенную часть курсов предпринимательского и коммерческого права. Кроме того, частью курса гражданского права остается, конечно, и курс международного частного права (МЧП).
155 Состав специальных курсов определяется главным образом научными интересами кадрового состава преподавателей кафедры конкретного вуза или факультета, а также особенностями «текущего момента». См. об этом: Тематика спецкурсов высших юридических учебных заведений страны /отв. за вып. К. Д. Крылов. М., 1989. С. 27—30. О спецкурсах по гражданскому праву, читаемых и читавшихся прежде на кафедре гражданского права юридического факультета МГУ — см.: Гражданское право : учебные программы общих и специальных курсов / под ред. и с предисл. Е. А. Суханова. Мм 2007; Программы спецкурсов юридических дисциплин. Ч. II: Гражданско-правовой цикл /сост. А. А. Абрамова, В. II. Аргунов, Г. А. Гаджиев п др.; редкол. под председ. П. Ф. Лунгу. М., 1996.
127 Глава 2. Наука гражданского права (цивилистика) и ее изучение
ная работа с учебником; 4) написание рефератов и конспектирование;
5) написание и защита курсовых и дипломных (выпускных) работ. Разумеется, существуют и другие формы обучения, в том числе такие, как работа в рамках специальных семинаров и проблемных групп; доклады и выступления на семинарских занятиях, заседаниях кружков и секций, на научных конференциях и симпозиумах; публикации в юридической печати; курсовая и преддипломная практика; подготовка самостоятельных и контрольных работ; сдача коллоквиумов, зачетов и экзаменов и т.д. Но все они имеют вспомогательное назначение, а потому в настоящем издании не рассматриваются.
Следует помнить, ч то каждая форма обучения преследует свои собственные цели. Лишь будучи взятыми все в.месте, пять основных форм обучения составляют систему, способную обеспечить всестороннее профессиональное развитие студента. Предпочтение одной или нескольких из них в ущерб другим, не компенсируемое личностными особенностями конкретного учащегося либо преподавателя, если и не возымеет положительно выраженных вредных последствий, то не позволит достичь того эффекта, какого можно было бы ожидать от университетского обучения. Поэтому в полной мере успевающем можно считать только студента, в равной мере высоко стабильно зарекомендовавшего себя во всех формах обучения.
Необходимо также иметь в виду — главным образом, учащимся, но не мешает помнить об этом и преподавателям — что научить кого- либо чему бы то ни было, увы, невозможно! Можно научиться самому. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит учащемуся — именно он учится, а вовсе не преподаватель его учит, как почему-то принято считать. Возможности, а значит, и задачи преподавания не следует переоценивать: все они ограничиваются лишь оказанием помощи учащемуся в организации и осуществлении обучения. Подобно тому, как машина медицинской службы экстренного вызова называется «Скорой помощью», точно такой же (только не слишком скорой) помощью является и преподавательская работа. Подобно тому, как задача медиков — в том, чтобы помочь организму побороть болезнь и выздороветь, — не отменяет того, что борется с болезнью и побеждает ее организм больного, точно так же и задача преподавателя — помочь учащемуся учиться — не должна затмевать того обстоятельства, что учится-то учащийся все-таки сам. Не его учат, а он учится. Причем, делает это не ради преподавателя (родителей, государства, общества, Родины и т.д.), а ради, извините, самого себя любимого. Эти — на наш взгляд, очевидные, по крайней мере, для более-менее повзрослевших людей (а значит, для всех, ибо иные права вовсе не изучают) — истины сегодня почему-то нуждаются в прямой констатации и, будучи высказанными, для многих «учащихся» (в том числе по какой-то нелепой случайности попавших на университетские факультеты) становятся чуть ли не откровением.
52. Лекционная форма обучения. Основной формой обучения гражданскому праву являются лекции. Именно лекция наиболее ярко выражает процесс обучения в его чистом виде — процесс, в котором обучающий (лектор) выступает в активной роли, а обучаемый (студент) — в пас-128 § 4. Методы университетского изучения гражданского права (п. 50— 56)
сивной. Главная задача лекции состоит в том, чтобы обозначить общие представления о предмете (проблематике) изучения, очертить инструментарий такого изучения и продемонстрировать технологию работы с этим инструментарием. Именно на лекциях преподавателю следует:
1) освещать научные проблемы рассматриваемой темы, излагать, разъяснять и оценивать гипотезы, подходы и концепции, предложенные для их решения, а также указывать источники, подлежащие изучению;
2) восполнять вынужденную содержательную неполноту учебника, т.е. излагать вопросы, учебником не затронутые (самое важное и едва ли нс наименее выполняемое сегодня требование к лекциям по праву!);
3) демонстрировать собственное умение заниматься юридической научной деятельностью — навык сведения казуистики к научным задачам и проблемам, а также навык решения последних;
4) отвечать на вопросы и устранять любые обнаружившиеся в процессе обучения затруднения студентов (или, но крайней мере, указывать путь к их самостоятельному преодолению).
С сожалением мы вынуждены констатировать, что сегодняшние лекции в юридических вузах России в основном представляют собой чтение с кафедр либо учебников, либо законов. Между тем жанр учебника (тем более — закона) таков, что не предполагает не только доказывания и аргументации тех либо других положений и выводов, но и в ряде случаев даже их объяснения; далеко не единодушны авторы учебников и в вопросе о том, следует ли вообще и если следует — то насколько детально освещать точки зрения и концепции, альтернативные господствующим. Иными словами, классический учебник располагает к усвоению, но нс к размышлению. Именно этот пробел и призваны восполнять лекции.
Не осмыслив научного объяснения проблем, не раздвинув своего кругозора за рамки канонических взглядов, не получив представления об образцах применения юридического метода, студент не сможет приобрести навыка научного (аналитического абстрактного) юридического мышления. Такой учащийся, возможно, довольно быстро сообщит известное ему решение вопроса, найденное прежде законодателем, судебной практикой либо наукой, но будет ощущать себя беспомощным перед такими казуистическими (конкретными) вопросами, которые не имеют ни специально к ним относящейся нормативном регламентации, ни ответа в предыдущем опыте: каждый такой вопрос он будет воспринимать как нечто в высшей степени своеобразное, относящееся к сфере «Это мы не проходили!» и оттого не имеющее никакого решения156. Излишне говорить о том, что юрист, выросший из такого учащегося, никогда не достигнет
156 Ответы подобных «специалистов» на научные вопросы обыкновенно исчерпываются замечанием о том, что существуют различные точки зрения; на практические — «рекомендациями» обратиться к стороне потенциального конфликта (контрагенту, государственному органу, чиновнику, суду и т.д.), дабы, поинтересовавшись ее мнением по проблеме, поступить в соответствии с этим мнением, чтобы свести риск неудовольствия противной стороны (а значит, и образования конфликта) к минимуму.
129 Глава 2. Наука гражданского права (иивилистика) и ее изучение
* см. п. 42
вершин (экспертной квалификации) даже в рамках первого (заданного) уровня юридической профессии*; для того же чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к следующему, проблемному уровню, у него, скорее всего, просто не окажется ни способностей, ни желания; о следующих — проблемно-постановочном и проблемно-управленческом — уровнях нечего и говорить. Учащийся же, приобретший навык восхождения от конкретного к абстрактному, т.с. обладающий способностью проанализировать казус и, отрешившись от его особенностей, обусловленных обстоятельствами конкретного случая, свести его к глобальной (научной) юридической проблеме, без труда укажет, от чего зависит ее решение и каким по содержанию таковое в принципе может быть.
Современные технические средства позволяют учащимся уже нс просто конспектировать лекцию, но и осуществлять стенографическую запись «живой» речи преподавателя, после чего — воспроизводить ее, а также облекать в письменную форму. Это обстоятельство вызывает различное к себе отношение со стороны разных преподавателей — одни усматривают в этом угрозу собственным авторским правам (а в конечном счете — доходам), другие опасаются того, что сделанные записи могут оказаться в руки тех, кто жаждал бы услышать в них что-нибудь двусмысленное, некорректное, экстремистское и т.д. С нашей точки зрения, ничего страшного в этом нет; нет, стало быть, никаких оснований запрещать производство таких записей. Просто на лекциях нс следует говорить ни того, что сам знаешь плохо, ни того, что другие и без тебя знают хорошо, ни того, что нельзя было бы сказать но радио — на преподавателя, соблюдающего эти заповеди, никакого «компромата» собрано быть просто не может. Относительно авторских прав и заработков должны заметить только то, что зарабатывать на распространении стенограмм собственных лекций среди студентов того университета, который вообще-то преподавателю за эти лекции уже заплатил, нам лично кажется несколько неестественным.
53. Семинарские и практические занятия. Следующей предпосылкой успешного усвоения гражданского права является активное участие студентов в семинарских и практических занятиях. Семинарское занятие посвящается совместному разбору студентами и преподавате
лем теоретических вопросов темы, практическое — решению ситуации (казусов). В обоих случаях 1) происходит проверка того, как студенты усвоили содержание лекций, учебников и иной рекомендованной преподавателем литературы; 2) нужно помнить о конечной цели изучения дисциплины — выработке у студентов навыков продуцирования циви- листического знания. Последнее возможно только при условии опти
мального сочетания типов занятии, причем не только по времени, но и по содержанию.
Семинар должен проверять себя практикой, последняя — быть иллюстрацией верности теории. Иными словами, семинарское занятие не может считаться проведенным успешно, если студенты не смогли указать на практический смысл обсужденных ими концепций, на существенные практические следствия различий в них. Нельзя считать удавшимся и
130 § 4. Методы университетского изучения гражданского права (л. S0— Бб)
практическое занятие, на котором студенты не сумели объяснить, какими теоретическими отправными положениями они руководствовались, толкуя и применяя ту или иную законодательную норму. Взаимосвязь этих двух форм обучения и переплетение преследуемых ими целей является, кстати сказать, настолько тесным, что порою приводит к их смешению под именем семинаров, а также — к разделению уже самих семинаров
на «теоретические» и «практические». Это, конечно, неточно: если семинар — то он вообще-то всегда теоретический.
54. Работа с учебником. Добросовестная самостоятельная работа студента с учебником является только одной из многих предпосылок успешного изучения и усвоения материала науки гражданского нрава — предпосылок необходимых, но далеко не достаточных. Подобно учебникам по всяким иным дисциплинам учебник гражданского права предназначен для того, чтобы дать учащемуся соответствующее действительности представление о текущем состоянии изучаемой им науки (сообщить достоверные факты) — не более, но и не менее. Материал учебника должен быть рассчитан, в первую очередь, на его усвоение средним студентом; стимулом же к его осмыслению должны служить, как уже указывалось, лекции.
Учебник должен быть написан простым и понятным языком, не должен перегружаться ни специально-научными терминами, ни цитатами, ни пересказом точек зрения, ни их критикой — достаточно ссылок на те источники (памятники права, литературу, законодательство и судебную практику), где учащийся мог бы все это посмотреть. Учебник должен вводить студента в курс вопросов, составляющих ту или другую тему, разъяснять основополагающие вопросы дисциплины, служить руководством в части поиска источников для дальнейшей работы и пособием
к повторению пройденного материала при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также к сдаче экзаменов и зачетов. Таким образом, абсолютно необходимо, ч тобы всякая тема учебника изучалась бы, по крайней мере, трижды: первое (предварительное или чисто ознакомительное) изучение предшествовало бы ее лекционному изложению, второе (уже осмысленно-критическое) происходило бы уже после лекции, т.е. осуществлялось бы с учетом аргументации, объяснений и комментариев лектора, во имя подготовки к семинарским и практическим занятиям и, наконец, третье — непосредственно в процессе подготовки к зачетам и экзаменам. Между прочим, не в последнюю очередь именно по этой причине текст настоящего Учебника набирается двумя различными шрифтами: части, напечатанные крупным шрифтом, — для предварительного ознакомления; мелким — для углубленного; все вместе — материал повторительного курса.
Лицам, желающим продолжить изучение гражданского права с це
лью подготовки к получению ученой степени, следует настоятельно рекомендовать заниматься по нескольким учебникам различных авторов (авторских коллективов) и времени написания (двум-трем совремеи-
131 Глава 2. Наука гражданского npasa (иивилистика) и ее изучение
ным, одному-двум советским и двум-трем дореволюционным)157. Этот прием существенно расширяет кругозор учащегося, способствуя притом формированию наиболее полного и объективного представления о содержании и систематике изучаемой науки, а также — выработке навыка выявления и сравнительного осмысления различных точек зрения и позиций158. Учитывая то обстоятельство, что приступая к изучению гражданского права по определенному (например, настоящему) учебнику, студенты, как правило, еще незнакомы с содержанием других учебных руководств, что затрудняет их в сознательном выборе альтернативного издания или изданий, мы, излагая тот или другой вопрос курса, будем указывать, в каком (каких) из конкурирующих пособий он рассматривается наиболее полно и компетентно.
55. Написание рефератов и конспектирование. Реферат в его чистом смысле — это обзор литературы, нормативной базы или источников судебной практики по определенной тематике. Написание рефератов преследует целью развитие у студентов умения читать научные юридические сочинения (нормативные и судебные акты), анализировать таковые, устанавливать содержательные сходства и различия во взглядах их авторов по одним и тем же вопросам и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Рефераты должны тщательно проверяться преподавателями (научными руководителями) на предмет соответствия их содержания действительности; обнаруженные в ходе проверок недостатки и сделанные по ним замечания должны быть предметом обсуждения руководителя со студентом — автором реферата. По большому счету подготовка реферата представляет собой выполнение студентом первого этапа написания курсовой (дипломной)
157 К комплекту, который мы описали и предисловии к первому изданию настоящего тома — (1) четырехтомнику под ред. Е. А. Суханова (М., 2001—2006); (2) двухтомнику под ред. М. М. Агаркова и Д. М. Генкина (1911 г.) и (3) учебнику Д. И. Мейера «...в одном из его наиболее поздних изданий, например 10-м (11г., 1915)», — мы могли бы предложить прибавить на выбор учащихся (1) из современных учебников — трехтомные издания под ред. Л. П. Сергеева (единолично и совместно с Ю. К. Толстым), либо под ред. В. П. Мозолина и Л. И. Масляева, либо — под ред. В. П. Камышанского, М. II. Коршунова и В. И. Иванова; (2) из советских — авторские курсы гражданского права II. И. Стучки, О. С. Иоффе или В. А. Тархова, либо учебники под ред. Я. Ф. Миколеико (1938), В. II. Грибанова и С. М. Корнеева (1980): (3) из дореволюционных — учебники К. И. Анненкова, С. А. Белянкина, Е. В. Васьковского, II. Л. Дювернуа, К. Д. Кавелина, С. В. Нахмана, К. II. Победоносцева, В. И. Синайского или Г. Ф. Шершеневича (см. обо всех них далее).
158 Хорошо известно, что на первых порах студенты придают совершенно излишнее, норою гипертрофированное значение различиям, носящим в действительности чисто терминологический характер, в то время как различий смысловых могут и не заметить. К сожалению. в последнее время все больше студентов умудряется сохранять эту способность на протяжении всех лет университетского обучения, а потом еще и переносить с собою во взрослую жизнь и профессиональную практику. О таких «специалистах» можно услышать примерно следующее мнение: «Да что там эти юристы-то? Ну пару слов заменят, может, где-нибудьзапятую-другую поставят!». Спору нет, иногда и пара слов и даже одна запятая могут оказаться судьбоносными, но сводить всю работу юриста к словам и запятым — это уж как-то слишком филологически!§ 4. Методы университетского изучения гражданского права (п. 50— 56)
работы — подбор и обработку (обзор) источников (материалов) — и служит предпосылкой к углубленному изучению той или иной тематики.
Более глубоким вариантом реферативной работы является конспект того или другого научного сочинения или нескольких сочинений одной и той же тематики. Составление таких конспектов может поручаться учащимся с целью привития им навыка извлекать главные мысли из изученной ими работы и письменно излагать их в лаконичной и доступной форме.
Еще более серьезную пользу могут принести сравнительные или сопоставительные конспекты — таблицы, отражающие различные точки зрения по одним и тем же вопросам, представленные в виде таблицы цитат из произведений соответствующих авторов. Крайний левый столбец таблицы — вопросы, другие столбцы — мнения Иванова, Петрова, Сидорова и т.д., разумеется, с указание источников и времени их публикации139. Эффект от такого конспекта превосходит все ожидания: студент нс только получает представление на тему «кто что говорил и кто о чем писал», но и навык содержательного (а нс формально-филологического) юридического анализа, а заодно еще и сведения о том, в чем точки зрения различных ученых были идентичны, в чем (и почему) различались — т.е. знание весьма интересное, но отчего-то ни в учебниках, ни в пособиях в готовом виде обычно не содержащееся. То ли их авторы сами такими знаниями не располагают, то ли делиться ими не хотят.
56. Защита курсовых и дипломных (выпускных) работ. Курсовые и дипломные работы, а также научно-проблемные рефераты — это самостоятельные сочинения по определенным юридическим проблемам (темам), дающие: 1) представление о существующем состоянии разработки темы; 2) аргументированную авторскую оценку этого состояния;
3) аргументированные собственные суждения автора по проблеме, отличающиеся новизной и оригинальностью. Так, например, автор может
выдвинуть новую аргументацию уже высказанной точки зрения, новую аргументацию, которая опровергает господствующую позицию, либо, наконец, сформулировать свою собственную новую научно обоснованную концепцию. Дипломная работа отличается от курсовой прежде всего более глубокой индивидуальной разработкой темы («почерком» или стилем автора), а также всесторонним и исчерпывающим охватом всех вопросов разбираемой темы. Дипломная (выпускная) работа — это
полноценный научный или научно-практический труд, позволяющий сделать вывод о возможности присвоения его автору искомой квалификации — бакалавр, специалист или магистр — по специальности «Юриспруденция».
Выбор темы курсовой или тем более дипломной работы, должен быть осознанным выбором учащегося, но нс его эмоциональных впечатлений 159
159 Выполнение таких конспектов занимает довольно много времени, а прежде требовало еще и либо изведения значительного количества бумаги, либо привлечения для работы ножниц и клея. К счастью, сегодня в связи с массовой компьютеризацией населения России эти издержки можно считать делом прошлого.Глава 2. Наука гражданского права (иивилистика) и ее изучение
и, уж конечно, не результатом произвольного усмотрения (административного указания) преподавателя. Учащийся должен отдавать себе отчет, в какой именно научной проблеме он мог бы сделать нечто повое, чего-то достигнуть, как-то проявить себя. Ну а чтобы иметь возможность отдать себе такой отчет, чтобы судить обо всем этом, учащийся должен сперва ознакомится хотя бы с тем минимумом источников по проблеме, что указан в учебнике и пособиях (программе, практикуме) по дисциплине, а также с теми, что рекомендованы руководителем. Специализированная литература по проблеме должна подбираться самим студентом по результатам такого (первичного) ознакомления с источниками. Ознакомление с источниками можно считать достаточным тогда, когда объем встречающихся учащемуся повторений начинает превалировать над новыми, прежде незнакомыми, не встречавшимися ему сведениями. Идеальным случаем является изучение всех источников но определенной проблеме — только так студент составит полное представление о состоянии научной разработки темы, ценности самих источников, круге подлежащих исследованию вопросов и собственных возможностях.
Сказанное позволяет понять, что литературная подготовка к написанию курсовых и дипломных работ должна предшествовать выбору темы, который должен быть непосредственным следствием этой подготовки. Может случиться и так, что проведенная подготовка даст отрицательный результат: студент поймет, что избранная тема не позволяет ему проявить свои творческие возможности. Этого не следует бояться. Выполненная работа не будет напрасной, а время зря потраченным — углубленное изучение предмета еще никому не помешало. Отрицательный результат — это тоже результат. Его необходимо обсудить с научным руководителем — не исключено, что в силу описанной выше врожденной способности человека гипертрофировать различия формальные, не видя содержательных, проблематика осталась попросту незамеченной студентом. Вместе с тем в подобном случае необходимо немедленно приступить к литературной разработке другой проблемы, возможно (дабы не множить количество собственных промахов и потраченного времени) — указанной преподавателем как специалистом, точно знающим о существующих в ней «белых пятнах».
Требование изучения всех источников не означает, что все изученное надлежит отразить и в курсовой (дипломной) работе. Мы не выдвигаем абсолютных требований к объему работы (10, 20, 50 или 100 страниц), но считаем совершенно необходимым соблюдение следующей пропорции: в курсовой (дипломной) работе должно быть изложено примерно 10% объема знаний, полученных автором в ходе литературной разработки темы. Не менее и не более. Если к раскрытой теме автору нечего добавить, если автор написал все, что знал, это не свидетельствует ни о чем ином, как о явной недостаточности его знаний; если же работа не составляет и десятой доли авторских знаний, это свидетельствует о ее чрезмерной широте (неправильном выборе), заставившей автора «разбрасываться» своими усилиями и вниманием. В таких условиях велика вероятность написания поверхностной — т.е. заведомо ненаучной — работы.
Работа студента-юриста должна быть юридической и научной. Исторические, статистические, экономико-финансовые, технические и прочие аспекты избранной темы также могут освещаться, но лишь в той мере, в которой излагаемые сведения предопределяют собственно юридиче-
134 § 5. Литература по русскому гражданскому и торговому праву (п. 57— 64)
ские выводы. Юрист должен оставаться юристом, не становясь при том ни историком, ни экономистом, ни политиком, ни производственником, ни финансистом; так называемые комплексные исследования на поверку оказываются простым механическим соединением нескольких разноплановых и, как правило, непрофессионально написанных очерков. В то же время работа должна быть именно научным исследованием, но не комментарием законодательства, не практическим пособием и не журналистскими эссе по конъюнктурным вопросам. Это — произведения других жанров со своими собственными целями и задачами; их написание — дело не менее почетное, интересное и значимое, чем написание научных сочинений; оно просто другое.
Как учащемуся определить и выработать стиль написания научной работы? На наш взгляд, для этого существует единственный метод: ознакомление с научной литературой. Оно должно позволить учащемуся понять, во-первых, как следует определять круг научных правовых проблем вообще и те из них, которые относятся к избранной им теме, а во-вторых, на конкретных примерах усвоить существо тех требований, которые предъявляются к содержанию, стилю изложения и оформлению научного юридического сочинения. Лучше всего брать за образцы диссертации и иные научные сочинения наших российских классиков — большинство из них перечисляются нами в разделах «Основная литература» к главам, а фамилии авторов таких сочинений выделяются нами полужирным шрифтом в Именных указателях.