Методические указания для студентов. Планы практических занятий

Планы практических занятий

I. Эволюция русской оды

Художественные тексты:

М.В. Ломоносов Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года; Ода на прибытие ее величества великия государыни императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742 года по коронации; Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.

Г.Р. Державин Фелица; Благодарность Фелице; Видение Мурзы.

Вопросы:

1. Жанровая характеристика оды, ее разновидности.

2. Темы торжественных од М.В. Ломоносова.

3. Композиционные принципы ломоносовских од. Анализ композиции "хотинской" оды.

4. Система образов. Образ автора.

5. Язык и стиль оды (тропы, лексика). Размер. Понятие "одическая строфа".

6. "Фелица" Г.Р. Державина: традиционное и новаторское ( тема, композиция, система образов, образ автора, язык и стиль, размер, игровое начало и ирония)

7. Проблема жанра "Фелицы" и путь эволюции жанра оды.

Литература:

1. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

2. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М -Л., 1966.

3. Серман И.З. Державин. Л., 1967.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

II. Утверждение жанра русской "высокой" комедии (Д.И. Фонвизин "Недоросль")

Вопросы:

1. Комедия в жанровой иерархии классицизма. Путь эволюции жанра в русской литературе XVIII века (Сумароков, Лукин, Фонвизин). Понятие "высокой" комедии.

2. Анализ драматического действия: расстановка действующих лиц, интрига, характер конфликта, завязка развязка действия, два уровня комедии (бытовой и общественный), "каламбурное слово" в комедии.

3. Тематика комедии, понятие "воспитания", анализ реализации темы воспитания в структуре драматического действия.

4. Характеристика персонажей. Поэтика "говорящих" фамилий. Речевая индивидуализация.

5. Приемы комического.

6. Элементы классицизма и реализма.

Литература:

1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

2. История русской драматургии: XVIII - первая половина XIX века. Л., 1982.

3. Русские драматурги XVIII - XIX веков. Т.1. М., Л., 1959.

4. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин: книга о Д. И. Фонвизине. М., 1985.

5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

III. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву": проблематика и поэтика.

Вопросы:

1. Жанровое своеобразие "Путешествия..."

2. Темы и проблемы произведения. Идеи просвещения.

3. Композиционное своеобразие. Принцип "просветительского прозрения".

4. Система образов. Образ путешественника.

5. Язык и стиль произведения.

Литература:

1. Скафтымов А. О стиле "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева // Скафтымов А. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.

2. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.

3. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // А.Н. Радищев Сочинения М., 1988.

4. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1983.

IV. Поэтика русской сентиментальной повести (Н.М.Карамзин "Бедная Лиза").

Вопросы:

1. Повесть как эпический жанр (характеристика).

2. Композиция повести Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".

3. Система образов. Понятие "чувствительного героя".

4. Автор-повествователь и особенности повествовательной манеры.

5. Ключевые мотивы и образно-тематические оппозиции повести.

6. Язык и стиль повести.

Литература:

1. Коровин В.И. "Наслаждающее размышление самого себя" // Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990.

2. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм (Н.М. Карамзин и его окружение) // Русский романтизм Л., 1978.

3. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148-158.

4. Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-205.

5.

Наши рекомендации