Методические указания для студентов. Планы практических занятий
Планы практических занятий
I. Эволюция русской оды
Художественные тексты:
М.В. Ломоносов Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года; Ода на прибытие ее величества великия государыни императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742 года по коронации; Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.
Г.Р. Державин Фелица; Благодарность Фелице; Видение Мурзы.
Вопросы:
1. Жанровая характеристика оды, ее разновидности.
2. Темы торжественных од М.В. Ломоносова.
3. Композиционные принципы ломоносовских од. Анализ композиции "хотинской" оды.
4. Система образов. Образ автора.
5. Язык и стиль оды (тропы, лексика). Размер. Понятие "одическая строфа".
6. "Фелица" Г.Р. Державина: традиционное и новаторское ( тема, композиция, система образов, образ автора, язык и стиль, размер, игровое начало и ирония)
7. Проблема жанра "Фелицы" и путь эволюции жанра оды.
Литература:
1. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
2. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М -Л., 1966.
3. Серман И.З. Державин. Л., 1967.
4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.
II. Утверждение жанра русской "высокой" комедии (Д.И. Фонвизин "Недоросль")
Вопросы:
1. Комедия в жанровой иерархии классицизма. Путь эволюции жанра в русской литературе XVIII века (Сумароков, Лукин, Фонвизин). Понятие "высокой" комедии.
2. Анализ драматического действия: расстановка действующих лиц, интрига, характер конфликта, завязка развязка действия, два уровня комедии (бытовой и общественный), "каламбурное слово" в комедии.
3. Тематика комедии, понятие "воспитания", анализ реализации темы воспитания в структуре драматического действия.
4. Характеристика персонажей. Поэтика "говорящих" фамилий. Речевая индивидуализация.
5. Приемы комического.
6. Элементы классицизма и реализма.
Литература:
1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
2. История русской драматургии: XVIII - первая половина XIX века. Л., 1982.
3. Русские драматурги XVIII - XIX веков. Т.1. М., Л., 1959.
4. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин: книга о Д. И. Фонвизине. М., 1985.
5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.
III. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву": проблематика и поэтика.
Вопросы:
1. Жанровое своеобразие "Путешествия..."
2. Темы и проблемы произведения. Идеи просвещения.
3. Композиционное своеобразие. Принцип "просветительского прозрения".
4. Система образов. Образ путешественника.
5. Язык и стиль произведения.
Литература:
1. Скафтымов А. О стиле "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева // Скафтымов А. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.
2. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.
3. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // А.Н. Радищев Сочинения М., 1988.
4. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л., 1983.
IV. Поэтика русской сентиментальной повести (Н.М.Карамзин "Бедная Лиза").
Вопросы:
1. Повесть как эпический жанр (характеристика).
2. Композиция повести Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
3. Система образов. Понятие "чувствительного героя".
4. Автор-повествователь и особенности повествовательной манеры.
5. Ключевые мотивы и образно-тематические оппозиции повести.
6. Язык и стиль повести.
Литература:
1. Коровин В.И. "Наслаждающее размышление самого себя" // Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990.
2. Кочеткова Н.Д. Русский сентиментализм (Н.М. Карамзин и его окружение) // Русский романтизм Л., 1978.
3. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148-158.
4. Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-205.
5.