Уже несколько лет ваши концертные выступления украшены изображением некоего индийского божества. Хотелось бы узнать, что оно означает?
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ
27 ноября великому и ужасному Борису Гребенщикову исполнилось 60 лет. Несмотря на то, что созданный им в 1972 году «Аквариум» разменял уже пятый десяток, он совсем не воспринимается как ретро-бэнд. Группа по-прежнему радует своих слушателей новыми альбомами, ничуть не уступающими шедеврам прежних лет. Только в 2013 году БГ и компания выпустили более 20 музыкальных релизов, включая новый альбом «Аквариум+», бесчисленные синглы (от «Хавай меня, хавай» до «Губернатора»), отремастированные концертные записи середины 80-90-х годов, а также роскошно изданная антология «А» на 30 дисках. Из всего этого разнообразия особого внимания заслуживает оратория «Семь песен о Боге» и пластинка с выступлением Гребенщикова в сопровождении оркестра «Капелла Санкт-Петербурга».
У каждого «аквариумиста» своя неповторимая история знакомства с творчеством БГ. Я отлично помню, как в 10 лет из любопытства взял у друга диск «Навигатор» и после нескольких минут прослушивания испытал настоящий «культурный шок». Целый мир на плёнке. Сочетание тонкой иронии с искренним глубоким переживанием за происходящее в стране, изысканной поэзии с непривычно эпатажной формой подачи. И хотя с тех пор прошло более 15 лет, «Аквариум» по-прежнему остается моей самой любимой группой. И я испытываю тот же трепет и радостное предвкушение, когда ставлю на проигрывателе их новую пластинку.
В канун юбилея БГ нашему корреспонденту удалось задать бессменному лидеру «Аквариума» несколько вопросов.
В декабре в музыкальных магазинах появилась 30-дисковая антология, новый альбом и сингл группы «Аквариум». Хотелось бы услышать от Вас подробности об истории создания и содержании этих долгожданных релизов.
«Аквариум Плюс» практически полностью состоит из песен, которые мы по тем или иным причинам до сих пор не были записаны в студии. Идея его создания неразрывно связана с новой «Антологией». Пару лет назад мы решили выпустить подарочный бокс, включив в него все наши студийные пластинки (29 дисков). Неожиданно я почувствовал непреодолимое желание записать для «Антологии и 30 альбом с песнями, которые в свое время так и не были доведены ума в студии. Вместе с всемирно известным мастером звука Митчеллом Фрумом нам удалось воплотить эту идею в реальность. Мне кажется у нас все получилось небезынтересно.
Что касается сингла «Праздник урожая во дворце труда», то я в принципе подробно рассказывал о нем в своей передаче «Аэростат», и повторяться не вижу смысла.
Некоторые ученые считают, что в основе любого творчества лежит страх смерти. Разделяете ли вы эту точку зрения?
Нет, не разделяю. Только любовь может быть достойной мотивацией для творчества. Все остальное от лукавого. Смерти бояться вообще довольно бессмысленно. Я рекомендую относиться к ней, как самураи, которые с детства считают, что они мертвы. А когда ты мёртв, то тебе уже ничего не страшно и ты можешь спокойно радоваться жизни. Принимать ее как бесценный подарок Бога.
Чувствуете ли вы ответственность за поклонников, для которых ваши песни служат «путеводными маяками» в жизни?
-Когда я пишу песни, то отвечаю лишь перед Богом, и ни перед кем больше. Только перед ним я несу ответственность за все сказанное и сделанное. А то, как люди воспринимают мои песни, меня уже не касается. Смею надеяться, что некоторым из них она приносит радость.
Уже несколько лет ваши концертные выступления украшены изображением некоего индийского божества. Хотелось бы узнать, что оно означает?
-Это индийская богиня вдохновения, творчества, культуры и музыки - Сарасвати. Она помогает нам создать правильную энергетику в зале. Особенно это необходимо в помещениях, где раньше проходили советские партсобрания. Иногда мы также используем благовония, чтобы настроить слушателей на нужный лад. Вообще говоря, индуизмом я увлекаюсь с ранней юности, еще с тех пор, как мои любимые Битлы поехали в Индию постигать духовные практики.