Д) Пересказ с опорой на картинки
Структура методики
А) Воспроизведение ряда слогов
Б) Воспроизведение слов по картинкам
В) Воспроизведение стихотворения
Г) Воспроизведение слов по раскраске
Д) Пересказ с опорой на картинки
Содержание методики
А) Воспроизведение ряда слогов
Материал исследования
Карточки со слогами
Карточка 1 САР ЮРА РАН ИРЭ АРЭК ЭРМИ ОРАЛ БРА ЕРАК ЫРЭ | Карточка 2 ПУР РОК ЭРОН УРЕП ЁРУЛ ЫРО ЮРУ ИРО УРФА ВРО | Карточка 3 ВЯР РЕМ РЕС ОРЫТ ЯРЁМ ЫРЯ ЮРЕ ИРЕ ЁРКИ ГРЕ |
Карточка 4 ДЫР РЫЛ ЯРЫК ЮРЮШ ЕРЫН ЫРЫ ЮРЫ ИРЫ ЫРЛО ДРЫ | Карточка 5 ТЮР РЮБ АРЮК ОРИЗ ЁРЮП ЫРЮ ЮРЮ ИРЮ ЮРЗУ ЖРЮ | Карточка 6 КИР РИГ ЭРИС ЮРОН ЯРИС ЫРИ ЮРИ ИРИ ИРЩ ШРИ |
Инструкция.
Прочитай слоги, написанные на карточках.
Оцениваются:
- фрикативный (велярный)
- увулярный
- флэп или тэп (одноударный)
- латеральный (боковой)
- кучерский (губно-губной)
- щечный
- замена
- пропуск
Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Девиация отсутствует – 0 баллов
Девиация присутствует – 1 балл
Б) Воспроизведение слов по картинкам
Материал исследования.
Картинки с изображением предметов в названии которых содержится Р (Р’). 5 картинок изображений предметов в названии которых Р в начале слова (ракета, радуга, рука, рыба, роза), 5 – в середине (карандаш, корова, ворона, игрушки, зебра), 5 – в конце (помидор, тигр, трактор, светофор, сыр). Аналогичные карточки со звуком Р’: 5 – в начале слова (река, редиска, репка, резинка, рябина), 5 - в середине (курица, дерево, огурец, гриб, матрешка), 5 – в конце (дверь, фонарь, снегирь, якорь, токарь).
Инструкция.
Посмотри на картинки, назови предметы, которые на них изображены (в случае если испытуемый затрудняется назвать предмет, или называет не правильно, следует использовать подсказки в виде вопросов).
Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Девиация отсутствует – 0 баллов
Девиация присутствует – 1 балл
В) Воспроизведение стихотворения
Материал исследования.
Текст стихотворения:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
Инструкция.
Предварительно с испытуемым разучивается стихотворение.
Расскажи стихотворение.
Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Девиация отсутствует – 0 баллов
Девиация присутствует – 1 балл
Г) Воспроизведение слов по сюжетной раскраске
Материал исследования
Раскраска с изображением предметов со звуками Р и Р’
Раскраска
Инструкция
Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звуки Р и Р’.
Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Девиация отсутствует – 0 баллов
Девиация присутствует – 1 балл
Д) Пересказ с опорой на картинки
Материал исследования
Текс рассказа «Рваная бумага» и картинки иллюстрирующие содержание рассказа.
Рваная рубаха
Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.
Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»
Инструкция
Глядя на картинки, перескажи историю о мальчике Сереже. Пронумеруй картинки по порядку. Придумай название рассказу. Подробно объясни, что Сережа сделал неправильно и как бы ты поступил в таком случае.
Картинки для рассказа
Критерии для обработки результатов у всех методик одинаковы.
Оценку степени наличия данных признаков осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Девиация отсутствует – 0 баллов
Девиация присутствует – 1 балл
Измерение качества звукопроизношения методом оценки по признакам:
Измерение проходит путем анализа экспериментатором речевой продукции испытуемых. Число прослушивания каждой фразы не ограничено. Исследователь проводит акустический и визуальный анализ речевой деятельности и определяет наличие девиантных признаков звукопроизношения фонем /r/ и /r’/. К девиантным признаком относятся:
- фрикативный (велярный)
- увулярный
- флэп или тэп (одноударный)
- латеральный (боковой)
- кучерский (губно-губной)
- щечный
- замена
- аппроксимант (пропуск)
Наличие и характер девиаций учитываются в процессе качественного анализа результатов исследования.
Результаты исследования заносятся в таблицу:
Таблица
Результаты исследования звукопризношения /р/ и /р’/
Воспроизведения ряда слогов | Воспроизведение слов по картинкам | Воспроизведение стихотворения | Воспроизведение слов с опорой на сюжетную раскраску | Пересказ с опорой на картинки | Общий балл | ||
ЭГ | Фрикативный | ||||||
Увулярный | |||||||
Флэп или тэп | |||||||
Латеральный | |||||||
Губно-губной | |||||||
Щечный | |||||||
Замена | |||||||
Аппроксимант | |||||||
Апикальный вибрант | |||||||
КГ | Фрикативный | ||||||
Увулярный | |||||||
Флэп или тэп | |||||||
Латеральный | |||||||
Губно-губной | |||||||
Щечный | |||||||
Замена | |||||||
Аппроксимант | |||||||
Апикальный вибрант |