Требования к уровню подготовки учащихся. по учебному предмету «Литература»

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

основного (общего) образования (базовый уровень)

Для 8 класса

Пояснительная записка

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2012-2013 учебного года.

Формы и методы, технологии обучения:

- основная форма обучения – урок, различные его типы;

- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;

- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.

Формы оценки образовательных достижений учащихся:

- сочинение на литературную тему

- выразительное чтение наизусть

- монологический устный ответ

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)

- анализ эпизода

- сенквейн

- реферат

- сообщение

- зачет

Выбор УМК для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):

- биографические сведения о мастерах слова;

- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных в программу произведений;

- содержание изученных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):

- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- использовать различные виды чтения (беглое, просмотровое, поисковое);

- составлять монологическое высказывание на литературную тему;

- составлять реферат, сообщение по творчеству писателя;

- анализировать художественный текст; эпизод текста

- выделять смысловые части текста, составлять план;

- составлять сравнительную характеристику литературных героев;

- пользоваться различными источниками информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста на необходимую тему;

- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).

Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

№ урока Тема урока Виды деятельности обучающихся Планируемые образовательные результаты изучения темы Ведущие формы, методы и средства обучения
1. Введение. Литература и история. Беседа. Тестирование. Выявят связь истории и литературы. Коллективная, работа с учебником.
2. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Рассказ учителя. Беседа. Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений. Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.
Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий Беседа Выявят особенности содержания и художественной формы преданий Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.
4. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития Рассказ учителя. Беседа. практикум. Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития Анализ текста
5. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести Урок внеклассного чтения    
6. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина Рассказ учителя. Беседа. Познакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, составят речевые характеристики персонажей. Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
7. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Практикум Обучатся анализу эпизода драматического произведения Анализ текста, чтение по ролям
8. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» Урок развития речи Обучатся написанию сочинения на литературную тему. Письменный ответ
9. И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Рассказ учителя. Беседа. Получат представление о жанровом своеобразии, композиции басен. Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям.
10. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Урок внеклассного чтения   Индивидуальные сообщения по теме урока
11. К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей. Рассказ учителя, практикум. Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы Сопоставительный анализ, выразительное чтение
12. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Рассказ учителя, беседа. Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе. Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.
13. А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах). Семинар   Большой круглый стол
14. А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Рассказ учителя. Беседа. Составят представление о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя Сравнительная характеристика
15. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Рассказ учителя. Беседа. Познакомятся с историей создания произведения и сравнят героев повести с их историческими прототипами. Индивидуальные сообщения , составление Диаграммы Вена.
16. Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. Беседа. Обучение устному рассказу Обучатся устному рассказу. Составят сравнительную характеристику героев Устный рассказ, сравнительная характеристика: Диаграмма Вена.
17. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Беседа Составят характеристику героини. Дневник двойной записи.
18. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Беседа, практикум. Сравнят описание пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания. Диаграмма Вена
19. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Урок внеклассного чтения    
20. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. Беседа, рассказ учителя Изучат систему образов персонажей, особенности композиции повести, образ Петербурга . Выразительное чтение, монологическое высказывание.
         
21. Контрольная работа по творчеству Пушкина Урок контроля    
22. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах) Рассказ учителя, семинар Познакомятся с основными сведениями из биографии писателя. Обобщат знания о месте исторической темы в творчестве Лермонтова Инсерт-таблица, монологическое высказывание
23. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Беседа Усовершенствуют умение характеризовать романтического героя. Выразительное чтение, анализ текста
24. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме. Практикум Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы. Анализ эпизода, выразительное чтение текста
25. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Урок развития речи    
26. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Рассказ учителя, семинар Познакомятся с биографией писателя, составят представление об исторической теме в творчестве писателя. Работа с книгой
27. Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. Рассказ учителя. Разовьют понятие «социальная комедия», познакомятся с историей создания комедии. Анализ текста, работа с книгой
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Беседа, практикум. Разовьют представление о сатире и юморе, составят представления о приемах сатирического изображения чиновников. Выразительное чтение по ролям, анализ текста
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление Практикум Познакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина». Выразительное чтение по ролям, анализ текста
Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению Урок развития речи Выявят особенности композиции комедии. Сочинение.
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного) Рассказ учителя, беседа Обобщат и разовьют понятие образ «маленького человека» Анализ текста, выборочное чтение
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести. Практикум Сделают вывод о месте фантастического в повести, составят представление об образе Петербурга Выборочное чтение
М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Рассказ учителя, беседа. Познакомятся с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению Урок развития речи Усовершенствуют умение анализировать эпизод. Анализ эпизода, сочинение.
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина Урок контроля    
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Рассказ учителя, беседа. Разовьют понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа. Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Рассказ учителя, беседа. Познакомятся с биографией писателя, проанализируют проблематику рассказа и образ автора. Анализ текста, чтение выборочное.
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. Практикум Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа. Выборочное чтение
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» Урок внеклассного чтения    
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова Урок внеклассного чтения    
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Рассказ учителя. Беседа. Расширят знание биографии писателя. Сделают вывод о психологизме рассказа. Чтение с пометами, с остановками.
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. Рассказ учителя, беседа. Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выявлять проблематику рассказа. Выразительное чтение, анализ
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Рассказ учителя, беседа Усовершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, разовьют понятие о фабуле и сюжете. Выборочное чтение.
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна Урок развития речи    
А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории. Рассказ учителя, беседа Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выразительного чтения Выразительное чтение
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Рассказ учителя, беседа Расширят знание биографии писателя. Разовьют понятие о драматической поэме. Выразительное чтение, анализ текста.
Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению Урок развития речи Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений Индивидуальные сообщения, групповая работа
Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению Урок развития речи Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений Индивидуальные сообщения, групповая работа
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству. Рассказ учителя, беседа Познакомятся с биографией писателя. Работа с книгой
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки). Урок внеклассного чтения    
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» Рассказ учителя. Беседа. Познакомятся с биографией писателя, усовершенствуют навык выборочного чтения по проблемному вопросу. Выборочное чтение
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина Урок контроля    
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме Рассказ учителя, беседа Познакомятся с биографией поэта. Усовершенствуют навык анализа поэтического текста Работа с учебником, индивидуальные сообщения
Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Беседа Обучатся устному рассказу Устный рассказ, выразительное чтение
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» Практикум Усовершенствуют навык анализа композиции поэмы. Выразительное выборочное чтение
А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» Урок внеклассного чтения    
Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне Урок внеклассного чтения    
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» Рассказ учителя, беседа Усовершенствуют навык анализа проблематики рассказа Выразительное выборочное чтение, анализ
Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» Урок внеклассного чтения    
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Урок внеклассного чтения    
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Урок внеклассного чтения    
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви Рассказ учителя, беседа Разовьют представление о конфликте как основе сюжета драматического произведения Выразительное чтение по ролям
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Практикум Сформируют знания о сонете как лирической форме. Анализ текста
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Рассказ учителя, беседа Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии. Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Рассказ учителя, беседа Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии. Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство Урок внеклассного чтения    
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман Урок внеклассного чтения    
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе Урок-зачет Обобщат и систематизирую знания Индивидуальная работа

Наши рекомендации