Требования к уровню подготовки учащихся. по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
основного (общего) образования (базовый уровень)
Для 8 класса
Пояснительная записка
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2012-2013 учебного года.
Формы и методы, технологии обучения:
- основная форма обучения – урок, различные его типы;
- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;
- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.
Формы оценки образовательных достижений учащихся:
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)
- анализ эпизода
- сенквейн
- реферат
- сообщение
- зачет
Выбор УМК для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):
- биографические сведения о мастерах слова;
- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных в программу произведений;
- содержание изученных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- использовать различные виды чтения (беглое, просмотровое, поисковое);
- составлять монологическое высказывание на литературную тему;
- составлять реферат, сообщение по творчеству писателя;
- анализировать художественный текст; эпизод текста
- выделять смысловые части текста, составлять план;
- составлять сравнительную характеристику литературных героев;
- пользоваться различными источниками информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).
Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
№ урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы и средства обучения |
1. | Введение. Литература и история. | Беседа. Тестирование. | Выявят связь истории и литературы. | Коллективная, работа с учебником. |
2. | Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Рассказ учителя. Беседа. | Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений. | Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен. |
Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий | Беседа | Выявят особенности содержания и художественной формы преданий | Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания. | |
4. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Рассказ учителя. Беседа. практикум. | Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития | Анализ текста |
5. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | Урок внеклассного чтения | ||
6. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, составят речевые характеристики персонажей. | Выразительное чтение по ролям, анализ текста. |
7. | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Практикум | Обучатся анализу эпизода драматического произведения | Анализ текста, чтение по ролям |
8. | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | Урок развития речи | Обучатся написанию сочинения на литературную тему. | Письменный ответ |
9. | И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Рассказ учителя. Беседа. | Получат представление о жанровом своеобразии, композиции басен. | Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям. |
10. | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Урок внеклассного чтения | Индивидуальные сообщения по теме урока | |
11. | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей. | Рассказ учителя, практикум. | Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы | Сопоставительный анализ, выразительное чтение |
12. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | Рассказ учителя, беседа. | Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе. | Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ. |
13. | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах). | Семинар | Большой круглый стол | |
14. | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | Рассказ учителя. Беседа. | Составят представление о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя | Сравнительная характеристика |
15. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомятся с историей создания произведения и сравнят героев повести с их историческими прототипами. | Индивидуальные сообщения , составление Диаграммы Вена. |
16. | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Беседа. Обучение устному рассказу | Обучатся устному рассказу. Составят сравнительную характеристику героев | Устный рассказ, сравнительная характеристика: Диаграмма Вена. |
17. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Беседа | Составят характеристику героини. | Дневник двойной записи. |
18. | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Беседа, практикум. | Сравнят описание пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания. | Диаграмма Вена |
19. | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». | Урок внеклассного чтения | ||
20. | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. | Беседа, рассказ учителя | Изучат систему образов персонажей, особенности композиции повести, образ Петербурга . | Выразительное чтение, монологическое высказывание. |
21. | Контрольная работа по творчеству Пушкина | Урок контроля | ||
22. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах) | Рассказ учителя, семинар | Познакомятся с основными сведениями из биографии писателя. Обобщат знания о месте исторической темы в творчестве Лермонтова | Инсерт-таблица, монологическое высказывание |
23. | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | Беседа | Усовершенствуют умение характеризовать романтического героя. | Выразительное чтение, анализ текста |
24. | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме. | Практикум | Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы. | Анализ эпизода, выразительное чтение текста |
25. | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Урок развития речи | ||
26. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | Рассказ учителя, семинар | Познакомятся с биографией писателя, составят представление об исторической теме в творчестве писателя. | Работа с книгой |
27. | Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. | Рассказ учителя. | Разовьют понятие «социальная комедия», познакомятся с историей создания комедии. | Анализ текста, работа с книгой |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | Беседа, практикум. | Разовьют представление о сатире и юморе, составят представления о приемах сатирического изображения чиновников. | Выразительное чтение по ролям, анализ текста | |
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | Практикум | Познакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина». | Выразительное чтение по ролям, анализ текста | |
Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | Выявят особенности композиции комедии. | Сочинение. | |
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного) | Рассказ учителя, беседа | Обобщат и разовьют понятие образ «маленького человека» | Анализ текста, выборочное чтение | |
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести. | Практикум | Сделают вывод о месте фантастического в повести, составят представление об образе Петербурга | Выборочное чтение | |
М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Рассказ учителя, беседа. | Познакомятся с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении | Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода | |
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | Усовершенствуют умение анализировать эпизод. | Анализ эпизода, сочинение. | |
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина | Урок контроля | |||
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Рассказ учителя, беседа. | Разовьют понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа. | Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание | |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | Рассказ учителя, беседа. | Познакомятся с биографией писателя, проанализируют проблематику рассказа и образ автора. | Анализ текста, чтение выборочное. | |
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | Практикум | Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа. | Выборочное чтение | |
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | Урок внеклассного чтения | |||
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | Урок внеклассного чтения | |||
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Рассказ учителя. Беседа. | Расширят знание биографии писателя. Сделают вывод о психологизме рассказа. | Чтение с пометами, с остановками. | |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. | Рассказ учителя, беседа. | Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выявлять проблематику рассказа. | Выразительное чтение, анализ | |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Рассказ учителя, беседа | Усовершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, разовьют понятие о фабуле и сюжете. | Выборочное чтение. | |
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | Урок развития речи | |||
А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории. | Рассказ учителя, беседа | Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выразительного чтения | Выразительное чтение | |
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | Рассказ учителя, беседа | Расширят знание биографии писателя. Разовьют понятие о драматической поэме. | Выразительное чтение, анализ текста. | |
Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений | Индивидуальные сообщения, групповая работа | |
Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений | Индивидуальные сообщения, групповая работа | |
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству. | Рассказ учителя, беседа | Познакомятся с биографией писателя. | Работа с книгой | |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки). | Урок внеклассного чтения | |||
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Рассказ учителя. Беседа. | Познакомятся с биографией писателя, усовершенствуют навык выборочного чтения по проблемному вопросу. | Выборочное чтение | |
Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина | Урок контроля | |||
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме | Рассказ учителя, беседа | Познакомятся с биографией поэта. Усовершенствуют навык анализа поэтического текста | Работа с учебником, индивидуальные сообщения | |
Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | Беседа | Обучатся устному рассказу | Устный рассказ, выразительное чтение | |
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Практикум | Усовершенствуют навык анализа композиции поэмы. | Выразительное выборочное чтение | |
А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Урок внеклассного чтения | |||
Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне | Урок внеклассного чтения | |||
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Рассказ учителя, беседа | Усовершенствуют навык анализа проблематики рассказа | Выразительное выборочное чтение, анализ | |
Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | Урок внеклассного чтения | |||
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Урок внеклассного чтения | |||
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Урок внеклассного чтения | |||
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви | Рассказ учителя, беседа | Разовьют представление о конфликте как основе сюжета драматического произведения | Выразительное чтение по ролям | |
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | Практикум | Сформируют знания о сонете как лирической форме. | Анализ текста | |
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Рассказ учителя, беседа | Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии. | Выразительное чтение по ролям, анализ текста. | |
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Рассказ учителя, беседа | Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии. | Выразительное чтение по ролям, анализ текста. | |
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство | Урок внеклассного чтения | |||
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | Урок внеклассного чтения | |||
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | Урок-зачет | Обобщат и систематизирую знания | Индивидуальная работа |