По «государству лакедемонян» ксенофонта 5 страница


товичу, чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, дал на Владимирское и Московское и на все великие государ- ства Российского царства сына своего Владислава королевича; о чем святейший Ермоген патриарх Московский и всея Руссии, и весь освященный собор Бога молят, и Владислава королевича на Российское государство хотят с радостию. <…> А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые лю- ди, и стрельцы, и казаки, и всех чинов служилые люди Москов- ского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовали святой животворящий крест Господень на том, что нам ему вовеки служити, как преж- ним прирожденным государям. <…> А на которой мере госуда- рю королевичу Владиславу Жигимонговичу бытина Российском государстве, и о том мы бояре <…> дали гетману письмо по статьям, и на те статьи дал нам боярам гетман запись и утвердил своею рукою и печатью, и на той записи целовали крест гетман и все полковники за великого государя Жигимонта короля; <…> а мы бояре дали гетману сее запись <…> о тех же статьях: коро- левичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царству- ющий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонго- вичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и селам чтити, и от разоренья оберегати и святым Божиим ико- нам и чудотворным мощам поклонятися и почитати; костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити; а что говорил гетман, чтоб в Москве хотя б один костел быти мог для людей польских и литовских, которые при госуда- ре королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархов и со всем духовным чином и с боярами и со всеми думными людьми говорит; а христианские наши православные веры греческого закона ничем не рушати и не бесчестити и иных никаких вер не вводит, чтоб наша святая православная ве- ра греческого закона имела свою целость и красоту по- прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам, и приказным вся- ким людям у всяких государственных дел быти по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти. Прежних

обычаев и чинов не переменяти и московских княжеских и бо- ярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быти по-прежнему. Су- ду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского гос- ударства, а будет похотят в чем пополнити для укрепления су- дов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли. А кто винен будет, того по вине его казнит, осудивши наперед с бояры и с думными людьми; а жены, дети, братья, которые того дела не делали, тех не казнити и вотчин у них не отъимати; а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с ка- баков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не пого- воря с бояры, ни в чем не прибавливати. А которые города от войны запустели, и в те городы и уезды послати государю опи- сати и дозирати, много ль чего убыло, и доходы велети имати по описи и по дозору; а на запустошенные вотчины и поместья да- ти льготы, поговоря с бояры. Купцам торговати повально по- прежнему. А про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышляти с нами, бояры, как бы того вора изымати или убита; а как вор изымай или убит будет, и гетману со всем королевским войском от Москвы отойти. А только вор Москве похочет какое воровство или насильство чинити, и гетману против того вора стояти и биться с ним. И во всем королевичу Владиславу Жигимонтовичу делати по нашему прошенью, и по договору послов с великим государем Жиги- монтом королем, и по сей утверженной записи. А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожа- ловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере; и о иных недоговорных статьях и о всяких делах как бы меж государьми и их государствы о всем договор и докончание учи- нилось. А для утверждения, к сей записи мы бояре печати свои приложили, а дьяки руки свои приписали. <…>

Приводится по: Хрестоматия по истории России. В 4 т. / сост. И. В. Ба- бич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. М., 1994. Т. 1. С. 325—327.

Задание 7.Прочитайте фрагмент документа о воссоеди- нении Украины с Россией и ответьте на вопросы:

1. Почему Богдан Хмельницкий не сумел создать на Укра- ине независимое казачье государство?

2. Почему казаки Украины предпочли воссоединиться с Россией, чем остаться подданными Польши?

ИЗ РЕШЕНИЯ ЗЕМСКОГО СОБОРА

(1 октября 1653 г.)

<…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запо- рожское з городами их и з землями принять под свою государ- скую высокую руку для православные християнские веры и свя- тых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполи- гая на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гет- ман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михай- ловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий гос- ударь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и ве- ликий бы государь для православные християнские веры и свя- тых божиих церквей в них вступился, велел их помирить через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы вели- кие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и право- славную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православ- ные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье

в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Ка- зимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в ми- ру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере хри- стиянской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия вер- ности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на пра- вославную християнскую веру греческого закона востал, и церк- ви божий многие разорил, а в иных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою воль- ные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмель- ницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями при- нять…

Приводится по: Воссоединение Украины с Россией. Документы и матери- алы. В 3 т. М., 1953. Т. 3. С. 413—414.

Задание 8.Прочитайте фрагмент документа и ответьте на вопросы:

1. К кому обращается Степан Разин в своем послании, на чью поддержку он рассчитывает?

2. Чем угрожает Степан Разин, если ему не окажут военную и материальную поддержку?

3. Почему Степан Разин пошел на Москву, а не пытался со- здать самостоятельное казачье государство на Волге?

«ПРЕЛЕСТНАЯ ГРАМОТА» С. РАЗИНА

1. Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за (о) дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И <…> мои казаки како про- мысь (промысл. — прим. сост.) станут чинить, и ва[м] бы <…>

итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней рус- ким людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богороди- цы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <…>, и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высы- лыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и ста- нут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщи- ков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цыви- леня дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заод- но тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей бо- ярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И спи- сывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по дерев- ням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую пе- чать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибя- ков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пе- нять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитреви- ча, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лав- рентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску. Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собра-

нья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд. И кой час к вам ся па- мять придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, со- брався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всяко- го мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково по- били со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500. Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богоро- дицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофе- евича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет. А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубле- ным и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взя- ты будут на войска.

Приводится по: Крестьянская война под предводительством Степана Ра- зина. Сборник документов. М., 1957. Т. 2. Ч. 1. С. 65, 91, 252.

Задание 9.На протяжении нескольких веков в Русском гос- ударстве существовало местничество, отмененное только в 1682 г. царем Федором Алексеевичем. Объясните, что пред- ставляло собой местничество и почему оно было отменено?

Работа с понятиями, хронологией

Дайте определения следующих понятий:

Абсолютизм, Соборное Уложение, местничество, самозва- нец, семибоярщина, «тушинские перелеты», церковный раскол,

«соляной бунт», «медный бунт», «поход за зипунами».

Назовите даты следующих событий: Царствование Федора Ивановича Царствование Бориса Годунова Восстание Хлопка

Правление Лжедмитрия I Царствование Василия Шуйского Создание первого ополчения Создание второго ополчения

Освобождение Москвы от поляков Избрание Михаила Романова на царство Воссоединение Украины с Россией Церковный раскол

Правление Федора Алексеевича Двоецарствие

Контрольные вопросы

1. Каковы причины Великой Смуты в России?

2. Какие слои населения оказались участниками Смуты?

3. Чем можно объяснить феномен самозванцев и их притя- заний на российский престол?

4. Почему началась иностранная интервенция? Какая угроза Российскому государству возникла в связи с интервенцией?

5. Как и когда была ликвидирована Смута?

6. Как происходило восстановление российской государ- ственности?

7. Почему современники назвали XVII в. «бунташным» и веком преодоления «великого московского разорения»?

8. Почему произошел церковный раскол, какие последствия для народа имело это событие?

Тема 7. Европа в период позднего феодализма

Вариант 1

Семинар 7

Вопросы для обсуждения

1. Всемирно-исторические последствия Великих географи- ческих открытий.

2. Источники первоначального накопления капитала.

3. Революция цен и ее последствия для развития рыночных отношений.

4. Протестантская трудовая этика и ее влияние на развитие европейского общества.

Вариант 2

1. Экономические, политические и социокультурные при- чины Реформации.

2. Основные реформационные учения.

3. Контрреформация в Европе.

4. Начало формирования современной естественно-научной картины мира.

Вариант 3

1. Концепция абсолютизма как переходного типа системы государственного управления.

2. Сравнительная характеристика путей формирования и статуса государственных чиновников эпохи абсолютизма.

3. Идея «государственного интереса» и национального гос- ударства.

Библиографический список

Основная литература

1. Всемирная история : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марко- вой. — Москва : ЮНИТИ, 2012. — с. 86—89.

2. Самыгин, П. С. История для бакалавров : учеб. / П. С. Самыгин, И. С. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — С. 169—178.

3. Фортунатов, В. В. История: учеб. пособие / В. В. Фортуна- тов. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — С. 119—127.

Дополнительная литература

1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капита- лизм. XV—XVIII вв. Т. 1—3. / Ф. Бродель. — Москва, 1986—1992.

2. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций / Ф. Бродель. — Москва : Весь мир, 2008.

3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избр. сочинения. — Москва, 1990.

4. Гизо, Ф. П. Г. История цивилизации в Европе / Ф. П. Г. Гизо. — Москва : Территория будущего, 2007.

5. Евдокимова, А. А. История раннего Нового времени. Эпоха Ре- формации / А. А. Евдокимова. — Ростов-на-Дону , 2004.

6. Национальная идея: страны, народы, социумы. — Москва : Наука, 2007.

7. Ревякин, А. В. Новая история стран Европы и Америки: конец ХV—XIX век : учеб. пособие для вузов / А. В. Ревякин. — Москва : АСТ : Апрель, 2007.

8. Уэллс, Г. Д. Всеобщая история мировой цивилизации / Г. Д. Уэллс. — Москва : Эксмо, 2007.

9. Хачанян, Е. Эпоха Реформации / Е. Хачанян. — Москва, 2002.

10. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. — Москва : Экономика, 2001.

11. Яковлев, И. А. История человечества: история отношений че- ловека и природы как цивилизационный процесс / И. А. Яковлев. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2006.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Прочитайте фрагмент работы Ф. Броделя о зна- чении Великих географических открытий для европейской циви- лизации и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие события Ф. Бродель называет космическим пере- воротом?

2. Какие научные открытия способствовали формированию колониальных владений?

3. Какое значение имели Великие географические открытия?

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Историки тысячекратно исследовали успех Португалии: разве не играло небольшое Лузитанское королевство первые роли в огромном космическом перевороте, который открылся географической экспансией Европы в конце XV в. и ее выплес- киванием на весь мир? Португалия была детонатором взрыва. Первая роль принадлежала ей. <…>

Традиционное объяснение справлялось с этим очень легко: Португалия, расположенная на западной оконечности Европы, была в общем готова начать; после 1253 г. она завершила отвое- вание своей территории у мусульман; у нее освободились руки для действий вне своих пределов; взятие в 1415 г. Сеуты на юж- ном берегу Гибралтарского пролива приобщило Португалию к тайнам торговли на дальние расстояния и разбудило в ней агрессивный дух крестовых походов; таким образом, открыва- лась дверь для разведывательных плаваний и амбициозных про- ектов, относившихся к африканскому побережью. Итак, в пред- назначенный для этого момент нашелся герой — инфант Генрих Мореплаватель (1394—1460), пятый сын короля Жуана 1 и ма- гистр богатейшего Ордена Христа, который с 1413 г. обосновал- ся в Сагрише, возле мыса Сан-Висенти, на южной оконечности Португалии. Окруженный учеными, картографами, мореходами, он сделается страстным вдохновителем плаваний ради откры- тий, которые начались в 1416 г., год спустя после взятия Сеуты. Противные ветры, полнейшая неприветливость берегов Сахары, страхи, рождавшиеся сами собой или распространяемые порту- гальцами, чтобы скрыть тайну своих плаваний, трудности фи- нансирования экспедиций, малая их популярность — все задер- живало обследование нескончаемого побережья Черного конти- нента, которое проходило в замедленном темпе: мыс Бохадор в 1416 г., Зеленый мыс — в 1445 г., пересечение Экватора — в 1471 г., открытие устья Конго — в 1482 г. Но восшествие на престол Жуана II (1481—1495), короля, страстно интересовав- шегося морскими экспедициями, нового Мореплавателя, уско- рило это движение к концу XV в.: в 1487 г. Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки; он ее окрестил мысом Бурь, король же дал ей название мыса Доброй Надежды. С этого момента все было готово для путешествия Васко да Гамы.

<…> Отметим, наконец, дабы закончить традиционное объ- яснение, орудие этих открытий — каравеллу, легкий исследова- тельский корабль с его двойным парусным вооружением: латин- ским, позволявшим ставить паруса по ветру, и прямым, позво- лявшим идти с попутным ветром. В течение этих долгих лет португальские мореходы накопили колоссальный опыт, относя- щийся к ветрам и течениям Атлантического океана. «И значит, почти случайным окажется то, — пишет Ральф Дэвис,— что в пору расцвета португальского опыта самое решающее из от- крытий было сделано генуэзцем на испанской службе», — разу- меется, открытие Америки Христофором Колумбом. Впрочем, это сенсационное открытие не получило сразу же такого значе- ния, как осуществленное несколькими годами позже плавание Васко да Гамы. Обогнув мыс Доброй Надежды, португальцы быстро разведали кругообороты Индийского океана, они позво- лили вести, обучать себя. С самого начала ни один корабль, ни один порт Индийского океана не могли противостоять пушкам их флотов; с самого начала арабское и индийское мореходство было нарушено, прервано. Новоприбывший разговаривал как хозяин, а вскоре — и как хозяин неоспоримый. Так что порту- гальские открытия (если исключить обследование бразильского побережья Алваришем Кабралом в 1501 г.) достигли к тому времени предела своего героического периода. Они закончились блистательным успехом, каким явилось прибытие в Лиссабон перца и пряностей, что само по себе было революцией. <…>

Вот уже почти два десятка лет, как историки <…> добавили к этим объяснениям новые. Несомненно, обычная схема сохра- няется, словно старинная музыка. Но сколько же изменений! Прежде всего Португалию более не рассматривают как величи- ну, не заслуживающую внимания. <…> Не будучи ни слишком маленькой, ни слишком бедной, ни замкнутой в себе, она была в европейском ансамбле самостоятельной державой, способной на инициативу (и она это докажет) и свободной в своих решени- ях. И главное, ее экономика не была ни примитивной, ни эле- ментарной: на протяжении столетий Португалия находилась в контакте с мусульманскими государствами, с Гранадой, оста- вавшейся свободной до 1492 г., а затем с городами и государ- ствами Северной Африки. Ее отношения с продвинувшимися

вперед странами развили в Португалии денежную экономику, достаточно оживленную для того, чтобы там в городах и дерев- нях очень рано появился наемный труд… Португалия к тому же традиционно располагала городами и деревнями, открытыми к морю, где кипела жизнь народа рыбаков и мореходов. Их бар- касы, среднего размера суда водоизмещением в 20—30 тонн, с прямыми парусами, при излишней численности команд, тем не менее очень рано плавали от африканских берегов и Канарских островов до самой Ирландии и во Фландрию. Так что двигатель, необходимый для морской экспансии, существовал уже заранее. Наконец, в 1385 г., два года спустя после захвата Корфу венеци- анцами, «буржуазная» революция утвердила в Лисабоне Авис- скую династию. Последняя выдвинула на передний план «бур- жуазию», которая «просуществует несколько поколений», и наполовину разорила землевладельческое дворянство, которое, однако, не перестанет обременять крестьян, но будет готово предоставить необходимые кадры для командования и удержа- ния фортов или введения в хозяйственный оборот заморских земельных пожалований. Оно станет дворянством служилым (что, кстати, отличало португальскую экспансию от чисто тор- говой колонизации Нидерландов). <…>

И все же на протяжении всех своих успехов Португалия бу- дет страдать из-за того, что не находилась в центре мира- экономики, утвердившегося на основе Европы. Португальская экономика, хоть и привилегированная в ряде отношений, при- надлежала к периферии. <…> С конца XIII в., с установлением морской связи между Средиземным и Северным морями, она мимоходом затрагивалась и использовалась в долгом морском

<…> кругообороте, который соединял итальянские города с Англией, с Брюгге и, опосредованно, с Балтикой. <…> Ино- странцы, само собой разумеется, сыграли свою роль в порту- гальской экспансии. <…> Точно так же, хотя венец португаль- ских открытий — плавание Васко да Гамы — «ничем не был обязан генуэзцам» <…> итальянские купцы, купцы южногер- манские и нидерландские, уже обосновавшиеся в Лиссабоне или устремившиеся туда, в большей степени были причастны к его торговому успеху. Португальцы и лиссабонский король-ку- пец — разве могли они в одиночку эксплуатировать нескончае-

мую и дорогостоящую линию плаваний в Ост-Индию. <…> Усилия португальцев, направленные в сторону Индийского оке- ана, просто-напросто стоили им Америки.

<…> Когда они в свою очередь откроют Америку, отправив около 1497 г. своих рыбаков и китобоев до самого Ньюфаунд- ленда, а затем высадившись в 1501 г. в Бразилии, они отстанут на годы. Но кто бы мог догадаться о значении этой ошибки то- гда, когда с возвращением в 1498 г. Васко да Гамы битва за пе- рец была выиграна и тотчас же использована, когда торговая Европа спешила закрепить в Лиссабоне своих самых деятельных представителей.

Приводится по: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капи- тализм, XV—XVIII вв. Время мира. В 3 т. М. : Прогресс, 1992. Т. 3. С. 136—140.

Задание 2.Ознакомьтесь с фрагментом документа — зна- менитыми тезисами инициатора Реформации Мартина Люте- ра (1517 г.) и ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы основные мотивы и идеи в тезисах Мартина Лютера?

2. Почему автор тезисов критикует практику индульгенций?

3. Что, по мнению Мартина Лютера, выступает единствен- ным авторитетом?

МАРТИН ЛЮТЕР

«95 ТЕЗИСОВ»

(извлечения)

Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, ниже- следующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, ма- гистра свободных искусств и святого богословия, а также орди- нарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. <…>

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церков- ному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объ- являя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее. <…>

20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, ко- торые объявляют, что посредством папских индульгенций чело- век избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не осво- бождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, та- кую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности. <…>

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, кото- рые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, по- средством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедаль- ной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему да- же без индульгенций. <…>

62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать», истинно таковы, поскольку прино- сят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

<…>

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Приводится по: Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенно- сти индульгенций. СПб. : Нева, 2002. С. 64.

Работа с понятиями, хронологией

Дайте определения следующих понятий:

Абсолютизм, Великие географические открытия, гуманизм, революция цен, реформация, первоначальное накопление капи- тала, протестантская этика, Ренессанс, секуляризация обще- ственной мысли.

Назовите даты следующих событий: Начало Нового времени

Начало Великих географических открытий

Первое кругосветное путешествие экспедиции Магеллана Начало Реформации

Крестьянская война в Германии

Религиозная война между католиками и гугенотами во Франции

Буржуазная революция в Нидерландах

Контрольные вопросы

1. Каковы последствия Великих географических открытий для европейских государств?

2. Что означала революция цен?

3. Каковы источники первоначального накопления капитала?

4. Что представляла собой протестантская трудовая этика и как она повлияла на экономическое развитие Европы?

5. Каковы причины и последствия Реформации в Европе?

6. Что такое «контрреформация»?

7. Какова историческая роль абсолютизма?


Модуль 2. История Нового и Новейшего времени

Тема 8. Россия и мир в начале Нового времени (XVII—XVIII вв.)

Вариант 1

Семинар 8

Вопросы для обсуждения

1. Идеи Просвещения — идеологическая подготовка новой эпохи.

Наши рекомендации