Компетенции разделов (или тем) дисциплины
Каждый раздел дисциплины ориентирован на достижение совокупности регламентированных стандартом и примерной программой компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области истории науки безопасности.
Разделы (или темы) дисциплины | Коды компетенций | Общее количество компетенций |
Основные понятия, термины, периоды в истории науки о безопасности | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11 | |
Опасные природные процессы и катастрофы в истории России и других стран | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11 | |
История чрезвычайных ситуаций техногенного характера | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11 | |
Безопасность жизнедеятельности в повседневных условиях: исторический аспект | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11 | |
Эволюция управления безопасностью России | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11 |
4.3. Содержание разделов (или тем) дисциплины:
№ п/п | Разделы (или темы) дисциплины | Темы лекционных занятий и их содержание | Темы практических занятий и их содержание | Виды и содержание самостоятельной работы |
1. | Основные понятия, термины, периоды в истории науки о безопасности | Раздел 1. Основные понятия, термины, периоды в истории науки о безопасности. (1 ч.) Основные опасности и защита от них в истории цивилизаций. Развитие угроз в связи с глобализацией общества. Теория ноосферы Вернадского. Демографическая проблема: теория Мальтуса, выводы Менделеева, модель демографического развития С. Капицы. Опасности исчерпания природных ресурсов и экологическая проблема. Мировая динамика и устойчивое развитие по Форрестеру, пределы роста. Три волны цивилизации по Тоффлеру. Римский клуб и исследование Медоуза. Понятие устойчивости биосферы. Пагуошское движение, Хартия земли, Киотский протокол. Уровень безопасности и продолжительность жизни в истории человечества. Эволюция методов и средств обеспечения безопасности. | 1. Изучить литературу 1, 2, 3 2. Подготовить вопросы раздела, входящие в перечень вопросов к зачёту (см. п.6) (4 ч ) | |
2. | Опасные природные процессы и катастрофы в истории России и других стран | Раздел 2. Опасные природные процессы и катастрофы в истории России и других стран. (1 ч.) Землетрясения в истории мировых цивилизаций. Предупреждение землетрясений. Самые разрушительные удары водной стихии в истории человечества. Сели, оползни, обвалы, лавины в истории. Пожары. История городских пожаров. Крупнейшие пожары в истории. Смерчи, бури, торнадо, ураганы. Торнадо в истории США. Влияние ураганов на историю человечества. Самые разрушительные ураганы. Гроза. Характер и типы молний. Мифологическое осмысление грозы разными народами. История громоотвода. | 1. Изучить литературу 1, 2, 3 2. Подготовить вопросы раздела, входящие в перечень вопросов к зачёту (см. п.6) (5 ч ) | |
3. | История чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Раздел 3. История чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Взрывы, оставившие след в истории. Крупнейшие химические аварии. История боевых отравляющих веществ. Применение химического оружия после Второй мировой войны. Запрещение химического оружия. История создания и применения атомного оружия. Чернобыльская катастрофа – история трагедии. Выводы об опасности радиоактивного заражения местности. Последствия конфликта с применением ядерного оружия. Проблема «ядерной зимы». Эволюция роли государственных органов, ученых, специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в эффективном противостоянии стихийным бедствиям. | Раздел 3. История чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (2 ч.) Доклады по презентациям студенческих работ по темам раздела (см. п.6) | 1. Подготовить к/р, презентацию и доклад к ней, темы указаны в п. 6. 2. Изучить литературу 1, 2, 3 3. Подготовить вопросы раздела, входящие в перечень вопросов к зачёту (см. п.6) (7 ч ) |
4. | Опасности социального характера | Раздел 4. Опасности социального характера. Массовые мероприятия и беспорядки. Ходынская катастрофа. Массовые давки в 1953, 2005 гг. Криминальные угрозы. История и особенности ремесла разбойника. Понятие терроризма. История террористических атак с использованием бомб. Проблема поведения людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой. 6 стадий в динамике состояния пострадавших. «Синдром заложника» и другие психологические и поведенческие реакции захваченных людей. Взгляды на суицид в Античности. Суицид и мировые религии. Представления о суициде в Новейшее время. Массовые самоубийства в истории человечества. Современная статистика самоубийств. Социальный контекст и факторы риска в суицидентной практике. Виды индивидуальных суицидов и их причины. Профилактика и предупреждение суицида. Индуцированные и групповые суициды. «Эффект Вертера». Джонстаунская трагедия. Образ жизни как фактор истории человечества. История гигиены. | Раздел 4. Опасности социального характера. (1 ч.) Доклады по презентациям студенческих работ по темам раздела (см. п.6) | 1. Подготовить к/р, презентацию и доклад к ней, темы указаны в п. 6. 2. Изучить литературу 1, 2, 3 3. Подготовить вопросы раздела, входящие в перечень вопросов к зачёту (см. п.6) (5 ч ) |
5. | Безопасность жизнедеятельности в повседневных и экстремальных условиях: исторический аспект | Раздел 5. Безопасность жизнедеятельности в повседневных и экстремальных условиях: исторический аспект. Рост числа бытовых опасностей с развитием цивилизации. Открытие Антони ван Левенгука. Виды микробов. Пандемия, эпидемия, эпизоотия. Микробная унификация человечества. Эпидемии древнего мира. «Чёрная смерть» и её последствия для Европы. Эпидемии Нового и Новейшего времени. Эпидемии в истории России. Причины глобализации микробной угрозы. История чумы в Европе и России. Китайская пандемия XIX века. История открытия бактерии чумы. Подвиг врачей - поиск средства против чумы. Сегодняшнее состояние чумной угрозы в РФ. Появление холеры и борьба с ней. Основные холерные эпидемии. Сыпной тиф. Античная легенда о трагике Ферекиде. Средневековые методы лечения. Тифозный фактор в истории европейских войн. Оспа в истории человечества. История борьбы с оспой. Вариоляция. Вакцинация. Английская испарина как историческая тайна. История туберкулёза. Открытие бактерии. Особенности заболевания туберкулёзом в мире, в России, Сибирском регионе. История ОРВИ и гриппа. Крупнейшие пандемии гриппа. Открытие вируса. Наиболее известные и опасные штаммы. Современная ситуация. Понятие ВИЧ и СПИД. Происхождение. Группы риска. История СПИД в России. Происхождение лепры. Крестовые походы как катализатор европейской эпидемии. Лепрофобия и система значений и образов, связанных с персоной прокаженного. Отступление лепры и современная ситуация с проказой. Животные. Собаки как угроза. Способы защиты от собак в традиционном обществе. Причины и особенности нападения собак. Опасные насекомые в жилищах человека. История цивилизации и синантропизация насекомых. Паразитизм. Определение понятия дезинсекции. Ядовитые насекомые и борьба с их укусами в античной и средневековой медицинской литературе. Роль опасных насекомых в истории освоения человеком разных географических регионов. Ядовитые змеи и избавление от них в античности и средневековье. Типы и виды ядовитых змей. Первая помощь при змеином укусе. Опасные водные животные и рыбы. Ядовитые растения и действия при отравлении ими. Роль опасных растений в истории человечества. Питание в экстремальной ситуации. Общие правила употребления незнакомой пищи. Рацион людей первобытного общества. Рацион средневекового европейца. Голод и особенности его воздействия на организм. Диеты и голодовки в разных культурах мира. История безопасности пищевых продуктов. Культура одежды в холодных условиях – исторические и практические сведенья. 2 ч. | Раздел 5. Безопасность жизнедеятельности в повседневных и экстремальных условиях: исторический аспект. (1 ч.) Доклады по презентациям студенческих работ по темам раздела (см. п.6) 4 ч. | 1. Подготовить к/р, презентацию и доклад к ней, темы указаны в п. 6. 2. Изучить литературу 1, 2, 3 3. Подготовить вопросы раздела, входящие в перечень вопросов к зачёту (см. п.6) (5 ч) 26 ч. |