Несчастия, сопровождающие становление шамана.
Когда должно явиться великому шаману, то, говорят, умирают люди. Он, будто бы, имеет свою плотину на воде «гибели и смерти». Умирающие люди, как рассказывают, служат для той плотины кольями.
Самсонов Спиридон
Мархинский улус
6 марта 1925 г.
СМЕРТЬ И ВОСКРЕШЕНИЕ ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом должен подвергнуться рассеканию. О времени, когда это должно совершиться, он заранее знает и ложится на свежесодранную бересту или же на кору другого дерева.
При рассекании тела шамана на одни сутки умирает, а затем воскресает.
Сначала отрезают, будто бы, его голову и кладут в отверстие между потолком и крайней балкой юрты (речь идёт о якутской «стоячей юрте»). Затем, все тело разрубают на мелкие кусочки и делят между всеми злыми духами. Если при этой дележке какие-нибудь злые духи не получат свой пай, потом, когда эти обделенные духи станут причинять людям болезни, - против них заклинания шамана будут бессильны. Он может вылечивать лишь те болезни, которые причиняются духами, вкусившими частицы его тела.
После снятия тела кости его снова складывают одну к другой, к ним прикладывают новое мясо и оживляют шамана. Те люди и скот, от которых (духи) взяли мясо для (образования) нового тела шамана, должны умереть.
Говорят, что постель и одеяло шамана покрывается густой кровью, всю одежду, в которой шаман подвергся рассеканию, он сам должен сжечь.
При становлении великого шамана весь его род должен вымереть, ибо жизнь шамана выкупается его родственниками; кроме того, тело последних идет на образование нового тела шамана. Затем рассказывают, что (духи) из трупов людей устраивают запруду на реке «смерти и гибели», складывая их поперек (реки) и употребляя в качестве кольев этой запруды.
Знаменитые шаманы подвергаются рассеканию три раза, а маленькие только раз. Тот шаман, который подлежит троекратному рассеканию, в последний раз, рассказывают, отправляется в лес и там подвергается указанной операции. Он, будто бы, говорит своим родным – «постройте шалаш в лесу и туда отнесите меня». Так нужно было для полноты положенного ритуала.
Борисов Михаил
Мархинский улус
7 марта 1925 г.
СТРАДАНИЯ ШАМАНА.
Рассказывают у нас, что шаман (при становлении) трижды подвергается рассеканию. У великого шамана, говорят, отделяют все его конечности. (Рассказчик почему-то слова «ноги» и «руки» заменяет словом «лабаа», что значит дословно — «ветви» Г. К.). Если обнаружится недостача (в костях), то он не может стать шаманом.
Если будущий шаман должен обладать «хомусун», то, будто бы, (духи) дают ему отведать человеческое мясо и морят его голодом.
Когда шаман подвергается рассеканию, то он должен поселиться в стороне от населенных пунктов, в особом амбаре.
Рассказывают, что постель рассекаемого шамана покрывается густою кровью. Постелью ему должна служить свежесодранная береста.
В старину при становлении шамана совершался другим шаманом особый обряд — «поднятия» его. При этом старый шаман совершал камлание («кыырар») и посвящал, знакомил молодого шамана со всеми духами («усуйар»).
Когда зарождался великий шаман, то это сопровождалось, будто бы гибелью его рода (дословно - «такой шаман вставал, опрокинув, расстроив жизнь своего рода»). Это, говорят, случалось оттого, что умножились злые духи.
Также рассказывали, что, когда предстояло явиться большому шаману, то (его духи) из мертвых тел строили плотину на реке «бедствий и гибели», чтобы оградить (кого?) от нападений других шаманов.
Все описанное не имеет места в отношении шаманов, возникающих от светлых и чистых духов.
Догоюков Иван
Нюрнбинский улус
11 марта 1925 г.
БРЕДОВЫЕ ИДЕИ ШАМАНОВ.
Прежде чем сделаться шаманами, люди долго болеют, худеют, остаются у них «кости да кожа» (дословно – «кости делаются утиными, а глаза впадают как у дохлой рыбы»), сходят с ума, безумствуют, постоянно забираются на вершины лиственниц. При этом болтают вздор, что, будто, у них выкололи глаза, тело разрезали, разделили и съели, влили новую кровь и т.д. Рассказывают, что лицо шаманов в эту пору бывает все окровавленное.
Когда зарождается шаман светлых духов, его род богатеет, когда же возникает злосчастный шаман, то в его роде за восемь главных костей шамана умирает восемь человек.
ГЛАВА III