Основных разделов квалификационных работ

Важнейшая характеристика квалификационной работы любого вида –правильное структурирование написанного текста и выполнение требований к содержанию основных разделов.

В содержательном отношении достаточно жесткие требования предъявляются обычно к введению, на которое следует обратить особое внимание при завершении работы над текстом.

Как правило, содержание введения считается показателем уровня теоретического освоения выпускником изучаемой темы и уровня овладения навыками самостоятельной интеллектуальной (или исследовательской) работы с исторической литературой и источниками.

КАК ЛУЧШЕ? Целесообразно выполнять введение по завершении работы над главами дипломной работы и заключением. Только при таком порядке работы над текстом возможно дать обобщенную характеристику собственных интеллектуальных усилий по освоению литературы, по извлечению нужной информации из источников, отчетливо и обстоятельно охарактеризовать предмет и задачи исследования, его актуальность и прочее.

Во введениидолжны быть обязательно сформулированы:

v общественно-политическая и научная (последняя - в магистерских и дипломных работах) актуальностьизбранной темы;

v суть проблемы исследования, ее место в комплексе прочих вопросов научной темы;

v историографическая справкапредставляет собой характеристику или анализ исторической литературы по проблеме.

– В бакалаврском сочинении историографическая справка, скорее всего, представляет собой характеристику-описание изученной литературы.

– В дипломных и магистерских работах желательно избегать пересказа содержания той или иной работы, или простого перечисления публикаций по теме.

В этих работах должны присутствовать попытки определения существующих точек зрения по изученной проблеме; выявление неразработанных, слабо разработанных или противоречиво трактуемых ее аспектов. Именно эти содержательные моменты историографического обзора и позволяют определить научную актуальность избранной темы (или историографически обосновать проблему)

NB! Историографическая справка должна носить конкретный характер, не включать других проблем изучаемой (как правило, довольно обширной) темы. Общие работы по теме целесообразно анализировать в том случае, если в них содержится рассмотрение тех или иных аспектов избранной вами проблемы.

Цель и задачи работылогически правильно определить вслед за историографической справкой. Если какие-то аспекты избранной проблемы решено не затрагивать, следует аргументировано изложить, почему это делается.

Вслед за этим целесообразно обосновать хронологические рамки работыи при необходимости - географические границы исследования.

В магистерской диссертации помимо формулирования проблемы исследования определяются объект исследования и предмет исследования.

Характеристика источниковой базыизучения проблемы – важный содержательный элемент введения, обязательный для дипломной и магистерской работ.

– В бакалаврском сочинении возможно только провести отчетливую границу между историческими источниками и литературой при их характеристике.

– В магистерской и дипломной работах привлеченные к изучению проблемы источники целесообразно сгруппировать по отдельным их видам и дать характеристику этих групп, указывая: происхождение источников той или иной группы; степень их достоверности (репрезентативности); информативные возможности каждой группы привлекаемых источников.

NB! Особое внимание следует обратить на характеристику тех источников, которые впервые привлечены к анализу проблемы (например, архивные документы) и особенностей их обработки и использования автором.

Завершается характеристика источников общим выводом о том, насколько решение поставленных задач обеспечено информативными возможностями документальной базы (базы данных).

NB! Иногда в зависимости от темы работы историография проблемы или характеристика источников могут составлять самостоятельные главы или параграфы работы.

Методы исторического исследования, которые использовались для решения поставленных задач, характеризуются во введении в дипломной и магистерской работах. Определениеметодологических основ исследованияобязательно для магистерских диссертаций.

КАК ЛУЧШЕ? Работу над текстом квалификационной работы любого вида следует начинать с написания ее глав. Количество глав и распределение содержания по главам определяется целью и задачами работы.

Оформляя текст, следует помнить, что:

v Структура работы не должна быть очень дробной. Целесообразно распределить материал на 2-4 главы. Крупные по объему главы можно разбить на параграфы.

v Каждая глава должна быть посвящена одному из аспектов избранной для изучения темы (решению той или иной конкретной задачи, которые указываются во введении).

v Главы в тексте отделяются одна от другой. В начале глав указывается ее название, совпадающее с тем, что указано в содержании работы

v Старайтесь избегать повторов в содержании глав, сопоставляя их друг с другом.

v Каждая глава должна завершаться краткими выводами, излагающими точку зрения автора по данному аспекту темы. С их помощью должен осуществляться переход от одного сюжета сочинения к следующему.

NB!Текст работы не должен представлять собой набор цитат из документов и монографий. Промежуточные выводы и умозаключения самого автора должны придавать тексту единство, обеспечивать логичность и последовательность изложения.

v Выводы по главе должны быть обоснованы ее содержанием, привлеченными к анализу документами и фактами. В процессе работы над содержанием глав необходимо изучить комплекс источников, систематизировать имеющиеся факты и события, попытаться выявить взаимосвязи между ними.

v Недопустимо делать обобщающие выводы на основе отдельных, разрозненных исторических фактов.

v Следует тактично использовать цитаты из документов и монографий. Цитат не должно быть много. Целесообразно не делать объемных цитат. Помните, что цитаты можно излагать много короче и собственными словами однако ссылки на автора цитаты должна быть обязательно. Нельзя искажать смысл цитаты или цитировать без ссылки на источник. Необходимо тщательно выверить все цитаты и ссылки на источники цитирования.

v Если включаете в текст глав таблицы и графики, лучше отказаться от объемных, с большим числом граф и строк матриц. Лучше разбить большую таблицу на 2-3 малых. Наиболее удобна для комментирования и для восприятия таблица, содержащая 3-4 графы (вертикальных столбца). Если содержание таблицы не позволяет разделить ее на несколько, лучше поместить ее в приложении к работе. Так же следует поступать и с большими графиками. Чтобы таблица легко комментировалась, не была громоздким иллюстративным материалом, мало раскрывающим изучаемый процесс, обязательно переходите от абсолютных данных к относительным (долям в %, средним показателям и др.). Именно относительные (преобразованные Вами) данные натолкнут хотя бы на 1-2 самостоятельных вывода, полученных в результате группировки объектов по изучаемому признаку.

NB! Если работа связана с изучением данных массового характера (статистика экономического развития и социально-демографических процессов; статистика выборов и массовых общественных движений; прохождения законопроектов в парламентах, обсуждение той или иной проблемы в периодической печати эпохи, систематизация данных археологических изысканий), то целесообразно использовать для получения новых (самостоятельных) выводов различные варианты группировки объектов, которые составляют это массовое явление.

Наиболее элементарными являются группировки структурные и типологические, для изучения которых используются простые способы описательной статистики; определение доли группы в %, вычисление средних арифметической и хронологической, подсчет среднего абсолютного прироста и т.п. Результаты группировок оформляются таблицами (см. Приложение Г) и (или) графиками (см. Приложение Д). И таблицы, и графики должны комментироваться в тексте соответствующих глав.

v Лучше не писать в тексте громоздких предложений с многочисленными прилагательными, причастными и деепричастными оборотами. Изложите ту же мысль 2-3 более простыми фразами. Это позволит избежать многих стилистических и синтаксических ошибок, которые не украшают дипломное сочинение.

v Внимательно следите не только за логической последовательностью текста, но и за грамотностью его. Думайте над написанием слов. Если возникают сомнения лучше обратиться к орфографическому словарю. Помните, что лучше не взваливать на научного руководителя дополнительный труд по исправлению Ваших языковых ошибок.

Заключениеквалификационной работы подводит итоги изучения проблемы. В нем формулируются общие выводы, обоснованные содержанием сочинения. В заключении не должно быть:

v фактических данных. Последние должны излагаться только в главах работы;

v теоретических положений, которые не обосновываются или, тем более, не затрагиваются содержанием работы;

v механического сведения воедино тех выводов, которые сделаны по главам работы. Итоговые суждения заключения должны давать ответ на те задачи, которые поставлены во введении, или отражать связь всех рассмотренных Вами аспектов проблемы.

КАК ЛУЧШЕ? Лучше всего первоначальный вариант заключения написать вслед за оформлением глав работы, затем заняться введением к дипломному сочинению. Когда будут окончательно и вполне четко определены цель и задачи работы, следует отредактировать и заключение, пытаясь дать вполне определенные ответы на задачи, обозначенные во введении.

Наши рекомендации