Наследование по завещанию.

Современная трактовка наследственного права звучит так: «Совокупность правовых норм, устанавливающих порядок перехода прав и обязанностей умершего лица по праву наследования».

Римский юрист Юлиан считал, что наследование есть не что иное, как преемство во всех правах, которыми обладал умерший. Римляне придавали очень большое значение последней воле усопшего. Лица, умершие вместе, считались в классическом праве умершими одновременно (напр., родители и дети), и поэтому между ними не возникало наследственного преемства.

Право наследования делилось на наследование по закону и наследование по завещанию. В случае отсутствия завещания имущество наследовалось по закону. В римском праве существовало правило – «наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица». Не могли быть наследодателями латины, юридические лица. Но, могли получать наследство любое физическое лицо и даже рабы, а также и юридические лица.

Постепенно формируются цивильное и преторское право наследования. Цивильный наследник определялся на основании цивильного права, а претор, обладая огромной властью, мог предоставлять право наследования определенному лицу, часто противореча нормам цивильного права. Такие наследники устанавливались, если завещание было составлено на основании требований, установленных претором. В случае отсутствия наследника право наследования передавалось лицу, указанному в преторском эдикте. Также возможно установление преторского права наследования, в случае если лицо не указано или лишено наследства в завещании. Претор, считая это несправедливым, передавал право наследования ущемленному лицу, нарушая при этом волю завещателя. В дальнейшем развитии римского права эти две системы наследования сливаются.

В Древнем Риме действовал принцип универсального и сингулярного преемства. При универсальном преемстве наследник приобретал наследство как единое целое, к нему переходили все права и обязанности завещателя, при сингулярном наследстве лицо приобретало лишь отдельные права. К сингулярному преемству относят отказ по завещанию – легат (legatum) – и фидеикомисс (fideicommissum).

Универсальное преемство возникало по цивильному и преторскому праву, как по завещанию, так и без него. По наследованию переходили не только права и обязанности покойного, но также и предметы негражданского оборота (семейные святыни).

Наследственное право защищалось виндикационным иском о наследстве, обычно называвшимся цивильным иском (требование о наследстве). По преторскому праву наследник имел защиту своих прав в виде интердикта, вследствие которого осуществлялся ввод во владение наследства. Также претор мог отказывать цивильному наследнику в иске. В постклассическую эпоху после отмены формулярного судебного процесса стираются различия между цивильным и преторским наследником.

Проигравшее в судебном процессе лицо обязано было вернуть не только само наследство, но и все приобретения, которые он получил при помощи наследства.

Завещание. Римский юрист Ульпиан считал, что завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. А его коллега Модестин говорил, что «завещание есть справедливое решение нашей воли о том, что должно быть сделано после нашей смерти».

Завещание – это одностороннее формальное гражданско-правовое распоряжение лица на случай его смерти, где указывается наследник. Завещание являлось односторонней сделкой, оно выражало лишь волю завещателя. Наследование по завещанию – это распоряжение собственника своим имуществом после своей смерти, по своему усмотрению. Завещатель вправе в одностороннем порядке в любой момент изменить или вовсе отменить завещание, при этом старое завещание теряет силу. Завещания записывались на навощенных табличках.

С помощью завещания устанавливались наследники, опекуны для жены и детей, отдавались распоряжения насчет похорон. Завещатель мог в любой момент отменить свое завещание, совершив по форме такой же акт, необходимый для узаконения завещания (например, объявить о расторжении завещания в народном собрании) или сорвать с завещания печати. В поздний период достаточно было составить новое завещание, чтобы отменить предыдущее.

Сентенция (мнение) Катона (Sententia Catoniana) гласила, что обязательное исполнение завещания рассматривалось, как если бы завещатель умер во время совершения завещания.

Формы завещания древнейшего периода были довольно усложненными: в народном собрании, перед строем войска, в семейном кругу, с помощью обряда манципации. Если умирающий передавал свое кольцо сыну, то этим он указывал на наследника своего имущества.

Древнейшая форма оглашения завещания – перед народным собранием под председательством главного понтифика, специально для этой цели созываемым два раза в год (в мае и марте) на форуме, где наследодатель устно и публично называл то лицо, которое он хотел видеть своим наследником. Народное собрание могло одобрить решение наследодателя, но могло и не согласиться с ним. Для положительного решения собрания необходимо было представить веские аргументы, страх перед собранием предостерегал от необоснованных отстранений от наследства ближайших родственников. В дальнейшем обращение к народному собранию становиться простой формальностью. Неудобство данного метода заключалось в том, что народное собрание нельзя было созвать, если это было необходимо.

Солдаты в походе (вероятно, перед сражением) могли объявлять свою завещательную волю. Соответственно, пожилые люди, уже не служившие в армии, не могли прибегнуть к данному способу.

Поэтому стали применять другую форму – завещание в семейном кругу с применением обряда манципации. Завещатель в присутствии 5 свидетелей и весодержателя передавал свое имущество доверенному лицу, который произносил определенные фразы: «я утверждаю, что твое имущество находится по твоему приказанию под моей охраной, и оно пусть будет мною куплено за эту медь, в соответствии с твоим правом завещать имущество, в соответствии с публичным законом». Именно заявление мнимого покупателя о судьбе наследства – нункупация (nuncupatio) и представляло собой завещание, а обряд манципации становился формальностью. Во избежание обмана имя наследника вписывалось рукой завещателя.

Свидетелями не могли быть женщины, несовершеннолетние, немые, глухие, умалишенные, состоящие под опекой, подвластные приобретателя или завещателя. Император Адриан установил, что в случае обращения одного из свидетелей в рабство, завещание остается действительным. Доверенное лицо было обязано выполнить волю завещателя.

В период империи устная форма завещания совершалась заявлением в присутствии 7 свидетелей и письменными формами: «холографом» – завещание, полностью составленное и подписанное рукой завещателя, и «аллографом» – завещание лишь продиктованное и подписанное завещателем, занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистра, или передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение. Наследник должен быть назначен лично завещателем. Юридическое лицо не могло быть указано в качестве наследника.

Особые формы завещаний существовали для слепых и глухонемых: необходимо было присутствие 8-ми свидетелей; завещание слепых подписывало назначенное лицо; завещание глухонемого считалось законным лишь при наличии подписи самого наследодателя. Снижалось количество свидетелей до пяти, если действие происходило в сельской местности, а в случае эпидемии не обязательно присутствие всех свидетелей вместе.

Военнослужащие могли, ввиду неопытности и отсутствием качественной юридической консультации, составлять завещание любым образом, освобождаясь таким образом от всех принципов наследственного права. Воинам было позволено назначать наследниками иностранцев и латинских граждан.

Претор модернизировал процедуру составления завещания, упразднив манципацию и оставив только нункупацию в присутствии уже 7 свидетелей (первоначально присутствовало 5 свидетелей при обряде манципации, но в ходе развития права изменилось и число свидетелей), а при завещании слепых должен был присутствовать нотариус. Подражая древним обрядам, завещатель, держа таблички завещания, произносил: «Так, как это записано на этих глиняных табличках, так даю, так распоряжаюсь, так завещаю, так и вы, квириты, предоставьте мне свидетельство». Завещание обычно не оглашалось.

Таблички завещания складывались вместе, надписью друг к другу, и скреплялись печатями семи свидетелей. Позже стали требовать и подписи свидетелей. Император Константин (IV в. н.э.) утвердил составление завещания без манципации, достаточно было иметь 5 свидетелей, но документ должен содержать подписи и печати 7 свидетелей, в поздний период завещатель сам писал завещание и подписывал его без свидетелей.

Император Август в 6 г. до н.э. ввел пятипроцентную пошлину с наследства и предписал под угрозой штрафа в течение пятидневного срока после смерти завещателя предъявить завещание в магистрат, где оно вскрывалось. Свидетели тщательно осматривали свои печати и подписи на предмет подлинности.

Завещание считалось недействительным в случае несоблюдения формы завещания, словесных оборотов и т.д., в случае нарушения права на обязательную долю и при отсутствии завещательной способности. Если в завещании присутствовали противоправные требования или невыполнимые указания, считалось, что они отсутствуют в завещании.

Нередки были случаи подделки завещания. По закону Корнелия о завещаниях отвечает тот, кто, сознательно злоумышляя, подложное завещание или какой-нибудь другой документ напишет, огласит, подсунет, подпишет, а также скроет, устранит, распечатает, сотрет; и тот, кто сделает подложную печать, вылепит ее, приложит, а также кто устранит или сохранит. Если преступники из благородных – ссылаются на острова, если из простонародья – или отдаются в рудники, или караются смертной казнью, рабы же, если они после совершенного преступления были отпущены на свободу, распинаются на кресте.

Император Нерон (54-68 гг. н.э.) ввел новые правила в оформлении завещаний, дабы ограничить подделки. Устанавливалось проделывать в табличках отверстия, трижды пропускать через нее нитку и лишь, затем завещать. Две первые таблички должны быть чистыми, с одним лишь именем завещателя (чтобы лицо, составляющее завещание другому лицу, не могло подписать себе подарков).

Обычно завещание начиналось примерно с такой фразы: «Пусть Тиций будет наследником», и все написанное до этой фразы считалось недействительным. Постепенно эта процедура значительно упростилась, и уже было достаточно упоминания одного слова (напр., Тиций). Если в завещании отсутствовало имя наследника или составлено оно было не по форме, или если составитель ограничивался в правоспособности, завещание также теряло свою юридическую силу. Завещание должно быть написано на латинском языке, лишь позднее разрешалось составлять завещание на греческом.

Одно из завещаний дошедшее до наших дней это завещание, составленное знаменитым императором Юлием Цезарем, погибшим в 44 г. до н.э. Завещание, составленное Юлием, хранилось у старшей весталки, в нем упоминались три наследника – внуки его сестер. Гаю Октавию оставлял 3/4 имущества, Луцию Пинарию и Квинту Педию – последнюю четверть. В завещании он усыновлял Гая Октавия и передавал ему свое имя, назначались опекуны в случае рождения его сына. Народу он завещал сады над Тибром в общественное пользование и каждому гражданину по 300 сестерциев.

Завещателю необходимо было обладать активной, а наследнику пассивной завещательной способностью. Активная завещательная правоспособность давалась лицам, обладавшим полной правоспособностью.

Составлять завещание могли лица мужского пола старше 14, лица женского пола старше 12 лет, но если женщина не имели троих детей, то (только) с санкции опекуна. Евнухи могут составлять завещание тогда, когда обычно достигают зрелости, т.е. на восемнадцатом году. Не имели пассивной завещательной способности рабы (если их при этом не отпускают на свободу, лишь Юстиниан повелел: раб, назначенный наследником, делается свободным), перегрины (до постановления императора Каракаллы 212 г. н.э.), государство (находившееся в области публичного, а не частного права), муниципии, коллегии.

Определенные категории лиц, хотя и были наделены пассивной завещательной способностью, фактически этим правом не обладали. Ряд законов запрещал принимать наследство холостякам, незамужним, вдовам, разведенным – при условии их вступления в брак в течение 100 дней, вдовам в течение двух лет, разведенным до полутора лет, бездетным и вдовцу с детьми. Юстиниан упразднил данные ограничения.

Некоторые лица также были ограничены в праве наследования. Так, по законам Августа о борьбе с безбрачием холостые мужчины от 25 до 60 лет и незамужние женщины от 20 до 50 лет могли наследовать по завещанию только после ближайших родственников.

Дочери упоминались в числе наследников еще в законах XII таблиц, а в Институциях Юстиниана это объяснялось тем, что оба пола исполняют закон природы – рождение детей. Женщины могли завещать лишь при согласии своего опекуна (в случае отсутствия мужа и отца), а император Адриан предоставил женщинам право составлять завещание по своему усмотрению.

Завещатель был вправе определить долю каждого наследника. Если он не определял доли наследников, то они наследовали в равных долях.

В случае рождения после смерти отца семейства ребенка в течение 9 месяцев, он считался полноправным наследником. Чтобы избежать в этом случае возникновения недействительности завещания, постума (postumi) – не родившегося еще ребенка – упоминали в завещании.

Нельзя было назначить наследника на время. «Однажды наследник – наследник навсегда». Хотя наследодатель мог установить конкретные сроки и условия для принятия наследства. В случае нарушения данных установок наследополучатель мог лишиться своей доли.

Допускалась cубституция (subsitutus) – назначение условного наследника (или второго наследника) на случай, если названый наследник таковым не становится. Существовали:

- обычная (или вульгарная) субституция – в случае смерти наследника или отказа от завещания указывалось другое лицо. Например: если наследником не станет такой-то, то пусть будет такой-то.

- пупилярная субституция – наследство завещалось несовершеннолетнему, но в завещании указывался другой человек на случай смерти несовершеннолетнего после принятия наследства и не достигшего совершеннолетия. Например: пусть наследником будет такой-то, но если он умрет ранее достижения совершеннолетия, то пусть наследником станет такой-то.

Квазипупилярная субституция – «как бы для несовершеннолетних» – применялась к душевнобольным, если они, приняв наследство, умерли до выздоровления.

Подвластных сыновей следовало при лишении наследства упоминать поименно, а подвластных других степеней и лиц женского пола – общей фразой.

Назначение наследника сопровождалось возложением на последнего определенных действий имущественного характера. Если наследник не выполнял поручение, к нему могли быть применены административные меры воздействия. (Например: наследник обязывается поставить памятник на могиле).

В последние годы республики возникает институт кодициллы, пришедший из обычного права. Он представлял собой отдельный документ – приложение к завещанию, где фиксировались распоряжения, не вошедшие по различным причинам в завещание. При составлении кодицилл не требовалось соблюдения определенных форм. В период империи различие между кодициллом и собственно завещанием стирается.

Иногда даже принятое наследство отбиралось у наследника как у недостойного и передавалось другим наследникам или в казну.

Недостойным наследник объявлялся в случае умерщвления им наследодателя, уничтожения составленного завещания, умышленного воспрепятствия составлению завещания, при попытке обвинить в убийстве наследодателя невиновного.

В наследственном праве существовало понятие «необходимые наследники». Это дети и домочадцы патерфамилиаса. В завещании отец, женившийся во второй раз, должен упоминать о своих детях от первого брака. Обойденные в завещании наследники могли обратиться с жалобой в суд. Нарушение прав необходимых наследников без веских причин рассматривалось как подрывающее устои римской семьи. Положительное решение суда основывалось обычно на том, что завещатель был психически нездоров во время изъявления своей воли.

Юрист Марцелл считал, что лишение наследства необходимых наследников происходит под влиянием мнимых обвинений. Адвокаты истцов ссылались на предыдущие решения судов по аналогичным делам, что дало ряду исследователей основание утверждать о наличии в римском праве судебного прецедента. Для этого подавался параллельный иск, обычно против упомянутых в завещании наследников.

Для наследников, не получивших полной доли, давался специальный иск – иск законной доли. Постепенно возникает институт необходимых наследников. Под влиянием греческого права суд стал признавать завещания, в которых устранялись без веских причин ближайшие родственники, недействительными, т.к. это нарушало родственные обязанности.

Необходимые наследники – полнородные и единокровные братья и сестры, которые должны получить необходимую долю в размере не менее 1/4 законной доли.

Была создана обязательная доля наследства. Обязательные наследники – это дети умершего. В 115 Новелле Юстиниана отмечалось: в случае наследования по закону лицо должно было получить не менее 1/4 наследства, обязательная доля составляла 1/3 законной доли, а если по закону данное лицо должно получить менее четверти, обязательная доля составляла половину законной доли. Все наследство образует «наследственный асс» и делится, как и монета этого номинала, на двенадцать долей.

Юстиниан определил, что лишить наследства возможно лишь в случае вступления в брак дочери, не достигшей 25 лет, против воли родителей и действий, угрожавших жизни отца. Лишение наследства с помощью произнесенных слов называлось эксгередацией (exheredatio).

Не допускались так называемые наследственные пакты (договоры, в которых одна сторона обязывалась сделать другую сторону наследником или обе стороны желали видеть друг друга наследниками), поскольку заключение таких пактов накладывало определенные обязательства на наследодателя и нарушало одно из свойств завещания – возможность изменения завещания, сохранявшуюся до последних минут жизни завещателя.

10.2. Наследование по закону

Наследование по закону возникло раньше, чем наследование по завещанию. Наследование по закону возникало в случаях, если умерший не оставил завещания, если наследник, назначенный в завещании, умер раньше завещателя и если наследник отказался от принятия наследства. Имущество наследовалось первоначально только агнатом. По законам XII таблиц, если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжения о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.

Знаменитый итальянский ученый-романист Бонфанте сравнивал принятие наследства из рук домовладыки с принятием власти в государстве. Он полагал, что в древнейший период наследником могло быть одно лицо.

Среди агнатов преимуществом пользовался ближайший к предкам член семейства. Первоначально это был брат, но постепенно ближайшим агнатом становится сын.

Лица, обладавшие преимуществом в наследовании по цивильному праву, не могли отказываться от наследства и считались необходимыми наследниками.

Устанавливалось 3 разряда наследников:

1 разряд: свои наследники – те, кто в момент смерти находился под властью патерфамилиаса и ставшие затем юридически самостоятельными (например, сын патерфамилиаса). Как поясняет Гай, своими наследниками они назывались потому, что они внесли свой вклад своими приобретениями в имущество семьи (дети, жена, усыновленные и внуки умерших детей). Они не могли отказаться от наследства. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Внуки получали по праву представления. Если не оказывалось «своих наследников», призывались наследники 2 разряда.

2 разряд: призывались ближайшие агнаты, имевшие общего патерфамилиаса (брат, сестра и мать умершего, находившаяся на положении дочери в семье).

3 разряд: члены рода, кровные родственники усопшего – гентилы (gentiles). Они не являлись членами семьи. Земля, наследуемая гентилами, включалась в земельную собственность родственников или расходовалась согласно решению схода.

Каждая последующая очередь наследников получала наследство лишь при отсутствии вышестоящих наследников.

Сыновья умершего образовывали коллегию для совместного управления имуществом (неразделенным и не потревоженным). Гай в своих Институциях указывал, что каждый из братьев обладал автономной властью и даже мог отпустить на волю общих рабов, хотя был ограничен правом вето (veto) со стороны своих родственников. Общее имущество можно было разделить, также оно распадалось с момента смерти одного из братьев.

В преторский период развития права на смену агнатскому родству, пришло родство когнатское, соответственно изменился принцип наследования по закону.

Существовали 4 разряда наследников по Новелле 118, принятой в 543 г.

1 разряд. Все дети умершего и лица, приравниваемые к детям (представители мужского и женского пола), в том числе и эманципированные дети, при условии внесения ими своего имущества в наследственную массу.

2 разряд. Наследники по старому цивильному праву (свои наследники по восходящей степени – отец, мать, дед, бабка). Наследники делили наследство поровну.

3 разряд. Неполнородные братья и сестры (происходящие от одного отца и разных матерей или наоборот) вплоть до шестой степени родства (включая детей троюродных братьев и сестер). Дети наследовали в случае отсутствия своих родителей с помощью представителя.

4 разряд. Переживший супруг (муж после жены или жена после мужа), состоящий в браке сине ману (неформальном браке).

Бедной вдове в качестве обязательной доли предоставлялась 1/4 часть имущества мужа, а при наличии детей – доля узуфрукта.

Размер наследственной доли зависел от поголовного, или поколенного равенства. При поголовном равенстве все наследство делилось на равные части (например, 5 сыновей наследников получали по 1/5 части имущества).

Поколенное равенство действовало в тех случаях, когда одни лица наследовали на общих основаниях, а другие по праву представления. Например, после смерти главы семейства остаются трое сыновей, но в результате несчастного случая умирает один из них, и его два сына делят пополам 1/3 часть погибшего наследника. Если при нескольких наследниках доля завещания не устанавливалась, она делилась поровну.

Цивильное право еще не знало трансмиссии (переход права наследования к наследнику, призванного к наследству, но по различным причинам не принявшего его), в случае непринятия наследства оно признавалось бесхозным. Только в постклассический период в случае смерти наследника, не достигшего одного года, право наследования передавалось к отцу младенца (трансмиссия – это передача наследства). В 450 г. император Феодосий установил трансмиссию права наследования умерших наследников к собственным нисходящим наследникам (детям, внукам).

Если не было трансмиссии, доля отпавшего наследника прирастала к долям остальных. Невозможен переход имущества по наследству частично по завещанию, а частично по закону. Если из двух наследников по завещанию один умирал, не оставив наследника то его доля переходила к оставшемуся наследнику по завещанию. Точно также в случае отпадения одного из наследников по закону после открытия наследства его доля распределялась между остальными.

Юстиниан в своем Уложении к наследству стал призывать лишь когнатов и без различия пола.

1 очередь. Нисходящие родственники умершего (сыновья, дочери, внуки).

2 очередь. Восходящие родственники покойного (отец, мать, дед, бабка, неполнородные братья и сестры покойного).

3 очередь. Неполнородные братья и сестры умершего, имевшие общего отца при разных матерях или общую мать при разных отцах.

4 очередь. Все прочие кровные родственники без всяких ограничений.

5 очередь. Переживший супруг. Вдова, не имеющая собственного имущества и переданного, имела право на обязательную долю в размере 1/4 наследства.

Боги не могли быть наследниками, хотя с помощью легата можно было передать часть имущества в собственность храму.

После получения наследства имущество наследника и наследодателя объединялось. И здесь могла возникнуть ситуация, противоречащая интересам кредиторов завещателя, в случае если наследник сам имел кредиторов. В таком случае претор предоставлял кредиторам наследодателя право первыми удовлетворить свой интерес, и лишь затем имущество обоих сливалось.

Если же долги наследодателя превышали наследственную массу и принятие наследства получалось невыгодным, тогда наследник в присутствии нотариуса и свидетелей мог описать наследство и отвечать перед кредиторами умершего только в размере данного имущества.

Если не оказывалось ни одного родственника, то имущество считалось выморочным. В древнейшее время такое имущество считалось бесхозным и любое лицо могло его захватить. По цивильному праву годичное владение этим имуществом давало возможность стать собственником любому лицу, оккупировавшему ничейное имущество. В период империи выморочное имущество передавалось церкви.

Имущество членов корпораций, умерших без завещания и не имевших законных наследников, переходило в пользу коллегий.

Возможен был и отказ от наследства. Для этого не требовалось специальной церемонии, отказ можно было совершить в любой форме (даже с помощью молчания). Отказ не мог быть взят обратно, исключение составляли лица моложе 25 лет. Император Адриан предоставлял право реституции тому, кому было меньше 25 лет, когда по принятии наследства оказались значительные долги, которые не были известны во время принятия наследства.

Особым случаем наследства было отсутствие завещания у либертина. В случае смерти вольноотпущенника, не оставившего детей, его патрон претендовал на половину имущества. По закону Папиа 9 г. н.э. Вольноотпущенник, имевший наследство 100 000 сестерциев и оставивший менее 3-х детей, оставлял своему патрону определенную часть наследства, если же имел троих детей, то при дележе наследства патрон устранялся.

10.3. Легат

Помимо универсального преемства, как уже отмечалось, существовало и сингулярное наследство.

В завещании могли быть односторонние распоряжения о выдаче наследникам определенной суммы или передаче некой вещи третьему лицу. Отказ есть одностороннее распоряжение на случай смерти, совершаемое в повелительной форме.

Легат (древнейшая форма отказа) являлся распоряжением к наследникам ушедшего в иной мир для совершения каких-либо действий. Исполнение легата возлагалось на назначенного в завещании наследника.

Объектом легата могла быть собственность на вещь, выбор между несколькими вещами, обязательство, прощение долга, доля наследства, назначение алиментов. Первоначальным назначением легата обеспечить имуществом жену и детей на случай смерти завещателя.

Римский юрист Модестин так охарактеризовал легат: «легат – это дарение, оставленное посредством завещания».

Легат отличался от дарения тем, что дарение происходило только между живыми. Легат возник в древнейшее время и с его помощью завещатель передавал часть имущества своей жене и детям.

Разница между легатом и долей наследства заключалась в том, что доля наследства влекла за собой универсальное наследство, а легат вызывал сингулярное преемство.

Юстиниан упростил требования к составлению легата, легат можно составлять в устной или письменной форме в присутствии 5 свидетелей. Запрещалось поглощение легатом всего наследства. В случае отказа от легата легатария он терял силу, но в случае отказа завещателя от наследства легат продолжал действовать. Обременять легатом можно было лишь наследника. Если легат преследовал цель наказать наследника, то он считался недействительным.

Отказ под предлогом наказания считался недействительным. Например: «Если наследник мой выдаст замуж свою дочь за Тиция, то пусть даст 10.000 Сею». Свобода, данная под предлогом наказания, считалась недействительной. Недействительным считался отказ, направленный на неизвестное лицо. Например: «Пусть наследник даст 10.000 тому, кто первый придет на мои похороны». Свобода также не может даваться неизвестному лицу.

До II в. до н.э. завещатель мог распределить все свое имущество в виде отказов, оставив наследнику одни долги. Пытаясь бороться с этим, законом Фурия 200 г. до н.э. было запрещено предоставлять легаты некровным родственникам и стоимость передаваемых вещей ограничивалось 1000 ассами. Принявшие легат вопреки закону Фурия подлежали взыскиванию четырехкратного штрафа. На практике часто обходили вышеупомянутый закон составлением множества отказов менее 1000 ассов. В 169 г. до н.э. законом Вокония (Voconia) устанавливалось, что легатарий не мог получить больше, чем наследник, а также запрещалось богатым гражданам назначать наследницами женщин. В 40 г. до н.э. принят закон Фальцидия (Falsidia) который устанавливал оставлению наследнику не менее одной четвертой части наследственной массы. Если легаты превышали указанную величину, они уменьшались до необходимых размеров.

В Институциях Гая описывается четыре формы отказов по завещанию.

1. Отказ посредством виндикации. Посредством виндикации можно было отказывать законно те вещи, которые состояли в квиритской собственности самого завещателя. Все эти вещи должны определяться мерой, числом или весом. В правление императора Нерона был издан сенатусконсульт, позволявший отказывать вещь, не находившуюся в собственности (говорилось: «даю, отказываю», когда наследнику приказывалось поделить полученные вещи с третьим лицом, в случае неисполнения легата возможно предъявить наследнику виндикационный иск).

2. Отказ посредством присуждения. С помощью этой формы можно было отказать даже чужую вещь, при этом наследник должен был приобрести эту вещь и передать легатарию, или компенсировать стоимость вещи (произносилось: «мой наследник обязан дать», когда наследник обязывался в завещании передачи определенной собственности легатарию). Возможно было отказывать несуществующую пока вещь (например, урожай).

3. Отказ путем дозволения (говорилось: «мой наследник должен будет позволить»). Эта форма отказа позволяла передачу как собственной вещи завещателя, так и вещи наследодателя, но не вещи третьего лица.

4. Отказ посредством получения вещивперед (говорилось: «пусть предварительно получит») осуществлялся в предварительном выделении определенной вещи из общей массы наследства, получая отказ до дележа наследства).

В более поздний период развития римского права происходит размывание границ различных форм отказов, появляется лишь вещный и обязательный легат. В период правления императора Нерона сенатусконсультом Нерониарнима (I в. н.э.) были окончательно смыты различия между всеми формами легата.

При императоре Августе легат мог устанавливаться кодициллами (codicilli) (навощенная дощечка для письма, приложение к завещанию), данное письменное наследственное пожелание было действительно независимо от формы.

Отказ по завещанию вступал в силу со смертью завещателя или с открытием наследства. Если наследник отказывался от наследства или умирал до его принятия, легат не вступал в силу. Легатарий мог вступить в свои права лишь с согласия наследника. Самовольное овладение вещью признавалось самоуправством.

Легат защищался с помощью виндикационного иска и обязательного иска против наследника об исполнении.

Недействительность легата возникала при ничтожности завещания в целом, при искажении формы, неправоспособности легатария, непригодности объекта. Идея изначальной непригодности легата принадлежит римскому юристу II в. до н.э. Марку Порцию Катону, так называемое Катоново правило, по которому недействительность легата, составленного завещателем, сохранялась, даже если причина ничтожности прекращалась еще при жизни завещателя.

10.4. Фидеикомисс

Фидеикомисс – обращение к чести другого, доверительное поручение, порученное к совести. Формулы фидеиокомиссов: требую, прошу, доверяю, хочу.

Фидеикомисс – это неформальный легат, представляющий неформальную просьбу умирающего что-либо сделать под честное слово. «Тот, кто отказывает фидеикомисс, может говорить и с тем, кому отказывают, например (сказать): «я прошу тебя, Гай Сей, чтобы ты был удовлетворен этой вещью» или «я хочу, чтобы тебе это было предоставлено». Мог совершаться фидеикомисс и в форме просьбы (прошу, поручаю, желаю). Условие о легате помещалось в завещании, но позже возможно было его отдельное оформление (с помощью кодицилл). Фидеикомиссы направлялись на тех лиц, которые по различным причинам не могли получить имущество через наследство или легат. В период республики фидеикомисс не имел правовой защиты.

Другой формой отказа был фидеокомисс, возникший в период империи. К завещанию прилагались таблички с неформальной просьбой завещателя что-либо сделать в пользу третьих лиц. Первоначально фидеикомиссы предназначались также в пользу перегринов, латинов, гражданских общин и лиц, считавшихся неопределенными. Но несколько сенатусконсультов объявили ничтожными фидеикомиссы, направленные на перегринов и на неопределенных лиц.

Юстиниан установил ограничение объема фидеикомисса до 3/4 наследства. Выполнение фидеикомиссов зависело от чести (fides) принявшего просьбу, фидеикомиссарий не мог подать иск, а его защита возникла лишь при императоре Августе.

Объектом фидеикомисса могла быть любая вещь из состава наследства, а также вещь третьего лица. Если наследник отрицает отказ, с него взыскивается двойной штраф. Наследодатель с помощью фидеикомисса мог распорядиться, что какая-то выгода могла быть использована разными лицами. Делалось это в интересах членов семьи, наследниками могли быть разные поколения семьи (Юстиниан установил до четырех поколений).

Наследодатель передавал выгодополучателю часть имущества с помощью манципации с одной монетой. С помощью фидеикомисса можно было предоставить свободу рабу. Если раб чужой, наследник обязан был его выкупить и отпустить на волю. Но если собственник раба отказывался от этого предложения или устанавливал слишком высокую цену, фидеикомисс считался погашенным.

С помощью фидеикомисса можно было передать как собственную вещь завещателя, наследника, легатария, так и чужую вещь. Наследник обязан выкупить и передать фидеикомиссарию чужую вещь или возместить ее стоимость.

Фидеикомисс и легат мог устанавливаться с помощью кодицилла (отдельного документа, письма на имя наследника). Фидеикомисс получает исковую защиту в I в. до. н.э., а в VI в. н.э. сливается с легатом.

В этой форме отказа развивается специфический элемент сделки – модус (modus), при котором выгодополучатель обязывался к определенным действиям. Например, наследополучатель обязан воздвигнуть памятник.

Император Адриан установил, что фидеикомиссы, направленные на иностранцев, шли в казну государства. По закону Папия, холостые не могли принимать фидеикомисс.

Существовал универсальный фидеикомисс. Он представлял собой форму, в которой, назначив наследника по завещанию, он просит его передать все наследство другому лицу. В I в. н.э. был принят Пегасов сенатусконсульт, обязывающий принять наследство (чтобы избежать недействительность фидеикомиссов в случае непринятия наследства) и давал право наследнику удерживать 1/4 часть наследства. Фидеикомисс мог быть отозван без торжественной формы, посредством любого действия.

10.5. Дарение в случае смерти

Дарение - донация (donatio), в случае смерти являлось договором, по которому даритель предоставлял определенную вещь, но мог забрать эту вещь обратно, если избегал смерти или переживал одаряемого. Юстиниан объединяет дарение на случай смерти с легатом и фидеикомиссом.

В юстиниановский период дарение в случае смерти совершалось в письменном виде или устно в присутствии 5 свидетелей.

На случай смерти дарит тот, кто идет на войну или отплывает на корабле, а значит, с тем условием, что, если он вернется, подаренное ему будет возвращено, если погибнет, остается у того, кому он подарил. Дарение на случай смерти возникало при смертельной болезни, но при выздоровлении свое обещание даритель мог отменить.

В постклассический период дарение необходимо было зарегистрировать в магистрате. В сущности, особая форма дарения, совершаемая перед угрозой смерти была аналогична легату. В юстиниановский период этот вид дарения сливается в единое целое с легатом.

10.6. Принятие наследства

После открытия наследства имущество считалось лежачим и находилось в подвешенном состоянии. Время между открытием наследства и его принятием называлось лежачим (ожидавшим своего хозяина).

Открытием наследства являлась смерть собственника имущества. Принятие наследства зависело от категории наследников. Наследство могло приниматься торжественным заявлением в присутствии свидетелей – креция (cretio) – или определенными действиями, подтверждающими принятие наследства (действовать в качестве домовладыки, например ремонт дома умершего). Cretio отменяется в 407 г. н.э. По преторскому праву наследник вводился во владение, а в эпоху Юстиниана достаточно было подачи письменного заявления в магистратуру.

Срок принятия наследства цивильное право не указывало, а преторское право определяло в сто дней для нисходящих и восходящих и в один год – для остальных наследников.

В классическую эпоху по истечении 100 дней наследник считался отказавшимся от наследства. Если наследник обращался в суд с просьбой установить срок принятия наследства и просрочивал, то считался до Юстиниана – отказавшимся, а после Юстиниана – принявшим.

В течении установленного срока наследник размышлял о том, будет ему выгодно или нет принять наследство. При принятии наследства говорились такие слова: «Так как Мевий назначил меня наследником, то я его наследство принимаю и беру».

Наследник нес материальные потери в тех случаях, когда долги превышали наследственную массу. Римляне представляли, что в наследстве таинственном образом воплощается душа покойного и долг наследника – рассчитаться за долги, как за свои собственные. Не желая нести убытки, наследник вправе был провести инвентаризацию наследства. Тогда он уже не отвечал по долгам, превышающим наследство.

Указом 531 г. императором Юстинианом была введена льгота описи и оценки. Если наследник производил опись имущества в течение 30 дней в присутствии нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев не позднее трех месяцев после того, как он узнал об открытии наследства, то его ответственность по долгам ограничивалась размерами наследства. Но если сам наследник имел большое количество долгов, претор вводил льготу отделения. Она представляла собой возможность отделения собственности наследника от собственности наследодателя и удовлетворения интересов кредиторов завещателя.

В случае принятия наследства прекращали существование долги между завещателем и займодателем, прекращались сервитуты наследодателя на имущество наследника (и наоборот).

При отказе цивильных наследников от наследства претор призывал наследников других разрядов, но если и они отказывались (в связи с невыгодностью), претор продавал имущество с аукциона и так удовлетворял претензии кредиторов.

Кредиторы, предвидя возможные убытки в случае распродажи наследственного имущества с торгов, могли договориться с наследником о смягчении своих требований.

Список литературы:

1. В.Б. Романовская, Э.Б. Курзенин. Основы римского права. Нижний Новгород. 2000.

2. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. М., 1997.

3. Хвостов В.М. Новый труд по критике римской традиции. М., 1902.

4. Джонс А.Х. Гибель античного мира. – Ростов-на-Дону. Изд-во « Феникс». 1997, 576 с.

5. Зайков А.В. Владение в своде законов Российской империи и римская possession / Древнее право. Ivs antiovvm. 2004. №1 (13). С.117-128.

6. Латыпова Д.Ф. Римское право. Учебное пособие. Уфа. 2002.

7. Джонс А.Х. Правосудие поздней Римской империи. http://ex-jure.ru/law/news.php?newsid=130

8. Рассуждение Федора Дыдынского, написанное для получения степени доктора римского права. Варшава, в типографии С. Оргельбранда 1872. http://ex-jure.ru/law/news.php?newsid=42.

9. Система римского права. Конспект лекций / Хвостов В.М.; Предисл.: Вормс А. - М.: Тип. Вильде, 1909. - 147 c.

10. Е. Бутович-Бутовский Римское право в средние века./ Журнал министерства народного просвещения. Т. XX, 1838, № 10, Октябрь. . http://ex-jure.ru/law/news.php?newsid=247

11. Бадак А.Н., Войнич И.А., Волчек Н.М. История Древнего мира: Древний Рим. Мн., 2000.

12. Бартошек М. Римское право. М., 1989.

13. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

14. Беккер К.Ф. История Древнего мира: Древний Рим. М., 2001.

15. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 2001.

16. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.

17. Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 2001.

18. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2001.

19. Горбовский А.А., Семенов Ю.С.Закрытые страницы истории. М., 1988.

20. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

21. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. М., 1997.

22. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л., 1974.

23. Ковнарева Н.Р. Римское наследственное право. М., 2001.

24. Корнелий Тацит. История. М., 2001.

25. Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

26. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

27. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994.

28. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. М., 1997.

29. Омельченко О.А. Всеоощая история государства и права. М., 1997.

30. Омельченко О.А. Основы римского права. М., 1994.

31. Плутарх. Избранное жизнеописания. Мн. 1998.

32. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М., 2000.

33. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2000.

34. Скрипилев Е.А. Основы римского права. М., 1998.

35. Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 1995.

36. Цицерон. Философские трактаты. М., 1997.

37. Черниловский. Римское частное право. М., 1997.

38. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана // Памятники римского права. М., 1998.

39. Ткаченко С.В. Рецепция римского права. Вопросы теории и истории. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Москва. 2006.

40. Азнагулова Г. М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем. Автореферат дисс. канд. юр. наук. Казань, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Значение и источники римского права………………………………….4

1.1. Влияние римского частного права на становление мировой юриспруденции……………………………………………………………………..4

1.2. Источники римского права. Обычное право………………………………….9

1.3. Цивильное право……………………………………………………………….10

1.4. Преторское право……………………………………………………………...14

1.5. Право народов………………………………………………………………….16

1.6. Деятельность римских юристов………………………………………………17

1.7. Дигесты Юстиниана…………………………………………………………..20

Глава 2. Государственные органы Древнего Рима……………………………….22

2.1. Основание Рима………………………………………………………………..22

2.2. Царь…………………………………………………………………………….24

2.3. Сенат……………………………………………………………………………24

2.4. Народные собрания……………………………………………………………26

2.5. Магистратура…………………………………………………………………..28

2.6. Жреческие коллегии…………………………………………………………..32

2.7. Вспомогательные коллегии…………………………………………………..34

2.8. Император……………………………………………………………………..35

Глава 3. Лица……………………………………………………………………….42

3.1. Правовое положение римских граждан………………………………………43

3.2. Ограничение правоспособности……………………………………………...44

3.3. Правовое положение латин…………………………………………………..46

3.4. Правовое положение перегринов……………………………………………..46

3.5. Правовое положение рабов……………………………………………………47

3.6. Правовое положение вольноотпущенников – либертинов………………….52

3.7. Колоны………………………………………………………………………….54

3.8. Юридические лица…………………………………………………………….56

Глава 4. Защита прав……………………………………………………………….59

4.1. Легисакционный судебный процесс………………………………………….59

4.2. Формулярный судебный процесс…………………………………………….62

4.3. Преторская формула…………………………………………………………..64

4.4. Когниционное производство (экстраординарный судебный процесс)……65

4.5. Иски……………………………………………………………………………67

Глава 5. Право собственности…………………………………………………….71

5.1. Классификация вещей………………………………………………………...71

5.2. Право владения………………………………………………………………...72

5.3. Право собственности…………………………………………………………..73

5.4. Цивильная (квиритское) собственность.……………………………………..76

5.5. Провинциальная собственность………………………………………………77

5.6. Преторская (бонитарное) собственность……………………………………77

5.7. Общая собственность…………………………………………………………78

5.8. Другие способы приобретения права собственности……………………….79

Глава 6. Право на чужую вещь…………………………………………………….83

6.1. Земельные сервитута…………………………………………………………..83

6.2. Личные сервитуты. Узуфрукт………………………………………………85

6.3. Суперфиций………………………………………………………………….87

6.4. Эмфитевзис…………………………………………………………………..87

Глава 7. Семейные правоотношения……………………………………………89

7.1. Римская семья………………………………………………………………..89

7.2. Отцовская власть…………………………………………………………….90

7.3. Имущественные отношения…………………………………………………92

7.4. Брак……………………………………………………………………………93

7.5. Условия вступления в брак………………………………………………….95

7.6. Виды браков…………………………………………………………………..96

7.7. Развод………………………………………………………………………….99

7.8. Приданое…………………………………………………………………….100

7.9. Узаконение…………………………………………………………………..101

7.10. Усыновление………………………………………………………………..102

7.11. Опека…………………………………………………………………………103

7.12. Попечительство……………………………………………………………..105

Глава 8. Обязательственное право……………………………………………….106

8.1. Понятие обязательства……………………………………………………….106

8.2. Деликты……………………………………………………………………….108

8.3. Квазиделикты…………………………………………………………………111

Глава 9. Договоры………………………………………………………………..113

9.1. Контракты……………………………………………………………………113

9.2. Вербальные контракты………………………………………………………114

9.3. Литеральные контракты……………………………………………………..115

9.4. Реальные контракты…………………………………………………………116

9.5. Консенсуальные контракты…………………………………………………119

9.6. Безымянные контракты………………………………………………………124

9.7. Пакты…………………………………………………………………………125

9.8. Квазиконтракты………………………………………………………………126

9.9. Обеспечение договоров……………………………………………………..126

Глава 10. Право наследования……………………………………………………128

10.1. Наследование по завещанию………………………………………………128

10.2. Наследование по закону……………………………………………………134

10.3. Легат…………………………………………………………………………137

10.4. Фидеикомисс………………………………………………………………..139

10.5. Дарение в случае смерти……………………………………………………140

10.6. Принятие наследства………………………………………………………..141

Список литературы………………………………………………………..………………142

Наши рекомендации