Отражение идеи «первенства власти» в службе Первоверховным апостолам Автор: Максим Григорьев

1) Введение

Данная работа представляет собой еще одну попытку осмыслить значение примата апостола Петра в Восточной (православной) традиции на примере литургического материала. Филологические исследования литургических текстов необходимы для всестороннего исследования вопроса о том, какое значение фигура Апостола Петра имеет в православном Священном Предании. Справедливо замечание православных апологетов, согласно которому достижения патрологии, описывая историческую реальность (слова тех или иных святых отцов и церковных писателей древности), не могут являться неопровержимыми аргументами в рамках дискурса в силу «неполной рецепции» Церковью корпуса святоотеческого наследия. Литургические же тексты, в отличие от святоотеческих (часто незнакомых современному православному верующему) являются легкодоступными, часто воспроизводимыми и изменяемыми, что делает научное рассмотрение оных – исследованием церковной традиции в синхронии.

Целью настоящего исследования выступает анализ центрального литургического текста по проблематике – службы Петру и Павлу на предмет языковых средств, репрезентирующих концепт «Первенство Апостола Петра».

2) Методологическая секция

Использованы следующие методы: методика сплошной выборки; лингвистического наблюдения, методы семантико-компонентного и интертекстуального анализа.

Особенности дискурса определяют необходимость конкретизации зоны семантической репрезентации данного концепта:

К общим семам, таким как «первенство в чем-то», «преимущество», добавлены маркирующие семы «власть», «главенство [в микросоциуме Апостолов]», «основа [веры, Церкви]», чтобы обозначить маркированную группу языковых средств как «католическую», то есть отражающую католический взгляд на первенство Апостола Петра, а также чтобы отследить наличие референций к Мф. 16:18 – ключевому Евангельскому тексту дискурса, подход к экзегезе которого отличается в католической и православной традициях.


Для сравнения фиксируются «маркеры власти» фиксируются не только по отношению к Апостолу Петру, но также к Апостолу Павлу и двум апостолам как к единому субъекту. Материал для исследования представляет собой атрибуты любого уровня (слова, словосочетания, синтаксические структуры), модифицирующие по тексту Петра, Павла и обоих апостолов соответственно с исключением нейтрального и общего для всех групп модификатора «апостол».

Синтаксические единицы рассматриваются только при невозможности вычленения лексического эпитета искомой конфигурации, что связано с ограниченностью методологии семантико-компонентного анализа в исследовании предложений.

3) Результаты исследования (см. Приложение 1)

Малая Вечерня

Общее число маркированных модификаторов
«Властные эпитеты» по отношению к Петру 6 (75%)
«Властные эпитеты» по отношению к Павлу
«Властные эпитеты» по отношению к обоим Апостолам как к единому субъекту 2 (25%)

Великая Вечерня

Общее число маркированных модификаторов
«Властные эпитеты» по отношению к Петру 4 (44,4%)
«Властные эпитеты» по отношению к Павлу 1 (11,1%)
«Властные эпитеты» по отношению к обоим Апостолам как к единому субъекту 4 (44,4%)

Утреня

Общее число маркированных модификаторов
«Властные эпитеты» по отношению к Петру 9 (90%)
«Властные эпитеты» по отношению к Павлу
«Властные эпитеты» по отношению к обоим Апостолам как к единому субъекту 1 (10%)

Примечание: две «Петровские» единицы не были взяты мною в расчет для большей бесспорности результатов, в связи с тем, что семантических анализ оных с учетом особенностей их интертекстуальности представляет, по моему мнению, тему для отдельного исследования:

1) …темже и любимое вручает тебе [Петру] стадо.

2) Темже достойно ублажается, яко свыше прием откровение, вязати же и решити праведно прием.

Всего по тексту службы Петру и Павлу

Общее число маркированных модификаторов
«Властные эпитеты» по отношению к Петру 19 (70, 4%)
«Властные эпитеты» по отношению к Павлу 1 (3,7%)
«Властные эпитеты» по отношению к обоим Апостолам как к единому субъекту 7 (26%)


Режим доступа к использованному варианту текста: http://www.pravmir.ru/pamyat-apostolov-petra-i-pavla-chto-poetsya-na-sluzhbe/

4) Обсуждение результатов

В рамках исследования удалось доказать, что в ключевом литургическом тексте, посвященном первоверховным апостолам Петру и Павлу, подавляющее большинство эпитетов, подчеркивающих власть (первенство во власти) среди Апостольского собрания, а также фундаментальную роль для всей Христианской веры относится к Апостолу Петру, менее трети – «святым первоверховным апостолам» как единому субъекту и менее 4% - к Апостолу Павлу.

Особый интерес представляет интертекстуальный аспект: и в зафиксированных эпитетах и просто по тексту (в рамках «исторического» повествования, раскрывающего жизнь Апостола и таким образом дающего «основу» для его культа у участников литургических действий) постоянно делается отсылка к проблемному Мф 16:18, сам Петр (и один раз Петр и Павел вместе) именуются «основаниями Церкви», только Петр (многократно и лично) – Камнем.

Именно Мф. 16, 13 – 19 выбрано в качестве Евангельского чтения на Утреню (хотя Апостол Петр появляется на многих страницах Нового Завета).

Интертекстуальность этого и других литургических текстов – источник вопросов и проблематики для новых исследований (лишенных ограничений настоящей работы), необходимых для лучшего осмысления церковного предания Востока.

Результаты же данного исследования обосновывают необходимость дальнейшего лингвистического, культурологического и богословского исследования тех маркированных эпитетов, что относятся к Павлу и к обоим Апостолам. Из них наиболее интересные на мой взгляд:

А) первопрестольник апостолов (в отношении Павла)

Б) и основания Церкве (в отношении к обоим)


Петр Павел Оба
Петрову твердость   апостолов основание,   каменю Христовы Церкве,   христианов начало,   паси овцы твоего двора славно: агнцы твоя сохрани…   Молитвенник к Богу   Петре верховный ученииче     основание веры и Павлов разум, и светлую мудрость   Павле себлаженне   языков ловче,   христиан предстателю,   вселенныя светильниче,   уста немолчна Христа Живаго Бога,   обтекий якоже солнце концы вся проповеданием Божественныя веры   апостолов исполнение   честныя апостолы Твоя мысленнии светильницы   звезды словесныя,   вселенную озаряюще   и обоих богогласие истинное   оба апостолы Твоя   и обою собору первостоятельствующих другов Твоих   первии проповедницы   Апостолов первопрестольницы,   и вселенныя учителие  

На Великой Вечерни

Петр Павел Оба
апостолов предначальника   каменю и основание   верховне славных апостол, каменю веры   каменю веры   Царствия ключи от Христа прият   искренний друже твоего Учителя, Христа Бога нашего     оваго же, яко паче инех трудившася.   сосуде избранный   чудне   святых Церквей вития и светильниче   уста Господня,   основание учений,   первопрестольник апостолов   похвало вселенныя   славне апостоле   славне апостоле     апостоле, и учителю Церквей   Павле вселюбезнейший, и проповедниче веры   учителю вселенныя:   супруже святоизбранный     богопроповедников первостоятели   богоразумия криле, прелетевшия концы, и к небеси вознесшияся   Руце евангелиа благодати.   Нозе истиннаго проповедания   реки премудрости   крестныя роги, имиже демонов бровь Христос низложи   безбожия заклавшия незатыкаемая уста,   страшныя Духа мечи,   Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Новаго Завета богописанныя скрижали мысленныя,   благохвальное и красное собрание, благодати избранныя хитрецы   разорители безсловесных и служителие словесных   всех Творца и Строителя, избрания красная   ходатаи благих, и отгонителие лестных   Ученики Христовы,   и основания Церкве,   истинныя столпы и стены,   и трубы Божественныя Христовых учений и страданий,   верховныя Петра и Павла   сопряженнии волы Христовы   Божественному престолу предстояще   многоплодныя лозы,   всехвальнии апостоли   Светильники великия Церкве   оба Израилю возвещают   премудрых апостол и верховных    

На Утрени

Петр Павел Оба
камень веры   ключарь благодати   Церковнаго каменя   каменя веры   Верховнейшаго апостолов   первозваннаго Христова   всеблаженне Петре   предстателя Своея Церкве   первопрестольника   блаженна   сладкая уста Христа Бога   сокровище твердо Царствия   Петре веры каменю   Человеком ловца (…) божественна   Всеблаженне   Первозванному   зело возлюбленному   председателю [апостолов]     …темже и любимое вручает тебе [Петру] стадо.   лучший апостолов   Темже достойно ублажается, яко свыше прием откровение, вязати же и решити праведно прием.   каменя непостыдна Церкви   пребольши ангел     Мирскую мрежу проповедник Света   премудрого Павла   истиннаго учителя   таинника Христова   Павле всеблаженне   ревнитель отеческих (…) преданий   всеблаженне   Павле похвало вселенныя   сосуд избран   великий источник   божественный апостол   честный   блаженне   блаженне   верный служитель   строитель тайн [Христовых]   печать и венец апостолов Твоих   невестовождь [Церкви]   богоносе   Христопроповедник   Узник (…) Христов   небеснии таинницы Верховныя (…) от ученик,   великия светильники   Вышняго Царствия оружницы   благодати сопрестольницы   Благочестия истинныя проповедники   Церкве пресветлыя звезды   Твердыя и боговещанныя проповедатели   божественныя   вселенныя светильники   проповедники веры   богословныя трубы   учений сказатели   Церковныя столпы   и разорители лести   Всечестный апостолов [праздник…]   Светильницы   учений Божественных основания   друзи Христовы   сосуди честнии

Наши рекомендации