Памятники Тульского некрополя и «некаторыя прысуджаныя да ссылкі» в Тулу

Считается, что организованная католическая община в Туле появляется после прибытия сюда в шестидесятые годы позапрошлого века арестантской полуроты, состоящей из участников польского освободительного восстания.

Восстание 1863 года, или Январское восстание (польск. Powstanie styczniowe) — шляхетское восстание на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой в прежних границах, когда не Польша была частью России, но напротив, населённые русским населением территории входили в состав Республики Польской и Литовской. «Литвинами» или «русинами» называли преимущественно тех, кого сегодня называют белорусами, а то, что сегодня Беларусь (и отчасти Литва) носило название Северо-Западного края.

Восстание в Северо-Западном крае проходило под руководством Константина (Кастуся) (Вінцэнт Канстанцін) (1838 - 1864) Калиновского. Современник Калиновского генерал-майор В. Ф. Ратч (1816 - 1870) в своём донесении виленскому генерал-губернатору М. Н. Муравьеву (1796 - 1866) утверждал, что Константин Калиновский во главе «красных литвинов» сражался за самостоятельность Литвы («Литва» в данном случае подразумевается в историческом смысле, то есть Великое княжество Литовское, включавшее в себя территории нынешней Литвы и Беларуси). Однако он же отмечал, что и в Северо-Западном крае существует прямая взаимосвязь между католической верой и польским языком «сколько вера имеет влияние на укоренённое поныне внутренне убеждение простолюдина, что православный – русский, а латинянин – поляк… столько язык влияет на подобное убеждение, так называемых образованных классов, между туземцами…». В борьбе с участниками восстания командующим войсками в Северо-Западном крае Муравьёвым от 8,2 тысячи до 12,5 тысяч человек было отправлено в ссылку, арестантские роты или на каторгу. В основном это были непосредственные участники восстания: католические священники и представители шляхты, доля католиков среди репрессированных составляла свыше 95 %, что соответствует общей пропорции участников восстания. Семьи восставших отправлялись на поселение в Центральные губернии Российской империи, в том числе и Тульскую.

«Некаторыя прысуджаныя да ссылкі ў Тульскую арыштанцкую роту» были также с территории современной Беларуси. В состав приговоренных к ссылке в Тульскую роту на срок от 1 до 4 лет входили не шляхтичи но крестьяне-однодворцы, мещане и горожане из «г. Ліды» «г. Віцебска» и некоторых других.

После отбытия срока наказания многие из сосланных оставались в Туле в силу запрета проживать на родине или в столичных городах, также многие из сосланных в другие места необъятной Росии переводились на жительство во внутренние российские губернии и в том числе в Тульскую.

В 1868 году находящаяся в Туле арестантская полурота подчиняется гражданскому ведомству, а в 1886 году Тульское исправительное арестантское отделение упразднено. Однако ещё в 1875 году число католиков-мужчин значительно преобладает в общем количестве тульских жителей «римско-католического вероисповедания». Некоторые из них нашли упокоение на территории теперь общего на всех Тульского некрополя.

Различение католических и лютеранских надгробных памятников может строиться уже на разнице в языках тульских католиков и лютеран. Католические памятники Тульского некрополя отмечают (или отмечали) погребения выходцев преимущественно с территории Царства Польского и Северо-Западного края. Следовательно, эти надгробия должны иметь особенности характерные для погребальных практик данного региона – прежде всего надписи на польском языке, определённые сакральные элементы и символы. На католических кладбищах бывшего Северо-Западного края (например, в Гродно) «обязательным элементом… является устойчивое словосочетание święty pokój, которое сводится к аббревиации Ś.P. (Ś.†P; ś.p.), компоненты которой могут разделяться знаком † или стилизованными схематическими изображениями веток растений…». На Тульском Всесвятском кладбище аббревиатура «S.P.» украшает большинство известных католических надгробий. Так подобное славословие стоит в начале эпитафии на памятнике, под которым погребён Скавронский Эварист Владиславович (Skowronski Ewarist) (1847 – 1909). В другом месте в соответствии с принятой у польско-язычных католиков практикой на надгробии, под которым был захоронен Степанов Станислав Адамович (Stepanow Stanislaw) (1868 – 1896), стоит обозначение его профессии – причём использован польский аналог: RZADOWY KOMORNIK MIASTA TULY [государственный чиновник [судебный исполнитель] города Тулы]. Метрические книги подтверждают принадлежность и Э.В. Скавронского и С.С. Степанова к римско-католическому приходу в Туле...

Существовавшие в Туле общины католиков и лютеран, чья деятельность была многогранной и «имела несколько направлений» не сохранились - как и не сохранились в изначальном виде конфессиональные кладбища дореволюционной России. Тем не менее, существуют отдельные памятники способные поведать о занятиях, общественном положении, повседневной жизни и вере человека под надгробием упокоенного. Изучение надгробий Тульского некрополя позволяет дополнить историю города Тулы, где прибывавшие в город лютеране и католики становились уже не просто «иноверцами», но частью единой русской истории, культуры, пространства, земли.

Наши рекомендации