Порядок действий при возникновении пожара в поезде

14.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при
следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по
возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных
автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

14.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими
вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях,
под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций,
сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого

распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и
эвакуации пассажиров.

В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке
пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися
средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по
документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-
3 классов, по согласованию с ДНИ, может продолжить следование до ближайшей
станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую
следует поезд, для принятия ими мер.

Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог
должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив
не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными
изоляторами, воздушными стрелками.

14.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист
должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два
коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой
возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному
диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных
подразделений.

14.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятия напряжения в
контактной сети и её заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к
проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние
менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до
их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов
разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и
порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети
ближе 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных
огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления
контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от
контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми
средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо
следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной
сети на расстояние менее 2 м.

14.5. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия
пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции - начальником станции, его заместителем, а
в их отсутствие дежурным по станции;

на перегоне - локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой;
во всех остальных случаях - локомотивной бригадой.

14.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:

- принять меры его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором
обнаружен пожар;

- вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование
груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его
количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны.

14.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

- вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного
подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и
расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в
радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;

- цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ)
жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе
200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

- вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах - отцепить и
отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно
приступить к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами
пожаротушения;

- цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении
опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и
организовать её охрану (тушение такой цистерны огнетушителями запрещается);

- вагона со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд,
отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной
карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями,
изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции,
находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда, тушение пожара осуществляется
поездной бригадой, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится
согласно установленным нормам.

14.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада
обязана:

- перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста,
остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины,
отключить главный выключатель, опустить токоприёмник и остановить поезд;

- подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких)
и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

- принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы
управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;

- на электровозах убедиться, что токоприёмник опущен, и контактный
провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг
расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с
помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся
огнетушители и сухой песок;

- включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от
конструкционных особенностей локомотива;

- при возгорании тяговых двигателей или подводящих кабелей к ним
тушение пожара начинать с кузова электровоза;

- если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися
средствами, отцепить электровоз и отвести его от состава поезда на расстояние
не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с
горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние,
предварительно закрепив горящую секцию.

После ликвидации пожара, подача напряжения на локомотив (запуск
дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов,
запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с
опущенными токоприёмниками и отключенными цепями управления,

14.9. При возникновении пожара в МВПС локомотивная бригада обязана:

- на электропоездах - перевести в нулевое положение рукоятку
контроллера, отключить выключатель управления (на поездах постоянного
тока), или главный выключатель (на поездах переменного тока), опустить все
токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

- на дизель-поездах (автомотрисах, рельсовых автобусах) - перевести в
нулевое положение рукоятку контроллера и остановить дизель (на дизель-
поездах ДР1 остановить также вспомогательный дизель), выключить все
приборы управления на пульте управления, остановить дизель-поезд
(автомотрису, рельсовый автобус) и принять меры к его удержанию на месте;

- подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких)
и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

- убедиться в том, что все токоприемники опущены и что контактный
провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

- при необходимости оповестить пассажиров о случившемся по
внутрисалонной связи, организовать эвакуацию пассажиров из горящего вагона
и вагонов, которым угрожает опасность;

- запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить
вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и
песок;

- если подвижной состав оборудован установкой пожаротушения привести
ее вдействие;

- если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися
средствами, принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на
расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или
находящиеся вблизи здания и сооружения, не менее 50 м и совместно с
прибывшими пожарными подразделениями ликвидировать пожар.

15. Порядок действии при обнаружении в пути следования
неисправностей колесных пар подвижного состава.

15.1. При обнаружении в пути следования неисправностей колесных пар
локомотива, МВПС локомотивная бригада обязана:

- осмотреть колёсную пару и определить, есть ли ослабление бандажа на
ободе колесного центра и, если бандаж не ослаблен, проверить состояние
стопорного кольца;

- при ослабленном бандаже или стопорном кольце более установленных норм заказать вспомогательный локомотив с хвоста поезда, а после прибытия
вспомогательного локомотива выключить тяговый электродвигатель, тормозной
цилиндр неисправной колесной пары и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч;

- при устоявшемся провороте бандажа колесной пары без признаков ослабления бандажа и стопорного кольца, на данной колесной паре, отключить тяговый электродвигатель, исключить действие тормозов, поставить новую метку и установив контроль за техническим состоянием данной колёсной пары довести поезд до конечной станции;

- при обнаружении повторного проворота бандажа в пути следования, отцепить локомогив от грузового поезда и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч с выключенным тяговым электродвигателем и тормозным цилиндром неисправной колесной пары;

- при следовании с пассажирским поездом затребовать вспомогательный локомотив с хвоста поезда и, после прибытия вспомогательного локомотива, выключить тяговый электродвигатель и тормозной цилиндр неисправной колесной пары и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч.

- об обнаруженном провороте бандажа произвести запись в журнале технического состояния локомотива.

15.2. Порядок действий при обнаружении в пути следования неисправностей колесных пар подвижного состава:

- при обнаружении в пути следования у пассажирского или грузового вагона (кроме моторного вагона МВПС или тендера с буксами с роликовыми подшипниками) ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар, со скоростью не свыше 100 км/ч в пассажирском поезде и не свыше 70 км/ч в грузовом поезде;

- при глубине ползуна от 2 до 6 мм у вагонов, кроме моторного вагона МВПС, и от 1 до 2 мм у локомотива и моторного вагона МВПС допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/ч, при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч. На ближайшей станции колесная пара должна быть заменена;

- при глубине ползуна свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона МВПС разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа двигателей) поврежденной колесной пары отключены.

Глубина ползуна измеряется абсолютным шаблоном. При отсутствии шаблона допускается на остановках в пути следования глубину ползуна определять по его длине с использованием данных, указанных в таблице:

Наши рекомендации

Глубина ползуна, мм ---------------------------------------------------------------- Длина ползуна, мм, на колесах диаметром, мм