Детские и юношеские годы будущего императора.
2. Внутренняя политика Александра III: попытки успокоения России.
Мирный период во внешней политике.
Методические рекомендации
1 вопрос.Характеризуя процесс воспитания второго сына императора Александра II, обратите внимание на разный подход к обучению наследников престола (более широкая программа) и их младших братьев (преимущественно военные науки). Каким образом великий князь Александр Александрович стал наследником? Отметьте роль учителей и воспитателей цесаревича: историка С. М. Соловьева, экономиста А. И. Чивилева, литератора Я. К. Грота, юриста К. П. Победоносцева, генерала Н. В. Зиновьева.
Обратите внимание на тот факт, что недостаток образования с 1868 г. частично компенсировался его участием в управлении государством. Какие личные качества Александр проявил во время военных действий в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.?
Расскажите историю женитьбы Александра на бывшей невесте умершего брата Николая (Марии-Софии-Луизе-Фредерике-Дагмаре, принявшей в православии имя Марии Федоровны). Какие отношения складывались с супругой и детьми? Сделайте вывод о характерных чертах личности будущего императора. Подчеркните, в каком возрасте он стал правителем России.
2 вопрос.В процессе анализа особенностей внутренней политики Александра III охарактеризуйте состояние российского общества в начале 1880-х годов. Какое влияние на императора и правящие круги оказала гибель его отца от рук народовольцев? Чьей победой в итоге закончилась борьба в правительстве между либералами и консерваторами, кого поддержал Александр III?
Определите общий смысл политики контрреформ. Проведите параллели с правлением деда, Николая I. Какие общие цели ставились в эти периоды? Какими способами правительство пыталось успокоить Россию? Следует подчеркнуть, что по некоторым направлениям реформы 60 – 70-х годов все-таки продолжились: крестьянский и рабочий вопросы, промышленное и финансовое развитие и др. Выделите влияние некоторых политиков на императора и его курс – К. П. Победоносцева, Н. Г. Бунге, С. Ю. Витте.
Подведите итоги внутренней политики императора. Как на нее реагировало революционное подполье?
3 вопрос.Описывая внешнеполитические шаги правительства Александра III (окончательное присоединение Средней Азии в 1885 г., заключение русско-французского союза 1891 – 1893 гг. и др.), заметьте, что император получил наименование Миротворец. Почему?
Прокомментируйте его крылатые фразы: «У России в мире есть только два союзника – русская армия и русский флот!»; «Пока русский царь ловит рыбу, Европа может обождать!».
Сделайте общий вывод. Используя предложенную литературу, отметьте противоречивые оценки личности и политики Александра III с точки зрения современников, историков. Почему его называли «самым русским царем» за весь XIX век?
Литература
1. Александр III. Его личность, интимная жизнь и правление. М., 1991.
2. Боханов А. Н. Император Александр III. М., 1998.
3. Валькова В., Валькова О. Правители России (Энциклопедия). М., 1999.
4. Ламздорф В. Н. Дневник. 1894 – 1896. М., 1991.
5. Михайлов О. Н. Забытый император (про Александра III). М., 1996.
6. Озерский В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов-на-Дону, 2004.
7. Пирумова Н. Два Александра // Родина. 1993. № 11.
8. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.
9. Пчелов Е. В. Монархи России. М., 2004.
10. Российские самодержцы (1801 – 1917 гг.). М., 1994.
11. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
12. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории императорской России. М., 2000.
13. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
14. Энциклопедия Российской монархии. М, 2000.
15. Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Николай II (1868 – 1918)
Воспитание и образование наследника престола.
Политический курс Николая II.
Гибель российской монархии.
Методические рекомендации
1 вопрос.Следует отметить, что в отличие от отца, императора Александра III, его старший сын основательно готовился к правлению. Опишите специальную программу подготовки: воспитание в духе православной морали, изучение с детства 5 языков, освоение расширенного гимназического курса, получение высшего образования – юридического и военного. Большое внимание уделялось и духовному развитию, расширению кругозора. Кстати, как появилось крылатое выражение «японский городовой»?
Среди преподавателей цесаревича было немало выдающихся профессоров, ученых: Н. Бунге, В. Ключевский и другие. Охарактеризуйте государственный и военный опыт Николая Александровича. Как он воспринял свое правление?
Расскажите о личной жизни императора, отношениях с женой (принцессой Алисой Гессенской, принявшей в православии имя Александры Федоровны), детьми. Особо следует остановиться на вопросе о подверженности влиянию окружающих личностей. Дело в том, что эта проблема до сих пор является спорной. Пользуясь предложенной литературой, попробуйте сформулировать свою точку зрения и определить влияние или его отсутствие со стороны матери Марии Федоровны, жены Александры Федоровны, четырех дядей. Какую роль играл сибирский крестьянин Г. Распутин? Сделайте вывод о личных качествах Николая II.
2 вопрос.Характеризуя внешнюю и внутреннюю политику императора, обратите внимание на изменения его взглядов. Если в начале правления отвергались «бессмысленные мечтания» о введении парламента, то в 1905 г. под давлением революции была введена Государственная Дума. Какую политику проводил Николай II по отношению к новому законодательному органу в период 1906 – 1917 гг.? Отмечая приверженность прежним методам управления страной, нельзя обойти вниманием и поддержку прогрессивных реформ, проводимых С. Ю. Витте, П. А. Столыпиным. Обратите пристальное внимание на материалы дневника императора, касающиеся важнейших событий его правления до 1917 г. Какую реакцию монарха они вызвали?
Внешняя политика при Николае II оказалась тесным образом связана с внутренними противоречиями российской государственности. Первое время император пытался следовать курсу отца-Миротворца. Приведите пример с организацией Гаагской мирной конференции 1899 г. Какие факторы привели к началу формирования военных блоков на мировой арене? Выделите позицию российского императора в период русско-японской и Первой мировой войн, его личное участие в руководстве военными действиями. Какое значение для России имело участие в этих конфликтах?
3 вопрос.Описывая крушение российской монархии, необходимо раскрыть причины революционных событий 1917 г. Расскажите о ходе Февральской революции. Каким образом Николай II лишился трона (отречение 2 марта 1917 г.)? Как была свергнута монархия в России (отречение его брата 3 марта 1917 г.)? Прокомментируйте запись в дневнике Николая II в ночь после отречения: «Кругом измена, и трусость, и обман». Охарактеризуйте его ближайшее окружение. В чьих действиях он видел предательство?
Проследите дальнейшую судьбу императорской фамилии после Февраля: арест и проживание в Царском Селе, перевод в Тобольск. Как изменилась их жизнь после Октябрьской революции? Опишите обстоятельства заточения и расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Как сложилась судьба остальных представителей дома Романовых?
Обратите внимание, что в советское время многие обстоятельства их смерти держались в секрете. Какие новые данные были получены за период 1990 – 2000-х гг.?
Сделайте общий вывод о причинах гибели российской монархии. Попробуйте объяснить, почему революционеры называли Николая II «кровавым», а Русская Православная Церковь канонизировала его в августе 2000 г. Сформулируйте собственную точку зрения.
Литература
1. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.
2. Бабкин М. «Священство» против «царства»? // Родина. 2007. № 3.
3. Валькова В., Валькова О. Правители России (Энциклопедия). М., 1999.
4. Волков В. Красный семнадцатый год // Родина. 2007. №№ 2, 10.
5. Делягин М. Возмездие на пороге. Революция в России: когда, как, зачем. М., 2007.
6. Дневники императора Николая II. М., 1991.
7. Дневник Распутина. М., 2008.
8. Игнатьев А. В. Последний царь и внешняя политика // Вопросы истории. 2001. № 6.
9. Как погибла царская семья: Свидетельство очевидца И. П. Мейера. М., 1990.
10. Князькин И. Большая книга о Распутине. СПб., 2007.
11. Кук Э. Убить Распутина: Жизнь и смерть Г. Распутина / Пер. с англ. М., 2007.
12. Любош С. Последние Романовы. СПб, 2003.
13. Мельгунов С. П. Последний самодержец. Черты для характеристики Николая II. М., 1990.
14. Мэсси Р. Николай и Александра. М., 1990.
15. Новейшая история Отечества: XX век. Учебник / Под. ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М., 2002. Т. 1.
16. Озерский В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов-на-Дону, 2004.
17. Панкратова В. С. С царем в Тобольске. М., 1990.
18. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.
19. Пчелов Е. В. Монархи России. М., 2004.
20. Радзинский Э. Николай II: жизнь и смерть. М., 1990.
21. Романовы. 300 лет служения России. М., 2006.
22. Российские самодержцы (1801 – 1917 гг.). М., 1994.
23. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
24. Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990.
25. Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» // Отечественная история. 2007. № 5.
26. Ферро М. Николай II. М., 1991.
27. Экштут С. 1917 // Родина. 2007. № 10.
28. Энциклопедия Российской монархии. М., 2000.
Содержание
Введение ……………………………………………………... 3
Петр I ………………………………………………………… 4
Эпоха дворцовых переворотов: герои и жертвы ………... 6
Екатерина II …………………………………………………. 8
Павел I ……………………………………………………….. 11
Александр I ………………………………………………….. 13
Николай I …………………………………………………….. 16
Александр II …………………………………………………. 18
Александр III ………………………………………………… 21
Николай II …………………………………………………….24