Дальше так продолжаться не может!

Марина оставалась главной женщиной в жизни Высоцкого. Он регулярно ей звонил. Просто услышать ее голос. Или прочесть ей новые стихи. Чтобы видеться с любимым, Ма­рина Влади снова и снова покупала турпоездки в СССР. Платила за гостиницы, в которых не останавливалась, за еду, которую не ела.

На са­мом деле жила она с Владимиром, в квартире его мамы, в Новых Черемушках. Марина вела себя так, как если бы она была не французс­кой кинозвездой, а простой русской женщиной, влюбившейся в непростого мужчину. Подружи­лась с Ниной Максимовной. Ходила по магази­нам и на рынок, готовила еду, пыталась укра­сить быт.

Но и к еде, и к быту Владимир был равнодушен. Все, что ему было нужно, - ее любовь. И письменный стол, перед которым - белая сте­на, чтобы ничего не отвлекало. Ночные часы для творчества. Под утро - разбудить ее и про­честь вслух новые стихи. А днем - театр. У него на все хватало сил...

Если только он не пил.

Она привезла хороший матрас, итальянские светильники, подарила Высоцкому машину. И не одну, потому что он любил скорость и раз­бивал дорогие иностранные автомобили - один за другим. А Марина продолжала баловать его, как ребенка.

Однако эти поездки были разорительны, и, несмотря на свою обеспеченность, Марина в конце концов почувствовала, что дальше так не может продолжаться. И тогда они решили пожениться, чтобы Марина могла приезжать по приглашению, на правах супруги.

Высоцкий и Влади расписались 1 декабря 1970 года. Не было ни торжественной музыки, ни костюма у жениха, ни пышного платья у не­весты: они хотели простой формальности и уго­ворили заведующую загса провести церемонию у нее в кабинете. - - Нам бы и в голову не пришло, что именно заставило ее согласиться! - вспо­минает Марина Влади. - Она это сделала вов­се не из-за нашей известности, не потому, что я - иностранка, не потому, что мы хотели поже­ниться в узком кругу друзей. Нет! Что возобла­дало, так это - неприличие ситуации.

Вот как звучала «поздравительная речь» госслужащей:«Шесть браков, пятеро детей, к тому же - мальчиков! (Очевидно, по мнению этой дамы, с девочками дело обстояло бы проще). Уверены ли вы в своем чувстве? Отдаете ли вы себе отчет в серьезности такого шага? Я надеюсь, что на этот раз вы все хорошенько обдумали»...

Месяц они провели на теплоходе. Свадебный пир им устроили поклонники Высоцкого в Тбилиси. Кинорежиссер Сергей Па­раджанов покрыл пол в их комнате персиками, абрикосами, гранатами и инжиром, и они спали среди фруктового благоухания. Это время стало лучшим во всей их жизни. Они с трудом вырва­ли себя из сказки и вернулись в реальность, где Марине, связанной контрактом, пришлось уе­хать во Францию на съемки.

«Без России я - ничто!»

Только через три года после свадьбы Влади и Высоцкий отважились написать заявление в ОВИР с просьбой разрешить Владимиру про­вести отпуск во Франции у своей жены. За Вы­соцкого попросил сам Жорж Марше, генераль­ный секретарь Французской коммунистичес­кой партии. После такой протекции Владимир получил свой первый в жизни загранпаспорт.

Во Францию Высоцкий и Влади ехали на ма­шине через Польшу, Германию. У Владими­ра кружилась голова от обилия новых впечатле­ний. Он с удовольствием давал концерты рус­ским эмигрантам и понял, что признан во всем мире, - неважно, что дома его не печатают.

Марина показала мужу практически весь мир. Они объехали Европу, побывали и в Аме­рике, и в Канаде, и в Мексике. Из-за этих путе­шествий в Москве поползли слухи, будто Вы­соцкий хочет остаться на Западе. Но Высоц­кий был слишком русским.

- Я работаю со сло­вом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви задыха­юсь.

Эти мысли есть почти во всех его песнях:

Ах, как тебе родиться подфартило -
Почти одновременно со страной!
Ты прожил с нею всё, что с нею было.
Скажи ещё спасибо, что живой...

(В. С. Высоцкий)

Друзья Высоцкого, дипломаты, уехавшие на несколько лет в Африку, сдали ему свою квартиру, где они с Влади подолгу жили. И Ма­рине приходилось регулярно иметь дело с запо­ями Владимира. Иногда - искать его, пропав­шего, по знакомым. Иногда находить уже не в Москве, а где-то на корабле или в далеком го­роде. А иногда - в отделении «скорой помощи» института Склифосовского, где его уже знали и у него были друзья-доктора.

Случалось, что Марине звонили во Францию в разгар съемок и говорили: с Владимиром опять беда. Ей при­ходилось все бросать, чтобы ехать в Россию и выручать его. И он, к сожалению, не созна­вал, чего ей это стоит. А Марина отчаянно иска­ла способы лечения алкоголизма.

«Эспераль» - капсула, которую вшивают под кожу. И выпить уже нельзя. Если алкоголь по­падет в организм - человека ждет смерть. Пер­вый раз Владимир продержался с помощью капсулы полтора года. Потом не вытерпел и вырезал ее но­жом. Снова попросил вшить - в ягодицу, в недоступное мес­то. Но, чувствуя, что сорвет­ся, умолял знакомого хирурга удалить капсулу. Промежут­ки между вшиванием капсулы и извлечением становились все короче. И все же Марина Влади считает, что «эспераль» на шесть лет продлила жизнь Высоцкого. Отодвинула роко­вой финал.

Владимир говорил об об­щем ребенке. Но она этого не хотела ни в коем случае: - - До­статочно было нас двоих, что­бы тащить на себе пробле­мы нашей семьи, и конец нашей с тобой истории подтвердил правильность моего отказа. Остаться без отца в тринадцать лет было для меня раной, от которой я больше всего страдала в жизни. Ре­бенку, о котором ты мечтал, могло бы быть от одиннадцати до года в июле восьмидесятого.

«Не плачь. Еще не время»

Если с алкоголизмом Марина еще как-то мог­ла примириться, то наркоманию она ненавидела смертельно. Она с трудом отвоевала у наркотиков своего старшего сына. Владимир, зная все это, скрывал от нее, сколько мог, свое новое пристрастие. Кто-то сказал ему, что уко­лы морфия могут снизить тягу к алкоголю. Он попробовал - и мгновенно подсел.

Марина долго верила, что он не пьет, потому что держится на силе воли. Но пришел момент, когда Влади­мир почувствовал: один он не справится. Прилетел к Марине в Венецию, где она тогда сни­малась, и во всем признался. Сначала ее охватил такой бешеный гнев, что она едва не вытолкнула мужа из катера, на котором они находились в момент разговора. Но, когда эмоции поутихли, начала ду­мать, как спасать его от новой напасти.

Она устроила Владими­ра в наркологическую клини­ку в Париже. Потом, по совету врачей, увезла на юг Франции, в дом своей сестры Одиль. Но Высоцкий не мог долго выдер­жать в одиночестве, без рабо­ты. Он рвался в Москву. И Ма­рина его отпустила. У нее просто больше не осталось сил для борьбы.

11 июля 1980 года Марина Влади видела своего мужа жи­вым в последний раз. - - Чемоданы в холле, ты уезжаешь в Москву, - пишет она в книге «Владимир, или Прерванный полет». - Нам обоим тяжело и грустно. Мы устали. Три недели мы делали все, что только было в наших силах. Может быть, мне не хва­тило духу? Все тщетно. Ты вынимаешь из кар­мана маленькую открытку. На ней наскоро набросаны несколько строк. В большом гулком холле твой голос звучит как погребаль­ный колокол. Я тихо плачу. Ты говоришь: «Не плачь, еще не время».

Последний поцелуй, я мед­ленно глажу тебя по небри­той щеке - и эскалатор уносит тебя вверх. Мы смотрим друг на друга. Я даже наклоняюсь, чтобы увидеть, как ты исчеза­ешь. Ты в последний раз ма­шешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец.

«Мы погово­рим… и будем жить счастливо»

Высоцкий чувствовал себя все хуже, но продолжал выходить на сцену, продол­жал играть. Актриса Алла Демидова вспоми­нала:

- Володя тогда мог умереть каждую се­кунду. Это знали мы. Это знала его жена. Это знал он сам - и выходил на сцену. Можно было бы заменить спектакль? Отменить его вовсе? - Можно. Но мы были бы другие. А Высоцкий не был бы Высоцким.

19 июля 1980 года в Москве началась Олим­пиада. Ужесточились правила выдачи нарко­тических средств, и друзья-врачи уже не мог­ли выручать Высоцкого во время ломки. Он сно­ва начал пить. Ему постоянно было плохо, и он прятался от звонков из Парижа, потому что не мог сказать своей жене ничего отрадного.

Друг Высоцкого Валерий Янклович рассказы­вал:

- Володя один раз признался: «Что делать? С ней уже не могу... И без нее тоже не могу...» Марина звонила, а он - в таком тяжелом состо­янии. Они часто ругались. Володя боялся, что это навсегда. Марина говорила ему, что просто пойдет в посольство и разведется с ним...

Возможно, он был и не против развода. Мари­на требовала от него слишком много. Слишком больших усилий в борьбе за здоровье и жизнь, когда ему казалось проще - сдаться. К тому же у него появилось новое увлечение: студентка текстильного института Оксана Афанасьева. Нет, она не могла заменить ему Марину - его достижение, высокую цель, мечту, его главную по­беду. Но с Оксаной было проще. С ней он мог не притворяться лучше, чем есть, а оставаться са­мим собой. Ведь все равно Высоцкий для нее был кумиром.

Однако вечером 23 июля Владимир позвонил Марине:меньше полувека - сорок с оим - Я завязал. У меня билет и виза на двадцать девятое. Скажи, ты еще примешь меня?

- Приезжай. Ты же знаешь, я всегда тебя жду.

- Спасибо, любимая моя.

- Как часто я слышала эти слова раньше... - пишет Влади. - Как долго ты не повторял их мне... Я верю. Я чувствую твою искренность. Два дня я радуюсь, готовлю целую программу, как встретить тебя, успокоить, отвлечь. Я при­бираю в доме, закупаю продукты, приношу цветы, прихорашиваюсь. В четыре часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку - меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много вре­мени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер».

Когда Владимир умирал, рядом с ним были мама, Оксана, друзья и врач-реаниматолог Ана­толий Федотов. Все они пытались что-то сделать, как-то помочь. Владимир то хватался за сердце, кричал от боли, говорил, что сегодня ночью ум­рет, то ему становилось лучше - и он принимался строить какие-то планы на будущее. Потом ему вроде бы полегчало. И все люди, окружавшие его, воспользовались этой передышкой, чтобы хоть немного поспать. Так и получилось, что проспа­ли его смерть. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфар­кта. Марина спешно прилетела в Москву.

Несмотря на то, что появилось только два не­больших некролога в газетах, весть о смерти Владимира Высоцкого разнеслась по Москве с фантастической скоростью. Проститься с лю­бимым артистом пришли около сорока тысяч человек. Высоцкого похоронили на Ваганьковском кладбище, на самом доступном для посеще­ния участке. Директор кладбища тоже был его поклонником.

После похорон Марина Влади, совершенно опустошенная, вернулась в Париж. В Москве ее больше ничего не держало. Дома на столе она случайно нашла последнее письмо Владимира. На нем не было даты.

- Мариночка, любимая моя, я тону в неизвес­тности. У меня впечатление, что я смогу най­ти выход, несмотря на то, что я сейчас нахожусь в каком-то слабом и неустойчивом периоде. Может быть, мне нужна будет обстановка, в которой я чувствовал бы себя необходимым, полезным и не больным.

Главное - я хочу, чтобы ты не принимала это за разрыв, ты - единственная, благодаря кому я смогу снова встать на ноги. Еще раз - я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо. Потом все встанет на свое место, мы погово­рим… и будем жить счастливо. Я хочу, чтобы ты оставила мне на­дежду.

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Высоцкий В. С. Избранное.- М.: «Советский писатель», 1988.- Стр.3-4.

2. Высоцкий В.С.Я, конечно, вернусь….- М.: «Книга», 1989.- 463с.

О нем:


1. Верникова Л. Кто говорит, что умер Дон Кихот?: Сценарий вечера памяти Владимира Высоцкого / Л. Верникова; Л. Верникова// Сценарии и репертуар. - 2009. - N 11. - С. 69-85.

2. Высоцкая И. А. Мой брат Высоцкий. У истоков.- 2-е изд. - Москва: Ризалт, 2008 (книга содержит около ста фотографий из семейного архива).

3. Гранкин А. Сыновья уходят в бой: музыкальная композиция по военным песням В. С. Высоцкого/ А. Гранкин; А. Гранкин// Воспитание школьников. - 2008. - N 10. - С. 71-73. -

(Сценарий музыкальной композиции поможет познакомить школьников с творчеством В. С. Высоцкого)

4. Иванова И. Д. Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон...: Литературно-музыкальная композиция / И. Д. Иванова; И. Д. Иванова// Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 10. - С. 20-29. - (Сценарий, посвященный жизни и творчеству В. С. Высоцкого).

5. Левченко Н. Д.Ранняя восходит звезда.../ Н. Д. Левченко; Н. Д. Левченко
// Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 8. - С. 48-53. - (Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный бардовской песне).

Липов А. В музее дети спрашивают, от чего умер Владимир Высоцкий/Андрей Липов// Вольный город.- 2013.- 25 января. - Стр. 7, 16.

6. Логачева О. А.У меня военная семья...: Владимир Высоцкий о войне. Литературная гостиная / О. А. Логачева ; О. А. Логачева// Литература в школе. - 2008. - N 4. - С. 44-45.-
(Сценарий литературной гостиной).

7. Макарова Б.Годовщина, годовщина! Встречи горькая причина: литературно-музыкальная композиция, посвященная дню памяти Владимира Высоцкого / Б. Макарова; Б. Макарова// Воспитание школьников. - 2005. - N 5. - С. 72-77. - (Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной дню памяти Владимира Высоцкого).

8. Прокофьева Е. Лучшие истории любви XX века/Елена Прокофьева.- М.: «АСТ», 2011. - (Серия «Кумиры. Истории великой любви»)
Аннотация:

«Эта книга - результат долгого, трудоемкого, но захватывающего исследования самых ярких, известных и красивых любовей XX века. Чрезвычайно сложно было выбрать «победителей», так что данное издание - наиболее субъективная книга из серии -бестселлера «Кумиры. Истории великой любви». Никого из них не ждали серые будни, быт, мещанские мелкие ссоры и приевшийся брак. Но всего остального было чересчур: страсть, ревность, измены, самоубийства, признания... XX век начался и закончился очень трагично, как и его самые лучшие истории любви».

9. Прокофьева Е. Мы вместе отныне и во веки веков // Гала - Биография. - 2011.- №5. - Стр. 30- 44.

10. Раззаков Ф. Нерв эпохи: Высоцкий без мифов// Отечественные записки.-2007.-Вып.148.- 24 января.- Стр.2-7.

11. Шилова О. Поэзия! Любовь моя!: Сценарий музыкально-поэтического вечера / О. Шилова; О. Шилова// Сценарии и репертуар. - 2011. - N 8. - С. 3-18. - (Сценарий музыкально-поэтической композиции, посвященной русским поэтам).

12. Шуткевич В. Почему именно в Кошалине/ Виктор Шуткевич/Российская газетa. - 2005.-14 января.

13. Сайт музея В. Высоцкого в Кошалине - информация о XI Международном фестивале документальных фильмов о Владимире Высоцком: http://www.wysotsky.com/koszalin/08-2013.htm

8. 01.17. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant

Наши рекомендации