Дальше так продолжаться не может!
Марина оставалась главной женщиной в жизни Высоцкого. Он регулярно ей звонил. Просто услышать ее голос. Или прочесть ей новые стихи. Чтобы видеться с любимым, Марина Влади снова и снова покупала турпоездки в СССР. Платила за гостиницы, в которых не останавливалась, за еду, которую не ела.
На самом деле жила она с Владимиром, в квартире его мамы, в Новых Черемушках. Марина вела себя так, как если бы она была не французской кинозвездой, а простой русской женщиной, влюбившейся в непростого мужчину. Подружилась с Ниной Максимовной. Ходила по магазинам и на рынок, готовила еду, пыталась украсить быт.
Но и к еде, и к быту Владимир был равнодушен. Все, что ему было нужно, - ее любовь. И письменный стол, перед которым - белая стена, чтобы ничего не отвлекало. Ночные часы для творчества. Под утро - разбудить ее и прочесть вслух новые стихи. А днем - театр. У него на все хватало сил...
Если только он не пил.
Она привезла хороший матрас, итальянские светильники, подарила Высоцкому машину. И не одну, потому что он любил скорость и разбивал дорогие иностранные автомобили - один за другим. А Марина продолжала баловать его, как ребенка.
Однако эти поездки были разорительны, и, несмотря на свою обеспеченность, Марина в конце концов почувствовала, что дальше так не может продолжаться. И тогда они решили пожениться, чтобы Марина могла приезжать по приглашению, на правах супруги.
Высоцкий и Влади расписались 1 декабря 1970 года. Не было ни торжественной музыки, ни костюма у жениха, ни пышного платья у невесты: они хотели простой формальности и уговорили заведующую загса провести церемонию у нее в кабинете. - - Нам бы и в голову не пришло, что именно заставило ее согласиться! - вспоминает Марина Влади. - Она это сделала вовсе не из-за нашей известности, не потому, что я - иностранка, не потому, что мы хотели пожениться в узком кругу друзей. Нет! Что возобладало, так это - неприличие ситуации.
Вот как звучала «поздравительная речь» госслужащей:«Шесть браков, пятеро детей, к тому же - мальчиков! (Очевидно, по мнению этой дамы, с девочками дело обстояло бы проще). Уверены ли вы в своем чувстве? Отдаете ли вы себе отчет в серьезности такого шага? Я надеюсь, что на этот раз вы все хорошенько обдумали»...
Месяц они провели на теплоходе. Свадебный пир им устроили поклонники Высоцкого в Тбилиси. Кинорежиссер Сергей Параджанов покрыл пол в их комнате персиками, абрикосами, гранатами и инжиром, и они спали среди фруктового благоухания. Это время стало лучшим во всей их жизни. Они с трудом вырвали себя из сказки и вернулись в реальность, где Марине, связанной контрактом, пришлось уехать во Францию на съемки.
«Без России я - ничто!»
Только через три года после свадьбы Влади и Высоцкий отважились написать заявление в ОВИР с просьбой разрешить Владимиру провести отпуск во Франции у своей жены. За Высоцкого попросил сам Жорж Марше, генеральный секретарь Французской коммунистической партии. После такой протекции Владимир получил свой первый в жизни загранпаспорт.
Во Францию Высоцкий и Влади ехали на машине через Польшу, Германию. У Владимира кружилась голова от обилия новых впечатлений. Он с удовольствием давал концерты русским эмигрантам и понял, что признан во всем мире, - неважно, что дома его не печатают.
Марина показала мужу практически весь мир. Они объехали Европу, побывали и в Америке, и в Канаде, и в Мексике. Из-за этих путешествий в Москве поползли слухи, будто Высоцкий хочет остаться на Западе. Но Высоцкий был слишком русским.
- Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви задыхаюсь.
Эти мысли есть почти во всех его песнях:
Ах, как тебе родиться подфартило -
Почти одновременно со страной!
Ты прожил с нею всё, что с нею было.
Скажи ещё спасибо, что живой...
(В. С. Высоцкий)
Друзья Высоцкого, дипломаты, уехавшие на несколько лет в Африку, сдали ему свою квартиру, где они с Влади подолгу жили. И Марине приходилось регулярно иметь дело с запоями Владимира. Иногда - искать его, пропавшего, по знакомым. Иногда находить уже не в Москве, а где-то на корабле или в далеком городе. А иногда - в отделении «скорой помощи» института Склифосовского, где его уже знали и у него были друзья-доктора.
Случалось, что Марине звонили во Францию в разгар съемок и говорили: с Владимиром опять беда. Ей приходилось все бросать, чтобы ехать в Россию и выручать его. И он, к сожалению, не сознавал, чего ей это стоит. А Марина отчаянно искала способы лечения алкоголизма.
«Эспераль» - капсула, которую вшивают под кожу. И выпить уже нельзя. Если алкоголь попадет в организм - человека ждет смерть. Первый раз Владимир продержался с помощью капсулы полтора года. Потом не вытерпел и вырезал ее ножом. Снова попросил вшить - в ягодицу, в недоступное место. Но, чувствуя, что сорвется, умолял знакомого хирурга удалить капсулу. Промежутки между вшиванием капсулы и извлечением становились все короче. И все же Марина Влади считает, что «эспераль» на шесть лет продлила жизнь Высоцкого. Отодвинула роковой финал.
Владимир говорил об общем ребенке. Но она этого не хотела ни в коем случае: - - Достаточно было нас двоих, чтобы тащить на себе проблемы нашей семьи, и конец нашей с тобой истории подтвердил правильность моего отказа. Остаться без отца в тринадцать лет было для меня раной, от которой я больше всего страдала в жизни. Ребенку, о котором ты мечтал, могло бы быть от одиннадцати до года в июле восьмидесятого.
«Не плачь. Еще не время»
Если с алкоголизмом Марина еще как-то могла примириться, то наркоманию она ненавидела смертельно. Она с трудом отвоевала у наркотиков своего старшего сына. Владимир, зная все это, скрывал от нее, сколько мог, свое новое пристрастие. Кто-то сказал ему, что уколы морфия могут снизить тягу к алкоголю. Он попробовал - и мгновенно подсел.
Марина долго верила, что он не пьет, потому что держится на силе воли. Но пришел момент, когда Владимир почувствовал: один он не справится. Прилетел к Марине в Венецию, где она тогда снималась, и во всем признался. Сначала ее охватил такой бешеный гнев, что она едва не вытолкнула мужа из катера, на котором они находились в момент разговора. Но, когда эмоции поутихли, начала думать, как спасать его от новой напасти.
Она устроила Владимира в наркологическую клинику в Париже. Потом, по совету врачей, увезла на юг Франции, в дом своей сестры Одиль. Но Высоцкий не мог долго выдержать в одиночестве, без работы. Он рвался в Москву. И Марина его отпустила. У нее просто больше не осталось сил для борьбы.
11 июля 1980 года Марина Влади видела своего мужа живым в последний раз. - - Чемоданы в холле, ты уезжаешь в Москву, - пишет она в книге «Владимир, или Прерванный полет». - Нам обоим тяжело и грустно. Мы устали. Три недели мы делали все, что только было в наших силах. Может быть, мне не хватило духу? Все тщетно. Ты вынимаешь из кармана маленькую открытку. На ней наскоро набросаны несколько строк. В большом гулком холле твой голос звучит как погребальный колокол. Я тихо плачу. Ты говоришь: «Не плачь, еще не время».
Последний поцелуй, я медленно глажу тебя по небритой щеке - и эскалатор уносит тебя вверх. Мы смотрим друг на друга. Я даже наклоняюсь, чтобы увидеть, как ты исчезаешь. Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец.
«Мы поговорим… и будем жить счастливо»
Высоцкий чувствовал себя все хуже, но продолжал выходить на сцену, продолжал играть. Актриса Алла Демидова вспоминала:
- Володя тогда мог умереть каждую секунду. Это знали мы. Это знала его жена. Это знал он сам - и выходил на сцену. Можно было бы заменить спектакль? Отменить его вовсе? - Можно. Но мы были бы другие. А Высоцкий не был бы Высоцким.
19 июля 1980 года в Москве началась Олимпиада. Ужесточились правила выдачи наркотических средств, и друзья-врачи уже не могли выручать Высоцкого во время ломки. Он снова начал пить. Ему постоянно было плохо, и он прятался от звонков из Парижа, потому что не мог сказать своей жене ничего отрадного.
Друг Высоцкого Валерий Янклович рассказывал:
- Володя один раз признался: «Что делать? С ней уже не могу... И без нее тоже не могу...» Марина звонила, а он - в таком тяжелом состоянии. Они часто ругались. Володя боялся, что это навсегда. Марина говорила ему, что просто пойдет в посольство и разведется с ним...
Возможно, он был и не против развода. Марина требовала от него слишком много. Слишком больших усилий в борьбе за здоровье и жизнь, когда ему казалось проще - сдаться. К тому же у него появилось новое увлечение: студентка текстильного института Оксана Афанасьева. Нет, она не могла заменить ему Марину - его достижение, высокую цель, мечту, его главную победу. Но с Оксаной было проще. С ней он мог не притворяться лучше, чем есть, а оставаться самим собой. Ведь все равно Высоцкий для нее был кумиром.
Однако вечером 23 июля Владимир позвонил Марине:меньше полувека - сорок с оим - Я завязал. У меня билет и виза на двадцать девятое. Скажи, ты еще примешь меня?
- Приезжай. Ты же знаешь, я всегда тебя жду.
- Спасибо, любимая моя.
- Как часто я слышала эти слова раньше... - пишет Влади. - Как долго ты не повторял их мне... Я верю. Я чувствую твою искренность. Два дня я радуюсь, готовлю целую программу, как встретить тебя, успокоить, отвлечь. Я прибираю в доме, закупаю продукты, приношу цветы, прихорашиваюсь. В четыре часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку - меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер».
Когда Владимир умирал, рядом с ним были мама, Оксана, друзья и врач-реаниматолог Анатолий Федотов. Все они пытались что-то сделать, как-то помочь. Владимир то хватался за сердце, кричал от боли, говорил, что сегодня ночью умрет, то ему становилось лучше - и он принимался строить какие-то планы на будущее. Потом ему вроде бы полегчало. И все люди, окружавшие его, воспользовались этой передышкой, чтобы хоть немного поспать. Так и получилось, что проспали его смерть. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Марина спешно прилетела в Москву.
Несмотря на то, что появилось только два небольших некролога в газетах, весть о смерти Владимира Высоцкого разнеслась по Москве с фантастической скоростью. Проститься с любимым артистом пришли около сорока тысяч человек. Высоцкого похоронили на Ваганьковском кладбище, на самом доступном для посещения участке. Директор кладбища тоже был его поклонником.
После похорон Марина Влади, совершенно опустошенная, вернулась в Париж. В Москве ее больше ничего не держало. Дома на столе она случайно нашла последнее письмо Владимира. На нем не было даты.
- Мариночка, любимая моя, я тону в неизвестности. У меня впечатление, что я смогу найти выход, несмотря на то, что я сейчас нахожусь в каком-то слабом и неустойчивом периоде. Может быть, мне нужна будет обстановка, в которой я чувствовал бы себя необходимым, полезным и не больным.
Главное - я хочу, чтобы ты не принимала это за разрыв, ты - единственная, благодаря кому я смогу снова встать на ноги. Еще раз - я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо. Потом все встанет на свое место, мы поговорим… и будем жить счастливо. Я хочу, чтобы ты оставила мне надежду.
ЛИТЕРАТУРА:
Его произведения:
1. Высоцкий В. С. Избранное.- М.: «Советский писатель», 1988.- Стр.3-4.
2. Высоцкий В.С.Я, конечно, вернусь….- М.: «Книга», 1989.- 463с.
О нем:
1. Верникова Л. Кто говорит, что умер Дон Кихот?: Сценарий вечера памяти Владимира Высоцкого / Л. Верникова; Л. Верникова// Сценарии и репертуар. - 2009. - N 11. - С. 69-85.
2. Высоцкая И. А. Мой брат Высоцкий. У истоков.- 2-е изд. - Москва: Ризалт, 2008 (книга содержит около ста фотографий из семейного архива).
3. Гранкин А. Сыновья уходят в бой: музыкальная композиция по военным песням В. С. Высоцкого/ А. Гранкин; А. Гранкин// Воспитание школьников. - 2008. - N 10. - С. 71-73. -
(Сценарий музыкальной композиции поможет познакомить школьников с творчеством В. С. Высоцкого)
4. Иванова И. Д. Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон...: Литературно-музыкальная композиция / И. Д. Иванова; И. Д. Иванова// Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 10. - С. 20-29. - (Сценарий, посвященный жизни и творчеству В. С. Высоцкого).
5. Левченко Н. Д.Ранняя восходит звезда.../ Н. Д. Левченко; Н. Д. Левченко
// Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 8. - С. 48-53. - (Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный бардовской песне).
Липов А. В музее дети спрашивают, от чего умер Владимир Высоцкий/Андрей Липов// Вольный город.- 2013.- 25 января. - Стр. 7, 16.
6. Логачева О. А.У меня военная семья...: Владимир Высоцкий о войне. Литературная гостиная / О. А. Логачева ; О. А. Логачева// Литература в школе. - 2008. - N 4. - С. 44-45.-
(Сценарий литературной гостиной).
7. Макарова Б.Годовщина, годовщина! Встречи горькая причина: литературно-музыкальная композиция, посвященная дню памяти Владимира Высоцкого / Б. Макарова; Б. Макарова// Воспитание школьников. - 2005. - N 5. - С. 72-77. - (Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной дню памяти Владимира Высоцкого).
8. Прокофьева Е. Лучшие истории любви XX века/Елена Прокофьева.- М.: «АСТ», 2011. - (Серия «Кумиры. Истории великой любви»)
Аннотация:
«Эта книга - результат долгого, трудоемкого, но захватывающего исследования самых ярких, известных и красивых любовей XX века. Чрезвычайно сложно было выбрать «победителей», так что данное издание - наиболее субъективная книга из серии -бестселлера «Кумиры. Истории великой любви». Никого из них не ждали серые будни, быт, мещанские мелкие ссоры и приевшийся брак. Но всего остального было чересчур: страсть, ревность, измены, самоубийства, признания... XX век начался и закончился очень трагично, как и его самые лучшие истории любви».
9. Прокофьева Е. Мы вместе отныне и во веки веков // Гала - Биография. - 2011.- №5. - Стр. 30- 44.
10. Раззаков Ф. Нерв эпохи: Высоцкий без мифов// Отечественные записки.-2007.-Вып.148.- 24 января.- Стр.2-7.
11. Шилова О. Поэзия! Любовь моя!: Сценарий музыкально-поэтического вечера / О. Шилова; О. Шилова// Сценарии и репертуар. - 2011. - N 8. - С. 3-18. - (Сценарий музыкально-поэтической композиции, посвященной русским поэтам).
12. Шуткевич В. Почему именно в Кошалине/ Виктор Шуткевич/Российская газетa. - 2005.-14 января.
13. Сайт музея В. Высоцкого в Кошалине - информация о XI Международном фестивале документальных фильмов о Владимире Высоцком: http://www.wysotsky.com/koszalin/08-2013.htm
8. 01.17. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: [email protected]; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant