Технологическая карта самостоятельной работы студента
Очная форма обучения
Таблица 3.1
№ | Темы дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Трудоемкость задания, часы | Перечень учебно-методического обеспечения (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3) |
Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе | 1. Подобрать из литературы афоризмы по четырем направлениям 1) история – занятие полезное; 2) история – занятие «вредное и опасное»; 3) история – воспитательница души; 4) история – просветительница ума. 2. Подготовиться к обсуждению вопроса «Национальные приоритеты и ценности исторического образования в современной России». Составить список ценностей, на формирование которых должно быть направлено современное школьное образование (в том числе историческое). Проанализировать получившийся список ценностей и определить, какие из них относятся к: а) общероссийским, европейским, общечеловеческим; б) личностным, общественным или государственным; в) политическим, правовым, религиозным, этическим, экзистенциальным. Предложить собственный вариант классификации ценностей, схему иерархии ценностей | 1, 2, 5, 7, 9, 12, 16 | ||
Тема 2. Предмет истории как вида научного гуманитарного познания | Подобрать из литературы и ресурсов Интернет высказывания современных ученых об исторической науке. Подготовиться к обсуждению высказываний (работа с подборкой высказываний) | 2, 5, 10, 15, 17, 19, 24 | ||
Тема 3. Историческое событие, его ментальные и социокультурные образы | Законспектировать одно монографическое исследование из представленных ниже списков основной или дополнительной литературы по выбору студента | 3, 4, 6, 8, 11, 15, 18 | ||
Тема 4. Время истории: хронология и периодизация исторического процесса | 1) Работа с учебной и исследовательской литературой по теме историческое время и его периодизация (выписки понятия и вариантов периодизаций). 2) Составление схемы периодизаций исторического процесса. 3) Подготовка презентации по теме «Историки об историческом времени» | 1, 5, 10, 13, 18, 20, 23 | ||
Тема 5. Исторический источник: понятие, роль в историческом познании, типы и виды | Работа с предложенными фрагментами исторических источников: формулирование вопросов – с целью выделения основных мыслей автора документа, выделения фактов, которыми он подкрепляет свое суждение; – с целью выявления очевидной информации о событии, его участниках и эпохе в целом, представленной в источнике (не менее 3 вопросов); – с целью выявления скрытой (неочевидной) информации документа об истории и авторе источника (не менее 3 вопросов). 2) Составление схематического изображения содержания источника | 2, 5, 7, 14, 23, 24 | ||
Тема 6. Понятия, которыми пользуется историк | Составление глоссария по курсу | 2, 5, 6, 10, 14, 19 | ||
Тема 7. Понимание исторического процесса: научные принципы, подходы, теории (концепции) | Работа с историческими текстами, содержащими научную, религиозную и художественную версии происхождения славян. Сравнение текстов: выявление общего и особенного в предложенных вариантах интерпретации прошлого. Подготовиться к дискуссии на тему «Роль славян в мировой истории» | 2, 3, 5, 8, 9, 14, 16 | ||
Тема 8. Методика изучения прошлого: методы и приемы исторического исследования | Ознакомиться с высказываниями историков Л. фон Ранке и О. М. Медушевской относительно специфики исторического познания и присоединиться к одной из точек зрения. Дать обоснование собственного выбора, приведя не менее трех аргументов (письменно). Подготовиться к обсуждению вопроса «Нужно ли переписывать историю?» | 1, 2, 4, 5, 10, 14, 20, 22 | ||
Тема 9. Современные направления исследовательской работы историков | Найти в литературе несколько исторических версий Смуты в России. Анализ предложенной историком В. Б. Кобриным версии сущности Смуты. Заполнение схемы «Структура историографической версии» | 3, 4, 9, 12, 21, 23, 24 | ||
Тема 10. Как история пишется и рассказывается | Написание эссе по одной из предложенных тем | 2, 7, 10, 12, 14, 19 | ||
Итого |
Заочная форма обучения
Таблица 3.2
№ | Темы дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Трудоемкость задания, часы | Перечень учебно-методического обеспечения (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3) |
Тема 1. Понятие истории, формы и способы ее существования в обществе | 1. Подобрать из литературы афоризмы по четырем направлениям 1) история – занятие полезное; 2) история – занятие вредное и опасное; 3) история – воспитательница души; 4) история – просветительница ума. 2. Подготовиться к обсуждению вопроса «Национальные приоритеты и ценности исторического образования в современной России». Составить список ценностей, на формирование которых должно быть направлено современное школьное образование (в том числе историческое). Проанализировать получившийся список ценностей и определить, какие из них относятся к: а) общероссийским, европейским, общечеловеческим; б) личностным, общественным или государственным; в) политическим, правовым, религиозным, этическим, экзистенциальным. Предложить собственный вариант классификации ценностей, схему иерархии ценностей | 1, 2, 5, 7, 9, 12, 16 | ||
Тема 2. Предмет истории как вида научного гуманитарного познания | Подобрать из литературы и ресурсов Интернет высказывания современных ученых об исторической науке. Подготовиться к обсуждению высказываний (работа с подборкой высказываний) | 2, 5, 10, 15, 17, 19, 24 | ||
Тема 3. Историческое событие, его ментальные и социокультурные образы | Законспектировать одно монографическое исследование из представленных ниже списков основной или доп. литературы по выбору студента | 3, 4, 6, 8, 11, 15, 18 | ||
Тема 4. Время истории: хронология и периодизация исторического процесса | 1) Работа с учебной и исследовательской литературой по теме историческое время и его периодизация (выписки понятия и вариантов периодизаций). 2) Составление схемы периодизаций исторического процесса. 3) Подготовка презентации по теме «Историки об историческом времени». | 1, 5, 10, 13, 18, 20, 23 | ||
Тема 5. Исторический источник: понятие, роль в историческом познании, типы и виды | Работа с предложенными фрагментами исторических источников: формулирование вопросов – с целью выделения основных мыслей автора документа, выделения фактов, которыми он подкрепляет свое суждение; – с целью выявления очевидной информации о событии, его участниках и эпохе в целом, представленной в источнике (не менее 3 вопросов); – с целью выявления скрытой (неочевидной) информации документа об истории и авторе источника (не менее 3 вопросов). 2) Составление схематического изображения содержания источника | 2, 5, 7, 14, 23, 24 | ||
Тема 6. Понятия, которыми пользуется историк | Составление глоссария по курсу | 2, 5, 6, 10, 14, 19 | ||
Тема 7. Понимание исторического процесса: научные принципы, подходы, теории (концепции) | Работа с историческими текстами, содержащими научную, религиозную и художественную версии происхождения славян. Сравнение текстов: выявление общего и особенного в предложенных вариантах интерпретации прошлого. Подготовиться к дискуссии на тему «Роль славян в мировой истории» | 2, 3, 5, 8, 9, 14, 16 | ||
Тема 8. Методика изучения прошлого: методы и приемы исторического исследования | Ознакомиться с высказываниями историков Л. фон Ранке и О. М. Медушевской относительно специфики исторического познания и присоединиться к одной из точек зрения. Дать обоснование собственного выбора, приведя не менее трех аргументов (письменно). Подготовиться к обсуждению вопроса «Нужно ли переписывать историю?» | 1, 2, 4, 5, 10, 14, 20, 22 | ||
Тема 9. Современные направления исследовательской работы историков | Найти в литературе несколько исторических версий Смуты в России. Анализ предложенной историком В. Б. Кобриным версии сущности Смуты. Заполнение схемы «Структура историографической версии» | 3, 4, 9, 12, 21, 23, 24 | ||
Тема 10. Как история пишется и рассказывается | Написание эссе по одной из предложенных тем | 2, 7, 10, 12, 14, 19 | ||
Подготовка к зачету | ||||
Итого |
5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблицы 4, 5).
Таблица 4
Группа программных средств | Наименование программного продукта |
Операционные системы | MicrosoftWindows |
Офисные программы | MicrosoftOffice |
Распознавание текста и речи | ABBYY FineReader |
Правовые информационные системы | Консультант Плюс |
Гарант |
Таблица 5