Взаимодействие с научным руководителем

Ещё раз подчеркнём что, написание и защита курсовой работы – это сложная и многоаспектная учебно-исследовательская деятельность. Реальную помощь здесь может и должен оказать ваш на­учный руково­дитель. Общаясь с ним, в любом случае вы имеете дело с квали­фицированным и опыт­ным специалистом, ко­торый способен подсказать:

· Какую выбрать тему.

· Как правильно составить план.

· Как лучше спланировать свою работу.

· Где искать ту или иную информацию.

· На что обратить внимание при подготовке к защите.

· И многое другое.

В общении с научным руководителем важно избежать двух крайностей: либо полно­стью отказаться от его помощи, стремясь к максимальной само­стоятельности, либо надоедать ему бесконечными вопросами вплоть до требования пре­доставления вам плана и списка литературы в готовом виде. В первом случае кон­сультации с научным руко­водите­лем позволят избежать ошибок, которые было бы невозможно или поздно ис­править. Во втором случае следует пом­нить, что это ваша работа, и научный руково­дитель вовсе не обязан делать ее за вас.

Чтобы встречи с научным руководителем принесли максимальную пользу, к ним нужно тщательно готовиться. Вы должны продумать, на какие конкретные во­просы хотели бы получить ответ и в какой помощи нуждае­тесь. Если вы этого не сделаете, встреча не даст ничего, кроме потерянного времени. Принципиально важным обстоятельством является регулярность консультаций у научного руководителя, так как она вас дисциплинирует и приучает к ритмичной и эффективной работе.

Принципиально значимым аспектом взаимодействия с научным руководителем является организация постоянного обмена текстами и вопросами, замечаниями, уточнениями с помощью дистанционных технологий (как минимум электронной почтой).

II. ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ЗАНЯТИЙ

НАД ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

Тема выпускной квалификационной работы утверждается кафедрой, но изначально именно студент выби­рает конкретную тему, исходя из своих личных интересов и возможно­стей.

Как лучший вариант для успешной работы над дипломным исследова­нием выбор темы должен состояться по возможности раньше. Уже на 1 и 2 курсах учебы студент может определить свои интересы к тем разделам исто­рических дисциплин, которые на этих курсах изучаются. Этому способствуют научно-исследовательские кружки при кафедрах, семинары, курсовые ра­боты.

Студенты прослушивают спецкурсы, работают в специальных семина­рах, выступают с докладами на заседаниях исторического кружка, выполняют курсовые работы. Это, как правило, является началом исследования конкрет­ной темы будущего дипломного сочинения.

Если же такие возможности были упущены, выбор темы дипломного со­чинения может быть сделан позднее, в конце предпоследнего года обучения, в период утверждения кафедрой состава выпускников, то есть за год до за­щиты. С этой целью студент обращается к перечню тематики выпускных квалификационных ра­бот по кафедре и выбирает в нем интересующую его тему.

В этом случае студенту целесообразно выбирать такую тему и направление исторического исследования, научно-исследовательский инструментарий которого ему знаком, ибо существуют специфические приемы и методы работы с источниковым и историографическим материалом, написании самого текста в каждом из многочисленных направлений исторического поиска: военной истории, истории культуры, экономической истории, изучении жизни и деятельности государственных деятелей, истории повседневности и т.д.

Таким образом, каждый студент за год до окончания университета обязан иметь тему выпускной квалификационной работы, утвержденную выпускающей кафедрой, и получить методические со­веты и рекомендации научного руководителя.

Студент должен официально оформить акт зачисления в состав выпускников кафедры. Для этого пишется заявление на имя заведующего кафед­рой с указанием точной формулировки темы и письменным согласием науч­ного руководителя. Студент не может считать себя дипломником по из­бран­ной теме до тех пор, пока не получит подтверждения (лично или пись­мом) об утверждении его заседанием кафедры в качестве такового.

При выборе темы нужно исходить из следующих условий:

1. Специализация при профилирующей кафедре, где научные направ­ления связаны со спецификой и особенностями научных интересов преподавателей;

2. Склонность студента к специфическим формам исследовательских отраслей исторической науки – гражданская история (во всех её направлениях – от истории культуры до социально-экономической истории), историография, источ­никоведение, археология, вспомогательные исторические дисциплины, мето­дика обучения истории в средней школе;

3. Интерес студента к социально-экономической или политической ис­тории различных народов и стран, их материальной и духовной культуре в различные эпохи истории;

4. Актуальность и степень изученности проблемы, обеспеченность ис­точниками и литературой;

5. Достаточная теоретическая подготовленность студента для изучения избранной темы, особенно это важно для историографических и культурологических тем;

6. Знание языка, на котором составлены тексты источников по теме, обладание на­выками адекватного научного перевода.

7. Если выбранная тема связана с работой в архивах, необходимо обладать знаниями и практическими приемами поиска и обработки неопубликованных источников, пониманием теории и практики внешней и внутренней критики источника, палеографическими и текстологическими умениями и навыками.

Таким образом, в выборе темы студент должен руководствоваться, прежде всего, актуальностью темы, степенью ее изученности и своими на­клон­ностями к изучению тех или иных аспектов исторического прошлого. Большим плюсом является знакомство студента с проблематикой будущей выпускной квалификационной работы по предыдущим курсовым работам, научным докладам и сообщениям.

Студенту важно чётко представлять и свои возможности, прежде всего по ресурсам времени работы в библиотеках и архивах, возможностями тщательной работы с текстом, особенно если последний год обучения сочетается с дополнительной работой.

После утверждения темы дипломник составляет рабочий план на весь период подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Рабочий план учиты­вает все формы и виды работы с указанием этапов и установлением сроков выпол­нения отдельных операций. План утверждается научным руководите­лем, хотя целесообразно его и готовить вместе с ним, чтобы согласовать этапы работы с текстом и возможности его чтения руководителем, с последующей редактурой текста и проведением необходимых консультаций. Всегда следует учитывать, что обычно научный руководитель ведёт несколько подобных работ, помимо своей собственной учебной и научной работы.

Планирование научно-исследовательской работы является своеобразным искусством и нелишним будет, ознакомится с обширной и разнообразной литературой по организации научного труда. В процессе научно-исследовательской деятельности принято выделять этапы: сбора и первичной обработки материала (в данном случае выписок из источников и литературы), научного анализа и синтеза информации (в данном случае трансформации первичного материала в логически выстроенный и фактологически доказательный концептуальный авторский текст), оформления и представления результатов работы(в данном случае это окончательная редактура текста с соблюдением всех библиографических правил и публичная защита).

Необходимо учитывать и, весьма значимое в современных условиях, обстоятельство, что значительная часть работы по написанию и оформлению дипломного сочинения проходит одновременно с последним (и довольно трудным) семестром обучения в университете, подготовкой и сдачей государственного экзамена. Время так называемой дипломной практики или подготовки диплома охватывает период с начала марта по конец мая и реально может быть только периодом завершения работы с источниками и литературой, написания собственно текста работы и его редактуры. Весь объем работы над достойным, оригинальным и по-настоящему творческим дипломным сочинением в неполные три месяца уложить невозможно

Луч­шим вариантом рабочего плана является сетевой график, в котором преду­смотрены все необходимые элементы исследовательской, методической и ор­ганизационной деятельности дипломника по календарным срокам (сроки, как показывает практика, необходимо планировать с некоторым запасом) и учтены его индивидуальные особенности (скорость чтения, сложившаяся практика работы над текстом и т.д.), а также выделено время для возможных поездок в архивы и библиотеки.

Календарный план помогает студенту логически выстроить последова­тель­ность основных этапов работы над своим итоговым научным исследованием, он дисцип­линирует ис­полнителя и организует его работу.

При составлении календарного планирования следует учитывать:

1) определение и конкретизацию комплекса задач, через реализацию которых достигается цель работы;

2) сроки выполнения отдельных этапов работы:

а) поиск и анализ научной литературы и источников в соответствии с темой исследования,

б) изучение объектов, методов, приемов и методик научного исследова­ния и оценки его результатов,

в) разработка программы исследования по конкретным срокам;

3) написание чернового варианта работы;

4) обсуждение текста с научным руководителем и переработка текста;

5) оформление окончательного варианта дипломного сочинения;

6) процедуры, связанные с проверкой работы в системе «Антиплагиат», размещением текста на сайте Казанского федерального университета, рецензированием готовой работы и её пуб­личной защитой.

Примерный план может быть таким:

Этапы и формы работы Сроки: начало завершение Формы отчетности
1. Знакомство с литературой вопроса и составление библиографии сентябрь октябрь Отчет научному руководителю
2. Выявление источников и их предварительная классификация сентябрь ноябрь Отчет научному руководителю
33. Утверждение плана ВКР, исходная формулировка цели и задач ноябрь ноябрь Готовый вариант плана
4. Работа в библиотеках или архивах, текстуальное оформление работы (написание отдельных разделов: введения, главы I, главы II и т.д.) ноябрь январь  
5. Представление текста научному руководителю февраль  
6. Редактирование глав февраль март Просмотр текста науч. рук.
7. Завершение «Введения» и написание «Заключения» март апрель Согласование этих текстов с науч. рук.
8. Составление списка использованных источников и литературы апрель май Просмотр науч. рук.
9. Оформление приложений, текста выступления на защите ВКР май Согласование этих текстов с науч. рук.
Проверка работы через систему «Антиалагиат». Представление ВКР к защите в ГАК май Подписание допуска у науч. рук., зав. кафедрой и передача текста рецензенту
Публичная защита ВКР на заседании ГАК июнь  

При планировании этапов работы над выпускной квалификационной работой, особенно по напи­са­нию отдельных разделов, целесообразно оставлять резерв времени для воз­можных переделок и доработок.

Составление рабочего плана является для автора выпускной квалификационной работы обязательным. Выпускающая кафедра выборочно рассматривает и утвер­ждает рабочие планы дипломников, заслушивает отчет об их выполнении, в случае необходимости уточняя и корректируя тему работы, её структуру.

Наши рекомендации