Взаимодействие с научным руководителем
Ещё раз подчеркнём что, написание и защита курсовой работы – это сложная и многоаспектная учебно-исследовательская деятельность. Реальную помощь здесь может и должен оказать ваш научный руководитель. Общаясь с ним, в любом случае вы имеете дело с квалифицированным и опытным специалистом, который способен подсказать:
· Какую выбрать тему.
· Как правильно составить план.
· Как лучше спланировать свою работу.
· Где искать ту или иную информацию.
· На что обратить внимание при подготовке к защите.
· И многое другое.
В общении с научным руководителем важно избежать двух крайностей: либо полностью отказаться от его помощи, стремясь к максимальной самостоятельности, либо надоедать ему бесконечными вопросами вплоть до требования предоставления вам плана и списка литературы в готовом виде. В первом случае консультации с научным руководителем позволят избежать ошибок, которые было бы невозможно или поздно исправить. Во втором случае следует помнить, что это ваша работа, и научный руководитель вовсе не обязан делать ее за вас.
Чтобы встречи с научным руководителем принесли максимальную пользу, к ним нужно тщательно готовиться. Вы должны продумать, на какие конкретные вопросы хотели бы получить ответ и в какой помощи нуждаетесь. Если вы этого не сделаете, встреча не даст ничего, кроме потерянного времени. Принципиально важным обстоятельством является регулярность консультаций у научного руководителя, так как она вас дисциплинирует и приучает к ритмичной и эффективной работе.
Принципиально значимым аспектом взаимодействия с научным руководителем является организация постоянного обмена текстами и вопросами, замечаниями, уточнениями с помощью дистанционных технологий (как минимум электронной почтой).
II. ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ЗАНЯТИЙ
НАД ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ
Тема выпускной квалификационной работы утверждается кафедрой, но изначально именно студент выбирает конкретную тему, исходя из своих личных интересов и возможностей.
Как лучший вариант для успешной работы над дипломным исследованием выбор темы должен состояться по возможности раньше. Уже на 1 и 2 курсах учебы студент может определить свои интересы к тем разделам исторических дисциплин, которые на этих курсах изучаются. Этому способствуют научно-исследовательские кружки при кафедрах, семинары, курсовые работы.
Студенты прослушивают спецкурсы, работают в специальных семинарах, выступают с докладами на заседаниях исторического кружка, выполняют курсовые работы. Это, как правило, является началом исследования конкретной темы будущего дипломного сочинения.
Если же такие возможности были упущены, выбор темы дипломного сочинения может быть сделан позднее, в конце предпоследнего года обучения, в период утверждения кафедрой состава выпускников, то есть за год до защиты. С этой целью студент обращается к перечню тематики выпускных квалификационных работ по кафедре и выбирает в нем интересующую его тему.
В этом случае студенту целесообразно выбирать такую тему и направление исторического исследования, научно-исследовательский инструментарий которого ему знаком, ибо существуют специфические приемы и методы работы с источниковым и историографическим материалом, написании самого текста в каждом из многочисленных направлений исторического поиска: военной истории, истории культуры, экономической истории, изучении жизни и деятельности государственных деятелей, истории повседневности и т.д.
Таким образом, каждый студент за год до окончания университета обязан иметь тему выпускной квалификационной работы, утвержденную выпускающей кафедрой, и получить методические советы и рекомендации научного руководителя.
Студент должен официально оформить акт зачисления в состав выпускников кафедры. Для этого пишется заявление на имя заведующего кафедрой с указанием точной формулировки темы и письменным согласием научного руководителя. Студент не может считать себя дипломником по избранной теме до тех пор, пока не получит подтверждения (лично или письмом) об утверждении его заседанием кафедры в качестве такового.
При выборе темы нужно исходить из следующих условий:
1. Специализация при профилирующей кафедре, где научные направления связаны со спецификой и особенностями научных интересов преподавателей;
2. Склонность студента к специфическим формам исследовательских отраслей исторической науки – гражданская история (во всех её направлениях – от истории культуры до социально-экономической истории), историография, источниковедение, археология, вспомогательные исторические дисциплины, методика обучения истории в средней школе;
3. Интерес студента к социально-экономической или политической истории различных народов и стран, их материальной и духовной культуре в различные эпохи истории;
4. Актуальность и степень изученности проблемы, обеспеченность источниками и литературой;
5. Достаточная теоретическая подготовленность студента для изучения избранной темы, особенно это важно для историографических и культурологических тем;
6. Знание языка, на котором составлены тексты источников по теме, обладание навыками адекватного научного перевода.
7. Если выбранная тема связана с работой в архивах, необходимо обладать знаниями и практическими приемами поиска и обработки неопубликованных источников, пониманием теории и практики внешней и внутренней критики источника, палеографическими и текстологическими умениями и навыками.
Таким образом, в выборе темы студент должен руководствоваться, прежде всего, актуальностью темы, степенью ее изученности и своими наклонностями к изучению тех или иных аспектов исторического прошлого. Большим плюсом является знакомство студента с проблематикой будущей выпускной квалификационной работы по предыдущим курсовым работам, научным докладам и сообщениям.
Студенту важно чётко представлять и свои возможности, прежде всего по ресурсам времени работы в библиотеках и архивах, возможностями тщательной работы с текстом, особенно если последний год обучения сочетается с дополнительной работой.
После утверждения темы дипломник составляет рабочий план на весь период подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Рабочий план учитывает все формы и виды работы с указанием этапов и установлением сроков выполнения отдельных операций. План утверждается научным руководителем, хотя целесообразно его и готовить вместе с ним, чтобы согласовать этапы работы с текстом и возможности его чтения руководителем, с последующей редактурой текста и проведением необходимых консультаций. Всегда следует учитывать, что обычно научный руководитель ведёт несколько подобных работ, помимо своей собственной учебной и научной работы.
Планирование научно-исследовательской работы является своеобразным искусством и нелишним будет, ознакомится с обширной и разнообразной литературой по организации научного труда. В процессе научно-исследовательской деятельности принято выделять этапы: сбора и первичной обработки материала (в данном случае выписок из источников и литературы), научного анализа и синтеза информации (в данном случае трансформации первичного материала в логически выстроенный и фактологически доказательный концептуальный авторский текст), оформления и представления результатов работы(в данном случае это окончательная редактура текста с соблюдением всех библиографических правил и публичная защита).
Необходимо учитывать и, весьма значимое в современных условиях, обстоятельство, что значительная часть работы по написанию и оформлению дипломного сочинения проходит одновременно с последним (и довольно трудным) семестром обучения в университете, подготовкой и сдачей государственного экзамена. Время так называемой дипломной практики или подготовки диплома охватывает период с начала марта по конец мая и реально может быть только периодом завершения работы с источниками и литературой, написания собственно текста работы и его редактуры. Весь объем работы над достойным, оригинальным и по-настоящему творческим дипломным сочинением в неполные три месяца уложить невозможно
Лучшим вариантом рабочего плана является сетевой график, в котором предусмотрены все необходимые элементы исследовательской, методической и организационной деятельности дипломника по календарным срокам (сроки, как показывает практика, необходимо планировать с некоторым запасом) и учтены его индивидуальные особенности (скорость чтения, сложившаяся практика работы над текстом и т.д.), а также выделено время для возможных поездок в архивы и библиотеки.
Календарный план помогает студенту логически выстроить последовательность основных этапов работы над своим итоговым научным исследованием, он дисциплинирует исполнителя и организует его работу.
При составлении календарного планирования следует учитывать:
1) определение и конкретизацию комплекса задач, через реализацию которых достигается цель работы;
2) сроки выполнения отдельных этапов работы:
а) поиск и анализ научной литературы и источников в соответствии с темой исследования,
б) изучение объектов, методов, приемов и методик научного исследования и оценки его результатов,
в) разработка программы исследования по конкретным срокам;
3) написание чернового варианта работы;
4) обсуждение текста с научным руководителем и переработка текста;
5) оформление окончательного варианта дипломного сочинения;
6) процедуры, связанные с проверкой работы в системе «Антиплагиат», размещением текста на сайте Казанского федерального университета, рецензированием готовой работы и её публичной защитой.
Примерный план может быть таким:
№ | Этапы и формы работы | Сроки: начало завершение | Формы отчетности |
1. | Знакомство с литературой вопроса и составление библиографии | сентябрь октябрь | Отчет научному руководителю |
2. | Выявление источников и их предварительная классификация | сентябрь ноябрь | Отчет научному руководителю |
33. | Утверждение плана ВКР, исходная формулировка цели и задач | ноябрь ноябрь | Готовый вариант плана |
4. | Работа в библиотеках или архивах, текстуальное оформление работы (написание отдельных разделов: введения, главы I, главы II и т.д.) | ноябрь январь | |
5. | Представление текста научному руководителю | февраль | |
6. | Редактирование глав | февраль март | Просмотр текста науч. рук. |
7. | Завершение «Введения» и написание «Заключения» | март апрель | Согласование этих текстов с науч. рук. |
8. | Составление списка использованных источников и литературы | апрель май | Просмотр науч. рук. |
9. | Оформление приложений, текста выступления на защите ВКР | май | Согласование этих текстов с науч. рук. |
Проверка работы через систему «Антиалагиат». Представление ВКР к защите в ГАК | май | Подписание допуска у науч. рук., зав. кафедрой и передача текста рецензенту | |
Публичная защита ВКР на заседании ГАК | июнь |
При планировании этапов работы над выпускной квалификационной работой, особенно по написанию отдельных разделов, целесообразно оставлять резерв времени для возможных переделок и доработок.
Составление рабочего плана является для автора выпускной квалификационной работы обязательным. Выпускающая кафедра выборочно рассматривает и утверждает рабочие планы дипломников, заслушивает отчет об их выполнении, в случае необходимости уточняя и корректируя тему работы, её структуру.